Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организации, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности, однако прибыль от реализации товарной продукции составляет основную часть валовой прибыли, поэтому этой части прибыли мы уделим главное внимание. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение [28, с. 114].
На основе данных «Отчета о финансовых результатах» (см. Приложение В) за 2016 год мини отель «Кармен» оценим состав, структуру и динамику формирования финансовых результатов организации (см. Таблицу 2.4).
Как свидетельствует представленная в таблице 2.3 бухгалтерская и аналитическая информация, валовая прибыль в 2016 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 21,8 %, за счет увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на 20,0% и при увеличении выручки от продаж всего на 5%. Прибыль от продаж сократилась на 26,5% вследствие роста себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде по сравнению с предыдущим с 10390 тысяч рублей до 12467 тысяч рублей, а коммерческие и управленческие расходы остались почти на прежнем уровне.
Таблица 2.4 - Анализ динамики и состава прибыли
Наименование показателя | Код стр. | Отчет ный период 2016 год, тысяч рублей | Предыдущий период 2015 год, тыс.руб. | Структура формирования прибыли, % | Абсолют-ное откло-нение, +,- тысяч рублей | Отно-сительное откло-нение, % | |||||
2016г | 2015г | Откло- нение +,-,% | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 010 | 17020 | 16210 | … | … | … | +810 | 5,0 | |||
2.Себестои мость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 020 | 12467 | 10390 | … | … | … | +2077 | 20,0 | |||
3. Валовая прибыль | 029 | 4553 | 5820 | 99,2 | 148,4 | -49,2 | -1267 | -21,8 | |||
4.Коммерческие расходы | 030 | 600 | 600 | 13,1 | 15,3 | -2,2 | 0 | 0 | |||
5.Управленческие расходы | 040 | 618 | 682 | 13,5 | 17,5 | -4,0 | -64 | -9,4 | |||
6. Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 3335 | 4538 | 72,6 | 115,6 | -43 | -1203 | -26,5 | |||
7. Проценты к уплате | 070 | 172 | 164 | 3,7 | 4,2 | -0,5 | +8 | 4,9 | |||
8. Прочие операционные доходы | 090 | 8062 | 7679 | 175,7 | 195,7 | -20 | +383 | 5,0 | |||
9. Прочие операционные расхлды | 100 | 6676 | 7692 | 145,5 | 196,0 | -50,5 | -1016 | -13,2 | |||
10. Сальдо внереализационных доходов и расходов | 120-130 | +1254 | -615 | 27,4 | -15,6 | +43 | +1869 | … | |||
11. Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 4589 | 3923 | 100 | 100 | 0 | +666 | 17,0 | |||
12. Налоговые отчисления | 150 | 1108 | 941 | 24,1 | 24,0 | +0,1 | +167 | 17,7 | |||
13. Чистая прибыль | 190 | 3481 | 2982 | 75,9 | 76,0 | -0,1 | +499 | 16,7 |
Следует также отметить, что сальдо внереализационных доходов увеличилось в 3 раза, и чистая прибыль в 2016 году составила 3481 тысяч рублей, что на 16,7% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что если в предыдущем периоде прибыль от продаж составляла 115,6 % балансовой прибыли, то в 2016 году – 72,6%, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить факторный анализ изменения прибыли от продаж продукции изучаемого предприятия. Следовательно, моей задачей является необходимость раскрыть эти факторы и определить размер их влияния на уровень прибыли.
Существует и относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса, это рентабельность. Определим рентабельность производственной деятельности мини отеля «Кармен» за 2016 год и 2015 год, которая исчисляется путем отношения валовой прибыли (
) к себестоимости продукции ( ).
. (2.2)
= 4553 ÷ 12467 100%= 36,5 %.
= 5820÷ 10390 100%= 56 %..
Как видно из расчетов, рентабельность производственной деятельности мини отеля «Кармен» в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась, так как себестоимость продукции возросла, а валовая прибыль сократилась.
Также рентабельность производственной деятельности может быть рассчитана как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, выраженное в процентах.
= 3335 ÷ (12467+600+618) 100%= 24,3 %
= 4538÷ (10390+600+682) 100%= 38,9 % .
Таким образом, мы подтвердили результат, полученный выше, а именно рентабельность производственной деятельности уменьшилась с 38,9% до 24,3% в 2016 году, т.е. на 14,6%.
При расчете влияния факторов на уровень прибыли используем рекомендации Э.А. Маркарьяна «Финансовый анализ»[23].
Формализованный расчет прибыли от реализации продукции (PQ) можно представить в виде:
, (2.3)
где - выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
– коммерческие расходы.
Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции, тыс. руб.
Показатели | 2015 год (базис), тысяч рублей | 2016 год, тысяч рублей | |
по ценам и себестоимости предыдущего года | фактически | ||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без, НДС и акцизов), тысяч рублей | 16210 | 16448 | 17020 |
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тысяч рублей | 11672 | 12560 | 13685 |
Прибыль, тысяч рублей | 4538 | 3888 | 3335 |
Уровень рентабельности реализованной продукции, % | 38,9 | 30,9 | 24,4 |
В соответствии с учетной политикой мини отеля «Кармен» управленческие расходы списываются с кредита счета 26 на дебет счета 90 и поэтому отражаются в форме №2 отдельной строкой, поэтому сумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле:
, (2.3)
где – управленческие расходы.
Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия вышеуказанных факторов. В связи с этим изучим эти факторы и определим степень влияния каждого из них.
Сравнение динамики объёма продаж продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что объем реализации в отчетном году увеличился на 5% в оптовых ценах и на 9% по полной себестоимости. Это привело к снижению суммы прибыли от продаж по сравнению с прошлым годом на 1203 тысяч рублей или на 26,5%.
На динамику суммы прибыли от продаж могут оказывать влияние четыре основных фактора:
-
изменение объема реализации продукции, товаров, работ, услуг; -
изменение структуры реализованной продукции товаров, работ, услуг; -
изменение полной себестоимости реализованной продукции товаров, работ, услуг; -
изменение оптовых цен реализованной продукции товаров, работ, услуг.
Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и обратная зависимость для убыточной продукции. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли.
1. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли можно определить по формуле:
, или , (2.4)
где - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;
– прибыль предыдущего года;
– коэффициент изменения объема реализации.
Этот показатель может определяться как отношение объёмов реализации отчетного и предыдущего года в сопоставимых ценах по формуле:
, (2.5)
где – фактический объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;
– объем реализации за предыдущий год.
Существует и другой способ его исчисления исходя из объема реализации в оценке по полной себестоимости предыдущего года:
, (2.6)
где – полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год а ценах и тарифах предыдущего года;
– полная себестоимость реализации предыдущего года.
Таким образом,
= 16448 16210 = 1,015;
= 12560