Файл: 1. 1 Понятие, сущность, виды прибыли предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение её себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организации, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности, однако прибыль от реализации товарной продукции составляет основную часть валовой прибыли, поэтому этой части прибыли мы уделим главное внимание. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение [28, с. 114].

На основе данных «Отчета о финансовых результатах» (см. Приложение В) за 2016 год мини отель «Кармен» оценим состав, структуру и динамику формирования финансовых результатов организации (см. Таблицу 2.4).

Как свидетельствует представленная в таблице 2.3 бухгалтерская и аналитическая информация, валовая прибыль в 2016 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 21,8 %, за счет увеличения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на 20,0% и при увеличении выручки от продаж всего на 5%. Прибыль от продаж сократилась на 26,5% вследствие роста себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде по сравнению с предыдущим с 10390 тысяч рублей до 12467 тысяч рублей, а коммерческие и управленческие расходы остались почти на прежнем уровне.

Таблица 2.4 - Анализ динамики и состава прибыли

Наименование показателя

Код стр.


Отчет

ный период

2016 год, тысяч рублей

Предыдущий период 2015

год, тыс.руб.

Структура формирования прибыли, %

Абсолют-ное откло-нение, +,-

тысяч рублей

Отно-сительное откло-нение,

%

2016г

2015г

Откло-

нение

+,-,%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

17020

16210







+810

5,0

2.Себестои

мость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

12467

10390







+2077

20,0

3. Валовая прибыль

029

4553

5820

99,2

148,4

-49,2

-1267

-21,8

4.Коммерческие расходы

030

600

600

13,1

15,3

-2,2

0

0

5.Управленческие расходы

040

618

682

13,5

17,5

-4,0

-64

-9,4

6. Прибыль (убыток) от продаж

050

3335

4538

72,6

115,6

-43

-1203

-26,5

7. Проценты к уплате

070

172

164

3,7

4,2

-0,5

+8

4,9

8. Прочие операционные доходы

090

8062

7679

175,7

195,7

-20

+383

5,0

9. Прочие операционные расхлды

100

6676

7692

145,5

196,0

-50,5

-1016

-13,2

10. Сальдо внереализационных доходов и расходов

120-130

+1254

-615

27,4

-15,6

+43

+1869



11. Прибыль (убыток) до налогообложения

140

4589

3923

100

100

0

+666

17,0

12. Налоговые отчисления

150

1108

941

24,1

24,0

+0,1

+167

17,7

13. Чистая прибыль

190

3481

2982

75,9

76,0

-0,1

+499

16,7


Следует также отметить, что сальдо внереализационных доходов увеличилось в 3 раза, и чистая прибыль в 2016 году составила 3481 тысяч рублей, что на 16,7% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что если в предыдущем периоде прибыль от продаж составляла 115,6 % балансовой прибыли, то в 2016 году – 72,6%, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить факторный анализ изменения прибыли от продаж продукции изучаемого предприятия. Следовательно, моей задачей является необходимость раскрыть эти факторы и определить размер их влияния на уровень прибыли.

Существует и относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса, это рентабельность. Определим рентабельность производственной деятельности мини отеля «Кармен» за 2016 год и 2015 год, которая исчисляется путем отношения валовой прибыли (
) к себестоимости продукции ( ).
. (2.2)
= 4553 ÷ 12467 100%= 36,5 %.

= 5820÷ 10390 100%= 56 %..

Как видно из расчетов, рентабельность производственной деятельности мини отеля «Кармен» в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась, так как себестоимость продукции возросла, а валовая прибыль сократилась.

Также рентабельность производственной деятельности может быть рассчитана как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, выраженное в процентах.

= 3335 ÷ (12467+600+618) 100%= 24,3 %

= 4538÷ (10390+600+682) 100%= 38,9 % .

Таким образом, мы подтвердили результат, полученный выше, а именно рентабельность производственной деятельности уменьшилась с 38,9% до 24,3% в 2016 году, т.е. на 14,6%.

При расчете влияния факторов на уровень прибыли используем рекомендации Э.А. Маркарьяна «Финансовый анализ»[23].

Формализованный расчет прибыли от реализации продукции (PQ) можно представить в виде:
, (2.3)

где - выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;


– коммерческие расходы.

Таблица 2.4 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции, тыс. руб.



Показатели




2015 год (базис), тысяч рублей

2016 год, тысяч рублей

по ценам и себестоимости предыдущего года


фактически


Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без, НДС и акцизов), тысяч рублей

16210

16448

17020

Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тысяч рублей

11672

12560

13685

Прибыль, тысяч рублей

4538

3888

3335

Уровень рентабельности реализованной продукции, %

38,9

30,9

24,4


В соответствии с учетной политикой мини отеля «Кармен» управленческие расходы списываются с кредита счета 26 на дебет счета 90 и поэтому отражаются в форме №2 отдельной строкой, поэтому сумма прибыли (убытка) от продаж определяется по формуле:
, (2.3)
где – управленческие расходы.

Фактически полученная в отчетном периоде прибыль может отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия вышеуказанных факторов. В связи с этим изучим эти факторы и определим степень влияния каждого из них.

Сравнение динамики объёма продаж продукции, исчисленного в оптовых ценах и по полной себестоимости, показывает, что объем реализации в отчетном году увеличился на 5% в оптовых ценах и на 9% по полной себестоимости. Это привело к снижению суммы прибыли от продаж по сравнению с прошлым годом на 1203 тысяч рублей или на 26,5%.

На динамику суммы прибыли от продаж могут оказывать влияние четыре основных фактора:

  1. изменение объема реализации продукции, товаров, работ, услуг;

  2. изменение структуры реализованной продукции товаров, работ, услуг;

  3. изменение полной себестоимости реализованной продукции товаров, работ, услуг;

  4. изменение оптовых цен реализованной продукции товаров, работ, услуг.


Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость для рентабельной продукции и обратная зависимость для убыточной продукции. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли.

1. Влияние изменения объема реализации на сумму прибыли можно определить по формуле:
, или , (2.4)
где - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;

– прибыль предыдущего года;

– коэффициент изменения объема реализации.

Этот показатель может определяться как отношение объёмов реализации отчетного и предыдущего года в сопоставимых ценах по формуле:
, (2.5)
где – фактический объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;

– объем реализации за предыдущий год.

Существует и другой способ его исчисления исходя из объема реализации в оценке по полной себестоимости предыдущего года:
, (2.6)
где – полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год а ценах и тарифах предыдущего года;

– полная себестоимость реализации предыдущего года.

Таким образом,

= 16448 16210 = 1,015;

= 12560