Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС

, а загрязненный удаляется естест­венным путем. Такую вентиляцию оборудуют очень редко.

В тех помещениях, из которых воздух не должен попадать в соседние (на­пример, кухни, туалеты, помещения для грязного белья в больницах и др.), вы­тяжка должна преобладать над притоком. В тех помещениях, где чистота возду­ха имеет исключительное значение (например, операционные), приток должен преобладать над вытяжкой, так как при этом условии в них не будет проникать воздух из соседних помещений.

В зависимости от способа организации воздухообмена различают местную и общеобменную искусственную вентиляцию.

Общеобменная — это такая искусственная вентиляция, которая обеспечи­вает обмен воздуха во всем вентилируемом помещении.

Местная — это вентиляционные приспособления, обеспечивающие забор воздуха на участке его загрязнения или подачу чистого воздуха в месте пребыва­ния людей, т. е. в их рабочие зоны. При­мером может быть в определенной мере вытяжной шкаф учебной лаборатории.

Аварийная вентиляция — это вен­тиляция, обеспечивающая обмен возду­ха при авариях, когда периодически по­ступают вредные вещества в значитель­ных количествах. Примером такой вен­тиляции может быть вентиляция в хлораторных на водопроводах.


Фактический воздушный куб — это тот объем пространства помещения, который приходится на 1 человека. Необходимый воздушный куб — это тот необходимый объем помещения для 1 человека с рациональной вентиля­цией, при котором концентрация С02 не превышала бы допустимых величин.

Во время вдыхания организм человека в течение 1 ч усва­ивает почти 0,057 м3 кислорода, а во время выдоха выделяет 0,014 м3 углерода диоксида. Если человек будет находиться в закрытом помещении, то естест­венно, что содержание кислорода уменьшается, а концентрация углерода дио­ксида возрастает. Но это положение справедливо лишь для герметически зак­рытых помещений. В обычных жилых и общественных зданиях за счет инфи­льтрации наружного воздуха через неплотно подогнанные окна и ограждения всегда происходит полуторакратный обмен воздуха. Однако, невзирая на об­мен воздуха, человеку обычно бывает душно в закрытых помещениях. Жало­бы на духоту, недостаток кислорода высказывают во время пребывания как в помещениях с естественным обменом воздуха, так и в домах, оборудованных разными системами вентиляции, включая, кондиционированиеРекомендуемая величина объема свежего воздуха, которую следует подавать в помещения, оп­ределена на основании количества углерода диоксида, выделяемого в процес­сы дыхания человека за единицу времени. Эта начальная величина, входящая в расчеты объема вентиляционного воздуха, зависит от многих переменных со­ставляющих: температуры воздуха помещений, возраста человека, его деятель­ности. При температуре воздуха в помещении 20 °С взрослый человек выделяет в среднем 21,6л углерода диоксида за 1 ч, находясь в состоянии относительно­го покоя. Необходимый объем вентиляционного воздуха для одного человека при этом будет составлять (при ПДК 0,1% по объему и содержанию углекислого газа в атмосферном воздухе 0,04%) 36 м3/ч. Если изменить любую из началь­ных величин, а именно, принять ПДК содержания углерода диоксида в воздухе жилых помещений за 0,07% (по М. Петтенкоферу), тогда необходимый объем вентиляции возрастет до 72 м3/ч.

Искусственное освещение. Преимуществом искусственного освещения является возможность обеспечить в любом помещении желательный уровень освещенности. Существуют две системы искусственного освещения: а) общее освещение; б) комбинированное освещение, когда общее дополняют местным, концентрирующим свет непосредственно на рабочих местах.


Искусственное освещение должно соответствовать следующим санитарно-гигиеническим требованиям: быть достаточно интенсивным, равномерным; обеспечивать правильное тенеобразование; не ослеплять и не искажать цвета; быть безопасным и надежным; по спектральному составу приближаться к дне­вному освещению.

Общее освещение разделяют на равномерное (распределение светового потока без учета расположения установок) и локализованное (распределение светового потока с учетом расположения рабочих мест).

Нормируют абсолютные минимальные уровни освещенности рабочих поверхностей и объектов различия в помещениях. Вопросы организации ис­кусственного освещения жилых и общественных зданий регламентированы строительными нормами (СНиП И-4-79), которые определяют не только ко­личественное обеспечение освещенности, но и соответствующее ее качество. Нормирование искусственного освещения, как и естественного, проводят диф­ференцированно. Нормативы устанавливают в зависимости от условий зри­тельной работы, системы освещения и типа источников света.

Для обеспечения надлежащего качества искусственного освещения, кроме уровня освещенности, регламентируют некоторые дополнительные расчетные показатели:

  • показатель дискомфорта, оценивающий дискомфортную блесткость для ограничения ослепления от установок;

  • коэффициент пульсации освещенности — коэффициент колебаний осве­щенности вследствие изменений во времени светового потока (для обеспече­ния равномерности во времени);

  • показатель ослепления, выражающийся отношением видимости при экранировании к видимости при наличии блесткости.

Искусственное освещение жилых и общественных зданий обеспечивают лампами накаливания или люминесцентными. Лампы накаливания характери­зуются спектром излучения, который отличается от дневного света меньшим содержанием синего и фиолетового излучений и большим — красного и жел­того. Эти лампы имеют значительную яркость, поэтому следует устанавливать защитную осветительную арматуру. При люминесцентном освещении, кото­рое по спектру ближе к дневному, комфортность освещения значительно вы­ше, чем при освещении лампами накаливания. Но уровень освещенности дол­жен быть 2 раза выше.

Качество искусственного света по перечисленным выше показателям за­висит также от осветительной арматуры, ее характеристики и условий эксплу­атации. Например, степень защиты глаза от ослепительной яркости ламп зави­сит от защитного угла светильника, т. е. угла между горизонталью, проходящей через поверхность лампы, и линией, соединяющей край светящейся поверх­ности, с противоположным краем абажура. Для светильников местного осве­щения защитный угол должен быть не менее 30°.


Люминесцентные светильники должны быть укомплектованы пускорегу-лирующими аппаратами со сверхнизким уровнем шума. В жилых помещениях рекомендуют использовать многоламповые люминесцентные светильники с уменьшенной пульсацией светового потока.

Оценка достаточности искусственного освещения может быть проведена на основании инструментальных замеров и без измерений, в том числе в про­ектах, расчетными средствами. Для обеспечения надлежащего уровня общей освещенности жилой комнаты лампы в светильниках должны иметь удельную мощность не менее 15 Вт/м2.

Естественное освещение. Облучение прямым солнечным светом является крайне необ­ходимым фактором, оказывающим оздоровительное действие на организм че­ловека и бактерицидное на микрофлору окружающей среды.

Положительный эффект солнечного излучения отмечается как на откры­тых территориях, так и внутри помещений. Однако эта способность реализует­ся лишь при достаточной дозе прямых солнечных лучей, что определяется та­ким показателем, как продолжительность инсоляции. Санитарными нормами инсоляции жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки го­родов регламентирована продолжительность инсоляции в периоды равноден­ствия. Для обеспечения максимального бактерицидного эффекта регламенти­рована также потребность в обеспечении непрерывного режима инсоляции.

Санитарные нормы инсоляции, благоприятствуя улучшению гигиеничес­ких условий жилья, играют положительную роль и в упорядочении городской застройки, так как они позволяют косвенно регламентировать плотность жи­лой застройки, размер и организацию приусадебных участков.

Особая роль при инсоляции помещений принадлежит УФ-излучению, ко­торое способно убивать микроорганизмы, в частности болезнетворные. УФ-излучение положительно влияет также на психофизиологические реакции орга­низма человека, поддерживая его общий тонус, предупреждает заболевания.

Норма продолжительности инсоляции в значительной мере основывается на опытах которые показали высокую эффективность действия прямой солнечной радиации на культуру золотистого пиогенного ста­филококка и кишечной палочки. Поскольку УФ-лучи проходят сквозь стекло, эффективность бактерицидного действия прямой солнечной радиации на гиги­еническое состояние жилых помещений следует считать неопровержимым фак­том. Другое дело, что эффективность этого действия, если окна имеют спарен­ные рамы с двойным и тройным стеклом, не точно определена во времени. Кроме того, остается не установленным влияние на эффективность инсоляции размеров окон, глубины помещения, интенсивности УФ-излучения в разные часы инсоляции, поры года и пр.


4.Иллюстративный материал: слайды - 25

5.Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.2/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/ под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

6.Контрольные вопросы:

  1. Назовите гигиенические принципы нормирования отопления жилых и общественных зданий.

  2. Назовите гигиенические принципы нормирования вентиляции жилых и общественных зданий.

  3. Назовите гигиенические принципы нормирования естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий.

  4. Что такое СК, КЕО?

  5. Дайте определения понятиям -угол падения и угол отверстия.

6.3. 1.Тема: Гигиенические требования к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания.

2.Цель: ознакомить студентов с гигиеническими требованиями к устройству и оборудованию предприятий бытового обслуживания.

3.Тезисы лекции:

Баня, являясь учреждением по обслуживанию населения, имеют и санитарно-профилактическое назначение. Бани же, имея в своем составе купально-плавательные бассейны, предусматривают возмож­ность приема и бальнеологических процедур, поэтому развиваются как объек­ты спортивно-оздоровительного значения, и санитарно-эпидемиологическая служба придает большое значение надзору за ними. Бани, как и фабрики-химчистки и прачечные, должны быть расположены на отдельной территории (0,2 га на объект).

Согласно рекомендациям, их можно оборудовать в жилом районе города, поскольку этого требуют интересы населения. Но в связи с тем, что баня мо­жет быть источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду, между нею и жилой территорией должно быть расстояние от 25 до 40 м (в за­висимости от мощности) и не менее 50 м от лечебных и детских учреждений. Обычно баню возводят на межквартальной территории, поблизости организу­ют стоянки городского транспорта.

В зависимости от устройства, средств мытья, особенностей микроклимата можно выделить несколько типов бань.

В русских банях используют парильни. Пар генерируется при помощи пе­чи-каменки, отапливаемой дровами или другим видом топлива (в последнее время — газом). В русских банях имеются тазы и шайки, душ.