Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



Сверхсложным также является вопрос борьбы с носителями. В настоящее время лечебные учреждения не имеют эффективных методов ликвидации стафилококкового бациллоносительства, отсутствуют методы своевременного распознавания здоровых бациллоносителей, нет возможности госпитализировать здоровых бациллоносителей. А это становится причиной занесения инфекции в больницу. К этому следует также добавить, что часто врачи, медицинские сестры, у которых болезни протекают с маловыраженной симптоматикой (насморк, ангина, кожные процессы, гнойный отит, незначительный понос), продолжают работать и становятся источником Инфекции.

Для выявления носительства среди медицинского персонала проводятся профилактические медицинские обследования персонала в соответствии с приказом МЗ № 280 от 23.07.2002 г. "Об организации проведения обязательных профилактических медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней".

Дезинфекции подлежат: помещения (палаты, коридоры, процедурная и др.); инвентарь (тазы для использованного перевязочного материала, эмалированные лотки, резиновые коврики); санитарно-технические установки (раковины, ванны, унитазы); выделения больного (мокрота, моча, кал).

4.Иллюстративный материал: слайды -29

5. Литература:

  1. Мазаев В.Т., М.М. Гимадеев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена. 4.2 под ред. В.Т. Мазаева - 2-е изд. Испр. И доп. Mi: ГЭОТАР -'Медиа, 2006.-304с.

  2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А., У.И.Кенесариев. Алматы. Научно изд.-Гылым, 2003.-463с.

  3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А.-М.: Медицина, 1986.-608с.

4. Общая гигиена под ред. A.M. Большакова, В.Г. Маймулова В.Г.-М., 2006.-736с.

6. Контрольные вопросы:

  1. Назовите гигиенические основы планировки и строительства лечебно-профилактических учреждений.

  2. Назовите основные нормативные документы по планировке и устройству ЛПУ.

  3. Назовите системы строительства больниц.

  4. Назовите гигиенические требования к отделке помещений ЛПУ.

  5. Назовите гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату в ЛПУ.

  6. Перечислите санитарно-противоэпидемические мероприятия в больницах.


Иллюстративный материал: слайды.

Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.2/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/ под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

Контрольные вопросы:

7.3. 1.Тема: Гигиена спортивных сооружений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений.

2.Цель: ознакомить студентов с гигиеническими требованиями предъявляемым к спортивным сооружениям, культурно-просветительным и зрелищным учреждениям.

3.Тезисы лекции:

Особенности планировки и оборудования спортивных сооружений и мест для занятий физической культурой и спортом. Спортивные соору­жения разделяют на открытые и закрытые. К первым относятся места для заня­тий легкой атлетикой, спортивными играми; открытые искусственные бассейны для плавания и бассейны на естественных водоемах; конькобежные, беговые дорожки; поля для хоккея, фигурного и массового катания на коньках и т. п.; к закрытым — залы для занятий гимнастикой, борьбой, боксом, тяжелой атле­тикой, спортивными играми, фехтованием; искусственные катки; закрытые бассейны для плавания; лыжные станции и стрелковые тиры.


Открытые и закрытые спортивные сооружения возводят как самостоя­тельные, отдельно расположенные объекты или как элементы, входящие в со­став спортивных комплексов. Характерным типом комплексного спортивного сооружения является стадион, состоящий из ряда специальных помещений и служащий центром учебно-тренировочной работы и соревнований по разным видам спорта.

В каждом спортивном сооружении, предназначенном для тренировочных занятий и соревнований, предусмотрен ряд вспомогательных помещений для обслуживания спортсменов и зрителей. Это гардеробная, раздевальная, душе­вые, уборные, кабинет врача, комната для массажа, комната для администра­ции, помещение для хранения инвентаря и др.

Для обеспечения хороших условий для занятий спортом и предотвраще­ния спортивного травматизма большое значение имеют планировочные меро­приятия. В зависимости от назначения, отдельные виды спортивных сооруже­ний требуют и соответствующих планировочных решений. Для большинства из них обязательными являются следующие: а) расположение на благоприят­ных, здоровых, хорошо проветриваемых и инсолированных, достаточных по размеру территориях; б) зонирование территории; в) правильное взаимораспо­ложение мест или помещений для зрителей и спортсменов во избежания пре­дотвращения пересечения потоков; г) возможность последовательного исполь­зования помещений (поточность); д) планировка отдельных помещений должна обеспечивать их функциональную связь; е) наличие вспомогательных соору­жений; ж) оптимальные условия среды в закрытых помещениях (микроклимат, качество воздуха, освещение, инсоляция, акустика и др.).

Вспомогательные помещения для обслуживания спортсменов оборудуют в отдельных зданиях (павильонах) или под трибунами. Их площадь следую­щая: раздевальные — из расчета 0,4 м2 на 1 человека; душевые — один рожок на 20 человек, занимающихся одновременно; туалеты мужские — один унитаз и один писсуар на 50 мужчин, женские — один унитаз на 30 женщин.

Если вспомогательные помещения стадиона используют для занятий зим­ними видами спорта, то их дополняют специальными помещениями. Напри­мер, комнатой для обогрева катающихся на коньках (0,16 м2 на 1 человека) и помещением для проката коньков.

Площади вспомогательных помещений при открытых искусственных бас­сейнах планируются из расчета: раздевальные — на 100% физкультурников одной смены; душевые — один рожок на 3 человека; туалет мужской — один унитаз и один писсуар на 10 человек, женские — один унитаз на 7 женщин од­ной смены.


Некоторые вспомогательные помещения являются общими для всех видов спортивных сооружений: кабинет врача с массажной (10—12 м2); комната для инструкторов (12—15 м2); комната для судей (15—20 м2); комната отдыха с буфетом (30—70 м2); комната для обслуживающего персонала (10 м2); ком­наты для хранения спортивного инвентаря ( 15—25 м2) и дирекции (20—40 м2) и пр. Высота вспомогательных помещений должна быть не менее 2,7 м, за ис­ключением кладовых, туалетов и душевых, где она может быть уменьшена до 2,4 м.

Стены в раздевальных и медицинских помещениях на высоту 1,7 м покры­вают светлой масляной краской, а в душевых — по мере возможности облицо­вывают кафелем. Полы в раздевальных делают деревянными, покрывают мас­ляной краской или линолеумом. В проходах рекомендуют класть резиновые, а не ковровые дорожки, которые могут быть источником передачи грибковой болезни. В душевых полы выстилают метлахскими плитками, оборудуют тра­пы для отведения воды. Допускается также цементные полы.

Душевые обеспечивают смесителями горячей и холодной воды. При входе в туалеты при искусственных бассейнах для плавания необходимо оборудовать ножной кювет с проточной водой.

Вспомогательные помещения для зрителей оборудуют на спортивных со­оружениях, предназначенных для проведения соревнований. Ряды на трибунах располагают последовательно в направлении снизу вверх, что обеспечивает хорошую видимость.

Площадь трибун определяют из расчета 0,5 м2 на 1 зрителя. Для безопас­ности и создания удобств для зрителей количество мест в каждой секции, если рядов не больше 14, должно быть не более 50, а при большем количестве ря­дов — не более 40. Места для сидения должны иметь длину 40—42 см и шири­ну 30—35 см при высоте 45 см. Ширина прохода между сидениями — 45 см, глубина ряда — 75—80 см. Ширину лестничных маршей и люков для прохода устанавливают в зависимости от степени огнестойкости материалов (каменные, деревянные и др.), из которых построены трибуны. С поверхности трибун дол­жен быть налажен беспрепятственный сток воды.

Пространство под трибуной, если такое имеется, можно использовать для организации буфетов и туалетов для зрителей. Туалеты должны иметь отдель­ные вход и выход для обеспечения текущего движения посетителей. В боль­ших подтрибунных пространствах можно оборудовать вспомогательные по­мещения для спортсменов, однако в гигиеническом плане они уступают поме­щениям, расположенным в отдельных зданиях (хуже условия естественного освещения, невозможность сквозного проветривания и др.).


Особенности планировки, благоустройства и оборудования культур­но-зрелищных учреждений и заведений досуга. Большинство культурно-зрелищных заведений, к которым относятся зрелищные объекты (театры, ки­нотеатры, цирки, концертные залы, клубы), выставочные залы, библиотеки, лектории и т. п., несмотря на специфику каждого из них, отличает то, что в те­чение определенного времени в помещениях, ограниченных площадью, пре­бывает значительный контингент людей. Поэтому независимо от некоторых расхождений, в гигиенических требованиях к планировке и оборудованию основных функциональных помещений этих учреждений — залов (для зрите­лей, выставочный, читальный и др.), выполняющих разнообразные функции, есть много общего. Прежде всего, это необходимость в обеспечении оптималь­ных параметров микроклимата, видимости и слышимости. Кроме того, объек­ты этой группы, особенно те, в которых одновременно, во время представле­ния, демонстрации фильма, скапливаются люди, должны иметь эффективную приточно-вытяжную вентиляцию, надлежащий гардероб. Особое внимание об­ращают на оборудование комнат для курения.

Гардеробные обычно располагают по пути движения посетителей, вблизи входов, желательно в изолированном от вестибюля помещении.

В гигиеническом отношении целесообразно организовывать централизо­ванный гардероб, в котором легче контролировать эффективность вентиляции и пылеулавливания. Площадь раздевальной должна составлять 0,08—0,1 м2 на 1 посетителя.

Коридоры служат транспортным путем, местом ожидания и функциони­руют как кулуары (коридоры для прогулок). Они связывают между собой от­дельные помещения учреждения, например, в театре — зал для зрителей, фойе и вспомогательные помещения (буфет, кафе, театральный музей, комнаты для курения и туалетные). Коридор является резервуаром чистого воздуха, препят­ствием для проникновения в зал уличного шума. С гигиенической точки зре­ния, преимущество отдают коридору с односторонней застройкой с оптималь­ным естественным освещением и аэрацией. Длина его лимитируется: коридор в качестве транспортного пути при освещении из одного торца — не более 20 м, из двух торцов — 40 м; коридор-кулуар — 15 и 30 м соответственно. Если ко­ридор длиннее, через каждые 15 м оборудуют световые разрывы большей или меньшей ширины. Наименьшая ширина коридора в общественных зданиях, согласно нормативам, составляет 2 м. В зависимости от назначения коридора ее увеличивают.