Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



Театр обычно сооружают в центре населенного пункта. Он служит его украшением. Самое лучшее место для него — площади и магистрали. Не допу­скается располагать театры вблизи железнодорожных станций и путей, про­мышленных объектов, линий метро с мелким заложением и других источни­ков шума.

Здание театра состоит из трех групп помещений:

1) для зрителей; 2) демонстрационно-сценических; 3) административно-хо­зяйственных.

Гигиенические требования к планировке и оборудованию зала для зрите­лей диктуются потребностью обеспечения в театре удобств для зрителя, а так­же надлежащих условий видимости, слышимости, микроклимата и качества воздушной среды. Хорошая слышимость в зале для зрителей обеспечивается рациональным подбором его габаритов, формы и отделки. Акустику оценива­ют по продолжительности реверберации (многократного отражения). Помеще­ния, характеризуемые хорошей акустикой, имеют реверберацию 1,75—1,85 с. В целях улучшения акустических условий в зале для зрителей устанавливают мягкую мебель. Это создает равноценные акустические условия при различ­ном заполнении людьми.

Хорошая видимость в зале для зрителей обеспечивается тем, что каждый последующий ряд оборудуют выше предыдущего не менее чем на 12 см, задние ряды удаляют от сцены на 30—32 м в оперных театрах и на 25—27 м — в дра­матических. Для обеспечения видимости сцены лимитируют горизонтальный и вертикальный углы зрения.

Относительно цвета стен и отделки театральных помещений (прежде всего зала для зрителей) есть разные мнения. Признаны наилучшими для окрашива­ния залов для зрителей зеленые, бежевые и голубые оттенки. Зал для зрителей, кулуары и фойе следует красить в разные цвета, чтобы не возникало впечатле­ния однотонности.

К мебели зала для зрителей предъявляют некоторые дополнительные тре­бования. Кресла, например, должны: 1) быть с прочными основными опорами и удобной конструкцией сидения; 2) отвечать анатомо-физиологическим осо­бенностям тела, для чего высота сидения должна составлять 46 см, глубина — 40—42 см и ширина — 55 см; 3) хорошо очищаться от пыли и т. п.

Сцена является главным помещением демонстрационной группы театра. Глубинная колосниковая сцена соединяется с залом для зрителей портальным проемом, ширина его зависит от размеров зала, его формы и расположения мест для зрителей. Для современных театров желательно максимально рас­крыть портальный проем: в театрах оперы и балета — от 12 до 18 м, в драмати­ческих — от 10 до 14 м. Ширина сцены составляет от 31 до 19 м, глубина от 24 до 17 м. Высота должна быть равна тройной ширине портала. Форма сце­ны обычно прямоугольная.


Кинотеатры располагают таким образом, чтобы максимально приблизить их к зрителю. Не рекомендуют проектировать кинотеатры встроенными, так как они создают шум и неудобства для жителей дома.

Спецификой кинотеатра является безвозвратная пропускная система, дви­жение посетителей в одном направлении: через вестибюль, кулуары, зал для зрителей к выходу. Такой характер движения потока обусловливает структуру и взаиморасположение помещений кинотеатра.

Основным планировочным элементом кинотеатра является зал для зрите­лей, вокруг которого располагаются вспомогательные помещения. Он должен обеспечивать оптимальные условия для визуального восприятия фильма, со­вершенное качество звука и нормальные микроклиматические условия для по­сетителей.

Размер площади фойе определяют из расчета 0,5 м2 на 1 зрителя. Фойе имеет удобную связь с входами в зал для зрителей и вестибюль. Гардероб в ки­нотеатрах обычно не предусмотрен. Кассовый вестибюль может быть объеди­ненным с входным лишь в кинотеатрах на 600 зрителей и менее. Допускается объединение входного вестибюля с распределительными кулуарами. Послед­ние служат для распределения потоков зрителей при входах в зал для зрителей и должны иметь ширину не менее 2,4 м. В фойе многих кинотеатров оборуду­ют эстраду и буфет. Комнаты для курения и уборные соединяются отдельны­ми входами из фойе и рас

4.Иллюстративный материал: слайды - 24

5.Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.2/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/ под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

6.Контрольные вопросы:

1. Перечислите набор помещений в спортивных сооружениях.

2.Какие гигиенические требования предъявляются к микроклимату спортивных сооружений?

3. Какие гигиенические требования предъявляются к микроклимату театра?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к планировке и оборудованию зала для зрите­лей в театре?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к размещению кинотеатра?


8.1. 1.Тема: Гигиенические основы районной планировки. Функциональное зонирование территории населенных мест. Градообразующие факторы.

2.Цель: ознакомить студентов с гигиеническими принципами районной планировки, с проектной документации, с принципами функционального зонирования территорий, также с градообразующими факторами.

3.Тезисы лекции:

Первоначально при создании населенных пунктов гигиеническим принципам внимания не уделялось. Но уже античные города Греции и Рима стали строить с учетом создания здоровых условий жизни для населения. Так, Аристотель придавал значение хорошему расположению города, а Гиппократ указывал на вредное влияние болотистых местностей. В античных городах велась планировка, создавались водопроводы и канализация.

В современном градостроительстве вопросы охраны здоровья человека и природных ресурсов должны быть первостепенными и эта проблема должна решаться комплексно с учетом множества факторов и одним из проявлений такого подхода является районная планировка. В большинстве случаев трудно провести застройку населенных мест без учета окружающей территории района.

В гигиеническом отношении районная планировка дает возможность: целесообразно использовать благоприятные факторы в масштабе большей территории для оздоровления населения (водоемы, зеленые массивы и др.); создать сельскохозяйственную зону для обеспечения городского населения продуктами; провести рациональное размещение населенных пунктов относительно промышленных объектов; провести оптимальный выбор источников водоснабжения и использования сточных вод, целесообразно разместить на территории специализированные больницы, санатории, дома отдыха.

Рассматривая проект районной планировки, необходимо обратить серьезное внимание на оценку природно-климатических условий. Из них в первую очередь, должны учитываться: климат, рельеф, почва, подземные и поверхностные воды, растительность, сейсмические, селевые, мерзлотные и другие факторы.

Климат – это многолетний, устойчивый режим погоды в какой-либо местности. Различают:

а) макроклимат – климат обширных территорий в пределах географических широт;

б) мезоклимат – местный климат более мелкого масштаба (долины, города);

в) микроклимат – еще более мелкий масштаб, в приземном слое атмосферы (2м).


В проектах районной планировки учитывается макроклимат, в проектах населенных пунктах – мезоклимат, в проектах жилых районов города микроклимат. Однако, на практике, чаще всего, применяют два определения: климат (макроклимат) и микроклимат (мезо и микроклимат).

Основные сведения о параметрах климата содержатся в материалах гидрометеослужбы, а также в СНиП 2.04-11-2001 «Строительная климатология». Кроме того, в проектах планировки и застройки населенных пунктов должен быть климатический паспорт.

Для оценки климата местности большое значение имеет скорость и направление ветра. Важно учесть сочетание скорости ветра и температуры воздуха. Наиболее значимым для санитарной оценки является соотносительное расположение населенных пунктов и источников загрязнения атмосферы в зависимости от розы ветров.


Рельеф местности в планировке играет большую роль при выборе территории для населенных пунктов, промышленных объектов, аграрных комплексов, зон отдыха, санаториев и домов отдыха, прокладки транспортных и инженерных сетей. Учет условий рельефа необходим для экономического решения вопросов водоснабжения и канализации, а также для объективной оценки климатических параметров. Плоский рельеф затрудняет отток атмосферных вод, что приводит к затоплению и заболачиванию территорий. Особенности рельефа местности могут быть использованы для достижения лучшей инсоляции населенных пунктов в целом

Инсоляция – это прямое воздействие солнечного света. Ориентация зданий и помещений существенно вли­яет на условия инсоляции, уровни естественного освещения и микроклимат. Различают несколько видов ориентации.

Меридиональная — длинная ось здания расположена по меридиану или параллельно ему. При такой ориентации один фасад будет ориентирован на за­пад, другой — на восток. Этот вид ориентации рекомендуется для умеренного климатического пояса (II пояс). В теплом и жарком климатических поясах (III—IV) комнаты фасада, обращенные на запад, будут перегреваться, а это нежелатель­но для спальных помещений.

Экваториальная, или широтная, ориентация — длинная ось здания распо­ложена по экватору или параллельно ему. При такой ориентации один фасад будет ориентирован соответственно на север, второй — на юг. Широко исполь­зуют на севере (севернее 60°) и юге (южнее 45°). При этом южные фасады по­лучают максимальное количество солнечных лучей, а летом даже северные фасады хорошо освещаются с северо-востока и северо-запада лучами еще не заходящего солнца. В южных широтах экваториальная ориентация определя­ется по другим соображениям. Летом на юге стоящее высоко над горизонтом полуденное солнце не будет облучать южные фасады прямым светом. Неинсолированные северные фасады обеспечат желательной прохладой. Зимой низко стоящее солнце хорошо обогреет южные фасады здания.

Диагональная — длинная ось здания расположена под углом к меридиану. Одной из разновидностей диагональной ориентации является расположение здания по гелиотермической оси. Это такая ориентация, когда длинная ось зда­ния отклонена от меридиана по ходу часовой стрелки на восток на 19—22,5°. При такой ориентации световые и тепловые условия для обоих фасадов срав­ниваются. Используют в средних широтах, теплом и жарком климатическом поясах.