ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большое гигиеническое значение имеет благоустройство улиц (рациональное покрытие, создание продольных и поперечных уклонов, обеспечение водостока, озеленение). Наилучшими гигиеническими качествами обладают покрытия из асфальтобетона и асфальта. Их поверхность не имеет швов, такие улицы легко убирать, они относительно бесшумны.
Улицы служат природным стоком для атмосферных и талых вод при условии, что их вертикальная планировка обеспечивает поперечные уклоны для стока с проезжей части в пределах от 1 до 3%, а продольные уклоны составляют в среднем 2—3%.
Озеленение улиц предусматривает защиту населения от пыли и выхлопных газов автотранспорта, а также снижение уровней шума на участках территории жилой застройки, прилегающих к улице. Для защиты территории от шума ширина зеленой полосы должна составлять не менее 10 м. На ней в обязательном порядке высаживают деревья с густой кроной и кустарники.
При проведении гигиенической экспертизы необходимо оценивать проектирование сети общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения. Общественный транспорт для городов с населением свыше 250 тыс. организуют на основании комплексных схем развития всех видов городского пассажирского транспорта.
Длина пешеходных переходов к ближайшей остановке общественного пассажирского транспорта не должна превышать 500 м; в районах индивидуальной усадебной застройки — 800 м; в производственных и коммунально-складских зонах — 400 м от проходной предприятий; в зонах массового отдыха и спорта — 800 м от главного входа.
В условиях высокой автомобилизации обеспеченность населения транспортом составляет 150—180 легковых автомобилей на 1000 жителей. Поэтому необходимо обращать внимание на сооружения и предприятии для хранения и обслуживания транспортных средств. В жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей (100%), принадлежащих жителям этих районов, временное хранение автомобилей посетителей (до 10% от расчетного парка автомобилей, принадлежащих жителям данного района). Гаражи и автостоянки индивидуальных автомобилей следует оборудовать главным образом на периферии жилых районов и на междумагистральных территориях или в их пределах на участках,' отдаленных от мест, предназначенных для игр детей и отдыха населения.
Наземные и комбинированные (наземно-подземные) гаражи и автостоянки легковых автомобилей должны находиться на определенном расстоянии от жилых и общественных зданий (табл. 143).
К инженерному оборудованию при планировке и застройке населенных мест причисляют сети водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, связи, радиовещания, телевидения.
Решение задач водоснабжения и водоотведения в проектах планировки и застройки должно обеспечить:
-
оценку условий водоснабжения и водоотведения как элементов комплексной оценки условий развития городов; -
определение мощности систем для проектируемого состава водопользователей;
Уличная сеть и площади занимают 20-25% территории поселений и в основном определяют их общую планировочную структуру: прямоугольную, радиальную, радиально-кольцевую, или свободную. С улицами связаны весьма существенные в гигиеническом смысле факторы: ориентация зданий, обмен воздуха в пределах территории города, загрязнение воздуха автотранспортом (отработавшие газы и пыль резины и асфальта), уличный шум, уличный травматизм, расход энергии при передвижении по улице. От благоустройства, оборудования и эксплуатации улиц во многом зависит уровень условий жизни населения города, в том числе его части - лиц с ограниченными физическими возможностями (пожилые и инвалиды).
Одной из наиболее сложных проблем в процессе проектирования уличной сети является
транспортная. Степень подвижности населения городов и интенсивность транспортной загрузки
улиц, объем перемещения различных грузов зависят от величины города, его административно-
хозяйственного значения, планировочной структуры.
Построение системы улиц, выбор для каждого конкретного города общественного транспорта подчиняются основной цели - сократить до возможного минимума затраты времени населения на вынужденные передвижения. Эта цель едина и с экономической, и с социологической, и с гигиенической точек зрения.
Следующий фактор, который должен учитываться при проектировании уличной сети, ветровой режим местности (скорость и господствующее направление ветра). Улицы служат главными каналами, по которым свежий воздух поступает в центральную часть города. В ряде случаев естественное проветривание городской территории следует усилить, например, в южных городах и значительную часть улиц проектировать в направлении господствующих ветров.
В старых городах, в которых преобладает периметральная система застройки кварталов, большую роль в проектировании уличной сети играет фактор инсоляции фасадов жил
ых зданий
современных условиях при широких возможностях выбора типа застройки жилых массивов, отсутствии требования жесткой привязки ориентации фасада дома к направлению улицы значение этого фактора уменьшилось. Тем не менее остается актуальным вопрос инсоляции территории самой улицы. В средних широтах на улицах, имеющих меридиональное, диагональное направление или направление по гелиотермической оси, в летнее время в первой половине дня тротуары одной стороны улицы, а во второй половине - другой стороны находятся в тени прилегающих зданий или зеленых насаждений. Это дает возможность пешеходам избежать тягостной инсоляции и отраженной от стен радиации в летнее время.
Большое гигиеническое значение имеют размеры продольных уклонов улиц. При отсутствии уклона затруднен сток атмосферных и талых вод с поверхности улицы. Для обеспечения стока необходим минимальный продольный уклон не менее 0,003. испытывают затруднения при преодолении уклонов и инвалиды-колясочники. Преодоление уклонов городским транспортом сопровождается увеличением выброса отработавших газов, повышением уровня шума. Поэтому строительные правила ограничивают продольный уклон тротуаров и улиц 0,5, допуская лишь в горных районах уклоны не более 0,8. при больших уклонах на тротуарах должны устраиваться лестницы.
Таким образом, уличная сеть выполняет важную социальную и коммуникационную роль; она обеспечивает доступ людей из первичных элементов жилой зоны поселения (микрорайонов и кварталов) к другим его функциональным элементам: местам, приложения труда, рекреации, рбщественно-культурным и торговым центрам ц т.д. Тем самым уличная сеть превращает территорию поселения из конгломерата разрозненных социальных островков в единый активно действующий социально-экономический организм, моделью которого является территориальная система расселения.
Для более эффективного выполнения своих функций уличная сеть города строится по иерархическому принципу. Магистральные улицы городского и районного значения служат для движения городского общественного транспорта. Жилые улицы предназначаются для пешеходной и транспортной связи микрорайонов с магистральными улицами и остановками общественного
транспорта. Жилые улицы застраивают жилыми домами, школами, зданиями учреждений и предприятий культурно-бытового назначения. Пешеходные дороги и аллеи предназначены для пешеходной связи микрорайонов и групп домов с учреждениями обслуживания и остановками общественного транспорта. Вместе с тротуарными жилых улиц они образуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона. В промышленной и коммунально-складской зоне выделяются улицы грузового движения. Данная система вошла в строительные нормы и является обязательной для проектировщиков.
Озеленение является важнейшей составной частью инфраструктуры поселения. Зеленые насаждения, защищая здания и отдельные участки территории от избыточной инсоляции и сильных ветров, способствуют созданию благоприятного микроклимата, изолируют жилую зону от пыли и шума транспортных магистралей, делают возможной организацию отдыха людей непосредственно вблизи жилья. Смягчая температуру и влажность воздуха, зеленые насаждения снижают скорость движения воздуха, защищают от ветров. Ветрозащитное действие зеленых насаждений распространяется на расстояние, равное 10-20-кратной высоте посадок. Кроны деревьев снижают солнечную радиацию, создают затенение, благоприятно действующеев жаркие летние дни на теплоощущение людей.
Система озеленения города должна иметь органическую связь с зелеными массивами пригородной зоны и играть роль канализации для продвижения из пригородной зоны в глубь поселения свежего атмосферного воздуха, различных представителей дикой флоры и фауны.
Зеленые насаждения должны занимать 40-50% территории селитебной зоны города. Городские парки проектируются площадью не менее 80-10 га и размещаются или в пределах селитебной территории с радиусом обслуживания не более 2 км, или за ее пределами - не далее 0,5 км. В больших городах, кроме того, устраиваются детские парки, зоологический и ботанический сады. Отдельно или на участках городских и районных парков располагаются стадионы, территории которых также должны быть озелены. Озеленение жилого района включает насаждения общего пользования - сад или парк жилого района, скверы, бульвары, насаждения ограниченного пользования - скверы при зданиях различных общественных учреждений, больницах и т.д., насаждения на магистральных и жилых улицах, систему озеленения микрорайонов. Радиус обслуживания парков планировочных районов должен быть не более 1 км.
Система озеленения микрорайона разрабатывается с учетом его величины и общего пространственно-архитектурного решения. В общем виде она включает сад микрорайона, сады при группах жилых домов, участках детских дошкольных учреждений, школ, объединенные зелеными связками в виде зеленых полос между жилыми домами и микрорайонными проездами. Выбор пород деревьев и кустарников в системе городского озеленения - сложная профессиональная задача ландшафтного архитектора. При выборе пород учитывается много факторов, из которых основные - это климат, устойчивость пород к постоянным компонентам городского воздуха (диоксид серы, оксид азота, городская пыль), рельеф территории, гармония с окружающими природными ландшафтами.
Гигиеническое значение зеленых насаждений состоит в снижении запыленности атмосферного воздуха и уменьшении содержания в нем вредных химических веществ, улучшении микроклимата территорий и помещений, обогащении воздуха кислородом и фитонцидами.
Декоративно-планировочные зеленые насаждения используют для создания привлекательных жилых районов, что способствует организации полноценного, отдыха в условиях, приближенным к природным, улучшает настроение и повышает жизненный тонус человека.
Снижение запыленности воздуха зелеными насаждениями происходит вследствие замедления скорости движения загрязненного потока в зеленом массиве и выпадения пыли на поверхность листьев, хвои, веток и стволов. Под деревьями в результате разницы температур возникают нисходящие потоки воздуха, способствующие оседанию пыли. Осевшую пыль смывает дождь или струи воды во время полива зеленых насаждений. Способность разных пород деревьев и кустарников задерживать пыль не одинакова. Она зависит от строения листа. Лучше всего задерживают пыль шероховатые, покрытые ворсинками листья (вяз, сирень, клен остролистый, липа и пр.). Запыленность воздуха среди, зеленых насаждений в 2—3 раза меньше, чем на открытых территориях.
Газозащитная роль зеленых насаждений во многом определяется их стойкостью, к воздействию разных газов. Среди деревьев и кустарников наиболее стойкими к газам являются ель колючая, акация белая, клен, тополь канадский; наименее стойкими — береза, ель обыкновенная, сосна, ясень обыкновенный. Концентрацию газов в воздухе зеленые насаждения активно снижают в период вегетации. Так,- если до появления листьев концентрация углерода оксида за зеленой полосой шириной 60 м составляла 7,5 мг/мЗ, то после его появления уменьшалась до 4,5 мг/мЗ. Влияние зеленых насаждений на концентрацию газов в воздухе зависит и от плотности посадок: Среди густых зеленых насаждений, расположенных вблизи источников выброса в атмосферу вредных веществ, создается застой воздуха, что может привести даже к повышению концентрации атмосферных загрязнений. Поэтому поблизости от источников выброса на территории СЗЗ следует создавать хорошо продуваемые посадки зеленых насаждений. Установлено также, что эффект зеленого фильтра зависит от вида и концентрации пыли и газов в воздухе. Колебание эффективности пылеосаждения для одного растения может равняться от 0,005 до 0,12 мг/мЗ. Для эффективного применения пыле и газозащитных свойств зеленых насаждений необходимо учитывать выше приведенные их особенности.