Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



Инженерное и санитарно-техническое оборудование — лифты, насосы для подкачки воды, мусоропровод, вентиляционные установки и др. (более 30 ви­дов оборудования современных зданий) — иногда создают шум в квартирах до 45—60 дБА.

Источниками шума являются также музыкальная аппаратура, инструмен­ты и бытовая техника (кондиционеры, пылесосы, холодильники и др.).

Во время ходьбы, танцев, передвижении мебели, беготни детей возникают звуковые колебания, передающиеся на конструкцию перекрытий, стены и пе­регородки и распространяющиеся на большое расстояние в виде структурного шума. Это происходит вследствие сверхмалого затухания звуковой энергии в материалах конструкции зданий.

Вентиляторы, насосы, лифтовые лебедки и другое механическое оборудо­вание зданий являются источниками как воздушного, так и структурного шу­ма. Например, вентиляционные установки создают сильный воздушный шум. Если не принять соответствующие меры, этот шум распространяется вместе с потоком воздуха по вентиляционным каналам и через вентиляционные решет­ки проникает в комнаты. Кроме того, вентиляторы, как и другое механическое оборудование, в результате вибрации вызывают интенсивные звуковые коле­бания в перекрытиях и стенах зданий. Эти колебания в виде структурного шу­ма легко распространяются по конструкциям зданий и проникают даже в дале­ко расположенные от источников шума помещения. Если оборудование уста­новлено без соответствующих звуко- и виброизолирующих приспособлений, в подвальных помещениях, фундаментах образуются колебания звуковых час­тот, передающиеся по стенам зданий и распространяющиеся по ним, создавая шум в квартирах.

В многоэтажных зданиях источником шума могут быть лифтовые установ­ки. Шум возникает во время работы лебедки лифта, движения кабины, от уда­ров и толчков башмаков по направляющим, клацанья поэтажных выключате­лей и, особенно, от ударов раздвижных дверей шахты и кабины. Этот шум рас­пространяется не только по воздуху в шахте и лестничной клетке, но, главным образом, по конструкциям зданий вследствие жесткого крепления шахты лиф­та к стенам и перекрытиям.

Уровень шума, проникающего в помещения жилых и общественных зда­ний от работы санитарно-технического и инженерного оборудования, в основ­ном зависит от эффективности мероприятий по шумоглушению, которые при­меняют в процессе монтажа и эксплуатации.


Наиболее распространенным источником городского (внешнего) шума яв­ляется транспорт: грузовые автомашины, автобусы, троллейбусы, трамваи, а также железнодорожный транспорт и самолеты гражданской авиации. Жало­бы населения на шум транспорта составляют 60% всех жалоб на городской шум.

Современные города перегружены транспортом. На отдельных участках го­родских и районных магистралей транспортные потоки достигают 8000 единиц в 1 ч. Наибольшая транспортная нагрузка приходится на улицы администрати­вно-культурных центров городов и магистралей, связывающих жилые районы с промышленными узлами. В городах с развитой промышленностью и городах-новостройках значительное место в транс­портном потоке занимает грузовой транс­порт (до 63—89%). При нерациональной организации транспортной сети транзит­ный грузовой поток проходит через жи­лые районы, места отдыха, создавая на прилегающей территории высокий уро­вень шума.

Влияние шума на организм человека. Человек живет среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами, дающими воз­можность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, прини­мать участие в трудовом процессе и т. п. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.

Можно выделить такие категории влияния чувствительной акустической энергии на человека:

1) влияние на слуховую функцию, обусловливающую слуховую адаптацию, слуховое утомление, временную или постоянную потерю слуха;

2)нарушение способности передавать и воспринимать звуки речевого об­щения;

3)раздражительность, беспокойство, нарушение сна;

4)изменение физиологических реакций человека на стрессовые сигналы и сигналы, не являющиеся специфическими для шумового влияния;

5)влияние на психическое и соматическое здоровье;

6)влияние на производственную деятельность, умственный труд.

Городской шум воспринимается прежде всего субъективно. Первым пока­зателем неблагоприятного его действия являются жалобы на раздражитель­ность, беспокойство, нарушение сна. В появлении жалоб уровень шума и фак­тор времени имеют решающее значение, но степень неприятных ощущений за­висит и от того, в какой мере шум превышает обычный уровень. Значительную роль в возникновении у человека неприятных ощущений играют его отноше­ние к источнику шума, а также заложенная в шуме информация.

Особого внимания заслуживают результаты исследования влияния шума на сердечно-сосудистую систему. Под его воздействием ускоряется или замед­ляется пульс,
повышается или снижается артериальное давление, изменяется ЭКГ, плетизмо- и реоэнцефалограмма. Гигиеническое нормирование уровней шума. Для устранения неблаго­приятного влияния шума на здоровье человека решающее значение имеют са­нитарно-гигиенические нормативы допустимых уровней звука, поскольку они определяют разработку тех или иных мероприятий по борьбе с шумом в го­родах.

Цель гигиенического нормирования — профилактика функциональных расстройств и заболеваний, чрезмерной утомляемости и снижения трудоспо­собности при кратковременном или длительном воздействии шума. Главный принцип регламентации шума в нашей стране — медико-биологическое обосно­вание норм путем проведения лабораторных и натурных исследований в естест­венных условиях влияния шума на различные возрастные и профессиональные группы населения, а не технико-экономическое обоснование, как это наблюда­ется в некоторых странах. В результате многочисленных и разносторонних ис­следований были определены недействующие и пороговые уровни шума, ко­торые легли в основу нормирования.

Допустимым считается такой уровень шума, при длительном воздействии которого не происходит отрицательных изменений в физиологических реак­циях, наиболее чувствительных и адекватных шуму, и в субъективном самочу­вствии. "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и обще­ственных зданий и на территории жилой застройки" (№ 3077-84) регламенти­руют допустимые параметры шума для различных мест пребывания человека в зависимости от основных физиологических процессов, свойственных опре­деленному виду деятельности человека в данных условиях. Так, ведущие фи­зиологические процессы в жилых комнатах днем связаны с активным отды­хом, домашней работой, просмотром и прослушиванием теле- и радиопередач, в спальнях — со сном, в классах, аудиториях — с учебным процессом, рече­вым общением, в читальных залах — с умственным трудом, в лечебно-профи­лактических учреждениях — с восстановлением здоровья, отдыхом и т. д.

Нормированными параметрами постоянного шума являются уровни зву­кового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц и уровень звука (дБА).

Меры по защите от шума. Для защиты от шума применяют такие меры: устранение причин шумообразования или ослабление шума в источнике воз­никновения; ослабление шума на пути его распространения и непосредствен­но в объекте защиты. Для защиты от шума проводят различные мероприятия: технические (ослабление шума в источнике); архитектурно-планировочные (рациональные приемы планировки зданий, территорий застройки); строи­тельно-акустические (ограничение шума на пути распространения); организа­ционные и административные (ограничение или запрет, или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума).


Для ослабления шума, проникающего в изолированные помещения, необ­ходимо: применять для перекрытия, стен, перегородок, цельных и остеклен­ных дверей и окон материалы и конструкции, обеспечивающие надлежащую звукоизоляцию; использовать звукопоглощающую облицовку потолка и стен или искусственные звукопоглотители в изолированных помещениях; обеспе­чивать акустическую виброизоляцию агрегатов, расположенных в том же зда­нии; применять звукоизоляционные и вибродемпфирующие покрытия на по­верхности трубопроводов, проходящих в помещении; использовать глушите­ли в системах механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

4. Иллюстративный материал: слайды-33

5. Литература:

1. Мазаев В.Т., М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена . Ч.2/ под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

6.Контрольные вопросы:

  1. Назовите источники городского шума.

  2. Дайте гигиеническую характеристику городского шума.

  3. Приведите классификацию городского шума.

  4. Расскажите о влиянии городского шума на организм населения.

  5. Назовите профилактические меры городского шума.

  6. Назовите законодательные документы по охране здоровье населения от шума.



8.5

1. Тема: Гигиеническое значение инсоляции.

2. Цель: оценить гигиеническое значение инсоляции.

3. Тезисы лекции: Свет — это электромагнитное излучение, распро­страняемое в пространстве в виде волн и вызывающее в глазу человека зрительное ощущение. Воспринимаемый диапазон из­лучения — от 360 до 830 лм.

Основная характеристика электромагнитных волн — длина волны. Свет различной длины волны обладает разными свой­ствами, которые ограничивает шкала электромагнитных волн. Воздействие инсоляции на человека и окружающую среду двойственно: оно благотворно и экономически выгодно, по­этому необходимо обеспечить доступ солнечного света в город­ские пространства и интерьеры зданий в любых географических районах. Однако оно же вызывает перегрев, световой диском­форт, а также переоблученность и перерасход электроэнергии на регулирование микроклимата в зданиях, что предопределяет необходимость защиты от него и рационального его использова­ния. Инсоляция — это облучение поверхности прямыми сол­нечными лучами. Существуют три зоны облучения: А — антира-хитная зона, облучение этими лучами вырабатывает витамин D; Б — эритемная зона, здесь вырабатывается загар; В — бактери­цидная зона, здесь убиваются микробы.


Влияние инсоляции на жизнь и деятельность человека мо­жет быть как положительным (дополнительный обогрев и осве­щение помещений в холодное время года; бактерицидное дей­ствие), так и отрицательным (перегрев помещений летом, дис­комфортное освещение, блескость; разрушающее действие солнечных лучей).

В связи с этим разделочные цеха предприятий пищевой промышленности, покрасочные цеха, книгохранилища, залы музеев и некоторые другие помещения не должны инсолироваться.

Продолжительность инсоляции в проектируемых помеще­ниях определяется нормативной документацией. Нормирова­ние инсоляции помещений по СНИП 2.07.01.89 зависит от

Места строительства, назначения помещения, характера выпол­ненных работ.

В жилых и общественных зданиях, расположенных севернее 58° с. ш., инсоляция с 22 апреля по 22 августа должна продол­жаться не менее 3 ч в день. В центральной зоне (58—48° с. ш.) — не менее 2,5 ч в день. В южной зоне (<48° с. ш.) — не менее 2 ч в день.

В условиях многоэтажной жилой застройки допускается прерывистость инсоляции, при которой один из периодов дол­жен быть не менее 1 ч. При этом общее количество инсоляции увеличивается на 30 мин.

Инсоляция всех детских помещений должна быть не менее 3 ч и желательно при отсутствии детей.

Продолжительность инсоляции в условиях каждой местно­сти определяется временем видимого движения солнца по не­босклону. Положение солнца определяется азимутом и высотой стояния.

Для характеристики инсоляции в различное время года вы­браны дни солнцестояния: 22 декабря (самый короткий день), 22 июня (самый длинный день), 22 сентября и 22 марта (дни осеннего и весеннего равноденствия, когда продолжительность инсоляции составляет 12 ч). Время инсоляции определяется с помощью солнечной карты, которая является планом полусфе­ры небосвода и проекцией траектории движения солнца в по­лярной координате X.

Оценку и нормирование инсоляции Проводят по следующим критериям:

• Гигиенический фактор — количество эффективной солнеч­ной радиации, приходящей на застройку помещения, обес­печивающее общеоздоровительный и санирующий мини­мум. Этот минимум может быть равен 140 эр • ч, для бакте­рицидной радиации — 40 бакт • ч;

• Социолого-архитектурный фактор — Астрономически возмож­ная продолжительность инсоляции в течение суток равно­денствия, обеспечивающая психоэмоциональный минимум визуальной фиксации солнечных лучей, как фактора связи человека с внешней средой и выразительности архитектур­ных пространств и форм в пределах 2—4 ч;