Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



• Технико-экономический фактор — плотность застройки, обес­печивающая нормативный жилой фонд не менее 5000 м2/га, экономию городских территорий на 8—12% и 50% примене­ния жилых домов меридионального типа.

Такой подход к построению многокритериальной системы оценки инсоляции позволил определить основные требования, которым должны отвечать строительные нормы инсоляции:

• соответствовать современным биофизическим представле­ниям об общеобразованном оздоровительном воздействии солнца на человека и среду;

• обеспечивать большую свободу в выборе композиционных решений массовой застройки и большую маневренность ти­повых домов (особенно меридионального типа с широким корпусом), учет светового климата в зависимости от ресур­сов солнечной радиации и географической широты, упоря­дочение разрывов между зданиями (особенно в северных и южных районах) с учетом требований к естественному осве­щению помещений;

• содержать стандартизированный метод расчета нормативной величины, основанный на привычных и удобных для проек­тировщиков и санитарных врачей графических операциях. При нормировании, расчетах и проектировании инсоляции

Должны быть учтены требования к световой среде, дифференци­рованные в зависимости от назначения зданий и территорий:

• Жилые комнаты и групповые в детских учреждениях — Обе­спечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;

• Кухни — Ограничение в жаркий период;

• Летние помещения — ограничение в жаркий период;

• Детские спортивные площадки и бассейны — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;

• Рекреации — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограни­чение в жаркий период;

• Лечебные помещения — Обеспечение нормируемой инсоля­ции, ограничение в жаркий период;

• Административные и чертежные помещения — Ограничение в рабочее время;

• Операционные, музеи, библиотеки — инсоляция противопока­зана;

• Цехи с 1—4 разрядами зрительных работ — ограничение в ра­бочее время;

• Учебные помещения — Ограничение в рабочее время.

При нормировании, расчетах и проектировании инсоляции должны быть учтены требования к световой среде, дифферен­цированные в зависимости от назначения зданий и территорий.


Нормирование инсоляции — не только санитарно-гигиеничес­кая проблема. Оно может быть решено на основе комплексных гигиенических, физических, светотехнических, архитектурных и технико-экономических исследований.

Гигиенические исследования доказали, что общеоздорови­тельное влияние инсоляции на среду помещений — главная причина ее нормирования, и значительно расширили круг фи­зиологических критериев ее оценки. Впервые были проведены натурные наблюдения в годовом цикле за состоянием фосфор-но-кальциевого обмена, иммунологической реактивностью ор­ганизма и содержанием гемоглобина у детей, находящихся в помещении с различными уровнями естественного облучения. Биологические эксперименты по изучению бактерицидного действия облучения в помещениях сопровождались спектраль­ными измерениями солнечной радиации. Таким образом, был сделан первый тактический шаг по пути внедрения в гигиени­ческие исследования стандартных характеристик излучения, которые рекомендуются Международной системой единиц для применения во всех областях науки и техники.

Переход на энергетические характеристики излучения, тем не менее, по-прежнему остается нерешенной задачей гигиени­ческого нормирования инсоляции. Измерения и расчеты еще раз подтвердили, что используемый в гигиенических исследо­ваниях показатель продолжительности облучения не характери­зует сложное нестационарное поле излучения, воздействующее на биологические объекты и определяющее характер и величи­ну фотобиологических эффектов. В зависимости от времени года, дня, прозрачности атмосферы, ориентации светопроема и характера экранирующей поверхности одинаковым значениям этого показателя могут соответствовать многократно различа­ющиеся дозы эффективного облучения, и, следовательно, раз­личные величины биологического эффекта. Установлено также отсутствие корреляционной связи между продолжительностью инсоляции помещений и продолжительностью облучения в них биологических объектов, которые обычно отождествляются в гигиенических работах по инсоляции.

Внедрение энергетических показателей облучения и гигие­нические исследования усложняются не только инерцией тра­диционных представлений, но и объективными причинами, связанными со сложностью измерения слабых потоков естест­венной ультрафиолетовой (УФ) радиации помещения. В настоящее время научные учреждения страны располагают уникаль­ными образцами измерительных приборов, пригодных для этих целей.


Только энергетические измерения или, при их отсутствии, полная характеристика светотехнических условий могут обес­печить сопоставимость результатов гигиенических наблюдений и экспериментов между собой и величинами воздействующих физических факторов. Использование для этих целей времен­ных показателей облучения может быть лишь условным. Разра­ботка гигиенических критериев оценки радиационного режима помещений на базе санитарно-статистических и бактериологи­ческих обследований в течение естественных годовых циклов до настоящего времени ограничивалась в основном экспери­ментами, проводимыми над животными и организмами в осо­бых условиях, способствующих выявлению тех или иных фото­биологических реакций.

Таким образом, роль естественного бактерицидного облуче­ния в санации внутренней среды помещений до настоящего вре­мени остается недостаточно раскрытой. Физические исследова­ния показывают, что максимальная плотность доз бактерицид­ного облучения, которое может обеспечить в помещениях солнечная радиация, в 10—20 раз ниже тех величин, при которых в исследованиях с искусственными источниками бактерицидно­го излучения наблюдалось устойчивое снижение содержания бактерий в воздухе помещений. Положительные сдвиги, отме­ченные почти во всех функциональных системах человеческого организма при воздействии УФ-облучения, позволили говорить об общеоздоровительных эффектах облучения как о комплексе физиолого-гигиенических критериев нормирования инсоляции помещений. Для проявления профилактического эффекта важна не столько суточная, сколько годовая доза УФ-облучения. Про­должительность инсоляции квартир (помещений) жилых домов следует принимать согласно требованиям СанПиН.

4. Иллюстративный материал: слайды- 20

5. Литература

Основная:

1.Коммунальная гигиена/Под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007 - Ч.1.-304 с.; Ч. 2. - 336 с.

2. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.

Дополнительная:

1 .Общая гигиена/под ред. А.М. Большакова, В.Г. Маймулова.- М., 2006.

2. Севастьянов В.Н. Проблема радонобезопастности в Казахстане: монография. – Алматы: КазгосИНТИ, 2004.


3. Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008.

4. Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.-

5. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.

6. Контрольные вопросы:

1. Что такое инсоляция?

2. Расскажите гигиеническое значение инсоляции.

3. Назовите факторы действующие на инсоляцию территории.

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Гигиены-2»

Методические рекомендации для практических занятий

Дисциплина: «Коммунальная гигиена»


Код дисциплины - KG 4211


Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение»


Обьём учебных часов/кредитов: 360 часов / 8кредитов

Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр

2013-2014 учебный год

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры

Протокол № ____ от «____»___________2013г.

Утверждена зав. кафедрой доцент, к.м.н. ________________Ескерова С.У.

7-семестр

1.

1. Тема: Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения.

2. Цель: ознакомить студентов с системой государственной санитарно-эпидемиологической службой РК, с его структурой, функциями, документациями отдела коммунальной гигиены, видами документов и с правилами их ведения.

3. Задачи обучения:

Студент должен знать:

- систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан;

- структуру и функции санитарно-эпидемиологической службы РК;

- документации отдела коммунальной гигиены;

- цель, задачи, этапы предупредительного санитарного надзора;

- понятие системы делопроизводства;

- требования к составлению и оформлению документов.

Студент должен уметь:

- охарактеризовать структуру и функции санитарно-эпидемиологической службы РК;

- пользоваться законами Республики Казахстан о области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- осуществить этапы предупредительного санитарного надзора

-пользоваться видами документов: нормативно-техническими, организационно-распорядительными и учетно-отчетными.

4. Основные вопросы темы.

1.Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан.

2.Структура и функция санитарно-эпидемиологической службы РК.

3.Предупредительный санитарный надзор, цель, задачи, этапы.

4.Текущий санитарный надзор, цель, задачи.

5. Понятие о государственной системе делопроизводства.

6.Виды документов: нормативно-технические, организационно - распоряди-тельные, учетно-отчетные.

7. Требования к составлению и оформлению документов отдела коммунальной гигиены.