ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Технико-экономический фактор — плотность застройки, обеспечивающая нормативный жилой фонд не менее 5000 м2/га, экономию городских территорий на 8—12% и 50% применения жилых домов меридионального типа.
Такой подход к построению многокритериальной системы оценки инсоляции позволил определить основные требования, которым должны отвечать строительные нормы инсоляции:
• соответствовать современным биофизическим представлениям об общеобразованном оздоровительном воздействии солнца на человека и среду;
• обеспечивать большую свободу в выборе композиционных решений массовой застройки и большую маневренность типовых домов (особенно меридионального типа с широким корпусом), учет светового климата в зависимости от ресурсов солнечной радиации и географической широты, упорядочение разрывов между зданиями (особенно в северных и южных районах) с учетом требований к естественному освещению помещений;
• содержать стандартизированный метод расчета нормативной величины, основанный на привычных и удобных для проектировщиков и санитарных врачей графических операциях. При нормировании, расчетах и проектировании инсоляции
Должны быть учтены требования к световой среде, дифференцированные в зависимости от назначения зданий и территорий:
• Жилые комнаты и групповые в детских учреждениях — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;
• Кухни — Ограничение в жаркий период;
• Летние помещения — ограничение в жаркий период;
• Детские спортивные площадки и бассейны — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;
• Рекреации — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;
• Лечебные помещения — Обеспечение нормируемой инсоляции, ограничение в жаркий период;
• Административные и чертежные помещения — Ограничение в рабочее время;
• Операционные, музеи, библиотеки — инсоляция противопоказана;
• Цехи с 1—4 разрядами зрительных работ — ограничение в рабочее время;
• Учебные помещения — Ограничение в рабочее время.
При нормировании, расчетах и проектировании инсоляции должны быть учтены требования к световой среде, дифференцированные в зависимости от назначения зданий и территорий.
Нормирование инсоляции — не только санитарно-гигиеническая проблема. Оно может быть решено на основе комплексных гигиенических, физических, светотехнических, архитектурных и технико-экономических исследований.
Гигиенические исследования доказали, что общеоздоровительное влияние инсоляции на среду помещений — главная причина ее нормирования, и значительно расширили круг физиологических критериев ее оценки. Впервые были проведены натурные наблюдения в годовом цикле за состоянием фосфор-но-кальциевого обмена, иммунологической реактивностью организма и содержанием гемоглобина у детей, находящихся в помещении с различными уровнями естественного облучения. Биологические эксперименты по изучению бактерицидного действия облучения в помещениях сопровождались спектральными измерениями солнечной радиации. Таким образом, был сделан первый тактический шаг по пути внедрения в гигиенические исследования стандартных характеристик излучения, которые рекомендуются Международной системой единиц для применения во всех областях науки и техники.
Переход на энергетические характеристики излучения, тем не менее, по-прежнему остается нерешенной задачей гигиенического нормирования инсоляции. Измерения и расчеты еще раз подтвердили, что используемый в гигиенических исследованиях показатель продолжительности облучения не характеризует сложное нестационарное поле излучения, воздействующее на биологические объекты и определяющее характер и величину фотобиологических эффектов. В зависимости от времени года, дня, прозрачности атмосферы, ориентации светопроема и характера экранирующей поверхности одинаковым значениям этого показателя могут соответствовать многократно различающиеся дозы эффективного облучения, и, следовательно, различные величины биологического эффекта. Установлено также отсутствие корреляционной связи между продолжительностью инсоляции помещений и продолжительностью облучения в них биологических объектов, которые обычно отождествляются в гигиенических работах по инсоляции.
Внедрение энергетических показателей облучения и гигиенические исследования усложняются не только инерцией традиционных представлений, но и объективными причинами, связанными со сложностью измерения слабых потоков естественной ультрафиолетовой (УФ) радиации помещения. В настоящее время научные учреждения страны располагают уникальными образцами измерительных приборов, пригодных для этих целей.
Только энергетические измерения или, при их отсутствии, полная характеристика светотехнических условий могут обеспечить сопоставимость результатов гигиенических наблюдений и экспериментов между собой и величинами воздействующих физических факторов. Использование для этих целей временных показателей облучения может быть лишь условным. Разработка гигиенических критериев оценки радиационного режима помещений на базе санитарно-статистических и бактериологических обследований в течение естественных годовых циклов до настоящего времени ограничивалась в основном экспериментами, проводимыми над животными и организмами в особых условиях, способствующих выявлению тех или иных фотобиологических реакций.
Таким образом, роль естественного бактерицидного облучения в санации внутренней среды помещений до настоящего времени остается недостаточно раскрытой. Физические исследования показывают, что максимальная плотность доз бактерицидного облучения, которое может обеспечить в помещениях солнечная радиация, в 10—20 раз ниже тех величин, при которых в исследованиях с искусственными источниками бактерицидного излучения наблюдалось устойчивое снижение содержания бактерий в воздухе помещений. Положительные сдвиги, отмеченные почти во всех функциональных системах человеческого организма при воздействии УФ-облучения, позволили говорить об общеоздоровительных эффектах облучения как о комплексе физиолого-гигиенических критериев нормирования инсоляции помещений. Для проявления профилактического эффекта важна не столько суточная, сколько годовая доза УФ-облучения. Продолжительность инсоляции квартир (помещений) жилых домов следует принимать согласно требованиям СанПиН.
4. Иллюстративный материал: слайды- 20
5. Литература
Основная:
1.Коммунальная гигиена/Под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007 - Ч.1.-304 с.; Ч. 2. - 336 с.
2. Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.
Дополнительная:
1 .Общая гигиена/под ред. А.М. Большакова, В.Г. Маймулова.- М., 2006.
2. Севастьянов В.Н. Проблема радонобезопастности в Казахстане: монография. – Алматы: КазгосИНТИ, 2004.
3. Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008.
4. Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.-
5. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.
6. Контрольные вопросы:
1. Что такое инсоляция?
2. Расскажите гигиеническое значение инсоляции.
3. Назовите факторы действующие на инсоляцию территории.
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Гигиены-2»
Методические рекомендации для практических занятий
Дисциплина: «Коммунальная гигиена»
Код дисциплины - KG 4211
Специальность: 051102- «Общественное здравоохранение»
Обьём учебных часов/кредитов: 360 часов / 8кредитов
Курс и семестр изучения: ІV- курс 7- 8 - семестр
2013-2014 учебный год
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры
Протокол № ____ от «____»___________2013г.
Утверждена зав. кафедрой доцент, к.м.н. ________________Ескерова С.У.
7-семестр
№1.
1. Тема: Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены. Виды документов, правила их ведения.
2. Цель: ознакомить студентов с системой государственной санитарно-эпидемиологической службой РК, с его структурой, функциями, документациями отдела коммунальной гигиены, видами документов и с правилами их ведения.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
- систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан;
- структуру и функции санитарно-эпидемиологической службы РК;
- документации отдела коммунальной гигиены;
- цель, задачи, этапы предупредительного санитарного надзора;
- понятие системы делопроизводства;
- требования к составлению и оформлению документов.
Студент должен уметь:
- охарактеризовать структуру и функции санитарно-эпидемиологической службы РК;
- пользоваться законами Республики Казахстан о области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- осуществить этапы предупредительного санитарного надзора
-пользоваться видами документов: нормативно-техническими, организационно-распорядительными и учетно-отчетными.
4. Основные вопросы темы.
1.Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Казахстан.
2.Структура и функция санитарно-эпидемиологической службы РК.
3.Предупредительный санитарный надзор, цель, задачи, этапы.
4.Текущий санитарный надзор, цель, задачи.
5. Понятие о государственной системе делопроизводства.
6.Виды документов: нормативно-технические, организационно - распоряди-тельные, учетно-отчетные.
7. Требования к составлению и оформлению документов отдела коммунальной гигиены.