Файл: Ма Организацияработодатель на рынке труда Вопросы темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Методы отбора и подбора персонала

 

Цели изучения темы:

1.  Помочь студенту овладеть необходимым объемом знаний и навыков первичной оценки персонала.

2.  Обеспечить (совместно с материалами других учебных курсов) его подготовку к эффективному выполнению данной функции в месте его будущей работы.

 

Задачи изучения темы:

1.  Изучить особенности различных методов отбора персонала.

2.  Изучить технологию подготовки и проведения первичной оценки при отборе персонала в организацию.

3.  Разобрать основные ошибки, допускаемые в ходе первичной оценки.

 

Успешно изучив тему, Вы должны:

знать:

·     современные методы отбора персонала;

·     эффективность использования различных методов отбора;

·     что такое личностные опросники;

·     использование тестов при первичной оценке;

·     валидность и надежность тестов;

·     профессиональные и имитационные тесты;

·     групповые методы отбора.

 

Изучая тему, акцентируйте внимание на следующих понятиях:

·     деловая оценка персонала;

·     комплексная система отбора и оценки;

·     предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся в резюме, стандартной форме и оценка результатов предварительного собеседования);

·     сбор информации о кандидате от других людей;

·     тестирование;

·     валидность и надежность тестов;

·     личностные опросники;

·     тесты: интеллекта, специальных способностей, интересов, проективные тесты;

·     профессиональные и имитационные тесты;

·     групповые методы отбора;

·     баскет-метод.

 

Вопросы темы:

1.  Методы отбора персонала.

2.  Тестирование в практике отбора персонала.

 

Вопрос 1. Методы отбора персонала.

 

Как мы уже поняли из материалов предыдущих лекций, эффективность работы фирмы во многом определяется тем, насколько удачно подобраны работники к рабочим местам и должностям, которые они занимают. Для достижения наилучших результатов необходимо использовать комплексную систему отбора персонала.


Каждая фирма заинтересована в повышении своей конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее качественных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.

Наиболее сложным является этап подбора методов, позволяющих надежнее всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности и проведение процедуры отбора.

При отборе кандидата на вакантную должность целесообразнее использовать не один метод, а комплекс различных методов, который позволит сделать всестороннюю оценку кандидата.

Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик кандидатов (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.[6]

Комплексная система отбора и оценки может включать в себя следующие методы:

·     Предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся в резюме, стандартной форме и оценка результатов предварительного собеседования).

·     Сбор информации о кандидате от других людей.

·     Личностные опросники.

·     Тесты: интеллекта, специальных способностей, интересов, проективные тесты, профессиональные и имитационные тесты.

·     Групповые методы отбора.

·     Собеседование/интервью.

 

Таблица 2.

 

Использование различных методов[7] для отбора кандидатов разного уровня

 

Метод оценки

Неквалиф. рабочие

Специалисты

Линейные руководители

Среднее звено руководства

Высшее руководство

Интервью

87%

96%

93%

93%

93%

Тесты знаний

34%

16%

8%

7%

5%

Тесты способностей

46%

21%

11%

8%

6%

Рабочие испытания

24%

10%

4%

2%

1%

Оценка навыков командной работы

4%

5%

6%

4%

6%

Стандартизированные личностные опросники

5%

8%

9%

14%

13%

Центры оценки

5%

2%

6%

7%

9%

Стандартная форма анкеты (сведений о кандидате)

80%

81%

78%

71%

61%

Резюме

20%

34%

33%

36%

40%

Рекомендации/проверка информации

70%

83%

79%

80%

73%

Аттестации (для принятия решения о продвижении)

70%

80%

84%

81%

79%


 

В Таблице 3 приведен перечень тестов, необходимых для эффективного использования в подборе различных категорий специалистов.

 

Таблица 3.

 

Перечень тестов для отбора работников при приеме на работу

 

Наименование тестов

Категории тестируемых работников

Линейные руководители

Функциональные руководители

Специалисты

1. На определение творческого потенциала работника

+

+

+

2. На определение трудностей во взаимоотношениях

 

+

+

3. На определение авторитета работника

+

+

 

4. На наличие организаторских способностей молодого руководителя

+

 

 

5. На определение пригодности к работе руководителем

+

 

 

6. На определение способности быть предпринимателем

+

 

 

7. На конфликтность характера

+

+

+

 

Необходимо помнить, что ни один из методов не является универсальным, а значит, не позволяет получить достоверной и исчерпывающей информации о претенденте на вакантную должность по всем критериям отбора. Следовательно, только комплексный подход к диагностике позволит нам отобрать работника максимально соответствующего требованиям должности. Эффективность некоторых методов отбора представлена в таблице 4.

 

Таблица 4.

 

Методы отбора за и против

 

Тесты способностей

·    Позволяют успешно прогнозировать эффективность работы в широком спектре видов деятельности.

·    Обычно легки и недороги в администрировании.

·    Их использование может вызвать негативный отклик.

·    Тесты физических способностей могут быть дорогими в разработке и администрировании.

Профессиональные и имитационные тесты

·    Квалификационные тесты имеют относительно высокую валидность.

·    Легки и недороги в администрировании.

·    Вызывают меньший негативный отклик, чем тесты способностей и письменные тесты на проверку знаний.

·    Письменные тесты на знание работы могут вызывать негативный отклик.

·    Квалификационные тесты могут быть дорогими в разработке и администрировании.

Биографические опросники

·    Легкое и недорогое администрирование.

·    Присутствуют определенные свидетельства валидности.

·    Может помочь уменьшить негативный отклик, порождаемый другими тестами и процедурами.

·    Возможны опасения относительно конфиденциальности.

·    Возможно получение ложной информации (информацию необходимо проверять).

Интервью с работодателем

·    Структурированные интервью, основанные на анализе работы, могут иметь высокую валидность.

·    Позволяет уменьшить негативный отклик, вызываемый другими тестами.

·    Структурированные интервью обычно имеют нужные показатели валидности.

·    Для того чтобы интервью давало качественные результаты, интервьюер должен обладать отличными навыками проведения интервью (может помочь соответствующее обучение).

Личностные опросники

·    Обычно не вызывают негативного отклика.

·    Некоторые из них обладаю предсказательной силой в отношении конкретных ситуаций.

·    Могут уменьшить негативный отклик, вызываемый другими тестами и процедурами.

·    Легки и недороги в администрировании.

·    Нужно различать клинические и профессионально ориентированные опросники.

·    Возможно получение социально желательных ответов.

·    Проблема конфиденциальности (использовать только в составе батареи методик).

Проверка рекомендаций и характеристик

·     Могут использоваться для проверки информации, предоставленной кандидатом.

·     Способствует предоставлению кандидатами более точной информации.

·    Отзывы почти всегда положительны; они обычно не позволяют дифференцировать хороших и плохих работников.


 

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные в практике рекрутинга методы отбора.

Предварительный отбор.

·     Отбор кандидатов на вакантную должность обычно начинается с предварительного собеседования – непродолжительного (5–10 минут) обмена информацией между работником отдела персонала и претендентом на должность.

·     Можно выделить ряд задач, которые могут быть решены на этом этапе.

·     Информация, полученная в результате предварительного собеседования, используется для того, чтобы выявить в первом приближении, отсутствие у кандидата тех или иных ограничений и несоответствий требованиям вакантной должности.

·     Одной из целей предварительного собеседования является сообщение кандидату интересующих его сведений о работе и об организации.

·     Создание благоприятного впечатления об организации у кандидата.

 

Предварительное собеседование обычно проводится до того, как кандидат приступает к заполнению анкеты (сведений о кандидате). Оно дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников, тех людей, которых не устраивают условия, предлагаемые организацией (режим, график работы, зарплаты и т.д.), а также тех людей, которые производят явно неблагоприятное впечатления (низкий культурный уровень и т.д.).

Важное место в процедуре отбора занимает проверка представленной кандидатом информации, изложенной в резюме, анкете. Не подлежит никакому сомнению, что личностные качества кандидата здесь имеют исключительное значение. Большинство организаций предлагает претендентам на занятие вакантных мест представить резюме, в котором указываются личные сведения, информация об основном и дополнительном образовании, профессиональном опыте, имеющихся навыках и достижениях. Другим важным источником предварительной информации о работнике является внутренняя форма анкеты (сведений о кандидате), разработанная работником отдела персонала, для заполнения кандидатом.

При анализе анкетных данных, которые приводит кандидат, выявляется следующая информация:

·     Соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям.

·     Соответствие практического опыта характеру должности.

·     Наличие ограничений любого рода на выполнение должностных обязанностей.

·     Готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочная работа, командировки).

 

И все же резюме остается одним из основных средств предварительной оценки кандидатов. При чтении резюме следует обращать внимание на информацию, указывающую на склонность человека к стабильности (насколько часто он меняет места работы) или склонность к профессиональному росту, к тому, чтобы делать карьеру, настрой на продвижение и развитие. Кроме того, важно отметить те достижения и интересы кандидата, которые могут быть полезны в работе по данной вакансии.


 

Сбор информации о кандидате от других людей.

Не менее важно в ходе отбора кандидата на вакантную должность проверить сведения, предоставленные кандидатами. В российской практике повсеместно этот метод стал использоваться сравнительно недавно. До этого такая практика существовала только на режимных предприятиях. Необходимость использования, связана с тем, что сейчас достаточно часто работодатель сталкивается с ущербом от хищений и низкого качества работы персонала и порой данный ущерб может составлять до 30% от общей прибыли компании.

Таким образом, можно сказать, что использование метода сбора информации о кандидате от других людей необходима по следующим причинам:

·     стремление защитить компанию от проникновения людей, имеющих связи с криминальными структурами;

·     стремление поставить барьер перед людьми, склонными к воровству. При этом, чем выше должность, которую может занять такой человек, тем больший экономический ущерб он может нанести компании;

·     проверка работника на склонность к употреблению алкоголя и наркотиков;

·     обеспечение информационной безопасности компании (защита ноу-хау, защита баз данных, результатов маркетинговых исследований, планов относительно договоров с другими компаниями, а также другой информации, важной для сохранения ее конкурентоспособности).

 

Естественно, отбирая персонал на ответственные участки работы, руководитель должен быть уверен, что на тех людей, которые в итоге принимаются на работу, действительно можно положиться. Многие руководители на ряд должностей, связанных с коммерческой безопасностью, предпочитают брать пусть даже не очень хороших специалистов, но таких, которые имеют надежные рекомендации, которым они полностью доверяют.[8] Требование сегодняшнего дня – эффективность плюс надежность. Поэтому, принимая в организацию людей со стороны, вполне естественным является стремление к их тщательной проверке.

Обычно у кандидатов запрашивают следующие документы:

·     документ об образовании (диплом, аттестат);

·     документы о прохождении профессионального обучения или повышения квалификации (справки, сертификаты, дипломы, свидетельства);

·     лицензии и сертификаты, дающие право заниматься конкретными видами профессиональной деятельности;

·     рекомендации;