Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) по законодательству государства, гражданином которого
является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;
б) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
в) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
г) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;
д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией.
Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, гражданином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответствии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в государстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужденного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.
Помилование осужденного осуществляется тем государством, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого является осужденный. Приговор в отношении осужденного, переданного государству, гражданином которого он является, может быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.
Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, согласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в
отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.
-
Международное морское право
-
Понятие, предмет, принципы и источники международного морского права.
Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.
Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.
Предмет регулирования международного морского права включает:
Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.
Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование радиоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными военными кораблями и властями;
Отношения, возникающие в морской войне: военные действия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.
Принципы международного морского права. К ним относятся:
-
свобода судоходства в открытом море; -
принцип общего наследия человечества; -
свобода полетов над открытым морем; -
свобода прокладывания подводных коммуникаций; -
свобода рыболовства в открытом море; -
свобода возведения искусственных сооружений; -
свобода научных исследований; -
принцип охраны морской среды; -
использование открытого моря в мирных целях; -
принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов; -
«право флага» и свобода военного мореплавания; -
помощь терпящим бедствие на море; -
борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.
Эти принципы сформулированы в международных документах и прошли практическое применение в жизни.
В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного права в ряде важных источников.
Общие источники международного морского права: Женевские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).
В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О континентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принципы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
В конвенциях сформулированы и новые нормы морского права: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обязанности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.
Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подписал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)
Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.
Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения стол
кновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.
Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.
Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 — региональных, прежде всего европейских.
-
Правовой статус внутренних и территориальных вод.
Внутренние морские воды - воды, расположенные между береговой линией и исходными линиями (точка наибольшего отлива), от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Это часть государственной территории, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства без каких-либо изъятий. К ним относятся:
1) акватории морских портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых и других гидротехнических сооружений;
2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства;
3) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат
одному и тому же государству до линии естественного входа в них,
если эта линия не превышает 24 морские мили;
4) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов, истори
чески принадлежащие прибрежному государству в силу традиции.
Например, залив Петра Великого в Охотском море (Россия) -
ширина входа 102 морские мили; Гудзонов залив (Канада) -
50 морских миль и др.
Правовой режим внутренних вод устанавливается и регулируется прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную ответственность в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства.
Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам. Невоенные суда свободно заходят в порты, объявленные открытыми. Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного
государства. Без разрешения возможен заход во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств. Существует особый порядок захода в воды судов с ядерными установками на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (1974 г.).
Все иностранные суда и их экипажи во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмотру.
Освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин военные корабли (исключая перевозимый на них груз).
Прибрежное государство осуществляет уголовную юрисдикцию над торговыми и пассажирскими судами иностранных государств, однако воздерживается от осуществления уголовной юрисдикции в следующих случаях:
- если преступление не затрагивает интересов прибрежного
государства и не распространяется на его территорию;
— если преступление затрагивает интересы только членов
экипажа данного судна;
- если вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства;
- если дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.
Судебные органы прибрежного государства имеют право рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов; возможны арест и задержание иностранного судна. Капитан и экипаж судна могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства. Иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать установленным административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море.
Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. При нарушении законов прибрежного государства и норм международного права военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.
Территориальное море (территориальные воды)- это морской пояс, непосредственно примыкающий к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.
Отсчет ширины территориальных вод производится от «линии наибольшею отлива вдоль