Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине международное публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) по законодательству государства, гражданином которого
является осужденный, деяние, за которое он осужден, не явля­ется преступлением;

б) в государстве, гражданином которого является осужден­ный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобо­ждено от наказания компетентным органом этого государства;

в) наказание не может быть исполнено в государстве, гра­жданином которого является осужденный, вследствие истече­ния сроков давности или по иному основанию, предусмотренно­му законодательством этого государства;

г) осужденный имеет постоянное место жительства на тер­ритории государства, судом которого вынесен приговор;

д) не достигнуто согласия о передаче осужденного на усло­виях, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Назначенное осужденному наказание отбывается на осно­вании приговора суда того государства, в котором он был осуж­ден. Исходя из вынесенного приговора, суд государства, граж­данином которого является осужденный, принимает решение о его исполнении, определяя срок лишения свободы в соответст­вии с приговором. Часть наказания, отбытая осужденным в го­сударстве, судом которого вынесен приговор, засчитывается в срок наказания. Исполнение не отбытого до передачи осужден­ного наказания, а также полное или частичное освобождение от наказания после принятия решения об исполнении приговора производятся в соответствии с законодательством государства, которому передан осужденный.

Помилование осужденного осуществляется тем государст­вом, которому он передан для отбывания наказания. Амнистия после передачи осужденного осуществляется в соответствии с актами об амнистии, изданными в государстве, судом которого вынесен приговор, и в государстве, гражданином которого яв­ляется осужденный. Приговор в отношении осужденного, пере­данного государству, гражданином которого он является, мо­жет быть пересмотрен только судом государства, в котором вынесен приговор.

Существенное значение имеет норма ст. 11 Конвенции, со­гласно которой в отношении лица, переданного для отбывания наказания государству, гражданином которого оно является, наступают такие же правовые последствия осуждения, как и в
отношении лиц, осужденных в этом государстве, за совершение такого деяния.


  1. Международное морское право




    1. Понятие, предмет, принципы и источники международного морского права.

Международное морское право – отрасль международного публичного права, состоящая из правовых норм, определяющих статус морских пространств и регулирующих сотрудничество государств в сфере их использования.

Международное морское право берет свое начало в глубокой древности и долгое время существовало как обычное право. Все попытки кодификации международного морского права до создания ООН оказывались безрезультатными. Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 гг.

Предмет регулирования международного морского права включает:

Режим морских пространств: внутренние и территориальные воды, прилежащая экономическая зона, континентальный шельф и открытое море, международный район морского дна, архипелаги и, проливы, заливы, реки, каналы (международный режим), морские научные исследования, рациональное использование ресурсов моря, искусственные сооружения на море, предотвращение загрязнении морской среды и др.

Режим судоходства и военного мореплавания: безопасность судоходства, помощь и спасение на море; правовое положение военных кораблей и летательных аппаратов; использование ра­диоэлектронных средств; взаимоотношения с иностранными воен­ными кораблями и властями;

Отношения, возникающие в морской войне: военные дей­ствия на море; средства морской войны; защита жертв морской войны; нейтралитет в морской войне.

Принципы международного морского пра­ва. К ним относятся:

  1. свобода судоходства в открытом море;

  2. принцип общего наследия человечества;

  3. свобода полетов над открытым морем;

  4. свобода прокладывания подводных коммуникаций;

  5. свобода рыболовства в открытом море;

  6. свобода возведения искусственных сооружений;

  7. свобода научных исследований;

  8. принцип охраны морской среды;

  9. использование открытого моря в мирных целях;

  10. принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов;

  11. «право флага» и свобода военного мореплавания;

  12. помощь терпящим бедствие на море;

  13. борьба с работорговлей и пиратством, с наркотиками и др.


Эти принципы сформулированы в международных докумен­тах и прошли практическое применение в жизни.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного пра­ва в ряде важных источников.

Общие источники международного морского права: Женев­ские конвенции по морскому праву (1958 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.).

В 1958 г. были подписаны четыре Женевские конвенции: 1)Об открытом море, 2) О территориальном море и прилежащей зоне, 3) О кон­тинентальном шельфе, 4) О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. В них кодифицированы общепризнанные принци­пы и нормы морского права: принцип свободы судоходства, рыбо­ловства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В конвенциях сформулированы и новые нормы морского пра­ва: режим континентального шельфа, воды прилежащих зон, обя­занности государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и радиоактивными веществами.

Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., принятая III Конференцией, продолжавшейся 10 лет (1973-1982 гг.), в которой участвовало беспрецедентно большое число государств - 104. СССР подпи­сал Конвенцию, но ратификацию осуществила уже Россия в 1997 г. Беларусь ратифицировала Конвенцию в 2006 г. (Закон от 19.07.2006 г.)

Конвенция 1982 г. закрепляет классификацию морских пространств: внутренние воды, территориальное море, архипелажные
воды, морские каналы, международные морские проливы, прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный
шельф, открытое море. Внутренние, территориальные и архипелажные воды, проливы и каналы являются частью единой территории
прибрежного государства, имеют единообразный правовой статус.
Одновременно проливы и каналы, как и прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, являются частями территории со смешанным режимом и обладают своеобразным статусом, обусловленным их значением для международного судоходства.

Универсальные источники международного морс/ч права: Конвенция о международных правилах предупреждения стол
кновения судов (1972 г.), Международная конвенция по спасению на море (1979 г.), Конвенция по предупреждению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и др.

Локальные источники международного морского прав: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Балтийских проливах (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.) и др.

Сегодня источниками международное публичного права являются более 100 только универсальных конвенций и договором и более 200 — региональных, прежде всего европейских.


    1. Правовой статус внутренних и территориальных вод.


Внутренние морские воды - воды, расположенные между береговой линией и исходными линиями (точка наибольшего отлива), от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Это часть государственной тер­ритории, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства без каких-либо изъятий. К ним относятся:

1) акватории морских портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых и других гидротехнических сооружений;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же госу­дарства;

3) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат
одному и тому же государству до линии естественного входа в них,
если эта линия не превышает 24 морские мили;

4) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов, истори­
чески принадлежащие прибрежному государству в силу традиции.
Например, залив Петра Великого в Охотском море (Россия) -
ширина входа 102 морские мили; Гудзонов залив (Канада) -
50 морских миль и др.

Правовой режим внутренних вод устанавливается и регулиру­ется прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, граж­данскую и уголовную ответственность в отношении всех судов, пла­вающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства.

Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам. Невоенные суда свободно заходят в порты, объявленные открытыми. Военные корабли проходят во внутрен­ние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного
государства. Без разрешения возможен заход во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств. Существует особый поря­док захода в воды судов с ядерными установками на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране чело­веческой жизни на море (1974 г.).

Все иностранные суда и их экипажи во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарно­му досмотру.

Освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможен­ных пошлин военные корабли (исключая перевозимый на них груз).

Прибрежное государство осуществляет уголовную юрисдикцию над торговыми и пассажирскими судами иностранных государств, однако воздерживается от осуществления уголовной юрисдикции в следующих случаях:

- если преступление не затрагивает интересов прибрежного
государства и не распространяется на его территорию;

если преступление затрагивает интересы только членов
экипажа данного судна;

- если вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства;

- если дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Судебные органы прибрежного государства имеют право рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов; возможны арест и задержание иностранного судна. Капитан и экипаж судна могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства. Иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать установленным административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море.

Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. При нарушении законов прибрежного государства и норм международного права военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.

Территориальное море (территориальные воды)- это морской пояс, непосредственно примыкающий к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Отсчет ширины территориальных вод производится от «линии наибольшею отлива вдоль