Файл: Учебное пособие Краснодар 2015 2 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83
3. Русская философия XIX века
А) Социально-философские взгляды славянофилов.
Наиболее ярким событием интеллектуальной жизни России в начале и середине XIX века стал спор между западниками и славянофилами о путях дальнейшего развития русской культуры и государственности. Данная полемика позволила разработать ряд идей, послуживших основанием для начала формирования отечественной философской традиции.
Термином «славянофилы» принято объединять ряд русских общественных мыслителей, выступавших с критикой западноев- ропейской цивилизации и ратовавших за самобытный путь разви- тия России. К числу славянофилов обычно относят: А. С. Хомя- кова (1804–1860), И. В. Киреевского, И. С. и К. С. Аксаковых,
Ю. Ф. Самарина, которые полагал, что главным недостатком ев- ропейской цивилизации является односторонность, которая вы- ражается в духе индивидуализма и культе материального. В про- тивоположность этому славянофилы полагали, что русскому со- знанию присущ дух коллективизма, стремление к полноте и гар- моничному сочетанию самых различных элементов, и, наконец, идеализм и врожденная духовность. Указанные ценности обла- дают приоритетом перед ценностями Запада, поэтому Россия должна идти собственным путем.
Главным свойством русского человека является не разум, а любовь – чувство самопожертвования по отношению к близким и своей земле. Поэтому социальная организация должна базиро- ваться не на принципе индивдуализма, но на принципе соборно- сти. Под соборностью славянофилы понимали коллективное об- суждение социальных, политических и религиозных вопросов и добровольное подчинение меньшинства большинству. Устрой- ство государства на принципах соборности противоречило как западноевропейской демократии, так и современному славяно- филам русскому самодержавию.
Б) Социально-философские взгляды западников.
Свои истоки западничество берет в творчестве П. Я. Чаадае- ва (1794–1856), который рассматривал всемирную историю как процесс религиозно-нравственного совершенствования человече- ства. При этом ведущая роль в данном процессе Чаадаевым отво-

84 дилась западноевропейской культуре, которая сумела развить в себе уважительное отношение к человеческой индивидуальности.
Гуманизм, по мысли русского философа, явился важнейшей сту- пенью осознания человеком своей духовной природы. Согласно
Чаадаеву, Россия в силу географических условий находится вне всемирно-исторического процесса, поэтому в ней царит бездушие по отношению к людям и ей уготована роль полигона, на котором
Божественное Провидение учит остальное человечество, как не следует поступать.
Большинство западников отказалось от религиозных моти- вов чаадаевской критики российской действительности, но со- хранило идею превосходства западноевропейской культуры над русской. Поэтому Россия должна отказаться от своей самобытно- сти, тормозящей ее развитие, в первую очередь, от крепостниче- ства и клирикализма.
Мировоззрение западников не представляло собой единого целого, представители данного направления придерживались са- мых различных направлений европейской философии, от абсо- лютного идеализма Гегеля до позитивизма и материализма.
Наиболее известными представителями западничества являются:
А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Каверин, В. Г. Белинский.
В) Философия всеединства Вл. Соловьева.
Первым русским мыслителем, создавшим развернутую фило- софскую систему, стал Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), учение которого получило наименование метафизики всеедин- ства. Принцип всеединства рассматривается Соловьевым в трех основных разделах философии: онтологии, гносеологии и этики.
В области онтологии всеединое выступает в качестве Абсо- люта – все в себя включающего начала, в котором различается два момента: сущее, т. е. постоянное, неизменное начало, прин- цип единства и бытие – изменчивое начало, принцип множе- ственности. Бытие связано с сущим с помощью Софии – боже- ственного замысла мира, от которого реальный мир отклонился, но к которому он с неизбежностью должен прийти.
В области гносеологии Соловьев продумывает принцип все- единства в виде идеи «цельного знания». С точки зрения русского философа, западноевропейский рационализм познает мир фраг- ментарно, поскольку разум изначально нацелен на разделение –


85 анализ предмета. В противоположность этому «цельное знание» дополняет разум внерациональными средствами познания: волей
(религиозной верой) и чувством (эстетическим восприятием).
В области этики принцип всеединства раскрывается в виде нравственного идеала, к которому должен стремится человек и который представляет собой единство Истины, Добра и Красоты.
Люди, сознательно реализующие этот идеал в своей повседнев- ной жизни, реализуют замысел Бога и потому определяются Со- ловьевым как Богочеловечество.
4. Русская философия XX века
А) Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева.
Метафизика всеединства Вл. Соловьева послужила причи- ной возникновения религиозного течения в русской философии.
В XX веке к этому течению принадлежали такие крупные мысли- тели, как С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, Л. П. Кар- савин и многие другие. Одним из крупнейших представителей русской религиозной философии был Н. А. Бердяев (1871–1944), взгляды которого определяют как религиозный экзистенциализм.
В области онтологии Бердяев заявил о себе как об убежден- ном волюнтаристе. С его точки зрения в основании мира лежит божественная сила, которая обладает свободным и творческим характером. Бог у Бердяева имеет не личностный, а подчеркнуто сверх личностный характер, в своей сущности чуждый любой определенности. Бог порождает, а затем уничтожает вещи, де- монстрируя тем самым превосходство духовного начала над фи- зическим началом.
В соответствии с этим антропология Бердяева существенно отличается от ортодоксальной христианской антропологии. Если для православного учения и христианства в целом главным для человека является способность осознавать свою греховность и одновременно зависимость от Бога, то согласно Бердяеву чело- век, будучи созданием Бога должен подражать своему создателю и быть, прежде всего творцом. Поэтому творчество в человече- ской культуре выше религиозного поклонения.
Бердяев подверг критике прогрессистский взгляд на буду- щее человечества. Согласно русскому философу, любая челове-

86 ческая культура – это «великая неудача», поскольку человечество в принципе не может достичь Абсолюта. Греки пытались постичь абсолютную истину с помощью искусства, мусульманская куль- тура – с помощью веры, западноевропейская – с помощью разума, но все эти попытки постигла неудача. Но эти неудачи Бердяев рассматривает как своеобразное доказательство существования
Бога и божественного в человеке. Так, стремление человека рас- крыть тайну смысла бытия и своего существования, служит дока- зательством его тоски по вечности, по Богу. С другой стороны, разрушение форм человеческой культуры в историческом про- цессе свидетельствует о том, что Абсолютное, божественное со- знание реагирует на человеческие попытки понять его. Согласно
Бердяеву, не только человек тоскует по Богу, но и Бог тоскует по человеку. Таким образом, трагедия человеческой истории – это средство проявления божественного, духовного начала в человеке.
Б) Диалектический материализм.
Особенности развития русской политической истории в
ХХ веке привели к тому, что самым влиятельным направлением отечественной философии стал марксизм, а именно его особая разновидность – диалектический материализм.
Специфика русского материализма состояла в том, что он, в отличие от учения Маркса и Энгельса полагал возможность по- строения социалистического общества, минуя капитализм. Став с победой Октябрьской революции официальной идеологией, марксизм был вынужден предложить собственное решение всех основных философских проблем. При этом выяснилось, что в учении Маркса и Энгельса имелось большое количество пробе- лов, поэтому на плечи российских марксистов легла задача пре- вращения диалектического материализма в целостную философ- скую систему.
Большой вклад в детализацию философии диалектического материализма внесли две школы советского материализма мос- ковская и ленинградская. Московская школа по своему характеру была гносеологической школой и сконцентрировала свои усилия на разработке диалектики как метода и системы знания. Самым ярким ее представителем являлся Э. В. Ильенков, который уделял много внимания сохранения в рамках марксистского учения по- нятия идеального. К сожалению, судьба Ильенкова сложилась


87 трагично: после организованной травли он покончил жизнь само- убийством. Ленинградская школа напротив, являлась по своему характеру онтологической и признавала своей задачей развить учение о материи как о субстанции, ее важнейшими определени- ями признавались понятия сущности, качества и отношения.
Подчеркивая субстанциальность материи, главный представитель ленинградской школы Тугаринов стремился сгладить субъекти- визм ленинского определения материи как отражения чувствен- ной реальности.
Отечественный мыслители внесли большой вклад в разви- тие марксизма как философии науки. В частности, логиком и фи- лософом А. А. Зиновьевым (р. в 1922), позже эмигрировавшим на
Запад, на основе анализа центрального произведения Маркса
«Капитал» была разработана особая логика научного познания.
Им также были обоснованы принципы единства диалектики, ло- гики и теории познания в диалектическом материализма. Еще од- ним оригинальным мыслителем-марксистом был М. К. Петров
(1924–1987), преподававший в Ростове и создавший там вполне самостоятельную концепцию науки, на базе которой была осу- ществлена критика основных направлений западной философ- ской мысли, в первую очередь, неопозитивизма и структурализма.
Основной идеей Петрова являлась идея несводимости человече- ской личности к комбинациям различных лингвистических, со- циальных, экономических и иных структур. Именно эта идея поз- волила Петрову предложить ряд оригинальных объяснений в об- ласти истории философии. В частности, он предположил, что возникновение античной культуры связано с появлением фено- мена пиратства, поскольку именно мореходство, торговля и мор- ской разбой, неотделимые друг от друга в ту эпоху, способство- вали формированию самостоятельно мыслящей личности.
В целом же диалектический материализм представлял собой подобие схоластической философии в ХХ веке, в которой ответы на все вопросы уже даны и потому любая попытка мыслить само- стоятельно, даже в рамках марксистской парадигмы, рассматри- валась как ересь. Падение советской власти и идеологии привело к раскрепощению философского мышления в нашей стране.

88
В) Русский космизм.
Философия русского космизма представляет собой синтез науки, философии и религии, имеющей своей целью выяснить положение в космосе. Одним из крупнейших представителей этого направления был К. Э. Циолоковский (1857–1935), утверждав- ший, что целью эволюции является достижение сверх жизни – вечного существования. Человек представляет собой духовное существо, находящееся в теле, смысл его жизни заключается в постепенном преодолении природной ограниченности. Сначала это преодоление заключается в основании планеты Земля, затем в выходе в космос и общении с внеземными цивилизациями, и, наконец, в преобразовании плоти в «лучезарное тело».
Другой представитель русского космизма, В. И. Вернадский
(1863–1945) сформировал понятие ноосферы. Согласно Вернад- скому, предназначение человека в мире заключается в преобра- зующей деятельности разума, который трансформирует матери- альные предметы в духовные. Итогом этой деятельности служит появление ноосферы – сферы разума, которая, подобно биосфере, пытается охватить всю планету, а затем – выйти в космическое пространство.
Вывод: Русская философия, не смотря на сложности и осо- бенности своего развития, принадлежит к западноевропейской философской традиции и вместе с ней разделяет идеалы позна- ния, свободы и гуманизма.


89
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17

Тема 5. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
План
1. Основные понятия онтологии.
2. Онтология как дисциплина философии.
1. Основные понятия онтологии
А) Определение.
В переводе с греческого слово «онтология» означает учение о сущем, Этим термином принято обозначать одну из главных дисциплин философии. В ее задачи входит описание окружающе- го нас мира и выяснение места человека в нем. В отличие от спе- циальных наук, исследующих определенные срезы действитель- ности, онтология познает мир как целое. Например; если физика, химия, биология изучают только физические, химические или ор- ганические процессы, то онтология интересуется тем, что лежит в основании всех этих процессов.
Общим для всех процессов, протекающих в мире, является присутствие в них единых принципов, выраженных с помощью философских категорий. Такими категориями выступают понятия бытия, сущности, существования, качества, количества, причины, необходимости и многие другие. Целью онтологии является упо- рядочение этих категорий в единую, целостную систему.
Онтологию не следует понимать односторонне, как учение об объективно существующем мире. Для большинства современ- ных онтологических концепций свойственно познание душевного мира человека в качестве неотъемлемой частицы универсума.
Значимость психических переживаний для объективного суще- ствования можно подтвердить следующим примером. Душевный мир одного человека, каким бы фантастичным он ни казался, мо- жет стать реальностью для миллионов людей и планеты в целом.
Так, внутренние переживания Адольфа Гитлера стали объектив- ной реальностью для человечества. Поэтому современная онто- логия исходит из равноправия объективной и субъективной сфер бытия.

90
Б) Методы.
В качестве методов исследования в онтологии традиционно используют гипотетико-дедуктивный и диалектический методы.
В гипотетико-дедуктивном методе категории не просто перечис- ляются, но выводятся друг из друга. Наиболее яркими представи- телями гипотетико-дедуктивного метода в онтологии можно счи- тать Р. Декарта и Б. Спинозу. Но наиболее древним из всех мето- дов, применяемых в онтологии, безусловно, является диалектиче- ский метод. Ее главным принципом следует считать совпадение противоположностей, позволяющий понять мир как единство в многообразии. Самыми яркими диалектиками являются Платон,
Плотин, Фихте и Гегель. Из современных философов диалекти- ческим методом для построения онтологии пользовались Б. Кроче,
Дж. Джентиле, А.Ф. Лосев. Помимо диалектики в онтологиче- ских концепциях XX столетия широкое применение получил фе- номенологический метод Э. Гуссерля. В его задачу входит опи- сание тех, способов, с помощью которых явления окружающего мира даются сознанию. Этот метод использовали создатели наиболее известных онтологических учений в прошедшем веке
М. Хайдеггер, М. Шелер, Н. Гартман.
В) Место в философской системе.
Онтология не имеет строго зафиксированного положения в философской системе. Так, по отношению к гносеологии она мо- жет занимать доминирующее, т.е. главенствующие позиции, рас- сматривается как нечто вторичное по отношению к ней или напротив - как нечто с ней тождественное. Эти сложные взаимо- отношения двух дисциплин объясняются их претензиями на цен- тральное положение в философских системах. По отношению к этике и эстетике онтология играет роль их теоретического обос- нования. Их отношения можно определить так; для того, чтобы понять, каким образом следует жить в мире, нужно выяснить за- коны, по которым он существует.
Г) Этапы развития.
Онтология как термин был введен в употребление довольно поздно, поэтому круг проблем, связанный с познанием бытия, первоначально имел другие наименования. Самыми известными синонимами онтологии являются: натурфилософия, метафизика, логика. Изменение наименования дисциплины свидетельствует о