Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует подчеркнуть, что право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент Российской Федерации, могут использоваться как для защиты прав человека, так и для противодействия каким-то шагам в ходе правовых реформ. К примеру, в декабре 1994 года. Президент Российской Федерации отказался подписать закон, согласно которому все иностранцы, прибывающие в Россию, должны были бы проходить проверку на СПИД.
Есть и другие средства, с помощью которых Президент Российской Федерации может выполнять свою роль гаранта прав человека. Правда, некоторые его полномочия довольно противоречивы, и порой они подрывают принцип разделения властей, давая Президенту Российской Федерации в руки и исполнительную, и законодательную, и судебную власть. Например, ч.2 статьи 85 Конституции Российской Федерации наделяет Президента Российской Федерации правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам или "нарушают права и свободы человека и гражданина". Из такой формулировки следует, что Президент Российской Федерации обладает отчасти судебной властью, хотя и временной, поскольку действие актов приостанавливается только "до решения этого вопроса соответствующим судом". В статье четко не говорится, что Президент Российской Федерации должен немедленно передать вопрос на рассмотрение "соответствующего суда", и это вызывает особое сожаление, если учесть, что Конституционный Суд, к которому в большинстве случаев и следует апеллировать, не может возбуждать подобные дела по собственной инициативе, хотя формулировка статьи как бы подразумевает это.
Президент Российской Федерации уже имел случай воспользоваться своими "полусудебными" полномочиями. В январе 1995 года Президент Чувашской Республики издал Указ о защите чувашей, проходящих службу в российских вооруженных силах. В ответ Президент Российской Федерации издал указ, в котором этот документ регионального уровня был объявлен неконституционным, так как он "нарушает принцип равенства прав российских граждан"38 .
Одно из важных положений Конституции Российской Федерации, регулирующих ограничение прав человека, изложено в ч.З статьи 55: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Это положение можно критиковать за то, что ограничения распространяются на все конституционные права, но зато этот вопрос не отдан на усмотрение Президента Российской Федерации. В статье четко оговорено, что ограничения осуществляются только на основании федерального закона, так что президентские указы или распоряжения в этой сфере не действуют.
Указы Президента Российской Федерации "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам" (ч.З статьи 90). Новая Конституция Российской Федерации и многие принимаемые в последние годы федеральные законы уделяют достаточное внимание правам человека, так что требование соответствия им указов Президента Российской Федерации уже само по себе выступает средством контроля за действиями главы государства.
Указы Президента Российской Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам и учитывать подписанные Россией международные соглашения по правам человека. Конституция Российской Федерации ставит международные договоры не только выше президентских указов, но и выше федеральных законов, принятых Федеральным Собранием (ч.4 статьи 15), из чего следует, что указ, нарушающий международные нормы по правам человека, противоречит также и Конституции Российской Федерации. Установленные Конституцией 1993 года нормы о правах человека во многих отношениях даже превосходят соответствующие положения международных документов, однако в некоторых областях ситуация обратная39. Например, новая Конституция Российской Федерации гарантирует свободу собраний исключительно гражданам России, тогда как международные нормы, которые Россия должна соблюдать, таких ограничений не допускают40. Российская Федерация проявляет все более явное стремление присоединиться к международным соглашениям в области прав человека, поэтому можно надеяться, что международные договоры, гарантирующие соблюдение прав человека, будут играть все более важную роль в контроле за президентской властью.
Президентом Российской Федерации учреждено несколько новых институтов, деятельность которых близко касается вопросов прав личности и которые призваны содействовать Президенту Российской Федерации в выполнении его роли "гаранта" прав человека и гражданина. Так, создана Судебная палата по информационным спорам, которая должна защищать конституционные нормы свободы слова и разрешать конфликтные ситуации в сфере средств массовой информации41. Когда в связи с событиями в Чечне возникла угроза свободе прессы, палата встала на ее сторону (по крайней мере в своих публичных заявлениях), несмотря на очевидную зависимость от Президента Российской Федерации. Следует, однако, подчеркнуть, что выводы палаты, хотя она и называется "судебной", не имеют юридической силы, так что учреждение Президентом Российской Федерации подобного органа не затрагивает принципа разделения властей. Если палата считает, что права граждан или средств массовой информации систематически нарушаются, она может передать дело в компетентные государственные органы для дальнейших действий42.
Есть еще один новый орган, связанный с проблемами защиты прав человека, это Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации43.
Рассматривая проблемы контроля за актами Президента Российской Федерации, нельзя не остановиться на том, что согласно первому (1991 года) Закону о Конституционном Суде, любой член высшего законодательного органа страны мог возбудить дело в Конституционном Суде. По действующему законодательству для того, чтобы оспорить указ или распоряжение Президента Российской Федерации в Конституционном Суде, требуется поддержка одной пятой членов той или другой палаты Федерального Собрания (статья 125 Конституции Российской Федерации). Кроме этого, важна роль омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Очень важно, чтобы российский омбудсмен не только контролировал акты государственных должностных лиц, но и следил за тем, чтобы принимаемые Президентом Российской Федерации меры соответствовали как государственным, так и международно-правовым нормам. Однако для того, чтобы аппарат омбудсмена стал действительно правозащитным центром, как это произошло, например, в Польше44, необходимо, чтобы его деятельность регулировалась федеральным законом.
Еще большее количество проблем, связанных с реализацией принципа прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти, находится на втором уровне властной пирамиды - в субъектах Российской Федерации45 . Однако это тема самостоятельного исследования.
4) Принцип разделения властей также играет существенную роль в конструировании механизма органов правового государства.
По мнению многих ученых, разделение властей - это политико- правовая доктрина и конституционный принцип, лежащие в основе организации власти демократического государства. Известные философы и юристы в разное время приходили к выводу, что для исключения узурпации власти она должна быть разделена между различными государственными органами. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны быть самостоятельными и независимыми. Они призваны сдерживать и контролировать друг друга и одновременно сотрудничать во имя общих целей. Следует отметить, что на основе принципа "разделения властей" предполагалось строить "правовое государство": идеал государства, в котором закон играет ведущую роль и подчинен одному главному приоритету - правам человека.
Следует отметить, что принцип "разделения властей" может быть интерпретирован как в компетенционном, так и политическом смыслах. В первом случае речь идет о разделении функций между органами государственной власти. Во-втором, о реальной реализации этого принципа в практике повседневной деятельности государственного механизма. Например, в Конституции СССР 1936 года были учтены некоторые положения разделения властей, но в реальной политической жизни эти положения не были реализованы.
Одно из прав человека заключается в создании (учреждении) государственной власти. Народ создает все власти государства. Мысль о том, что все ветви государственной власти происходят от учредительной власти народа, что народовластие связывает и ограничивает самостоятельность отдельных государственных властей, не дает им возможности отрываться друг от друга и вести неконструктивную борьбу между собой. Эта мысль четко выражена в Конституции Российской Федерации.
Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется как Конституцией Российской Федерации, так и договорами (п.З статьи И). Из этого следует, что в Российской Федерации существует разделение властей не только по "вертикали", но и по "горизонтали".
Принцип разделения властей при создании собственных органов государственной власти активно используется субъектами Российской Федерации. (Более обстоятельно об этом пойдет речь в отдельном параграфе.)
Разумеется, принцип разделения властей уже приобрел "российскую" специфику, весьма далекую от воззрений Платона и Аристотеля, идей Монтескье и Руссо, практики построения государственного механизма в западных странах (о которой тоже будет идти речь).
Политические режимы, основанные на принципе разделения властей, многообразны. В качестве примера можно привести республиканскую и монархическую формы правления, которые одинаково успешно существуют в близких по уровню развития государствах. Различие между ними преимущественно заключается в приверженности определенным историческим традициям. Что касается России, то, с учетом разрушения исторических традиций монархической формы правления, вряд ли можно всерьез говорить о возможности и необходимости возрождения монархии за счет отказа от республиканской системы организации государственной власти.
Однако исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления, но и в особенностях развития парламентаризма, который также может существовать в различных формах: президентской или парламентской республики. Таким образом, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под существенным воздействием исторически определенных традиций.
Создание русского централизованного государства сопровождалось дуализмом в деятельности законодательных органов: единоличного органа (царь) и коллегиальных органов (Боярская дума и Земские соборы). (Этот дуализм и выполнял тогда функцию своеобразной системы сдержек и противовесов.)
Пытаясь оценить принцип "разделения властей", следует отметить его плюсы и минусы. Положительным является прежде всего то, что он предполагает наличие высшего представительного органа власти, а это важный демократический институт. Демократия в том числе немыслима без представительных учреждений. Заслуживает одобрения и сосредоточение законодательной власти в руках высшего представительного органа. Это тоже важный демократический принцип.
В то же время явно недемократичен запрет органу законодательной власти вторгаться в сферу исполнительной власти, так как это резко ограничивает роль парламента и приводит к тому, что вопросы управления почти целиком сосредоточиваются в руках правительства и ведомств, то есть органов, решения в которых принимаются узкой коллегией или единолично и, как правило, при закрытых дверях. Независимость судей и подчинение их только закону - тоже очень важный демократический принцип, призванный гарантировать соблюдение законов. В интересах демократии и законности могут быть использованы так называемая система сдержкек и противовесов во взаимоотношениях органов государственной власти. И это уже характерно для конституционной практики современной России.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в Конституции Российской Федерации отражены все основные принципы правового демократического государства: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; народный суверенитет; верховенство Конституции и закона; разделение властей; независимость судебной власти. Даже учитывая то обстоятельство, что отдельные нормы остаются пока