Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует подчеркнуть, что право законодательной инициативы и право вето, которыми обладает Президент Российской Федерации, могут использоваться как для защиты прав человека, так и для про­тиводействия каким-то шагам в ходе правовых реформ. К примеру, в декабре 1994 года. Президент Российской Федерации отказался под­писать закон, согласно которому все иностранцы, прибывающие в Россию, должны были бы проходить проверку на СПИД.

Есть и другие средства, с помощью которых Президент Россий­ской Федерации может выполнять свою роль гаранта прав человека. Правда, некоторые его полномочия довольно противоречивы, и порой они подрывают принцип разделения властей, давая Президен­ту Российской Федерации в руки и исполнительную, и законодатель­ную, и судебную власть. Например, ч.2 статьи 85 Конституции Рос­сийской Федерации наделяет Президента Российской Федерации правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, между­народным обязательствам или "нарушают права и свободы человека и гражданина". Из такой формулировки следует, что Президент Рос­сийской Федерации обладает отчасти судебной властью, хотя и вре­менной, поскольку действие актов приостанавливается только "до решения этого вопроса соответствующим судом". В статье четко не говорится, что Президент Российской Федерации должен немедленно передать вопрос на рассмотрение "соответствующего суда", и это вызывает особое сожаление, если учесть, что Конституционный Суд, к которому в большинстве случаев и следует апеллировать, не может возбуждать подобные дела по собственной инициативе, хотя форму­лировка статьи как бы подразумевает это.

Президент Российской Федерации уже имел случай воспользо­ваться своими "полусудебными" полномочиями. В январе 1995 года Президент Чувашской Республики издал Указ о защите чувашей, проходящих службу в российских вооруженных силах. В ответ Пре­зидент Российской Федерации издал указ, в котором этот документ регионального уровня был объявлен неконституционным, так как он "нарушает принцип равенства прав российских граждан"38 .

Одно из важных положений Конституции Российской Федера­ции, регулирующих ограничение прав человека, изложено в ч.З ста­тьи 55: "Права и свободы человека и гражданина могут быть огра­ничены федеральным законом только в той мере, в какой это необхо­димо в целях защиты основ конституционного строя, нравствен­ности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Это положение можно критиковать за то, что ограничения распространяются на все кон­ституционные права, но зато этот вопрос не отдан на усмотрение Президента Российской Федерации. В статье четко оговорено, что ограничения осуществляются только на основании федерального закона, так что президентские указы или распоряжения в этой сфере не действуют.


Указы Президента Российской Федерации "не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации и федеральным зако­нам" (ч.З статьи 90). Новая Конституция Российской Федерации и многие принимаемые в последние годы федеральные законы уделяют достаточное внимание правам человека, так что требование соответ­ствия им указов Президента Российской Федерации уже само по себе выступает средством контроля за действиями главы государства.

Указы Президента Российской Федерации должны соответ­ствовать Конституции Российской Федерации и федеральным зако­нам и учитывать подписанные Россией международные соглашения по правам человека. Конституция Российской Федерации ставит международные договоры не только выше президентских указов, но и выше федеральных законов, принятых Федеральным Собранием (ч.4 статьи 15), из чего следует, что указ, нарушающий международ­ные нормы по правам человека, противоречит также и Конституции Российской Федерации. Установленные Конституцией 1993 года нормы о правах человека во многих отношениях даже превосходят соответствующие положения международных документов, однако в некоторых областях ситуация обратная39. Например, новая Консти­туция Российской Федерации гарантирует свободу собраний исклю­чительно гражданам России, тогда как международные нормы, кото­рые Россия должна соблюдать, таких ограничений не допускают40. Российская Федерация проявляет все более явное стремление присое­диниться к международным соглашениям в области прав человека, поэтому можно надеяться, что международные договоры, гаранти­рующие соблюдение прав человека, будут играть все более важную роль в контроле за президентской властью.

Президентом Российской Федерации учреждено несколько но­вых институтов, деятельность которых близко касается вопросов прав личности и которые призваны содействовать Президенту Рос­сийской Федерации в выполнении его роли "гаранта" прав человека и гражданина. Так, создана Судебная палата по информационным спорам, которая должна защищать конституционные нормы свободы слова и разрешать конфликтные ситуации в сфере средств массовой информации41. Когда в связи с событиями в Чечне возникла угроза свободе прессы, палата встала на ее сторону (по крайней мере в своих публичных заявлениях), несмотря на очевидную зависимость от Пре­зидента Российской Федерации. Следует, однако, подчеркнуть, что выводы палаты, хотя она и называется "судебной", не имеют юриди­ческой силы, так что учреждение Президентом Российской Федера­ции подобного органа не затрагивает принципа разделения властей. Если палата считает, что права граждан или средств массовой ин­формации систематически нарушаются, она может передать дело в компетентные государственные органы для дальнейших действий42.



Есть еще один новый орган, связанный с проблемами защиты прав человека, это Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации43.

Рассматривая проблемы контроля за актами Президента Рос­сийской Федерации, нельзя не остановиться на том, что согласно первому (1991 года) Закону о Конституционном Суде, любой член высшего законодательного органа страны мог возбудить дело в Кон­ституционном Суде. По действующему законодательству для того, чтобы оспорить указ или распоряжение Президента Российской Федерации в Конституционном Суде, требуется поддержка одной пя­той членов той или другой палаты Федерального Собрания (статья 125 Конституции Российской Федерации). Кроме этого, важ­на роль омбудсмена - Уполномоченного по правам человека. Очень важно, чтобы российский омбудсмен не только контролировал акты государственных должностных лиц, но и следил за тем, чтобы при­нимаемые Президентом Российской Федерации меры соответствова­ли как государственным, так и международно-правовым нормам. Однако для того, чтобы аппарат омбудсмена стал действительно правозащитным центром, как это произошло, например, в Польше44, необходимо, чтобы его деятельность регулировалась федеральным законом.

Еще большее количество проблем, связанных с реализацией принципа прав и свобод человека и гражданина в деятельности орга­нов государственной власти, находится на втором уровне властной пирамиды - в субъектах Российской Федерации45 . Однако это тема самостоятельного исследования.

4) Принцип разделения властей также играет существенную роль в конструировании механизма органов правового государства.

По мнению многих ученых, разделение властей - это политико- правовая доктрина и конституционный принцип, лежащие в основе организации власти демократического государства. Известные фило­софы и юристы в разное время приходили к выводу, что для исклю­чения узурпации власти она должна быть разделена между различ­ными государственными органами. Три ветви власти: законодатель­ная, исполнительная и судебная - должны быть самостоятельными и независимыми. Они призваны сдерживать и контролировать друг друга и одновременно сотрудничать во имя общих целей. Следует отметить, что на основе принципа "разделения властей" предполага­лось строить "правовое государство": идеал государства, в котором закон играет ведущую роль и подчинен одному главному приоритету - правам человека.


Следует отметить, что принцип "разделения властей" может быть интерпретирован как в компетенционном, так и политическом смыслах. В первом случае речь идет о разделении функций между ор­ганами государственной власти. Во-втором, о реальной реализации этого принципа в практике повседневной деятельности государ­ственного механизма. Например, в Конституции СССР 1936 года были учтены некоторые положения разделения властей, но в реаль­ной политической жизни эти положения не были реализованы.

Одно из прав человека заключается в создании (учреждении) государственной власти. Народ создает все власти государства. Мысль о том, что все ветви государственной власти происходят от учредительной власти народа, что народовластие связывает и огра­ничивает самостоятельность отдельных государственных властей, не дает им возможности отрываться друг от друга и вести неконструк­тивную борьбу между собой. Эта мысль четко выражена в Конститу­ции Российской Федерации.

Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти ее субъектов осуществляется как Конституцией Рос­сийской Федерации, так и договорами (п.З статьи И). Из этого сле­дует, что в Российской Федерации существует разделение властей не только по "вертикали", но и по "горизонтали".

Принцип разделения властей при создании собственных орга­нов государственной власти активно используется субъектами Рос­сийской Федерации. (Более обстоятельно об этом пойдет речь в от­дельном параграфе.)

Разумеется, принцип разделения властей уже приобрел "российскую" специфику, весьма далекую от воззрений Платона и Аристотеля, идей Монтескье и Руссо, практики построения государ­ственного механизма в западных странах (о которой тоже будет идти речь).

Политические режимы, основанные на принципе разделения властей, многообразны. В качестве примера можно привести респу­бликанскую и монархическую формы правления, которые одинаково успешно существуют в близких по уровню развития государствах. Различие между ними преимущественно заключается в привержен­ности определенным историческим традициям. Что касается России, то, с учетом разрушения исторических традиций монархической формы правления, вряд ли можно всерьез говорить о возможности и необходимости возрождения монархии за счет отказа от республи­канской системы организации государственной власти.


Однако исторические традиции проявляются не только в сохранении определенной формы правления, но и в особенностях развития парламентаризма, который также может существовать в различных формах: президентской или парламентской республики. Таким образом, конкретные условия организации и деятельности за­конодательных органов страны формируются под существенным воздействием исторически определенных традиций.

Создание русского централизованного государства сопро­вождалось дуализмом в деятельности законодательных органов: еди­ноличного органа (царь) и коллегиальных органов (Боярская дума и Земские соборы). (Этот дуализм и выполнял тогда функцию своеоб­разной системы сдержек и противовесов.)

Пытаясь оценить принцип "разделения властей", следует отме­тить его плюсы и минусы. Положительным является прежде всего то, что он предполагает наличие высшего представительного органа власти, а это важный демократический институт. Демократия в том числе немыслима без представительных учреждений. Заслуживает одобрения и сосредоточение законодательной власти в руках выс­шего представительного органа. Это тоже важный демократический принцип.

В то же время явно недемократичен запрет органу законода­тельной власти вторгаться в сферу исполнительной власти, так как это резко ограничивает роль парламента и приводит к тому, что вопросы управления почти целиком сосредоточиваются в руках пра­вительства и ведомств, то есть органов, решения в которых прини­маются узкой коллегией или единолично и, как правило, при закры­тых дверях. Независимость судей и подчинение их только закону - тоже очень важный демократический принцип, призванный гаранти­ровать соблюдение законов. В интересах демократии и законности могут быть использованы так называемая система сдержкек и проти­вовесов во взаимоотношениях органов государственной власти. И это уже характерно для конституционной практики современной России.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в Конституции Российской Федерации отражены все основные принципы правового демократического государства: права и сво­боды человека и гражданина как высшая ценность; народный суве­ренитет; верховенство Конституции и закона; разделение властей; независимость судебной власти. Даже учитывая то обстоятельство, что отдельные нормы остаются пока