Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще один новый и существенный момент. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства Российской Федерации. Однако имеются исключения (вначале предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года о структуре федеральных органов исполнительной власти, а затем закрепленные в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации"). Это подведомственные Президенту Российской Федерации министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти - Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба.
Компетенция Правительства Российской Федерации призвана основываться на прочных и стабильных конституционных нормах, которые содержатся в статье 114 и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Вместе с другими статьями Основного закона данная статья составляет конституционно-правовую основу компетенции Правительства Российской Федерации. Рассмотрим подробнее положения и нормы статьи 114 Конституции Российской Федерации. В п.п."а" и "б" части 1 говорится, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет; обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Таким образом, в названных нормах содержатся чрезвычайно важные полномочия Правительства Российской Федерации в сфере финансов и бюджета, кредитной и денежной политики.
В связи с полномочиями Правительства Российской Федерации в области финансов, бюджета, кредитной и налоговой политики надо сказать о следующем. В ч.З статьи 104 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, осуществляя единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, координирует работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов и других органов, утверждает положения о них, обеспечивает конституционные права граждан на труд, образование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Будучи важнейшим органом российского социального государства, Правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает меры, обеспечивающие социальную защищенность человека и гражданина, основные направления социальной политики.
К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено осуществление управления федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею, согласно п."д" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Более подробно разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проведено на основе законодательства Российской Федерации и актов Президента Российской Федерации. В частности, Президент Российской Федерации утвердил 18 марта 1992 года Положение об определении пообъектного состава федеральной собственности, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности46. К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и другие.
Федеральными органами судебной власти являются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Конституция Российской Федерации (п. "е" статьи 83; ч. 2, 3 статьи 128) предусматривает также другие (иные) федеральные суды. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд представляют собой своеобразную подсистему высших судов (согласно статье 126 и статье 127 Конституции Российской Федерации). Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации являются соответственно высшими судебными органами Российской Федерации.
Несмотря на присущую в целом всем перечисленным судам единую функцию - осуществление правосудия, между ними имеются определенные различия, обусловленные в первую очередь спецификой осуществляемого ими вида правосудия: конституционного; общего (общей юрисдикции); арбитражного. Такое деление видов правосудия несколько условно, но оно основано на соответствующих нормах ч.2 статьи 125, статьи 126, статьи 127 Конституции Российской Федерации.
Однако объединяющим все названные суды организационным основанием является единый порядок их формирования. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Объединяющими началами являются также демократические принципы организации и деятельности названных и всех других судов. Такие, как независимость судей и подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; неприкосновенность судей; открытость (гласность) разбирательства дел в судах; осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон; финансирование судов только из федерального бюджета и другие.
Институт судебной власти в действующем законодательстве, можно сказать, получает второе дыхание. Законодательство, посвященное этой ветви власти, обновляется относительно успешно. К настоящему времени приняты: Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", федеральные законы "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции", "Об арбитражных судах Российской Федерации", Арбитражный процессуальный кодекс и некоторые другие федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в законы. Кроме этого, принят закон "О судебной системе Российской Федерации", основополагающий в области судебной власти.
Из перечисленных законов наибольший интерес представляют уже вступившие в действие законы, регулирующие деятельность судебной власти, и в первую очередь Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку он был принят одним из первых в этой области.
Конституция Российской Федерации не дает точной структуры всей системы судебной власти, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону, который должен ее установить, определить соподчиненность, виды судов, их полномочия и структуру. Вместе с этим создание чрезвычайных судов в соответствии с требованиями статьи 118 Конституции Российской Федерации не допускается.
Совершенно новым явлением стало включение Конституцией Российской Федерации (глава 7) в судебную систему власти прокуратуры Российской Федерации. По всей видимости, это обстоятельство вызвано тем, что органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве, что является важными элементами функционирования органов правосудия. Однако это положение, не соответствующее конституционной доктрине, основанной на принцине "разделения властей", должно быть изменено.
Правовой основой функционирования судебной власти являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок формирования, структуру и основные полномочия, судоустройство, а также организационное и материально-техническое обеспечение всей структуры судов.
Конституционный Суд Российской Федерации является одним из высших федеральных органов судебной власти. Порядок образования, полномочия и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации определяются статьей 125 и статьей 128 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", подписанным Президентом Российской Федерации 21 июля 1994 года.
Учитывая опыт работы Конституционного Суда прошлых лет, законодатель более четко определил основные его функции. По настоящему Закону Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации, международных договоров и договоров субъектов Российской Федерации; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов; проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации и так далее.
Данным законом установлены и основные демократические принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Ими являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Также установлено, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией не моложе 40 лет, со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет. При этом судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на второй срок не допускается. Допустимый предельный возраст для судьи - 70 лет.
Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, правом на отставку, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального, в том числе и социального, обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Отставка и прекращение полномочий судьи конкретно прописаны Федеральным конституционным законом.
За прошедший период, как показывает практика, с момента образования нового состава Конституционного Суда в орбиту его компетенции попадает все больше разнообразных вопросов. Например, запрос Совета Федерации и Президента Российской Федерации по толкованию одного из терминов Конституции Российской Федерации - "формирование" Совета Федерации или запрос Верховного Суда о проверке конституционности ч.2 статьи 62 Федерального закона о выборах депутатов относительно пяти-процентного барьера для избирательных объединений. Данный запрос по своему предмету полностью совпадает с запросом группы депутатов Государственной Думы. На эти запросы Конституционный Суд вынес определения следующего содержания: выбор варианта закона или его отдельного положения зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности и консенсуса. Этот выбор осуществляет законодательный орган - Федеральное собрание Российской Федерации в соответствии с правилами законодательной процедуры на основе Конституции Российской Федерации и регламентов палат.
Другим не менее важным судом наряду с Конституционным Судом и Верховным Судом является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возглавляет систему арбитражных судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.
Основными задачами арбитражных судов данный Закон определил защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этой сфере.
Установлены принципы деятельности и полномочия арбитражных судов, их состав и порядок работы образуемых судебных составов, коллегий, президиумов, пленума и так далее.
Арбитражные суды в соответствии с указанным Законом рассматривают две категории споров: споры в сфере управления и экономические (имущественные) споры, вытекающие из гражданских правоотношений.
Средством обеспечения единства арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который осуществляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.