Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще один новый и существенный момент. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства Россий­ской Федерации. Однако имеются исключения (вначале предусмот­ренные Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года о структуре федеральных органов исполнительной власти, а затем закрепленные в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации"). Это подведомственные Президенту Российской Федерации министерства обороны, внут­ренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных орга­нов исполнительной власти - Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба.

Компетенция Правительства Российской Федерации призвана основываться на прочных и стабильных конституционных нормах, которые содержатся в статье 114 и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Вместе с другими статьями Основного закона данная статья составляет конституцион­но-правовую основу компетенции Правительства Российской Феде­рации. Рассмотрим подробнее положения и нормы статьи 114 Кон­ституции Российской Федерации. В п.п."а" и "б" части 1 говорится, что Правительство Российской Федерации разрабатывает и пред­ставляет Государственной Думе бюджет; обеспечивает его исполне­ние; представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федера­ции единой финансовой, кредитной и денежной политики. Таким образом, в названных нормах содержатся чрезвычайно важные пол­номочия Правительства Российской Федерации в сфере финансов и бюджета, кредитной и денежной политики.

В связи с полномочиями Правительства Российской Федерации в области финансов, бюджета, кредитной и налоговой политики надо сказать о следующем. В ч.З статьи 104 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законопроекты о введении или отме­не налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, осуществляя единую го­сударственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, координирует работу соответствующих федеральных органов исполнительной власти - министерств, госу­дарственных комитетов и других органов, утверждает положения о них, обеспечивает конституционные права граждан на труд, образо­вание, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Будучи важнейшим органом российского социального государства, Прави­тельство Российской Федерации разрабатывает и принимает меры, обеспечивающие социальную защищенность человека и гражданина, основные направления социальной политики.


К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено осуществление управления федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею, согласно п."д" статьи 71 Конституции Российской Федерации, нахо­дятся в исключительном ведении Российской Федерации. Более под­робно разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проведено на основе законодательства Российской Федерации и ак­тов Президента Российской Федерации. В частности, Президент Рос­сийской Федерации утвердил 18 марта 1992 года Положение об определении пообъектного состава федеральной собственности, государственной и муниципальной собственности и порядке оформ­ления прав собственности46. К федеральной государственной соб­ственности отнесены государственные промышленные предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и свя­зи и другие.

Федеральными органами судебной власти являются Конститу­ционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Консти­туция Российской Федерации (п. "е" статьи 83; ч. 2, 3 статьи 128) предусматривает также другие (иные) федеральные суды. Конститу­ционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд представ­ляют собой своеобразную подсистему высших судов (согласно статье 126 и статье 127 Конституции Российской Федерации). Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации являются соответственно высшими судебными органами Российской Федерации.

Несмотря на присущую в целом всем перечисленным судам единую функцию - осуществление правосудия, между ними имеются определенные различия, обусловленные в первую очередь специфи­кой осуществляемого ими вида правосудия: конституционного; общего (общей юрисдикции); арбитражного. Такое деление видов правосудия несколько условно, но оно основано на соответствующих нормах ч.2 статьи 125, статьи 126, статьи 127 Конституции Россий­ской Федерации.

Однако объединяющим все названные суды организационным основанием является единый порядок их формирования. Судьи Кон­ституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Су­да назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Объединяющими началами являются также демократические принципы организации и деятельности названных и всех других судов. Такие, как независимость судей и подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; неприкосновенность судей; открытость (гласность) разбирательства дел в судах; осуществление судопроизводства на основе состязатель­ности и равноправия сторон; финансирование судов только из феде­рального бюджета и другие.



Институт судебной власти в действующем законодательстве, можно сказать, получает второе дыхание. Законодательство, посвя­щенное этой ветви власти, обновляется относительно успешно. К на­стоящему времени приняты: Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", федеральные законы "О государственной защите судей, должностных лиц право­охранительных и контролирующих органов", "О некоторых вопро­сах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции", "Об арбитражных судах Российской Федерации", Арбит­ражный процессуальный кодекс и некоторые другие федеральные за­коны, вносящие изменения и дополнения в законы. Кроме этого, принят закон "О судебной системе Российской Федерации", осново­полагающий в области судебной власти.

Из перечисленных законов наибольший интерес представляют уже вступившие в действие законы, регулирующие деятельность судебной власти, и в первую очередь Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", поскольку он был принят одним из первых в этой области.

Конституция Российской Федерации не дает точной структуры всей системы судебной власти, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону, который должен ее устано­вить, определить соподчиненность, виды судов, их полномочия и структуру. Вместе с этим создание чрезвычайных судов в соот­ветствии с требованиями статьи 118 Конституции Российской Феде­рации не допускается.

Совершенно новым явлением стало включение Конституцией Российской Федерации (глава 7) в судебную систему власти прокура­туры Российской Федерации. По всей видимости, это обстоятельство вызвано тем, что органы прокуратуры осуществляют уголовное пре­следование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве, что является важными элементами функционирова­ния органов правосудия. Однако это положение, не соответствующее конституционной доктрине, основанной на принцине "разделения властей", должно быть изменено.

Правовой основой функционирования судебной власти явля­ются Конституция Российской Федерации, Федеральный конститу­ционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок формирования, структуру и основные полномочия, судоустройство, а также организационное и материально-техническое обеспечение всей структуры судов.


Конституционный Суд Российской Федерации является одним из высших федеральных органов судебной власти. Порядок образо­вания, полномочия и деятельность Конституционного Суда Россий­ской Федерации определяются статьей 125 и статьей 128 Конститу­ции Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", подпи­санным Президентом Российской Федерации 21 июля 1994 года.

Учитывая опыт работы Конституционного Суда прошлых лет, законодатель более четко определил основные его функции. По настоящему Закону Конституционный Суд разрешает дела о соот­ветствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Фе­дерации, Государственной Думы, Правительства Российской Феде­рации, нормативных актов субъектов Российской Федерации, издан­ных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов влас­ти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации, международных договоров и договоров субъектов Рос­сийской Федерации; разрешает споры о компетенции между феде­ральными органами государственной власти по жалобам на наруше­ние конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов; проверяет конституционность закона, примененного или подлежа­щего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации и так далее.

Данным законом установлены и основные демократические принципы деятельности Конституционного Суда Российской Феде­рации. Ими являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Также установлено, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией не моло­же 40 лет, со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет. При этом судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на второй срок не допускается. Допустимый пре­дельный возраст для судьи - 70 лет.

Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью, не­прикосновенностью, равенством прав судей, правом на отставку, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятель­ность, предоставлением судье материального, в том числе и социаль­ного, обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его вы­сокому статусу. Отставка и прекращение полномочий судьи конкрет­но прописаны Федеральным конституционным законом.


За прошедший период, как показывает практика, с момента об­разования нового состава Конституционного Суда в орбиту его ком­петенции попадает все больше разнообразных вопросов. Например, запрос Совета Федерации и Президента Российской Федерации по толкованию одного из терминов Конституции Российской Федера­ции - "формирование" Совета Федерации или запрос Верховного Суда о проверке конституционности ч.2 статьи 62 Федерального закона о выборах депутатов относительно пяти-процентного барьера для избирательных объединений. Данный запрос по своему предмету полностью совпадает с запросом группы депутатов Государственной Думы. На эти запросы Конституционный Суд вынес определения следующего содержания: выбор варианта закона или его отдельного положения зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности и консенсуса. Этот выбор осуществляет законодательный орган - Федеральное собрание Российской Федерации в соответствии с правилами зако­нодательной процедуры на основе Конституции Российской Федера­ции и регламентов палат.

Другим не менее важным судом наряду с Конституционным Судом и Верховным Судом является Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации. При этом Высший Арбитражный Суд Россий­ской Федерации возглавляет систему арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции федеральным законодатель­ством.

Основными задачами арбитражных судов данный Закон опре­делил защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных инте­ресов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содей­ствие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этой сфере.

Установлены принципы деятельности и полномочия арбитраж­ных судов, их состав и порядок работы образуемых судебных соста­вов, коллегий, президиумов, пленума и так далее.

Арбитражные суды в соответствии с указанным Законом рас­сматривают две категории споров: споры в сфере управления и эко­номические (имущественные) споры, вытекающие из гражданских правоотношений.

Средством обеспечения единства арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, ко­торый осуществляет Высший Арбитражный Суд Российской Федера­ции.