Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 . О заимствовании лишь внешней формы правительственных учреждений, начатом еще Петром Великим и привнесшем в российскую государственную жизнь в основном произвол бюрократии, с горечью писал известный юрист того времени М.М.Ковалевский2.
Представляют интерес некоторые детали проекта организации высших государственных учреждений России, разработанного профессором К.А.Кузнецовым, поскольку особое внимание он уделяет институту президента. Согласно проекту президент Республики избирается парламентом на трехлетний срок. Выборы проводятся в одно из первых заседаний вновь избранного парламента, не позднее двухнедельного срока с момента его открытия. Выборы проводятся открытым голосованием. В случае смерти или отставки президента до истечения срока полномочий парламент не позже двухнедельного срока после смерти или отставки производит новые выборы. В случае, если событие произойдет во время перерыва заседаний, двухнедельный срок отсчитывается с момента возобновления сессии. До избрания нового президента его функции выполняет заместитель, которым является председатель кабинета министров.
В проекте было предусмотрено право отлагательного вето президента по отношению к законам, принятым парламентом. Если парламент проводит их вторично, то президент имеет право потребовать народного голосования для окончательного принятия решения. Вместе с тем если президент в месячный срок не вотировал закон, то последний вступал в силу.
Интересен, на наш взгляд, и другой элемент системы сдержек и противовесов: правительственная власть в лице кабинета министров, согласно проекту, избирается парламентом. Вотум недоверия со стороны большинства членов парламента вызывает переизбрание кабинета. У последнего есть право роспуска парламента, но с согласия президента республики. В случае несогласия со стороны президента вопрос разрешается избирателями страны. В случае роспуска парламента выборы не могут быть назначены позже, чем через шесть недель после роспуска. Срок выборов объявляется актом президента республики, в силу которого парламент распускается35 .
Воспринимая идею правового государства, должно принимать ряд принципов, нормативных установок. Существуют общие ценности, к которым стремится любое государство. Это - права человека, свобода личности, социальная справедливость, безопасность, наконец демократия и многое другое. Список всякого рода норм, структур, процедур и других инструментов правового государства может быть весьма обширен.
Такого рода ценности могут быть представлены как требования (принципы) к организации системы органов государственной власти. Основными из которых, на наш взгляд, являются принципы: 1) народовластия; 2) верховенства права и закона; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) разделения властей36 .
1) Раскрывая сущность принципа народовластия, следует подчеркнуть, что идея народного суверенитета и связанное с нею признание народа источником всякой политической власти - это громадные вехи в политической истории человечества. С их учетом решена проблема народа как субъекта государственной власти, носителя и учредителя власти, необратимо установлено, что именно народу исторически принадлежит быть высшим судьей в вопросах власти, решать судьбу последней. Тем самым подчеркивается ориентация на демократическое устройство государства и общества.
Известный государственно-правовой постулат, согласно которому народ является источником государственной власти, фиксирует сугубо пассивный статус народа как первоначального держателя, хранителя государственно-властных функций, у которого можно эти функции получить при соблюдении определенных конституционных и законных процедур. Само по себе признание первичности прав народа на государственную власть, фиксация его пассивного государственно-правового статуса (народ - источник, хранитель, изначальный держатель власти) в конституциях и законах ни к чему политический режим не обязывает, поэтому формула "народ - источник власти" всегда находится на почетном месте в юридических и демократических актах авторитарных государств.
В ч.1 статьи 3 Конституции Российской Федерации содержится традиционное для демократического конституционализма положение: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В целом прорисовывается некоторая конституционная модель народовластия, основанная на признании за народом права быть суверенным носителем власти, учредителем государственных властей. Учредительная власть народа стоит над формами непосредственной и представительной демократии, осуществляется через прямое участие всего народа в крупных политических акциях, направленных на придание легитимности высшим органам власти и высшим должностным лицам в государстве. Это референдумы во всех их разновидностях, народные инициативы, выборы, которые дают импульс функционированию системы представительных органов на различных уровнях государственной власти. Учредительная власть народа, таким образом, осуществляется народом непосредственно и через представителей, состав которых определяется на выборах, что подчеркивается в ч. 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
2) Рассматривая принцип верховенства права и закона, следует понимать, что закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то само- давлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека, деформируя правовую природу государства. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения - важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства.
Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.
В ч.2 статьи 4 Конституции Российской Федерации идет речь о верховенстве федерального законодательства в субъекте Российской Федерации, в которых на основании ч.2 статьи 5 Конституции Российской Федерации имеются свои "основные законы" и соответствующее законодательство. Весьма важным является то, что в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации призван охранить принцип верховенства федеральных законодательных актов. Здесь возникает проблема, имеющая существенное влияние на реализацию принципа верховенства правового закона.
При определении границ правовой системы субъекта Российской Федерации важное значение имеет ч.4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это положение четко указывает, что законы и иные нормативно- правовые акты, изданные по предметам ведения субъекта Российской Федерации, относятся к его правовой системе. А вот указание на то, что самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации осуществляется вне предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не вполне согласуется с ч.2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, где говорится, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Значит, формулировки одной и той же статьи Конституции Российской Федерации противоречат друг другу; в одном случае допускается самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а в другом - оно как бы исключается. Данная неопределенность может быть устранена либо изменением текста статьи Конституции, либо актом официального толкования ее Конституционным Судом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией и уставами субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируются населением, кроме этого широкое участие населения в местном самоуправлении (хотя его органы и не входят в систему государственной власти) позволяет сделать вывод о том, что принцип народовластия получает реальное воплощение как инструмент формирования системы органов власти в России.
3) Принцип защиты прав человека и гражданина имеет тесную связь с принципом верховенства права и закона.
"Вера в право вспыхнула в России, которая сегодня переживает, пожалуй, самую трудную пору в своей истории. Мы видим, как в эти грозные и смутные времена люди тянутся к идеалам правовой жизни, склонны видеть практическую цель в реализации идей верховенства права..." Так пророчески звучит мысль видного отечественного ученого-государствоведа, профессора права Г.В.Мальцева37 .
Откуда же у людей появляются такие мысли и стремления? Полагаю, что мыслящая личность внутренне осознает свое предназначение в этом мире и хочет реализовать свое естественное право на свободы, уже дарованные человеку появлением на свет, самой жизнью.
Однако человек реализует свои права и свободы не вовне общества и государства. Права и свободы человека и гражданина декларируются в основных законах. В Конституции Российской Федерации этому посвящена целая глава, состоящая из 47 статей. Особо можно отметить закрепление фактически нового (для бывшего советского гражданина) набора прав: права на жизнь (статья 20); права иметь возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (статья 24); права определять и указывать (или не указывать) свою национальную принадлежность (статья 26); права свободы передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно в нее возвращаться (статья 27); запрета цензуры (статья 29); равного доступа к государственной службе (статья 32); права частной собственности (статья 35); права свободного труда (статья 37); права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53) и других.
Правовое государство, определяя ценностные ориентиры, отдает предпочтение достоинству человека и его правам, берет на себя обязанность защищать и обеспечивать эти права при соблюдении таких принципов, как равенство граждан перед законом и судом, взаимная ответственность государства и индивида и других. Необходимо, однако, отметить, что конституционные формулировки основных законов современных правовых государств дают возможность интерпретировать обязанности публичных властей по отношению к индивиду различным образом, включая противоположные трактовки.
В этой связи хотелось выделить из системы институтов, гарантирующих права человека в России, главного - Президента России (ч.2 статьи 80 Конституции Российской Федерации).
Функции Президента Российской Федерации как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения. Некоторые указы главы государства действительно были нацелены на воплощение в жизнь конституционных гарантий и, в конечном счете, на создание в России более совершенной системы защиты прав человека. Конечно, акты такого типа можно только приветствовать, но тем не менее их следует рассматривать только как временные шаги перед принятием соответствующих федеральных законов. Ведь любой президентский указ, затрагивающий права человека, может быть легко отменен последующим президентским указом.
Представляют интерес некоторые детали проекта организации высших государственных учреждений России, разработанного профессором К.А.Кузнецовым, поскольку особое внимание он уделяет институту президента. Согласно проекту президент Республики избирается парламентом на трехлетний срок. Выборы проводятся в одно из первых заседаний вновь избранного парламента, не позднее двухнедельного срока с момента его открытия. Выборы проводятся открытым голосованием. В случае смерти или отставки президента до истечения срока полномочий парламент не позже двухнедельного срока после смерти или отставки производит новые выборы. В случае, если событие произойдет во время перерыва заседаний, двухнедельный срок отсчитывается с момента возобновления сессии. До избрания нового президента его функции выполняет заместитель, которым является председатель кабинета министров.
В проекте было предусмотрено право отлагательного вето президента по отношению к законам, принятым парламентом. Если парламент проводит их вторично, то президент имеет право потребовать народного голосования для окончательного принятия решения. Вместе с тем если президент в месячный срок не вотировал закон, то последний вступал в силу.
Интересен, на наш взгляд, и другой элемент системы сдержек и противовесов: правительственная власть в лице кабинета министров, согласно проекту, избирается парламентом. Вотум недоверия со стороны большинства членов парламента вызывает переизбрание кабинета. У последнего есть право роспуска парламента, но с согласия президента республики. В случае несогласия со стороны президента вопрос разрешается избирателями страны. В случае роспуска парламента выборы не могут быть назначены позже, чем через шесть недель после роспуска. Срок выборов объявляется актом президента республики, в силу которого парламент распускается35 .
Воспринимая идею правового государства, должно принимать ряд принципов, нормативных установок. Существуют общие ценности, к которым стремится любое государство. Это - права человека, свобода личности, социальная справедливость, безопасность, наконец демократия и многое другое. Список всякого рода норм, структур, процедур и других инструментов правового государства может быть весьма обширен.
Такого рода ценности могут быть представлены как требования (принципы) к организации системы органов государственной власти. Основными из которых, на наш взгляд, являются принципы: 1) народовластия; 2) верховенства права и закона; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) разделения властей36 .
1) Раскрывая сущность принципа народовластия, следует подчеркнуть, что идея народного суверенитета и связанное с нею признание народа источником всякой политической власти - это громадные вехи в политической истории человечества. С их учетом решена проблема народа как субъекта государственной власти, носителя и учредителя власти, необратимо установлено, что именно народу исторически принадлежит быть высшим судьей в вопросах власти, решать судьбу последней. Тем самым подчеркивается ориентация на демократическое устройство государства и общества.
Известный государственно-правовой постулат, согласно которому народ является источником государственной власти, фиксирует сугубо пассивный статус народа как первоначального держателя, хранителя государственно-властных функций, у которого можно эти функции получить при соблюдении определенных конституционных и законных процедур. Само по себе признание первичности прав народа на государственную власть, фиксация его пассивного государственно-правового статуса (народ - источник, хранитель, изначальный держатель власти) в конституциях и законах ни к чему политический режим не обязывает, поэтому формула "народ - источник власти" всегда находится на почетном месте в юридических и демократических актах авторитарных государств.
В ч.1 статьи 3 Конституции Российской Федерации содержится традиционное для демократического конституционализма положение: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В целом прорисовывается некоторая конституционная модель народовластия, основанная на признании за народом права быть суверенным носителем власти, учредителем государственных властей. Учредительная власть народа стоит над формами непосредственной и представительной демократии, осуществляется через прямое участие всего народа в крупных политических акциях, направленных на придание легитимности высшим органам власти и высшим должностным лицам в государстве. Это референдумы во всех их разновидностях, народные инициативы, выборы, которые дают импульс функционированию системы представительных органов на различных уровнях государственной власти. Учредительная власть народа, таким образом, осуществляется народом непосредственно и через представителей, состав которых определяется на выборах, что подчеркивается в ч. 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
2) Рассматривая принцип верховенства права и закона, следует понимать, что закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то само- давлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека, деформируя правовую природу государства. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения - важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства.
Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.
В ч.2 статьи 4 Конституции Российской Федерации идет речь о верховенстве федерального законодательства в субъекте Российской Федерации, в которых на основании ч.2 статьи 5 Конституции Российской Федерации имеются свои "основные законы" и соответствующее законодательство. Весьма важным является то, что в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации призван охранить принцип верховенства федеральных законодательных актов. Здесь возникает проблема, имеющая существенное влияние на реализацию принципа верховенства правового закона.
При определении границ правовой системы субъекта Российской Федерации важное значение имеет ч.4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это положение четко указывает, что законы и иные нормативно- правовые акты, изданные по предметам ведения субъекта Российской Федерации, относятся к его правовой системе. А вот указание на то, что самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации осуществляется вне предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не вполне согласуется с ч.2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, где говорится, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Значит, формулировки одной и той же статьи Конституции Российской Федерации противоречат друг другу; в одном случае допускается самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а в другом - оно как бы исключается. Данная неопределенность может быть устранена либо изменением текста статьи Конституции, либо актом официального толкования ее Конституционным Судом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией и уставами субъектов Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируются населением, кроме этого широкое участие населения в местном самоуправлении (хотя его органы и не входят в систему государственной власти) позволяет сделать вывод о том, что принцип народовластия получает реальное воплощение как инструмент формирования системы органов власти в России.
3) Принцип защиты прав человека и гражданина имеет тесную связь с принципом верховенства права и закона.
"Вера в право вспыхнула в России, которая сегодня переживает, пожалуй, самую трудную пору в своей истории. Мы видим, как в эти грозные и смутные времена люди тянутся к идеалам правовой жизни, склонны видеть практическую цель в реализации идей верховенства права..." Так пророчески звучит мысль видного отечественного ученого-государствоведа, профессора права Г.В.Мальцева37 .
Откуда же у людей появляются такие мысли и стремления? Полагаю, что мыслящая личность внутренне осознает свое предназначение в этом мире и хочет реализовать свое естественное право на свободы, уже дарованные человеку появлением на свет, самой жизнью.
Однако человек реализует свои права и свободы не вовне общества и государства. Права и свободы человека и гражданина декларируются в основных законах. В Конституции Российской Федерации этому посвящена целая глава, состоящая из 47 статей. Особо можно отметить закрепление фактически нового (для бывшего советского гражданина) набора прав: права на жизнь (статья 20); права иметь возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (статья 24); права определять и указывать (или не указывать) свою национальную принадлежность (статья 26); права свободы передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно в нее возвращаться (статья 27); запрета цензуры (статья 29); равного доступа к государственной службе (статья 32); права частной собственности (статья 35); права свободного труда (статья 37); права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53) и других.
Правовое государство, определяя ценностные ориентиры, отдает предпочтение достоинству человека и его правам, берет на себя обязанность защищать и обеспечивать эти права при соблюдении таких принципов, как равенство граждан перед законом и судом, взаимная ответственность государства и индивида и других. Необходимо, однако, отметить, что конституционные формулировки основных законов современных правовых государств дают возможность интерпретировать обязанности публичных властей по отношению к индивиду различным образом, включая противоположные трактовки.
В этой связи хотелось выделить из системы институтов, гарантирующих права человека в России, главного - Президента России (ч.2 статьи 80 Конституции Российской Федерации).
Функции Президента Российской Федерации как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения. Некоторые указы главы государства действительно были нацелены на воплощение в жизнь конституционных гарантий и, в конечном счете, на создание в России более совершенной системы защиты прав человека. Конечно, акты такого типа можно только приветствовать, но тем не менее их следует рассматривать только как временные шаги перед принятием соответствующих федеральных законов. Ведь любой президентский указ, затрагивающий права человека, может быть легко отменен последующим президентским указом.