Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 . О заимствовании лишь внешней формы правительственных учрежде­ний, начатом еще Петром Великим и привнесшем в российскую госу­дарственную жизнь в основном произвол бюрократии, с горечью пи­сал известный юрист того времени М.М.Ковалевский2.

Представляют интерес некоторые детали проекта организации высших государственных учреждений России, разработанного про­фессором К.Кузнецовым, поскольку особое внимание он уделяет институту президента. Согласно проекту президент Республики из­бирается парламентом на трехлетний срок. Выборы проводятся в од­но из первых заседаний вновь избранного парламента, не позднее двухнедельного срока с момента его открытия. Выборы проводятся открытым голосованием. В случае смерти или отставки президента до истечения срока полномочий парламент не позже двухнедельного срока после смерти или отставки производит новые выборы. В слу­чае, если событие произойдет во время перерыва заседаний, двухне­дельный срок отсчитывается с момента возобновления сессии. До избрания нового президента его функции выполняет заместитель, которым является председатель кабинета министров.

В проекте было предусмотрено право отлагательного вето пре­зидента по отношению к законам, принятым парламентом. Если пар­ламент проводит их вторично, то президент имеет право потребовать народного голосования для окончательного принятия решения. Вместе с тем если президент в месячный срок не вотировал закон, то последний вступал в силу.

Интересен, на наш взгляд, и другой элемент системы сдержек и противовесов: правительственная власть в лице кабинета министров, согласно проекту, избирается парламентом. Вотум недоверия со сто­роны большинства членов парламента вызывает переизбрание каби­нета. У последнего есть право роспуска парламента, но с согласия президента республики. В случае несогласия со стороны президента вопрос разрешается избирателями страны. В случае роспуска парла­мента выборы не могут быть назначены позже, чем через шесть недель после роспуска. Срок выборов объявляется актом президента республики, в силу которого парламент распускается35 .

Воспринимая идею правового государства, должно принимать ряд принципов, нормативных установок. Существуют общие цен­ности, к которым стремится любое государство. Это - права челове­ка, свобода личности, социальная справедливость, безопасность, на­конец демократия и многое другое. Список всякого рода норм, структур, процедур и других инструментов правового государства может быть весьма обширен.


Такого рода ценности могут быть представлены как требова­ния (принципы) к организации системы органов государственной власти. Основными из которых, на наш взгляд, являются принципы: 1) народовластия; 2) верховенства права и закона; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) разделения властей36 .

1) Раскрывая сущность принципа народовластия, следует под­черкнуть, что идея народного суверенитета и связанное с нею при­знание народа источником всякой политической власти - это громад­ные вехи в политической истории человечества. С их учетом решена проблема народа как субъекта государственной власти, носителя и учредителя власти, необратимо установлено, что именно народу исторически принадлежит быть высшим судьей в вопросах власти, решать судьбу последней. Тем самым подчеркивается ориентация на демократическое устройство государства и общества.

Известный государственно-правовой постулат, согласно кото­рому народ является источником государственной власти, фиксирует сугубо пассивный статус народа как первоначального держателя, хранителя государственно-властных функций, у которого можно эти функции получить при соблюдении определенных конституционных и законных процедур. Само по себе признание первичности прав на­рода на государственную власть, фиксация его пассивного государ­ственно-правового статуса (народ - источник, хранитель, изначаль­ный держатель власти) в конституциях и законах ни к чему полити­ческий режим не обязывает, поэтому формула "народ - источник власти" всегда находится на почетном месте в юридических и демо­кратических актах авторитарных государств.

В ч.1 статьи 3 Конституции Российской Федерации содержится традиционное для демократического конституционализма положе­ние: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

В целом прорисовывается некоторая конституционная модель народовластия, основанная на признании за народом права быть суверенным носителем власти, учредителем государственных вла­стей. Учредительная власть народа стоит над формами непосред­ственной и представительной демократии, осуществляется через пря­мое участие всего народа в крупных политических акциях, направ­ленных на придание легитимности высшим органам власти и выс­шим должностным лицам в государстве. Это референдумы во всех их разновидностях, народные инициативы, выборы, которые дают им­пульс функционированию системы представительных органов на различных уровнях государственной власти. Учредительная власть народа, таким образом, осуществляется народом непосредственно и через представителей, состав которых определяется на выборах, что подчеркивается в ч. 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации.



2) Рассматривая принцип верховенства права и закона, следует понимать, что закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым прин­ципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то само- давлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выра­жать в законах объективно складывающиеся общественные отноше­ния, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими поте­рями и для общества, и для человека, деформируя правовую природу государства. Поэтому правовое государство начинается там, где за­конодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только зако­нодательными мерами, понимание важности выявления общенарод­ной воли и общественного мнения - важный элемент психологи­ческой переориентации государственного сознания, формирования правового государства.

Только принятие закона, соответствующего объективной при­роде общественных отношений, правовым принципам, общенарод­ной воле, делает его юридическим актом правового государства, ко­торое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его гос­подстве в общественной жизни.

В ч.2 статьи 4 Конституции Российской Федерации идет речь о верховенстве федерального законодательства в субъекте Российской Федерации, в которых на основании ч.2 статьи 5 Конституции Рос­сийской Федерации имеются свои "основные законы" и соответ­ствующее законодательство. Весьма важным является то, что в соот­ветствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации Кон­ституционный Суд Российской Федерации призван охранить прин­цип верховенства федеральных законодательных актов. Здесь возни­кает проблема, имеющая существенное влияние на реализацию прин­ципа верховенства правового закона.


При определении границ правовой системы субъекта Россий­ской Федерации важное значение имеет ч.4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулиро­вание вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это положение четко указывает, что законы и иные нормативно- правовые акты, изданные по предметам ведения субъекта Российской Федерации, относятся к его правовой системе. А вот указание на то, что самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации осуществляется вне предметов совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, не вполне согласуется с ч.2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, где говорится, что по предметам совместного ведения издаются феде­ральные законы и в соответствии с ними принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Значит, формулировки одной и той же статьи Конституции Россий­ской Федерации противоречат друг другу; в одном случае допускает­ся самостоятельное правовое регулирование субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, а в другом - оно как бы исключается. Данная неопределенность может быть устранена либо изменением текста статьи Конституции, либо актом официаль­ного толкования ее Конституционным Судом Российской Федера­ции.

В соответствии с Конституцией и уставами субъектов Россий­ской Федерации органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации формируются населением, кроме этого широкое уча­стие населения в местном самоуправлении (хотя его органы и не вхо­дят в систему государственной власти) позволяет сделать вывод о том, что принцип народовластия получает реальное воплощение как инструмент формирования системы органов власти в России.

3) Принцип защиты прав человека и гражданина имеет тесную связь с принципом верховенства права и закона.

"Вера в право вспыхнула в России, которая сегодня пережи­вает, пожалуй, самую трудную пору в своей истории. Мы видим, как в эти грозные и смутные времена люди тянутся к идеалам правовой жизни, склонны видеть практическую цель в реализации идей верхо­венства права..." Так пророчески звучит мысль видного отечествен­ного ученого-государствоведа, профессора права Г.В.Мальцева37 .


Откуда же у людей появляются такие мысли и стремления? По­лагаю, что мыслящая личность внутренне осознает свое предназна­чение в этом мире и хочет реализовать свое естественное право на свободы, уже дарованные человеку появлением на свет, самой жизнью.

Однако человек реализует свои права и свободы не вовне общества и государства. Права и свободы человека и гражданина де­кларируются в основных законах. В Конституции Российской Феде­рации этому посвящена целая глава, состоящая из 47 статей. Особо можно отметить закрепление фактически нового (для бывшего со­ветского гражданина) набора прав: права на жизнь (статья 20); права иметь возможность ознакомления с документами и материалами, не­посредственно затрагивающими права и свободы гражданина (статья 24); права определять и указывать (или не указывать) свою национальную принадлежность (статья 26); права свободы передви­гаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выез­жать за пределы страны и беспрепятственно в нее возвращаться (статья 27); запрета цензуры (статья 29); равного доступа к государ­ственной службе (статья 32); права частной собственности (статья 35); права свободного труда (статья 37); права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53) и других.

Правовое государство, определяя ценностные ориентиры, отда­ет предпочтение достоинству человека и его правам, берет на себя обязанность защищать и обеспечивать эти права при соблюдении таких принципов, как равенство граждан перед законом и судом, взаимная ответственность государства и индивида и других. Необхо­димо, однако, отметить, что конституционные формулировки основ­ных законов современных правовых государств дают возможность интерпретировать обязанности публичных властей по отношению к индивиду различным образом, включая противоположные трак­товки.

В этой связи хотелось выделить из системы институтов, гаран­тирующих права человека в России, главного - Президента России (ч.2 статьи 80 Конституции Российской Федерации).

Функции Президента Российской Федерации как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения. Некоторые указы главы государства действительно были нацелены на воплощение в жизнь конституционных гарантий и, в конечном счете, на создание в России более совершенной системы защиты прав человека. Конечно, акты такого типа можно только приветствовать, но тем не менее их следует рассматривать только как временные шаги перед принятием соответствующих федеральных законов. Ведь любой президентский указ, затрагивающий права человека, может быть легко отменен последующим президентским указом.