Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власти должны по Конституции Российской Федерации осущест­вляться в различных юридических формах посредством различных органов. Вместе с тем последовательное проведение принципа разде­ления властей и обеспечение их независимости с необходимостью предопределили право одной власти несколько выходить за пределы формально отведенной ей сферы. Следовательно, определенное соперничество властей, взаимное "нарушение границ" оказалось необходимым для нормального функционирования всей системы. Поэтому, в частности, законодательная власть выступает в роли су­дебной (по делам об импичменте), суды выполняют некоторые адми­нистративные функции, а ряд административных органов (президент) наделен квазисудебными полномочиями.

По мнению ряда исследователей, как сам принцип разделения властей, так и дополняющий его механизм "сдержек и противовесов" имеют своей целью предотвратить неправомерное возвышение како­го-либо одного органа за счет полномочий другого. Вместе с тем от­мечается, что "сдержки и противовесы", с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти - особен­но избираемых населением конгресса и президента, а с другой - соз­дают потенциал для конфликтов, которые разрешаются чаще всего путем переговоров, сделок и компромиссов.

Система "сдержек и противовесов", по мнению ее сторонников,

/

предполагает конкурентность различных органов власти, выступает средством для их взаимного сдерживания и поддерживает относи­тельное равновесие сил. Конкурентность обеспечивается неодинако­вым подходом различных органов власти к решению общих про­блем, несовпадением интересов отдельных социальных групп, имею­щих возможность влиять на те или иные государственные органы и так далее. Использование системы "сдержек и противовесов" означа­ет, что разделение труда между различными ветвями власти не является абсолютно строгим. Наоборот, оно включает в себя те или иные формы совместного участия различных органов власти при ре­шении наиболее важных вопросов.

Совпадающие и пересекающиеся полномочия государственных органов преобладают над исключительными, то есть принадлежа­щими лишь одному органу.

Конкретное содержание принципа разделения властей и осо­бенности функционирования механизма "сдержек и противовесов" в ходе исторического развития разных стран обусловливались неодно­значными социально-экономическими и политическими факторами, потребностями правящей элиты и ее различных конкурирующих групп, стремившихся влиять на деятельность тех или иных государ­ственных органов в своих интересах.


На практике Президент Российской Федерации все чаще поль­зуется полномочиями, позволяющими в случае необходимости активно воздействовать на законодательный корпус. Постепенное расширение характера и объема президентских полномочий вырази­лось в таких, прямо не предусмотренных Конституцией Российской Федерации формах, как делегирование законодательной властью Президенту Российской Федерации законодательных полномочий по отдельным вопросам.

В заключении этого параграфа хотелось бы ответить еще на один вопрос: как оценивается населением (реализовавшим свое учре­дительное право, воплотившим в жизнь принцип народовластия) деятельность федеральных органов власти? Какова степень доверия к ним?

Опросы общественного мнения фиксируют негативную оценку гражданами деятельности всех центральных институтов власти - Президента Российской Федерации, Правительства Российской Фе­дерации, Федерального Собрания, и резкое сокращение степени до­верия к ним.

В ноябре 1996 года отрицательно оценивали деятельность Пре­зидента Российской Федерации 55 процентов, положительно - 13 процентов населения. Начиная с июля 1996 года непрерывно сокращалось число россиян, полагающих, что Президент Российской Федерации оказывает положительное влияние на ситуацию в стране (с 26 процентов в сентябре до 15 процентов в октябре). Получает большое распространение мнение о том, что Президент Российской Федерации отрицательно влияет на ситуацию в стране (его разделяли в начале сентября 24,5 процента, а в октябре уже 45 процентов насе­ления).

Столь же низкая оценка давалась работе Правительства Рос­сийской Федерации.

В ноябре 1996 года доля положительно и отрицательно оцени­вавших деятельность Правительства составила соответственно 11 процентов и 46,5 процентов населения. Число россиян, считавших, что Правительство Российской Федерации скорее отрицательно влияет на ситуацию в стране, возросло с сентября по октябрь 1996 года с 22 процентов до 40 процентов (число сторонников проти­воположного мнения сократилось за тот же период почти в 2 раза - с 21 процента до 12 процентов).

Аналогичные оценки давались деятельности представительной власти - обеим палатам Федерального Собрания. Положительно оце­нивали деятельность Совета Федерации 8 процентов, Государствен­ной Думы - 10 процентов, отрицательно - соответственно 39 про­центов и 47 процентов населения.



Опросы фиксируют резкое сокращение степени доверия к Пар­ламенту. Доля россиян, полагающих, что он оказывает положитель­ное влияние на ситуацию в стране, сокращалась (в отношении Госу­дарственной Думы - с 16,5 процента в сентябре 1996 года до 9 про­центов в октябре 1996 года; по Совету Федерации - соответственно с 15 процентов до 6 процентов). Распространялась уверенность, что обе палаты оказывают скорее отрицательное воздействие (по Госу­дарственной Думе - с 23 процентов в сентябре до 39 процентов в октябре; в отношении Совета Федерации - соответственно с 16 до 33 процентов)47 .

Доверие населения к государственной власти, по данным Фон­да "Общественное мнение" (июнь 1997 года), остается на низком уровне.

На вопрос: "Доверяете ли Вы следующим институтам влас­ти...", получены следующие ответы.

Институт власти

"Доверяю" и "скорее дове­ряю..."

"В равной сте­пени доверяю" и "не доверяю"

"Не дове­ряю" и "скорее не доверяю"

Затруд­нились ответить

Президент Российской Федерации

16%

18%

60%

5%

Правительство Россий­ской Федерации

11%

17%

65%

6%

Совет Федерации

10%

19%

54%

18%

Государственная Дума

10%

16%

64%

18%



В отношении к нижней палате Парламента отсутствуют разли­чия между электоратами ведущих политических сил: и для последо­вателей КПРФ, и для сторонников демократических лидеров харак­терно одинаковое недоверие к ней.

Важно отметить, что некоторые группы населения, не дове­ряющие Правительству Российской Федерации, в то же время на­строены и против Государственной Думы - к ним относятся матери­ально неблагополучные категории населения, работники частного сектора. "Повышенное" недоверие нижней палате парламента демонстрируют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Напротив, более лояльно настроены по отношению к Государственной Думе жители сел, лица с низким уровнем образования.

Важно обратить внимание, что лица, занятые в частном секто­ре, в большинстве своем настроены критично по отношению к орга­нам государственной власти (например, 75 процентов из них не дове­ряют Правительству Российской Федерации).

Чаще всего поддержку Президенту и Правительству Россий­ской Федерации оказывают жители Москвы и Санкт-Петербурга, материально более благополучные категории населения, лица с выс­шим образованием.

По данным Фонда общественного мнения, с июня 1997 года от­ношение населения к Президенту страны остается без изменений. Остается низким и уровень доверия к Правительству Российской Федерации.

Невысок уровень доверия в обществе и к высшему законода­тельному органу страны - Федеральному Собранию.

Верхней палате - Совету Федерации - чаще доверяют те же кате­гории населения, что и другим высшим органам государственной и исполнительной власти - материально благополучные слои населе­ния, электорат демократических лидеров. Следует отметить, что многие респонденты (18 процентов) не смогли определиться в том, доверяют ли они верхней палате парламента; можно предположить, что это объясняется недостаточным вниманием россиян к работе верхней палаты, отсутствием определенного образа Совета Федера­ции в массовом сознании. Опросы, проводимые социологическими центрами, фиксируют "стабильное" общественное недоверие к Госу­дарственной Думе. За год - с июня 1996 года - негативное отношение россиян к нижней палате не изменилось.

Стабильность данных социологических исследований позволя­ет предположить, что система органов государственной власти Рос­сийской Федерации до конца не сложилась, а принцип разделения властей слабо внедрен в ткань государственного организма. Догма­тическое восприятие принципа разделения властей проявляется в том, что государственную власть понимают как "делимый предмет", который сначала расчленяется на три блока, затем неоднократно де­лится на части, и в результате при отсутствии должной централиза­ции агенты власти получают в свой "удел" полномочия, "кусок" или "кусочек" власти. В современной России уже четко обозначился пре­дел, за которым растаскивание единой государственной власти на части по "ветвям", по уровням власти (федеральный, субъектов Рос­сийской Федерации, местного самоуправления) грозит распадам государственности.


Некоторые ученые ставят вопросы о возможности конституи- рования арбитражной власти Президента Российской Федерации, учреждения института "контрольной" власти, что на наш взгляд преждевременно.

Этот вывод подтверждается и фактом принятия 1 апреля 1997 года на Совете Государственной Думы проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании", которое в статье 1 законопроекта охарактеризовано как представительный орган Российской Федерации, обладающий учредительными полно­мочиями. Этот законопроект был отвергнут, что достаточно жестко аргументировано в заключении Президента Российской Федерации48 .