Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 5 . Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

Как видно из предыдущего параграфа, реальное взаимопро­никновение, переплетение ветвей власти только на федеральном уровне вызывает множество вопросов, до сих пор не урегулирован­ных федеральным законодательством. Самый острый из них для раз­вития системы органов власти России - это взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями. Рассматривая эту проблему, можно вновь обратить внимание на институт президента, который более тесно, чем парламент, связан именно с исполнитель­ной ветвью власти и ее основным органом - правительством. Причем эта проблема характерна не только для российского государства.

Вспомним, что периодом наиболее полного развития парла­ментаризма была эпоха победы буржуазных революций, отбросив­ших феодальный абсолютизм и приспособивших государственный аппарат к экономическим и политическим условиям промышленного капитализма. Придя к власти, буржуазия установила свое безраз­дельное господство в парламенте и потому была заинтересована в упрочении его высокого юридического статуса и даже привилегиро­ванного положения в системе высших органов государственной влас­ти. Именно тогда провозглашается конституционное верховенство и юридическая независимость парламента, определяются такие его полномочия, как исключительное право законотворчества, устано­вление налогов и утверждение бюджета, контроль за деятельностью исполнительной власти, в частности, право требовать от правитель­ства периодических отчетов о проводимой им политике. Получают развитие и такие средства влияния парламента на политику прави­тельства, как утверждение или отклонение правительственного зако­нопроекта, выражение (вотум) доверия или недоверия правительству в целом или отдельным министрам, отказ санкционировать важней­шие политические мероприятия правительства, вынесение резолюции порицания кабинету, запросы, интерпелляции, расследования и тому подобное.

Со временем происходят качественные изменения в структуре осуществления государственной власти, ломка традиционных взаимоотношений между парламентом и правительством. Это объяс­няется тем, что парламент как выборное учреждение, как правило, весьма неоднороден по своему составу, часто разделен на ряд пар­тийных фракций, представляющих интересы различных слоев насе­ления, и в той или иной степени подвержен влиянию общественного мнения, что порождает у "партии власти" известное недоверие к спо­собности парламента находить "правильную" дорогу в лабиринте существующих противоречий.


Гораздо более надежным и устойчивым, а потому наиболее приемлемым является правительство как строго централизованный и легко управляемый аппарат власти, который "делает политику" в тени от общественного контроля, в знакомых промышленным "магнатам" кабинетах, где хозяйничают их прямые ставленники и доверенные лица, решающие государственные дела сравнительно бы­стро и без "излишних" формальностей. Поэтому стоящие у власти, снижая значимость представительных органов власти, стремятся максимально возвысить исполнительную власть, сделать ее более мощной и политически влиятельной, расширить ее вмешательство в важнейшие сферы государственной жизни.

Так из формально исполнительного органа, занимающегося повседневным руководством государственными делами, правитель­ство превратилось в самостоятельную и независимую правитель­ственную власть, которая вышла за предусмотренный принципом разделения властей конституционный баланс. Объявляя себя вырази­телем "общего интереса", правительство все активнее участвует в разработке и формулировании главных целей политики государства, принимает важнейшие решения, связывающие и парламент.

Сосредотачивая в своих руках главные рычаги политического руководства, правительство активно пользуется дискреционными полномочиями, все шире вторгается в сферу законотворчества, фор­мулируя большую часть законопроектов, проходящих затем через парламент, или же практикуя делегированное законодательство, ког­да парламент формально разрешает правительству осуществлять законодательное регулирование по широкому кругу вопросов.

Тенденция к концентрации основных полномочий в правитель­ственном аппарате сопровождается свертыванием коллегиальных форм деятельности правительства и превращением премьер- министра в особый единоличный орган государства, существующий наряду с правительством (включающим всех его членов) и кабинетом (состоящим из наиболее влиятельных и приближенных к премьеру министров, занимающих, как правило, ключевые посты)49 . Этот про­цесс характеризуется как переход от "системы правления кабинета" к "системе правления премьер-министра", что особенно характерно для современной Великобритании50. Показывая высокую степень концентрации полномочий в руках английского премьер-министра, Р.Роуз, например, отмечает, что ему принадлежит решающее слово при назначении состава правительства и в руководстве им. Премьер- министр стоит во главе всей государственной машины, определяет структуру аппарата государства, распределение полномочий между руководителями государственных органов, назначает и ликвидирует комитеты кабинета, определяет их состав и полномочия и, в конеч­ном счете, оказывает влияние на весь политический процесс в стране51.


Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определен в статье 111 Конституции Российской Федера­ции. Вопрос о процедуре назначения главы Правительства Россий­ской Федерации имеет большое значение, поскольку названная должность - одна из ключевых и ведущих в государстве.

В ч. 1 названной статьи содержится исходная норма: Председа­тель Правительства назначается Президентом Российской Федерации - это одно из важнейших конституционных полномочий Президента Российской Федерации. В этой же части указанной статьи имеется и полномочие Государственной Думы - "с согласия Государственной Думы", которое корреспондируется с ч.1 статьи 103, предусматри­вающей дачу Государственной Думой согласия Президенту на назна­чение Председателя Правительства Российской Федерации. Далее следует предусмотренная Конституцией Российской Федерации про­цедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правитель­ства Российской Федерации. Выделим важнейшие моменты. Во- первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность имеет толь­ко Президент Российской Федерации. Во-вторых, внесение кандида­туры в Государственную Думу должно происходить в определенные сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в долж­ность вновь избранного Президента Российской Федерации; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства Россий­ской Федерации, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В ч. 3 статьи 111 установлен определенный срок для рассмотрения Госу­дарственной Думой кандидатуры на должность Председателя Пра­вительства Российской Федерации - в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

В Регламенте Государственной Думы подробно определен по­рядок дачи согласия Президенту Российской Федерации на назначе­ние Председателя Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации либо его полномочный представитель в Фе­деральном Собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской

Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Фе­дерации. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, опре­деленного Государственной Думой, но не свыше 30 минут, кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за вы­двинутую кандидатуру или против нее. Согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полу­ченным, если за предложенную кандидатуру проголосовало боль­шинство от общего числа депутатов Государственной Думы.


Часть 4 статьи 111 предусматривает, что после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент наз­начает Председателя Правительства Российской Федерации. Это по­нятно, поскольку государство не может в течение длительного вре­мени обходиться без Правительства и его главы - Председателя Пра­вительства Российской Федерации.

Частью 4 статьи 111 предусмотрена и другая очень важная норма: правообязанность Президента Российской Федерации распус­тить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В ряде стран особая роль главы правительства закреплена в Конституции. Так, согласно статье 65 Основного закона ФРГ, "Федеральный канцлер устанавливает основные положения полити­ки и несет за них ответственность"52 . В соответствии со статьей 95 Конституции Италии "Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного на­правления, поощряя и согласуя деятельность министров"53.

Как часть общего процесса совершенствования государствен­ного аппарата во многих западных странах происходит усложнение внутриправительственной структуры, в которой появляются новые, часто не санкционированные законом и не подконтрольные парла­менту звенья: канцелярии при Премьер-министре, многочисленные помощники, личные советники, эксперты, специалисты и т.п.54 Вместе с тем, по свидетельству английского автора Седжмора, который дол­гие годы сам был высокопоставленным правительственным чинов­ником, а затем членом палаты общин, все более сужается круг лиц, фактически принимающих основные решения55.

Некоторыми западными авторами парламентская власть объ­является устаревшей и практически неосуществимой. "На практике, - пишет, например, Сэмпсон, - суверенитет Парламента теряется в запутанных лабиринтах власти, которые его окружают"56. Парламент выполняет функцию совещательного органа, рупора идей и места, где обсуждают проводимую политику, где ее защищают или осужда­ют; однако он не является ни форумом нации, ни существенной составной частью аппарата управления. Итак, Парламент существует и может быть полезен тем политикам, которые ищут поддержки об­щественности; но едва ли эта роль достойна праматери всех парла­ментов"57.


Нередко критика парламентаризма ведется с реакционных бюрократических и технократических позиций и объясняется не оза­боченностью фактическим положением и судьбой этого демократи­ческого института, а стремлением дискредитировать парламент, доказать его "некомпетентность", "бессилие", даже "несостоятельность" и тем самым оправдать выдвижение правитель­ственной власти на роль решающей силы в государственном меха­низме.

Это характерно и для новейшей отечественной истории. При­мер тому - выступление Г.Бурбулиса перед депутатской фракцией партии "Свободная Россия". "Самым слабым звеном общей полити­ческой стратегии, - сказал он, - является отсутствие глубокого пони­мания сути президентского государства. Советы как представитель­ный орган власти в их сегодняшнем содержании - рудимент старой системы. Реформы могут быть осуществлены только при достаточно жесткой структуре президентства. В нее должны войти и новые орга­ны представительной власти"58 .

Даже не слишком вольная трактовка этого заявления позволяет истолковать его таким образом, что законодательную власть как та­ковую следует встроить в президентскую структуру. Что, конечно же, неверно, не только по сути, но и совершенно неприемлемо для право­вого государства.

Жизнь показала, что ориентация на "сильную власть" может как затормозить экономическое развитие соответствующей страны, так и подорвать традиционные устои классической демократии, ее конституционные принципы, на которых зиждется вся государствен­ность. Все это способно привести к размыванию внутренних основ режима и в конечном счете - к его краху.

В большинстве случаев дело не заходит так далеко, и одновре­менно с тенденцией к уменьшению роли представительных учрежде­ний наблюдаются и другие процессы, ведущие, например, к посте­пенной перестройке деятельности парламентов, изменению форм и методов их работы, к различного рода структурным изменениям (таким, как увеличение числа специализированных комиссий, посто­янных и временных комитетов, привлечение спецалистов-экспертов, установление деловых связей с другими органами государства и звеньями политической системы), что так или иначе позволяет пред­ставительным институтам сохранять свое значение в принятии важ­ных политических решений.

В ряде стран престиж и реальная значимость парламентских институтов сохраняются во многом благодаря национальным тради­циям, историческому опыту, сложившимся представлениям о демо­кратии, политической культуре, поддерживаются ставшими привыч­ными нормами и правилами политической жизни, открывающими широкие возможности для маневрирования и достижения необходи­мых компромиссов, что, к сожалению, в нашей стране только разви­вается.