Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сборов и других платежей, размеров дотаций из территориального бюджета в бюджеты органов местного самоуправления и вносит их на рассмотрение общего собрания депутатов муниципальных образований территории для последующего внесения в Законодательное собрание Пензенской области. Он также организует работу по исполнению территориального бюджета, осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из территориального бюджета, а также средств территориальных внебюджетных фондов.
Глава администрации административно-территориального образования по истечении финансового года отчитывается перед общим собранием депутатов всех муниципальных образований об исполнении бюджета территории.
Аналогичная схема принята в Законе Новосибирской области от 11 декабря 1996 года № 51-03 "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области".
Есть и другие варианты. Так, распоряжением губернатора Краснодарского края введен институт представителей главы администрации края во всех городах и районах. Согласно положению представитель главы администрации края (инструктор зонально- инспекторского отдела) осуществляет контроль за исполнением Устава и законов Краснодарского края, постановлений и распоряжений главы администрации и правительства Краснодарского края. Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов местного самоуправления и исполнительной власти, объединений, предприятий, организаций или издавать решения, обязательные для исполнения. В обязанности инструктора входит представление в управление аналитической и иной информации об экономических, социальных и политических процессах, внесение соответствующих предложений главе администрации Краснодарского края. К числу его задач относятся также содействие созданию правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, а также содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Инструктор вправе принимать участие в работе органов местного самоуправления, запрашивать и получать у государственных органов, предприятий, должностных лиц необходимые сведения, документы, материалы.
Своя модель системы органов государственной власти установлена Законом Республики Алтай от 30 мая 1996 года № 9-2 "О местных органах государственной власти". В соответствии с его нормами представительными (выборными) органами в районе, городе являются соответствующие Советы депутатов. Органами управления в районе, городе, селе являются местные администрации, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Срок полномочий местных органов государственной власти и депутатов - четыре года.
Председатель Совета является одновременно главой администрации. Его кандидатура в качестве главы администрации считается избранной, если за нее проголосовало более половины депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.
Местная администрация состоит из главы администрации и структурных подразделений. Структура районной, городской администрации утверждается соответствующим Советом депутатов. Структура администрации сел утверждается главой соответствующей районной администрации. Администрации района и города осуществляют функции управления, обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие, выполнение федеральных и республиканских законов на подведомственной территории. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету и вышестоящим исполнительным органам.
Деятельностью сельской администрации руководит глава сельской администрации. Конкретное наименование должности главы сельской администрации устанавливается исходя из местных традиций. Глава сельской администрации района назначается на основе предложений органов местного самоуправления сроком на четыре года. Он осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия до вступления в должность нового главы сельской администрации.
В соответствии со статьей 13 указанного Закона органы власти района, города и села взаимодействуют с органами местного самоуправления, исходя из интересов жителей территории, единства целей и задач в решении местных проблем. Споры между государственными органами власти и органами самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. При отсутствии согласия в решении возникающих проблем рассмотрение спора может быть передано в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай или суд. Местные органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения. Местные органы государственной власти и управления не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией и законами Республики Алтай.
В Республике Татарстан, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2246-ХХИ "О местных органах государственной власти и управления", предусмотрена несколько иная, более жесткая модель системы власти. Здесь представительными органами власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются местные Советы народных депутатов. Исполнительно-распорядительными органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц.
Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации. Глава администрации района, города назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан, если он не является депутатом данной территории.
Глава администрации района в городе назначается главой администрации города с согласия соответствующего Совета народных депутатов. Глава местной администрации сохраняет свои полномочия вплоть до вступления в должность нового главы администрации. Кандидатура на должность главы местной администрации считается согласованной, если за нее подано более половины голосов депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.
Представление Президента Республики Татарстан и главы администрации города с районным делением рассматривается на сессии соответствующего Совета в двухнедельный срок со дня его поступления в местный Совет.
Местный Совет народных депутатов может выразить недоверие главе местной администрации. Президент Республики Татарстан в месячный срок со дня получения решения Совета народных депутатов о недоверии главе соответствующей местной администрации освобождает его от должности или направляет в местный Совет народных депутатов мотивированный отказ. В случае отказа Президента Республики Татарстан местный Совет вправе высказать недоверие главе местной администрации повторно не ранее чем через 12 месяцев.
Глава городской администрации, назначивший главу районной в городе администрации, в месячный срок со дня получения акта о недоверии главе администрации района в городе освобождает его от должности или направляет в районный в городе Совет мотивированный отказ. В случае отказа местный Совет вправе высказать недоверие главе районной в городе администрации повторно не ранее чем через 12 меояцев.
Глава администрации района назначает и освобождает по согласованию с районным в городе Советом народных депутатов главу районной в городе администрации. Администрация района в городе осуществляет все полномочия, установленные указанным Законом, в пределах и порядке, определяемых администрацией города.
Порядок осуществления администрациями района, города полномочий по управлению отраслями хозяйства соответствующих территорий и порядок организации их работы определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Местные органы государственной власти и управления обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения. Подчеркну: местные органы государственной власти и управления не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией и законами Республики Татарстан.
Крайне жесткая модель системы органов государственной власти установлена законодательством Республики Калмыкия. В Законе Республики Калмыкия -Хальмг Тангч от 7 мая 1993 года "Об органах исполнительной власти в районах и городе Элисте" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 6 июля 1993 года № 36-1Х, от 30 сентября 1993 года № 93-1Х, от 31 марта 1994 года № 185-1Х и 188-1Х) предусмотрено, что представители в районах и городе Элисте являются органами исполнительной власти в Республике Калмыкия -Хальмг Тангч, возглавляемой Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч.
Представители Президента являются юридическими лицами. Представители Президента назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, непосредственно ему подотчетны и подконтрольны.
В соответствии с названным Законом представитель Президента Российской Федерации наделен очень широким кругом полномочий:
Глава администрации административно-территориального образования по истечении финансового года отчитывается перед общим собранием депутатов всех муниципальных образований об исполнении бюджета территории.
Аналогичная схема принята в Законе Новосибирской области от 11 декабря 1996 года № 51-03 "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области".
Есть и другие варианты. Так, распоряжением губернатора Краснодарского края введен институт представителей главы администрации края во всех городах и районах. Согласно положению представитель главы администрации края (инструктор зонально- инспекторского отдела) осуществляет контроль за исполнением Устава и законов Краснодарского края, постановлений и распоряжений главы администрации и правительства Краснодарского края. Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов местного самоуправления и исполнительной власти, объединений, предприятий, организаций или издавать решения, обязательные для исполнения. В обязанности инструктора входит представление в управление аналитической и иной информации об экономических, социальных и политических процессах, внесение соответствующих предложений главе администрации Краснодарского края. К числу его задач относятся также содействие созданию правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, а также содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Инструктор вправе принимать участие в работе органов местного самоуправления, запрашивать и получать у государственных органов, предприятий, должностных лиц необходимые сведения, документы, материалы.
Своя модель системы органов государственной власти установлена Законом Республики Алтай от 30 мая 1996 года № 9-2 "О местных органах государственной власти". В соответствии с его нормами представительными (выборными) органами в районе, городе являются соответствующие Советы депутатов. Органами управления в районе, городе, селе являются местные администрации, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Срок полномочий местных органов государственной власти и депутатов - четыре года.
Председатель Совета является одновременно главой администрации. Его кандидатура в качестве главы администрации считается избранной, если за нее проголосовало более половины депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.
Местная администрация состоит из главы администрации и структурных подразделений. Структура районной, городской администрации утверждается соответствующим Советом депутатов. Структура администрации сел утверждается главой соответствующей районной администрации. Администрации района и города осуществляют функции управления, обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие, выполнение федеральных и республиканских законов на подведомственной территории. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету и вышестоящим исполнительным органам.
Деятельностью сельской администрации руководит глава сельской администрации. Конкретное наименование должности главы сельской администрации устанавливается исходя из местных традиций. Глава сельской администрации района назначается на основе предложений органов местного самоуправления сроком на четыре года. Он осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия до вступления в должность нового главы сельской администрации.
В соответствии со статьей 13 указанного Закона органы власти района, города и села взаимодействуют с органами местного самоуправления, исходя из интересов жителей территории, единства целей и задач в решении местных проблем. Споры между государственными органами власти и органами самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. При отсутствии согласия в решении возникающих проблем рассмотрение спора может быть передано в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай или суд. Местные органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения. Местные органы государственной власти и управления не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией и законами Республики Алтай.
В Республике Татарстан, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2246-ХХИ "О местных органах государственной власти и управления", предусмотрена несколько иная, более жесткая модель системы власти. Здесь представительными органами власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются местные Советы народных депутатов. Исполнительно-распорядительными органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц.
Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации. Глава администрации района, города назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан, если он не является депутатом данной территории.
Глава администрации района в городе назначается главой администрации города с согласия соответствующего Совета народных депутатов. Глава местной администрации сохраняет свои полномочия вплоть до вступления в должность нового главы администрации. Кандидатура на должность главы местной администрации считается согласованной, если за нее подано более половины голосов депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.
Представление Президента Республики Татарстан и главы администрации города с районным делением рассматривается на сессии соответствующего Совета в двухнедельный срок со дня его поступления в местный Совет.
Местный Совет народных депутатов может выразить недоверие главе местной администрации. Президент Республики Татарстан в месячный срок со дня получения решения Совета народных депутатов о недоверии главе соответствующей местной администрации освобождает его от должности или направляет в местный Совет народных депутатов мотивированный отказ. В случае отказа Президента Республики Татарстан местный Совет вправе высказать недоверие главе местной администрации повторно не ранее чем через 12 месяцев.
Глава городской администрации, назначивший главу районной в городе администрации, в месячный срок со дня получения акта о недоверии главе администрации района в городе освобождает его от должности или направляет в районный в городе Совет мотивированный отказ. В случае отказа местный Совет вправе высказать недоверие главе районной в городе администрации повторно не ранее чем через 12 меояцев.
Глава администрации района назначает и освобождает по согласованию с районным в городе Советом народных депутатов главу районной в городе администрации. Администрация района в городе осуществляет все полномочия, установленные указанным Законом, в пределах и порядке, определяемых администрацией города.
Порядок осуществления администрациями района, города полномочий по управлению отраслями хозяйства соответствующих территорий и порядок организации их работы определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Местные органы государственной власти и управления обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения. Подчеркну: местные органы государственной власти и управления не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией и законами Республики Татарстан.
Крайне жесткая модель системы органов государственной власти установлена законодательством Республики Калмыкия. В Законе Республики Калмыкия -Хальмг Тангч от 7 мая 1993 года "Об органах исполнительной власти в районах и городе Элисте" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 6 июля 1993 года № 36-1Х, от 30 сентября 1993 года № 93-1Х, от 31 марта 1994 года № 185-1Х и 188-1Х) предусмотрено, что представители в районах и городе Элисте являются органами исполнительной власти в Республике Калмыкия -Хальмг Тангч, возглавляемой Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч.
Представители Президента являются юридическими лицами. Представители Президента назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, непосредственно ему подотчетны и подконтрольны.
В соответствии с названным Законом представитель Президента Российской Федерации наделен очень широким кругом полномочий:
-
разрабатывает схемы управления отраслью местного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан; -
осуществляет общее руководство органами и учреждениями, состоящими на местном бюджете; -
организует прием, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений; -
рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов местного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений; -
принимает меры по обеспечению и защите интересов территорий, местного хозяйства в суде, Арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти и управления; -
вносит представления о назначении и об освобождении от занимаемой должности руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственного подчинения.