Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сборов и других платежей, размеров дотаций из территори­ального бюджета в бюджеты органов местного самоуправления и вносит их на рассмотрение общего собрания депутатов муниципаль­ных образований территории для последующего внесения в Законо­дательное собрание Пензенской области. Он также организует рабо­ту по исполнению территориального бюджета, осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых из терри­ториального бюджета, а также средств территориальных внебюд­жетных фондов.


Глава администрации административно-территориального образования по истечении финансового года отчитывается перед общим собранием депутатов всех муниципальных образований об исполнении бюджета территории.

Аналогичная схема принята в Законе Новосибирской области от 11 декабря 1996 года № 51-03 "О территориальных органах госу­дарственной власти в Новосибирской области".

Есть и другие варианты. Так, распоряжением губернатора Краснодарского края введен институт представителей главы админи­страции края во всех городах и районах. Согласно положению пред­ставитель главы администрации края (инструктор зонально- инспекторского отдела) осуществляет контроль за исполнением Устава и законов Краснодарского края, постановлений и распоряже­ний главы администрации и правительства Краснодарского края. Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов местно­го самоуправления и исполнительной власти, объединений, пред­приятий, организаций или издавать решения, обязательные для ис­полнения. В обязанности инструктора входит представление в управ­ление аналитической и иной информации об экономических, соци­альных и политических процессах, внесение соответствующих пред­ложений главе администрации Краснодарского края. К числу его за­дач относятся также содействие созданию правовых, организацион­ных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, а также содействие населению в осущест­влении права на местное самоуправление. Инструктор вправе при­нимать участие в работе органов местного самоуправления, запра­шивать и получать у государственных органов, предприятий, долж­ностных лиц необходимые сведения, документы, материалы.

Своя модель системы органов государственной власти устано­влена Законом Республики Алтай от 30 мая 1996 года № 9-2 "О местных органах государственной власти". В соответствии с его нормами представительными (выборными) органами в районе, горо­де являются соответствующие Советы депутатов. Органами управле­ния в районе, городе, селе являются местные администрации, осу­ществляющий исполнительно-распорядительные функции. Срок полномочий местных органов государственной власти и депутатов - четыре года.

Председатель Совета является одновременно главой админи­страции. Его кандидатура в качестве главы администрации считается избранной, если за нее проголосовало более половины депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.


Местная администрация состоит из главы администрации и структурных подразделений. Структура районной, городской адми­нистрации утверждается соответствующим Советом депутатов. Структура администрации сел утверждается главой соответствующей районной администрации. Администрации района и города осу­ществляют функции управления, обеспечивают комплексное эконо­мическое и социальное развитие, выполнение федеральных и респу­бликанских законов на подведомственной территории. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету и вышестоящим исполнительным органам.

Деятельностью сельской администрации руководит глава сель­ской администрации. Конкретное наименование должности главы сельской администрации устанавливается исходя из местных тради­ций. Глава сельской администрации района назначается на основе предложений органов местного самоуправления сроком на четыре года. Он осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия до вступления в должность нового главы сельской администрации.

В соответствии со статьей 13 указанного Закона органы власти района, города и села взаимодействуют с органами местного само­управления, исходя из интересов жителей территории, единства целей и задач в решении местных проблем. Споры между государственны­ми органами власти и органами самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. При отсутствии согласия в решении возникающих проблем рассмотрение спора мо­жет быть передано в Государственное Собрание - Эл Курултай Рес­публики Алтай или суд. Местные органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осущест­влении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения. Местные органы государственной власти и управления не вправе ограничивать права органов местного само­управления, установленные Конституцией и законами Республики Алтай.

В Республике Татарстан, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1994 года № 2246-ХХИ "О местных органах государственной власти и управления", предусмотрена несколько иная, более жесткая модель системы власти. Здесь представительны­ми органами власти в районах, городах республиканского подчине­ния, районах в городах являются местные Советы народных депута­тов. Исполнительно-распорядительными органами в районах, горо­дах республиканского подчинения и районах в городах являются ад­министрации соответствующих административно-территориальных единиц.


Деятельностью местной администрации руководит глава мест­ной администрации. Глава администрации района, города назнача­ется Президентом Республики Татарстан с согласия соответствую­щего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан, если он не является депутатом данной территории.

Глава администрации района в городе назначается главой администрации города с согласия соответствующего Совета народ­ных депутатов. Глава местной администрации сохраняет свои пол­номочия вплоть до вступления в должность нового главы админи­страции. Кандидатура на должность главы местной администрации считается согласованной, если за нее подано более половины голосов депутатов от установленного для соответствующего Совета числа депутатов.

Представление Президента Республики Татарстан и главы ад­министрации города с районным делением рассматривается на сессии соответствующего Совета в двухнедельный срок со дня его поступле­ния в местный Совет.

Местный Совет народных депутатов может выразить недоверие главе местной администрации. Президент Республики Татарстан в месячный срок со дня получения решения Совета народных депута­тов о недоверии главе соответствующей местной администрации освобождает его от должности или направляет в местный Совет на­родных депутатов мотивированный отказ. В случае отказа Прези­дента Республики Татарстан местный Совет вправе высказать недо­верие главе местной администрации повторно не ранее чем через 12 месяцев.

Глава городской администрации, назначивший главу районной в городе администрации, в месячный срок со дня получения акта о недоверии главе администрации района в городе освобождает его от должности или направляет в районный в городе Совет мотивирован­ный отказ. В случае отказа местный Совет вправе высказать недове­рие главе районной в городе администрации повторно не ранее чем через 12 меояцев.

Глава администрации района назначает и освобождает по согласованию с районным в городе Советом народных депутатов главу районной в городе администрации. Администрация района в городе осуществляет все полномочия, установленные указанным За­коном, в пределах и порядке, определяемых администрацией города.

Порядок осуществления администрациями района, города пол­номочий по управлению отраслями хозяйства соответствующих тер­риторий и порядок организации их работы определяются Кабине­том Министров Республики Татарстан.


Местные органы государственной власти и управления обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из инте­ресов населения. Подчеркну: местные органы государственной влас­ти и управления не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией и законами Респу­блики Татарстан.

Крайне жесткая модель системы органов государственной влас­ти установлена законодательством Республики Калмыкия. В Законе Республики Калмыкия -Хальмг Тангч от 7 мая 1993 года "Об орга­нах исполнительной власти в районах и городе Элисте" (с измене­ниями и дополнениями, внесенными законами Республики Калмыкия - Хальмг Тангч от 6 июля 1993 года № 36-1Х, от 30 сентября 1993 го­да № 93-1Х, от 31 марта 1994 года № 185-1Х и 188-1Х) предусмотре­но, что представители в районах и городе Элисте являются органами исполнительной власти в Республике Калмыкия -Хальмг Тангч, воз­главляемой Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч.

Представители Президента являются юридическими лицами. Представители Президента назначаются и освобождаются от долж­ности Президентом Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, непосред­ственно ему подотчетны и подконтрольны.

В соответствии с названным Законом представитель Президен­та Российской Федерации наделен очень широким кругом полномо­чий:

  1. разрабатывает схемы управления отраслью местного хо­зяйства, социальной сферой, а также организации охраны обще­ственного порядка и прав граждан;

  2. осуществляет общее руководство органами и учреждениями, состоящими на местном бюджете;

  3. организует прием, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;

  4. рассматривает и учитывает в своей деятельности предложе­ния органов местного самоуправления, сообщает им результаты рас­смотрения предложений;

  5. принимает меры по обеспечению и защите интересов терри­торий, местного хозяйства в суде, Арбитражном суде, а также в соот­ветствующих органах власти и управления;

  6. вносит представления о назначении и об освобождении от занимаемой должности руководителей государственных предприя­тий, организаций и учреждений независимо от их ведомственного подчинения.