Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Москва 199 8 оглавление стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, применяемых в Конституции. Во-первых, в ней четко различаются: а) органы государственной власти Российской Федерации; б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Конституции неоднократно используется термин "система органов государственной власти". Правда, не рассматривается вопрос, о какой именно системе идет речь: о системе органов госу­дарственной власти Российской Федерации или о системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо в целом о системе органов государственной власти в Российской Феде­рации? Это порождает немало вопросов, которые требуют разъясне­ния.

Поскольку настоящая глава посвящена анализу проблемы органов государственной власти Российской Федерации, постольку в данном случае требуется уточнение ряда понятий и терминов. В Кон­ституции в рассматриваемом плане используются такие термины: федеральная государственная власть (ч.4 статьи 78,); федеральные ор­ганы государственной власти Российской Федерации (ч.4 статьи 5); система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (п."г" статьи 71).

По нашему мнению, понятия "органы государственной власти Российской Федерации" и "федеральные органы государственной власти" равнозначны. Однако термин "система органов государ­ственной власти", используемый в Конституции (в статье 12, п."н" статьи 72) как собирательное, некое общее понятие, вне конкретиза­ции субъектно-территориального масштаба деятельности органов, в отличие, например, от термина "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов" (ч.1 статьи 77), требует разъяснения. Условно говоря, данное понятие охватывает системы (подсистемы) органов государственной власти Российской Федера­ции и органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации. Причем при всей функциональной и организационной взаимосвязанности каждая из названных систем относительно само­стоятельна и отличается значительной спецификой.

Теоретическим обоснованием наличия, как видно из изло­женных выше рассуждений, некой системы органов государственной власти является принцип единства системы государственной власти. Действие и реализация данного принципа в условиях федеративного устройства российского государства и наличия широкого, многооб­разного круга субъектов Российской Федерации проявляются в виде создания и функционирования не только системы федеральных орга­нов государственной власти, но и системы (подсистемы) органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации.


Нашей задачей поэтому является не только рассмотрение об­щих теоретических и конституционных проблем государственной власти и выявление места и статуса различных государственных ор­ганов, но и анализа общих черт и специфики органов государствен­ной власти Российской Федерации, то есть федеральных органов государственной власти.

Как мы уже отмечали, термин "система органов государствен­ной власти" не имеет четкого и однозначного истолкования. Поэто­му в анализируемой в данной главе проблеме общей характеристики федеральных органов государственной власти основополагающим представляется п."г" статьи 71, относящий к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности.

Можно выделить определенные функциональные и организа­ционные основания, то есть системообразующие факторы, позво­ляющие рассматривать совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в качестве системы. Каковы же основания и системообразующие факторы?24 Хотя названные состав­ные части системы - это самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, все они взаимосвязаны опреде­ленной функциональной общностью: Федеральное Собрание; Прави­тельство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, осуществляя вместе с названными органами государственную власть, являясь главой госу­дарства, принимает участие в осуществлении каждой из разновидно­стей единой государственной власти своих функций, непосредственно взаимодействуя с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент Российской Федерации является системообразую­щим элементом рассматриваемой системы, поскольку он - гарант Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Чем обусловливается и в каких направлениях, сферах, областях деятельности проявляется названная выше функциональная общ­ность, то есть в широком смысле единство функциональных целей, задач каждой из трех разновидностей федеральных органов государ­ственной власти? Прежде чем понять и оценить значение функцио­нальной общности как системообразующего фактора, необходимо проанализировать новый характер современного российского госу­дарства. Ведь государственная власть в целом и ее три "ветви" не существуют сами по себе, не являются "замкнутыми", изолирован­ными друг от друга феноменами, они теснейшим образом связаны с государством, являются проводниками его целей и задач.


Задачи укрепления российского государства прямо связаны, как отмечалось в февральском 1995 года Послании Президента Россий­ской Федерации, с действенностью государственной власти, с пре­одолением отставания государственных институтов и их представи­телей от потока новых проблем и задач, с отладкой механизмов влас­ти25. В 1997 году в аналогичном Послании главной причиной неэф­фективности власти названо "несоответствие между новой конститу­ционной организацией государства... и во многом сохранившимися старыми подходами, структурами, методами управления"26.

Поэтому, не прояснив (хотя бы кратко) наиболее общие глав­ные задачи и функции современного российского государства, не­возможно более конкретно рассмотреть проблемы системы и систем­ности и в отношении федеральных органов законодательной, испол­нительной и судебной власти. В том числе и в плане раскрытия характера их задач и целей, элементов функциональной общности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации есть демократическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления. К этому определению добавляются еще две принципиальные характеристики - это социальное и светское госу­дарство. Данными определениями и формулировками в решающей степени предопределяются природа государства, характер его задач и функций. Они частично конкретизируются в статье 2, в которой под­черкивается: "Человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Задачи, обязанности, функции российского государства опре­деляются и в других статьях Конституции Российской Федерации. Например, при определении Российской Федерации как социального государства предусматривается, что в Российской Федерации охра­няются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты. То есть в данной и других статьях Кон­ституции устанавливаются задачи и функции государства в социаль­ной сфере. В экономической сфере гарантируются единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фи­нансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности, гаранти­руются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной зако­ном экономической деятельности.


В Конституции устанавливаются также задачи, функции, на­правления правового регулирования в области обороны, безопас­ности, внешней политики и международных отношений, внешнеэко­номических отношений. В правоохранительной сфере это - гаранти­рование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе помощи адвоката, принцип презумпции невиновности, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений и должностных лиц.

Таким образом, исходя из положений и норм Конституции, можно условно (то есть с определенной степенью дифференциации) выделить четыре основных направления функции Российского госу­дарства: 1) в социально-культурной сфере ; 2) в экономической сфе­ре; 3) в области обороны, безопасности, внешней политики и между­народных отношений, внешнеэкономических отношений; 4) в пра­воохранительной сфере.

Функциональная общность федеральных органов государствен­ной власти и их разновидностей - органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти предопределяется тем, что они, вместе взя­тые, (и каждая разновидность органов в отдельности) участвуют в осуществлении перечисленных выше функций Российского госу­дарства. Конечно, с учетом специфики органов законодательной, исполнительной и судебной власти каждый из них участвует в вы­полнении названных функций в определенном объеме и присущих ему формах.

В целом же такое участие указанных органов в осуществлении задач и функций государства является системообразующим факто­ром, соединяющим, сплачивающим в некое единое целое совокуп­ность федеральных органов законодательной, исполнительной и су­дебной власти.

Данный вывод находит подтверждение в статье 18 Конститу­ции: "Права и свободы человека и гражданина являются непосред­ственно действующими. Они определяют смысл, содержание и при­менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди- ем"(курсив мой. - Б.Е.).

Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин подчеркивал: "Защита прав личности - обязанность абсолютно всех государствен­ных и муниципальных органов. Каждый из них обязан защищать права граждан в рамках своих конституционных задач и присущими ему методами"
27 .

Системообразующими факторами являются и организационно- правовые принципы деятельности федеральных органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Хотя отброшен (может быть незаслуженно), много лет существовавший принцип "демократического централизма", объединявший с помощью жест­кой централизации разнообразные государственные органы в верти­кально соподчиненные целостные образования, отвергавшие по су­ществу децентрализацию, самостоятельность и инициативу регио­нальных и местных органов и звеньев, тем не менее имеются опреде­ленные организационные взаимосвязи между всеми федеральными ор­ганами законодательной, исполнительной и судебной власти. Во-первых, все они в целом формируются на демократической пра­вовой основе: Государственная Дума Федерального Собрания изби­рается гражданами Российской Федерации, а Совет Федерации об­разуется на основе равного представительства от каждого субъекта Российской Федерации. Во-вторых, хотя в целом в порядке форми­рования федеральных органов исполнительной власти в силу их характера господствует принцип назначения, налицо функциониро­вание принципа выборности на уровне субъектов Федерации.

Конституция предусматривает демократический порядок фор­мирования Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Судьи перечисленных высших судебных орга­нов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Функциональные и организационные взаимосвязи федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти имеют и другие конституционно-правовые формы проявления.

Субъектами законодательной инициативы являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд, Вер­ховный Суд, Высший Арбитражный Суд, то есть глава государства и все другие высшие государственные органы. Причем только их совместное взаимодействие и взаимосвязь позволяют, как видно из конституционных норм и в целом из характера и процедуры законо­дательного процесса, обеспечить нормальную и эффективную зако­нодательную деятельность.

Тесная взаимосвязь между законодательной, исполнительной и судебной властью проявляется в том, что, например, согласно ч.З статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств,