Файл: Вопрос Важнейшие показатели эффективности управленческих решений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы и способы принятия решения.
1. Дедукция. Обозначает процесс логического вывода, т.е. переход по тем или иным правилам логики от некоторых предложенных посылок к их следствиям. Для общего случая дедукция – метод, при котором на основе «общего взгляда» на явление или объект устанавливаются (прогнозируются) его основные характеристики и особенности;
2. Индукция. Обобщение, связанное с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В общем случае индукция – метод, при котором по частным данным и явлениям устанавливают общие принципы и тенденции;
3. Анализ. Процедура мысленного и реального расчленения объекта, системы или явления на составные части, каждая из которых исследуется отдельно.
4. Синтез. Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе изучения. Синтез противоположен анализу и неразрывно связан с ним. Как познавательная операция синтез имеет множество различных форм;
5. Аналогия. Прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках и о возможности переносить информацию, об одном объекте (аналог) на другой объект.
6. Типология. Метод научного познания, в основе которого лежит расчленения систем объектов и их группирование с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
7. Сравнение. Метод познания, лежащий в основе суждения о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, составляются их классификации, производится оценивание и возможный прогноз развития и др.
Формальные методы принятия решении:
Моделирование. Используются при исследовании объекта на основе его модели, отражающей структуру, наиболее существенные связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.
Аналитические,включающие, в частности, математические методы интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, методы теории вероятностей, теории игр, поиска максимумов и минимумов функций (в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);
Статистические, в том числе, методы математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации;
Выводы по теме.
-
Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связывающий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. -
Существуют различные виды и типы управленческих решений. Они могут быть программируемые и не программируемые, операционные и стратегические, исследовательские и кризисно - интуитивные. -
Среди подходов к принятию решений выделяют централизованный и децентрализованный, групповой и индивидуальный, и другие. -
На процесс принятия решения влияют такие факторы как: личностные оценки руководителя, среда принятия решения, поведенческие ограничения и негативные последствия. -
Существуют различные методы и способы принятия решения. К числу наиболее важных из них относят моделирование. Для построения модели необходимо выполнить ряд этапов - постановка задачи, построение модели, проверка на достоверность, применение и обновление модели. -
Существует значительное количество моделей, среди которых выделяют: теорию игр, модель теории очередей, модель управления запасами, модель линейного программирования, экономический анализ.
Вопрос № 23 «Решения, основанные на суждениях, и их эффективность».
Это осознанный выбор, подкрепленный знаниями и опытом. В этом случае руководитель сознательно сравнивает настоящую ситуацию с аналогичными ситуациями в прошлом, пытается спрогнозировать последствия принимаемого решения и часто выбирает ту альтернативу, которая принесла успех в прошлом, или схожую с ней.
Решения, основанные на суждениях, имеют два преимущества:
-
для их принятия необходимы только опыт и знания руководителя и соответственно они являются дешевыми, не требующими больших затрат времени; -
руководитель оказывается в состоянии, в отличие от интуитивного решения, объяснить, почему он принимает именно данное решение, т.е. здесь еще присутствует момент обучения персонала.
Вместе с тем решения, основанные на суждениях, имеют недостатки:
-
решения основаны на здравом смысле; но истинный здравый смысл встречается очень редко. У руководителя формируется определенная модель на ситуации. Однако стечением времени факторы внешней среды изменяются и требуют изменения внутренних переменных организации. То есть стечением времени должна меняться и модель в преставлении руководителя, но это происходит не всегда; -
необходимость использования предшествующего опыта - следовательно, такой способ обоснования решений не применим в принципиально новых ситуациях; -
использование предшествующего опыта может привести к упущению новой альтернативы, которая должна была стать более эффективной, чем известные варианты.
Эффективность данного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют свойства повторятся, главное достоинство – это быстрота и дешевизна его принятия, недостаток – из-за опоры на опыт очень часто можно упустить новую альтернативу, возможно более эффективную.
Вопрос 24 Решения, принимаемые с риском.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить.
Принятие решений, так же как и обмен информацией, – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности.
Что же такое решение? Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы. Таким образом прежде чем вынести решение нужно провести ряд стадий:
-выработку и постановку цели;
-изучение проблемы;
-выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
-рассмотрение вариантов решений;
-выбор и окончательное формулирование решения;
-принятие решения;
доведение решений до исполнителей;
-контроль за выполнением решений.
Риск присутствует практически во всех сферах человеческой жизни, поэтому точно и однозначно сформулировать его невозможно, т.к. определение риска зависит от сферы его исполнения.
Риск – это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов. Он может быть:
- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
- нулевой;
-положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Таким образом, в процессе разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска менеджер сталкивается с необходимостью проведения анализа существующих рисков, а также осуществления мероприятий, связанных с избежанием, удержанием, передачей рисков или снижения их степени.
При принятии управленческого решения в общем случае необходимо:
· спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;
· разработать список возможных альтернатив;
· оценить окупаемость всех альтернатив;
· определить вероятность каждого условия;
· оценить альтернативы по выбранному критерию решения.
РЕШЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ:
1-Величина ущерба существенная и вероятность риска высокая. Исход решения -уклонение от принятия решения.
2-Величина ущерба существенная и вероятность риска низкая. Исход решения- принятие решения и передача риска(страхование, хеджирование.т.д)
3-Величина ущерба Несущественная и вероятность риска высокая. Исход р.-принятие решения, принятие риска (формирование резева и деверсификация и т.д.)
4-Величина ущерба несущественная и вероятность раска низкая.Исход р.-принятие решения и игнорирование рисков и ущерба.
Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня. Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий на деятельность организации для разработки и реализации управленческих решений по их уменьшению.
25 Роли менеджера и его влияние на процессы принятия решений
Основная особенность профессий менеджер: ответственность субъекта за последствия принимаемых решений; влияние личных качеств менеджера на решение; повышенные требования к уровню профессионализма, к нравственным и деловым качествам руководителя; высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для организации в целом; интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми; значительный конфликтный потенциал во взаимодействии руководителя и подчиненного.
В процессе практического руководства организацией менеджер делает акцепт на одной или нескольких из указанных ролей в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, продолжительности работы в конкретной должности, уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально подготовлен в сфере деятельности своих подчиненных, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет преимущественно роль наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста. Следует иметь в виду, что во всех случаях главенствующей для менеджера остается роль организатора. В соответствии с этим существуют основные требования современного рынка к менеджеру, который должен иметь необходимые профессиональные знания и практические умения в сфере избранного вида производственной или предпринимательской деятельности. Согласно этим требованиям менеджер должен:
-
• исследовать рынок и определять виды и объемы производства пользующихся высоким спросом товаров, работ, услуг; -
• прогнозировать динамику спроса и предложения и уровень рыночных цеп на выпускаемую продукцию с учетом изменения внутренней и внешней среды; -
• разрабатывать краткосрочные и долгосрочные цели и стратегические планы развития предприятия и его структурных подразделений; -
• выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях рынка; -
• составлять бизнес-планы производства и т.д.
Основные направления деятельности менеджера:
Позитивный лидер- Направляет свои действия на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но и сплоченным коллективом, нацеленным на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди объединяются в ней, чтобы организация стала эффективной.
Интегратор- Воздействует на работников организации, саму организацию, ее связи с внешним миром, представляющие собой сферу целей деятельности организации.
Администратор- Использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.
Организатор- Проявляет способность квалифицированно определять предпосылки и цели деятельности; подобрать исполнителей; поставить перед ними задачи; распределить ответственность; правильно расставить акценты в деятельности; выделить необходимые ресурсы.
Профессионал- обладает знаниями, опытом в какой-то определенной области практической деятельности.
Специалист- самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, решает определенную задачу, показывает личный пример подчиненному.
Психолог- вовлекает весь коллектив, учитывая психологические особенности подчиненных при общение, обменивается информацией, когда ставит определенные цели и задачи какой то деятельности перед коллективом в целом, при определение обязанностей, при оценки труда, при поощрение и наказания.
Воспитатель- формирует у работников чувство долга, усвоение ими корпоративной культуры.
Роль менеджера является "набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности"[1].
Роли, связанные с принятием решений,