Файл: Вопрос Важнейшие показатели эффективности управленческих решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 подразумевают, что менеджер определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он также отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации и представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

26. Роль планирования в процессе принятия управленческих решений.

Планирование — процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Планирование является неотъемлемой частью менеджмента, это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения. В свою очередь, планирование — не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу деятельности, и уметь с ними справиться. Организация не может полностью устранить условия неопределенности и риска в своей деятельности, но способна управлять ими при помощи эффективного предвидения.

Планирование - это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность.

Кроме того, программа планирования позволяет координировать управленческие действия. В целом планирование — это первостепенная функция менеджмента, которая предшествует всем остальным.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на задан­ный период;

• определение путей и средств их достижения;

• контроль за достижением поставленных целей путем сопос­тавления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Если всем руководителям следует в той или иной степени заниматься формальным стратегическим планированием, то составление стратегических планов для всей организации является, в первую очередь, обязанностью высшего руководства. Руководители среднего и низшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.


Вопрос 27. системный и ситуационный подход при принятии управленческих решений.
Системный подход - это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, поднятие от абстрактного к конкретному. Системный подход является основным методологическим инструментом принятия управленческих решений, который предполагает планомерное исследование объектов познания как сложных динамических систем, состоящих из отдельных элементов и имеют многочисленные внутренние и внешние связи. Ситуационный подход к управлению предполагает, что принятие решения должно базироваться на анализе текущего положения вещей на рынке. Только изучив конкретный для заданного момента набор условий, можно принять единственно верное решение. Теоретики этой школы не считают все остальные методики управления неверными или ошибочными. Наоборот, они пытаются интегрировать частичные подходы других учений.

Базируется на зафиксированных в памяти руководителя знаниях о способах разреше­ния тех или иных проблемных ситуаций, с которыми ему приходилось сталкиваться в прошлом.

ЛПР использует сведения о том, что случа­лось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.

Подход на основе опыта во многих случаях может выступать в качестве хорошей основы для решения проб­лем, которые имеют тенденцию к частому повторению.

Для эффективного решения проблем на основе данного подхода ЛПР необходимо располагать возможностями для получения опыта, а также способностями по анализу, обобщению и накоплению фактичес­кой информации.

Достоинства ситуационного подхода


Быстрота. Отсутствие необходимости привлечения помощи экспертов, если подобная проблема имела место на предприятии. Отсутствие необходимости переработки дополнительной информации о проблеме.

Недостатки ситуационного подхода


Применение данного подхода ограни­чено в тех случаях, когда проблемная ситуация сложна, труд­но формализуема или уникальна. Сложность формализации, что обуславливается трудностями, связанными с извле­чением знаний, касающихся решения проблем, у опытных специалис­тов и их представлением в виде, пригодном для использования други­ми людьми. Чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за этого руководитель может упустить новую альтернативу, которая могла бы быть более эффективной.

Системный подход (или процедура рационального решения проблем).


Рациональное решение не зависит от прошлого опыта. Управленческие решения должны приниматься с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды и их возможных взаимосвязей и взаимовлияний. Надо рассматривать проблему в целом, а не «выдергивать» для обсуждения какую-нибудь одну важную черту, хотя и важную

Преимущества системного подхода


Позволяет увидеть весь объект управления в целом. Интеграция и увязка процессов, которые в наибольшей степени способствуют достижению желаемых результатов. Способность акцентировать усилия на ключевых вопросах. Обеспечение уверенности заинтересованных сторон в согласовании результативности и эффективности деятельности организации

Недостатки системного дохода


Процесс принятия решений при кажущейся простоте - очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подвод­ных рифов. Сложность и долговременность Как личность ЛПР может быть склонным к различной степени риска, отдавать предпочтение тем, а не иным способам достижения результата, обладать различным опытом реализации тех, а не иных способов управленческо­го воздействия на ситуацию, в различной степени развитым чувством интуиции.

Вопрос №28. Социально-психологические предпосылки соблюдения качества исполнения решений.


Контроль занимает особое место среди факторов, обеспечивающих выполнение принятых решений, в том числе по силе своего социально-психологического воздействия. Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемого, так и в отношении исполнителя. В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности. Например, бывает сложно добраться до истины, избежать предвзятости и субъективных толкований, кроме того, нельзя умалять влияние обычных человеческих слабостей, простительных в других случаях, но не в случае контроля исполнения принятого решения. В качестве таких слабостей могут выступать излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь обидеть слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника. Затруднить контроль могут и недостаток компетентности, ограниченность времени для более глубокого анализа, отсутствие гражданского мужества сказать правду.

В ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности:

- сложность добраться до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований;

- влияние обычных человеческих «слабостей», простительных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника,

- недостаток компетентности;

- ограниченность времени для глубокого анализа;

- отсутствие гражданского мужества сказать правду.

Отдав распоряжение о выполнении принятого решения, руководитель далее ориентируется на обратную связь - поступающую информацию о ходе реализации решения. Но это не решает всей проблемы.

Во первых, потому что непосредственный участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Мы оцениваем себя чаще не по фактическим результатам труда, а по напряжению усилий, которые потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел;

Во вторых, руководителя интересует не столько объективная информация отдельных участков, сколько сравнительные данные о степени выполнения его решений в разных коллективах (подразделениях);

В третьих, исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий, мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной профессиональной подготовки и опыта;

В четвертых, руководителю в
разное время требуется различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное представление разной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений;

В пятых, руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителями, кроме информации, какой бы объективной она не была.

Что дает контроль подчиненным? Он призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

Соблюдение некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осуществлять контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами. Вопросы, часто контролируемые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у исполнителя. Поэтому проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не одинаково глубоко.

Рациональная организация выполнения управленческих решений и систематический контроль за соблюдением норм и условий качественного осуществления - реальная предпосылка обеспечения их эффективности.

Вопрос 29 Структурно содержательный и процессуальный аспекты.

Понятие "управление" структурно-содержат­ельный и процессуально - содер­жательный аспект Управление организацией - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.   Субъект управления - это определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия. Субъектами управления являются люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью за выполнение своих должностных обязанностей.   Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления. Объект управления - это часть социально-экономиче­ской системы, на которую направлено воздействие. Объектами управления могут быть отдельные люди или группы людей, а также процессы, протекающие в организации. Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д. Всю деятельность, которую осуществляет руководитель в процессе управления, можно рассматривать в структурно-содержат­ельном и процессуально-содер­жательном аспекте. Структурно-содержат­ельный аспект включает в себя перечень, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально- содер­жательный - последовательность действий. Структурно содержательный аспект- виды деятельности по управлению организацией. Рассмотрим подробнее структурно-содержат­ельный аспект управления. Сюда относятся: