Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нюю кассету. Кассеты промывают в бензине, просу­ шивают на воздухе 2—3 мин. и потом смачивают автолом или профильтрованным отработанным ди­ зельным маслом. Для этого их погружают в масло на 5—6 сек. Смоченные маслом кассеты встряхивают и дают возможность в течение 10—15 мин. стечь маслу с их поверхностей. Смазав обечайки кассет солидо­ лом, вставляют их в головку.

Во время проведения технического ухода № 2 до­ полнительно вынимают батарею циклонов из кожуха. Очищают ершом входы в циклоны и выпускные труб­ ки малого диаметра, а затем промывают их и пылесборник бензином или керосином при помощи шпри­ ца. Кассеты промывают струей керосина или проду­ вают сжатым воздухом. Внутреннюю поверхность го­ ловки воздухоочистителя протирают ветошью. Сжа­ тым воздухом продувают эжекционную трубку, соби­ рают воздухоочиститель и устанавливают на трактор. Запустив двигатель, просушивают воздухоочиститель в течение 20—30 мин. работы двигателя в незапыленных условиях.

Работать на тракторе с отсоединенной эжекционной трубкой запрещается, так как это приводит к ава­ рийному износу двигателя.

При работе трактора в очень пыльных условиях и температуре воздуха больше 40° в масло для сма­ чивания кассет добавляют 10—15% солидола.

На тракторах ДТ-20, Т-28, «Беларусь» и ДТ-54 ус­ тановлен комбинированный воздухоочиститель с су­ хим центробежным пылеотделителем и контактно-мас­ ляной очисткой. При техническом уходе № 1 за та­ ким воздухоочистителем выполняют следующие ра­ боты: прочищают отверстие, заменяют масло в под­ доне, осматривают нижние сетчатые элементы и при их загрязнении промывают все съемные сетчатые эле-

120

менты, а также прочищают трубу воздухоочистителя, проверяют герметичность воздухоочистителя и всасы­ вающих трубопроводов.

Работоспособность пылеотделителя проверяют по­ дачей в воздухоочиститель небольшого количества пыли. Если через щели сразу же начнется выброс пы­ ли, то центробежный нылеотделитель работает нор­ мально. Во время замены масла в контактно-масля­ ном очистителе очищают наружную поверхность и снимают поддон. Сливают из поддона загрязненное масло, промывают поддон и прочищают отверстия в отражателе. При загрязнении кассеты промывают ке­ росином. Внутреннюю поверхность трубы очищают от грязи и пыли скребком. Кассеты смачивают авто­ лом и устанавливают на место. Заливают в поддон автол или профильтрованное отработанное дизельное масло точно до уровня кольцевого пояска. После каждой разборки проверяют герметичность воздухо­ очистителя. Для этого снимают инерционную головку воздухоочистителя, уменьшают число оборотов двига­ теля до минимального и плотно закрывают заборную трубу. Если двигатель через 10—15 сек. не остано­ вится, то необходимо выявить и устранить неплот­ ность в соединениях.

Технический уход за системой смазки

При ежесменном техническом уходе проверяют уровень масла в поддоне партера двигателя и прове­ ряют работу реактивной масляной центрифуги. Уро­ вень масла проверяют через 20 мин. после остановки двигателя. При необходимости доливают свежее ди­ зельное масло до нормального уровня. Для проверки работы масляной центрифуги на 2—3 мин. устанавли­ вают максимальные обороты коленчатого вала дви­

121



гателя. Затем выключают подачу, останавливают двигатель и на слух определяют продолжительность вращения ротора. При нормальной работе центрифу­ ги в течение 20—40 сек. хорошо слышен постепенно уменьшающийся шум вращающегося ротора.

В процессе работы трактора строго следят за тем, чтобы давление и температура масла в системе смаз­ ки двигателя были в определенных пределах (табл. 9).

Т а б л и ц а 9

Д а в л е н и е м а с л а ( к г с / с м 2 )

 

М а р к а т р а к т о р а

 

Т е м п е р а т у р а

м и н и м а л ь н о е

м а с л а ( г р а д .)

н о р м а л ь н о е

 

С -100

 

 

1,7— 2,7

 

 

Т -4

 

 

3 ,5 — 5,0

1,0

 

Т -74, Д Т -7 5

2 ,5 — 3,5

1,0

8 0 — 95

Д Т -5 4 ,

Д Т -5 5

1,7— 2,5

0 ,6

7 0 — 90

М Т З -5 0 ,

М Т З -5 2

1,0— 2,0

0,5

7 0 — 95

« Б ел а р у сь »

(к р о м е

 

 

 

М Т З -5 0

и

М Т З -5 2 )

2 ,0 — 3,0

0,8

7 0 — 90

Т -28

 

 

1,5— 2,5

1,0

 

Т -28 М 2

 

 

1,5— 3,0

1,0

70— 100

При техническом уходе № 1 очищают и промы­ вают фильтры грубой и тонкой очистки масла. Предварительно очищают от грязи поверхность кол­ паков фильтров. Затем снимают колпак фильтра грубой очистки, поставив под ним ванну для сбора отработанного масла. Вынимают наружный и внут­ ренний фильтрующие элементы. Каналы внутри

122


фильтра закрывают деревянными пробками и тща­ тельно промывают дизельным топливом внутреннюю полость фильтра. Фильтрующие элементы промы­ вают капроновой или волосяной щеткой так, чтобы грязное топливо не попало внутрь элемента. Очи­ щенные элементы ополаскивают в чистом керосине и дают ему стечь с поверхности. Осматривают по­ верхность элементов. Установка на трактор элемен­ тов с поврежденной навивкой не допускается. Не­ исправность навивки устраняют подпайкой. Однако общая площадь подпайки на одном элементе не должна превышать 10 см2. Затем собирают фильтр, тщательно следя за плотностью соединений деталей

иправильностью установки прокладок. Пропускную способность фильтрующих элемен­

тов фильтра грубой очистки масла проверяют при

Ри с. 15.

П р о в е р к а

п р о п уск н ой с п о со б н о ст и

ф и л ь тр ую щ и х

эл ем ен т о в

ф и л ьтр а гр у б о й оч и стки м асл а .

123

техническом уходе № 2 после их очистки и промыв­ ки в керосине. Для этого в горловину каждого эле­ мента вставляют резиновую или деревянную пробку и погружают в ведро с чистым дизельным топливом. Наружный элемент погружают так, чтобы его верх­ няя кромка была на 4—5 мм (рис. 15) выше уровня топлива, а внутренний — до верхней кромки цилинд­ рической поверхности. Одновременно с погружением элемента включают секундомер и замеряют время заполнения каждого элемента топливом до уровня, отстоящего на 50 мм от верхней кромки. Пропускная способность новых элементов 6—20 сек. Фильтрую­ щий элемент с пропускной способностью более 45 сек. отправляют в мастерскую для восстановления или заменяют новым.

Для очистки ротора центрифуги при техническом уходе № 1 отвинчивают нажимную гайку и снимают колпак центрифуги. Затем отвинчивают гайку упор­ ной втулки и снимают упорную втулку. Снимают ро­ тор центрифуги в сборе. Разбирают ротор и скребком очищают на внутренней полости ротора образовав­ шиеся отложения. Сетчатые колпачки, упорное коль­ цо, колпак, корпус и крышку ротора промывают в керосине. При необходимости прочищают медной проволокой отверстия форсунок. Собирают ротор, протирают его снаружи ветошью и устанавливают на ось. После закрепления ротора на оси рукой прове­ ряют легкость вращения ротора.

Число оборотов ротора замеряют специальным прибором (рис. 16) после очистки и промывки ротора на работающем двигателе при температуре масла не ниже 70°.

На тракторах старой конструкции параллельно главной магистрали системы смазки включался фильтр тонкой очистки масла со сменными картон-

124


Рис. 16. П р о в е р к а

ск о р о ст и

в р ащ ен и я р о то р а

р еак ти в н ой

м а сл я н о й

ц ен тр и ф уги :

1 —п р и б о р ; 2 — к о л п а к ц е н тр и ф у ги ; 3 — я зы ч о к п р и б о р а.

ными фильтрующими элементами (АСФО и ДАСФО). Двигатель трактора Т-100М имеет внутри проволочно-щелевых элементов нитчатые элементы

125

тонкой очистки масла. Уход за такими фильтрами заключается в периодической замене (через каждые 120 мото-часов работы) загрязнившихся картонных элементов или нитчатой набивки новыми и прочист­

ки

маслоотводящего

отверстия в

центральной

шпильке фильтра.

 

 

 

 

 

Замену масла в системе смазки тракторных дви­

гателей

производят

через 240

мото-часов

работы

на дизельном

топливе с содержанием

серы до 0,6%

и

через

120

мото-часов — при

работе

на топливе с

содержанием

серы более 0,6 % -

У двигателей

Д-37Б

и Д-37М масло заменяют через каждые 120 мото­ часов работы.

Масло из картера двигателя сливают сразу же после остановки двигателя, отвернув сливную проб­ ку. Затем очищают и промывают фильтр грубой очистки и ротор центрифуги. После этого вверты­ вают спускную пробку картера, промывают систему смазки при неработающем двигателе и заливают в картер свежее дизельное масло в количестве, ука­ занном в табл. Ш.

 

 

 

Т а б л и ц а 10

М а р к а д в и г а т е л я

Е м к о с т ь

М а р к а

Е м к о с т ь

с и с т е м ы с м а з к и

с и с т е м ы с м а з к и

д в и г а т е л я

 

 

( л )

(л)

 

 

к д м -ю о

27,0

Д - 3 7

14,0

С М Д -1 4 и его

м о д и ­

 

6,4

ф и кац и и

21,0

Д - 2 8

Д - 5 4 , Д -5 4 А

25,0

Д - 2 0

4,5

Одновременно с заменой масла в картере двига­ теля обязательно разбирают и промывают сапун дви­ гателя.

126