ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
Технический уход за системой охлаждения двигателя
Систему охлаждения заправляют чистой и мягкой водой. Для очистки воды от песка, соломы и других примесей, засоряющих систему охлаждения, воду при заправке фильтруют. При использовании жест кой воды в системе охлаждения образуется накипь, которая вызывает перегрев деталей двигателя и перерасход топлива.
Если для заправки трактора применяют жесткую воду, ее необходимо предварительно умягчить одним из следующих способов.
Умягчение воды кипячением — наиболее простой и доступный способ. Для отделения из воды осадка после кипячения (30—40 мин.) воду фильтруют че рез матерчатый фильтр.
Умягчение воды настоем и порошком сена. Для приготовления настоя замачивают сено в бочке (на 1 кг сена берут 1—2 ведра воды). Ведро настоя раз бавляют 3—5 ведрами воды и заливают через фильтр в систему охлаждения двигателя. Порошок из сухо го сена используют для умягчения воды непосредст венно в верхнем резервуаре радиатора. В мешочек засыпают 50—100 г порошка сена и помещают его в верхний резервуар радиатора. Мешочек с порошком заменяют при техническом уходе, когда промывают систему охлаждения.
Умягчение воды золой. Печную золу (от сжига ния древесины, соломы, стеблей растений), тщатель но просеянную через сито, засыпают в деревянную кадку и заливают водой (на ведро золы берут 90 л воды). Перемешав настой 2—3 раза (через каждые 15 мин.), оставляют его отстояться в течение 12—15 час., после чего через отверстие диаметром
127
1—2 см, расположенное на высоте !/з уровня от дни ща кадки, сливают водяную вытяжку. Затем отстой заливают снова водой и таким же образом получают вторую порцию водной вытяжки. После двукратной обработки золу в кадке заменяют. Настой фильт руют через матерчатый фильтр и заливают в систе
му охлаждения (на ведро воды |
берут 0,5—1 |
л на |
стоя золы). Пополняют систему |
охлаждения |
водой |
с таким же добавлением настоя. |
|
|
Кроме того, золу для умягчения воды помещают непосредственно в радиатор трактора. Для этого просеянную золу засыпают в матерчатый (лучше двойной) мешочек шириной 10 и длиной 20 см (по размеру люка радиатора), завязывают его и поме щают в верхний бак радиатора. На каждый трактор необходимо иметь по два матерчатых мешочка. Ис пользуют их поочередно через 10—20 час. работы. Во время технического ухода между сменами мешо чек вынимают и заменяют другим, с новой порцией золы. Применяя золу, рекомендуется систематически, через 100—120 час. работы, удалять из системы ох лаждения осадок, промывая ее чистой водой. Перед промывкой воду из системы охлаждения сливают в чистую посуду и дают отстояться, чтобы снова использовать для заправки тракторов и комбайнов. Имеющиеся в золе щелочи не только умягчают воду, но и способствуют разрушению ранее образовавшей ся накипи, которая удаляется при промывке. При мерная потребность золы на один трактор в сутки составляет 200 г.
Кроме перечисленных выше простых способов умягчения воды, доступных каждой тракторной бригаде, имеются и другие способы с применением специальных фильтрующих материалов или хими ческих препаратов (фильтры из глауконитового
128
песка и сульфированного угля, а также гексамета фосфат натрия и тринатрийфосфат).
Глауконит представляет собой песок, обладаю щий способностью полностью освобождать воду от солей жесткости. Для умягчения воду пропускают через специальные фильтры с глауконитовым пес ком. После пропуска некоторого количества воды глауконитовый песок теряет свои умягчительные свойства. Чтобы восстановить эти свойства, песок регенерируют, промывая его 10-процентным раство ром поваренной соли в воде.
Гексамет (гексаметафосфат натрия)— препарат, препятствующий образованию накипи. Его вводят в
систему охлаждения двигателя в виде 0,3-процент ного раствора (10 см3 раствора на ведро воды). Раствор приготовляют, растворяя 3 г гексамета в 1 л воды. Гексамет растворяется быстрее, если воду по догреть и часто взбалтывать. Полученный раствор добавляют в воду, заливаемую в радиатор.
Тринатрийфосфат не только препятствует отло жению накипи, но постепенно разрушает находящую ся на стенках системы охлаждения накипь, переводя ее в фосфорнокислые соли. Кроме того, тринатрий фосфат образует на металлических стенках пленку фосфата железа, которая устойчиво предохраняет металл от коррозии.
Раствор тринатрийфосфата приготовляют сле дующим образом. В бочку с краном (железную или деревянную) заливают воду и на каждое ведро до бавляют от 10 до 40 г тринатрийфосфата (в зависи мости от жесткости воды). После 10 час. отстоя воду используют для охлаждения двигателя. Внача ле приготовляют насыщенный раствор (3 кг тринат рийфосфата на ведро воды) и дают ему отстояться 3—5 час. В зависимости от жесткости на ведро воды
129
добавляют от 0,5 до 3 стаканов насыщенного раст
вора.
При техническом уходе № 1 проверяют и при не обходимости регулируют натяжение ремня привода вентилятора. Натяжение ремня контролируют по ве личине стрелы прогиба, замеренной посередине (между двумя шкивами) ведомой ветви ремня (рис. 17). Стрела прогиба замеряется относительно
Ри с. 17. С х е м а за м ер а стр елы п р о ги б а п р и в о д н о г о р ем ня
в ен ти л я тор а .
130
линейки, приложенной к шкивам, при нажатии на ремень с усилием, указанным в табл. М. Если стрела прогиба ремня не соответствует данным таблицы, то регулируют его натяжение.
Таблица 11
|
|
У с и л и е н а ж а т и я |
|
М а р к а т р а к т о р а |
Е м к о с т ь с и с т е м ы |
н а р е м е н ь п р и |
|
о х л а ж д е н и я ( л ) |
з а м е р е с т р е л ы |
||
|
|||
|
|
п р о г и б а ( к г ) |
До п у с т и м а я
ст р е л а п р о г и б а
р е м н я ( м м )
С -1 0 0 |
|
|
7 5 ,0 |
7 - 8 |
40 |
Т -74, |
Д Т -7 5 |
|
60 ,0 |
4 — 5 |
5 — 10 |
Д Т -5 4 , |
Д Т -5 4 А |
|
60,0 |
6 — 7 |
15— 20 |
« Б ел а р у сь » |
25 .0 |
(Д -4 8 ) |
3 — 5 |
15— 2С |
|
|
|
20 .0 |
( Д -5 0 ) |
|
|
Т -40, Т -28 М 2 |
|
— |
3 — 4 |
10— 15 |
|
Т -28 |
|
|
15,0 |
3 — 4 |
10— 12 |
Д Т -2 0 |
|
|
7,4 |
6 — 7 |
15— 20 |
При техническом уходе № 3 и сезонном техниче ском уходе удаляют накипь из системы охлаждения.
Перед этим сливают воду из системы. При наличии масляных загрязнений в сливаемой воде систему за правляют шламоудаляющим раствором. Состав шла моудаляющего раствора: на 10 л воды 150 г техниче ского тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 2,5 г любого из указанных ниже накипеудалителей. Дви гатель запускают и прогревают на холостом ходу до температуры раствора 80°. Затем двигатель останав ливают и сливают шламоудаляющий раствор.
Накипь из системы удаляют одним из следующих способов:
131
1. В систему заливают раствор, который на 1 л воды содержит 100 г стиральной соды и 50 г кероси на, или 75 г каустической соды и 25 г керосина, или 75 г измельченного технического тринатрийфосфата, или 10 г едкого калия и 12 г технического нитрата натрия.
Перед постановкой на технический уход двига тель пускают и дают проработать одну смену. Затем трактор останавливают и сливают раствор.
2.Заливают в систему нагретый до 30—40° 6-про центный раствор молочной кислоты (на 5 л 1 кг 36-процентной молочной кислоты). После прекраще ния выделения углекислоты раствор сливают.
3.Систему охлаждения, не имеющую деталей, изготовленных из алюминиевого сплава, промывают 4-процентным раствором товарной ингибированной соляной кислоты (ВТУ 2345-50). При больших отло жениях накипи концентрацию соляной кислоты уве личивают до 8% с обязательным добавлением уро тропина (25 г на 1 л воды). Двигатель пускают и дают ему проработать 15—20 мин. на средних оборо тах при температуре раствора 40—50°. Удалив на кипь, двигатель останавливают, раствор сливают,
промывают систему чистой водой и заливают 0,5-про- цектный раствор хромпика.
Технический уход за главной муфтой сцепления
При техническом уходе № 2 проверяют и, если необходимо, регулируют главную муфту сцепления. При проверке определяют чистоту включения и вы ключения муфты сцепления, плавность трогания трактора с места, степень пробуксовывания муфты
132
и замасливание ее дисков. Чистота включения и выключения муфты обеспечивается соответствующи ми зазорами между концами отжимных рычажков и обоймы отжимного подшипника и величины переме щения нажимного диска. Зазор контролируется по величине хода педали или рычага муфты. Перемеще ние нажимного диска муфт постоянно-замкнутого типа контролируется по величине рабочего хода пе дали или хода отжимного подшипника, а у непосто янно-замкнутых муфт — по наличию характерного щелчка в конце хода включения и величине усилия, прикладываемого к рукоятке рычага муфты. Величи на свободного и полного ходов должна соответство вать данным, приведенным в табл. 12. В случае не соответствия фактических ходов данным таблицы производят регулировку муфты, предварительно слив масло, скопившееся в отсеке корпуса.
Порядок регулировки муфт непостоянно-замкну того типа тракторов С-100, Т-38, МТЗ-2, ДТ-20 таков. Открывают смотровой люк и проворачивают колен чатый вал так, чтобы стяжной болт (трактор С-100) или фиксатор (тракторы остальных марок) кресто вины муфты расположился против люка. Отверты вают на один-два оборота гайку стяжного болта или вытаскивают защелку фиксатора на себя, включают какую-либо передачу и провертывают крестовину в сторону вала, до попадания защелки фиксатора в следующее отверстие в нажимном диске сцепления. Нормальное усилие на конце рычага муфты должно быть в пределах 15—20 кг для трактора С-100; 8—11 кг — для Т-38; 12—15 кг — для ДТ-20. У муфты трактора МТЗ-2 свободный ход педали должен быть в пределах 40—60 мм при величине зазора между отводкой и крестовиной 7—9 мм. По окончании регу лировки проверяют работу муфты под нагрузкой.
133
>^s s'
*
Ä и о
& ä i
я 5 Ш fX3 и
СО0,0
х35
5 5 « h £ о
. 2
S Н К
о,-©- я
« > > *
Н • о
£ 5 ч “•V415 л с
rS5 (я- ОЯ
rt « 2*
'Xо a *2
SS.
H
В |
|
|
|
|
|
« ЙV |
|
|
|
СОО) |
ф Щ |
® cd |
|
|
|
||||
§ * к |
в |
5 |
£ ff |
|
Я |
л 2 |
|
|
|
гау &К |
L |
О |
|
cd |
в |
|
|
||
л и ф о |
Cd ч S |
|
|
||||||
О |
о |
|
|
|
а |
|
|
||
* Ю |
н |
|
|
о |
| ! § § |
I |
|
||
о ° |
2 |
I |
вв аз |
о |
|
||||
К S s |
в |
|
В со о |
|
|
||||
|
|
Ю |
* |
* 2 т |
|
|
|
|
|
« a S |
I я о о о |
« |
в о ф cd о |
|
|||||
O B « |
іл ь |
«со о |
о |
К о а в н |
|
||||
в |
|
|
|
|
|
|
В |
|
|
* * я |
|
“g |
s |
|
« 3 |
зВ В |
|
|
|
в 5 |
|
|
В д |
о в |
|
|
|||
|
|
|
|
« я |
в в |
|
|
||
5 S |
|
1“ |
|
В в |
|
|
|
|
|
r-f Я |
|
|
ф в |
S |
я |
|
|
||
5 э |
|
s |
S |
|
а а |
я в |
ЯИ |
||
act |
|
s i |
|
ф « |
а |
а |
|||
о о |
|
|
м о |
Е- |
о |
ВА |
|||
К В |
|
|
|
|
м в |
о в |
cd О |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
И о |
5 |
со |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
•ч* |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
j |
|
1 |
|
|
|
|
I |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
со |
я I |
|
52 |
|
a |
|
CD |
|
О S |
|
X |
|
cd fr* |
“ |
В В |
|
О |
|
CD £ |
О |
|
|
ія |
Н* |
|
|
|
о о)Ц5 |
||
|
|
>» В*-* |
||
|
|
ogs |
||
|
|
«a |
аs |
sв |
|
|
В |
n |
X |
|
|
s L « |
5* |
|
|
|
& 3 2 |
||
|
|
|
о |
|
|
|
|
в о |
|
В о в |
o |
gе- |
, |
|
в g |
г |
|||
Cd |
Д cd |
о |
|
|
« |
g k |
Ш |
|
|
« § і |
||||
о § я |
! я 23 |
|||
в £ В |
||||
|
|
« к в Е; |
||
|
2 в |
° |
га и b |
|
|
в « |
|
п |
к * |
CO |
о |
|
|
|
H |
<N |
|
||
3 |
|
H |
|
|
|
4 |
|
|
|
О |
|
|
I
О
g S |
s | |
j a i l |
|
В я |
cd _ |
В 45 |
д cd |
а я В с, |
|
ь в в |
|
ран |
?Вя I
ЙgÈ?
іва
2 £ s
5 - Я cd « n
OB ДВ
cd 2 cd
В в Eh
CO 03 H
оI
ю
CM
оI
03
ф
£
о
н
PJ s
со
03 H