Файл: Справочник молодого тракториста.-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технический уход за системой охлаждения двигателя

Систему охлаждения заправляют чистой и мягкой водой. Для очистки воды от песка, соломы и других примесей, засоряющих систему охлаждения, воду при заправке фильтруют. При использовании жест­ кой воды в системе охлаждения образуется накипь, которая вызывает перегрев деталей двигателя и перерасход топлива.

Если для заправки трактора применяют жесткую воду, ее необходимо предварительно умягчить одним из следующих способов.

Умягчение воды кипячением — наиболее простой и доступный способ. Для отделения из воды осадка после кипячения (30—40 мин.) воду фильтруют че­ рез матерчатый фильтр.

Умягчение воды настоем и порошком сена. Для приготовления настоя замачивают сено в бочке (на 1 кг сена берут 1—2 ведра воды). Ведро настоя раз­ бавляют 3—5 ведрами воды и заливают через фильтр в систему охлаждения двигателя. Порошок из сухо­ го сена используют для умягчения воды непосредст­ венно в верхнем резервуаре радиатора. В мешочек засыпают 50—100 г порошка сена и помещают его в верхний резервуар радиатора. Мешочек с порошком заменяют при техническом уходе, когда промывают систему охлаждения.

Умягчение воды золой. Печную золу (от сжига­ ния древесины, соломы, стеблей растений), тщатель­ но просеянную через сито, засыпают в деревянную кадку и заливают водой (на ведро золы берут 90 л воды). Перемешав настой 2—3 раза (через каждые 15 мин.), оставляют его отстояться в течение 12—15 час., после чего через отверстие диаметром

127

1—2 см, расположенное на высоте !/з уровня от дни­ ща кадки, сливают водяную вытяжку. Затем отстой заливают снова водой и таким же образом получают вторую порцию водной вытяжки. После двукратной обработки золу в кадке заменяют. Настой фильт­ руют через матерчатый фильтр и заливают в систе­

му охлаждения (на ведро воды

берут 0,5—1

л на­

стоя золы). Пополняют систему

охлаждения

водой

с таким же добавлением настоя.

 

 

Кроме того, золу для умягчения воды помещают непосредственно в радиатор трактора. Для этого просеянную золу засыпают в матерчатый (лучше двойной) мешочек шириной 10 и длиной 20 см (по размеру люка радиатора), завязывают его и поме­ щают в верхний бак радиатора. На каждый трактор необходимо иметь по два матерчатых мешочка. Ис­ пользуют их поочередно через 10—20 час. работы. Во время технического ухода между сменами мешо­ чек вынимают и заменяют другим, с новой порцией золы. Применяя золу, рекомендуется систематически, через 100—120 час. работы, удалять из системы ох­ лаждения осадок, промывая ее чистой водой. Перед промывкой воду из системы охлаждения сливают в чистую посуду и дают отстояться, чтобы снова использовать для заправки тракторов и комбайнов. Имеющиеся в золе щелочи не только умягчают воду, но и способствуют разрушению ранее образовавшей­ ся накипи, которая удаляется при промывке. При­ мерная потребность золы на один трактор в сутки составляет 200 г.

Кроме перечисленных выше простых способов умягчения воды, доступных каждой тракторной бригаде, имеются и другие способы с применением специальных фильтрующих материалов или хими­ ческих препаратов (фильтры из глауконитового

128


песка и сульфированного угля, а также гексамета­ фосфат натрия и тринатрийфосфат).

Глауконит представляет собой песок, обладаю­ щий способностью полностью освобождать воду от солей жесткости. Для умягчения воду пропускают через специальные фильтры с глауконитовым пес­ ком. После пропуска некоторого количества воды глауконитовый песок теряет свои умягчительные свойства. Чтобы восстановить эти свойства, песок регенерируют, промывая его 10-процентным раство­ ром поваренной соли в воде.

Гексамет (гексаметафосфат натрия)— препарат, препятствующий образованию накипи. Его вводят в

систему охлаждения двигателя в виде 0,3-процент­ ного раствора (10 см3 раствора на ведро воды). Раствор приготовляют, растворяя 3 г гексамета в 1 л воды. Гексамет растворяется быстрее, если воду по­ догреть и часто взбалтывать. Полученный раствор добавляют в воду, заливаемую в радиатор.

Тринатрийфосфат не только препятствует отло­ жению накипи, но постепенно разрушает находящую­ ся на стенках системы охлаждения накипь, переводя ее в фосфорнокислые соли. Кроме того, тринатрий­ фосфат образует на металлических стенках пленку фосфата железа, которая устойчиво предохраняет металл от коррозии.

Раствор тринатрийфосфата приготовляют сле­ дующим образом. В бочку с краном (железную или деревянную) заливают воду и на каждое ведро до­ бавляют от 10 до 40 г тринатрийфосфата (в зависи­ мости от жесткости воды). После 10 час. отстоя воду используют для охлаждения двигателя. Внача­ ле приготовляют насыщенный раствор (3 кг тринат­ рийфосфата на ведро воды) и дают ему отстояться 3—5 час. В зависимости от жесткости на ведро воды

129

добавляют от 0,5 до 3 стаканов насыщенного раст­

вора.

При техническом уходе № 1 проверяют и при не­ обходимости регулируют натяжение ремня привода вентилятора. Натяжение ремня контролируют по ве­ личине стрелы прогиба, замеренной посередине (между двумя шкивами) ведомой ветви ремня (рис. 17). Стрела прогиба замеряется относительно

Ри с. 17. С х е м а за м ер а стр елы п р о ги б а п р и в о д н о г о р ем ня

в ен ти л я тор а .

130

линейки, приложенной к шкивам, при нажатии на ремень с усилием, указанным в табл. М. Если стрела прогиба ремня не соответствует данным таблицы, то регулируют его натяжение.

Таблица 11

 

 

У с и л и е н а ж а т и я

М а р к а т р а к т о р а

Е м к о с т ь с и с т е м ы

н а р е м е н ь п р и

о х л а ж д е н и я ( л )

з а м е р е с т р е л ы

 

 

 

п р о г и б а ( к г )

До п у с т и м а я

ст р е л а п р о г и б а

р е м н я ( м м )

С -1 0 0

 

 

7 5 ,0

7 - 8

40

Т -74,

Д Т -7 5

 

60 ,0

4 — 5

5 — 10

Д Т -5 4 ,

Д Т -5 4 А

 

60,0

6 — 7

15— 20

« Б ел а р у сь »

25 .0

(Д -4 8 )

3 — 5

15— 2С

 

 

20 .0

( Д -5 0 )

 

 

Т -40, Т -28 М 2

 

3 — 4

10— 15

Т -28

 

 

15,0

3 — 4

10— 12

Д Т -2 0

 

 

7,4

6 — 7

15— 20

При техническом уходе № 3 и сезонном техниче­ ском уходе удаляют накипь из системы охлаждения.

Перед этим сливают воду из системы. При наличии масляных загрязнений в сливаемой воде систему за­ правляют шламоудаляющим раствором. Состав шла­ моудаляющего раствора: на 10 л воды 150 г техниче­ ского тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 2,5 г любого из указанных ниже накипеудалителей. Дви­ гатель запускают и прогревают на холостом ходу до температуры раствора 80°. Затем двигатель останав­ ливают и сливают шламоудаляющий раствор.

Накипь из системы удаляют одним из следующих способов:

131



1. В систему заливают раствор, который на 1 л воды содержит 100 г стиральной соды и 50 г кероси­ на, или 75 г каустической соды и 25 г керосина, или 75 г измельченного технического тринатрийфосфата, или 10 г едкого калия и 12 г технического нитрата натрия.

Перед постановкой на технический уход двига­ тель пускают и дают проработать одну смену. Затем трактор останавливают и сливают раствор.

2.Заливают в систему нагретый до 30—40° 6-про­ центный раствор молочной кислоты (на 5 л 1 кг 36-процентной молочной кислоты). После прекраще­ ния выделения углекислоты раствор сливают.

3.Систему охлаждения, не имеющую деталей, изготовленных из алюминиевого сплава, промывают 4-процентным раствором товарной ингибированной соляной кислоты (ВТУ 2345-50). При больших отло­ жениях накипи концентрацию соляной кислоты уве­ личивают до 8% с обязательным добавлением уро­ тропина (25 г на 1 л воды). Двигатель пускают и дают ему проработать 15—20 мин. на средних оборо­ тах при температуре раствора 40—50°. Удалив на­ кипь, двигатель останавливают, раствор сливают,

промывают систему чистой водой и заливают 0,5-про- цектный раствор хромпика.

Технический уход за главной муфтой сцепления

При техническом уходе № 2 проверяют и, если необходимо, регулируют главную муфту сцепления. При проверке определяют чистоту включения и вы­ ключения муфты сцепления, плавность трогания трактора с места, степень пробуксовывания муфты

132

и замасливание ее дисков. Чистота включения и выключения муфты обеспечивается соответствующи­ ми зазорами между концами отжимных рычажков и обоймы отжимного подшипника и величины переме­ щения нажимного диска. Зазор контролируется по величине хода педали или рычага муфты. Перемеще­ ние нажимного диска муфт постоянно-замкнутого типа контролируется по величине рабочего хода пе­ дали или хода отжимного подшипника, а у непосто­ янно-замкнутых муфт — по наличию характерного щелчка в конце хода включения и величине усилия, прикладываемого к рукоятке рычага муфты. Величи­ на свободного и полного ходов должна соответство­ вать данным, приведенным в табл. 12. В случае не­ соответствия фактических ходов данным таблицы производят регулировку муфты, предварительно слив масло, скопившееся в отсеке корпуса.

Порядок регулировки муфт непостоянно-замкну­ того типа тракторов С-100, Т-38, МТЗ-2, ДТ-20 таков. Открывают смотровой люк и проворачивают колен­ чатый вал так, чтобы стяжной болт (трактор С-100) или фиксатор (тракторы остальных марок) кресто­ вины муфты расположился против люка. Отверты­ вают на один-два оборота гайку стяжного болта или вытаскивают защелку фиксатора на себя, включают какую-либо передачу и провертывают крестовину в сторону вала, до попадания защелки фиксатора в следующее отверстие в нажимном диске сцепления. Нормальное усилие на конце рычага муфты должно быть в пределах 15—20 кг для трактора С-100; 8—11 кг — для Т-38; 12—15 кг — для ДТ-20. У муфты трактора МТЗ-2 свободный ход педали должен быть в пределах 40—60 мм при величине зазора между отводкой и крестовиной 7—9 мм. По окончании регу­ лировки проверяют работу муфты под нагрузкой.

133


>^s s'

*

Ä и о

& ä i

я 5 Ш fX3 и

СО0,0

х35

5 5 « h £ о

. 2

S Н К

о,-©- я

« > > *

Н • о

£ 5 ч “•V415 л с

rS5 (я- ОЯ

rt « 2*

'Xо a *2

SS.

H

В

 

 

 

 

 

« ЙV

 

 

СОО)

ф Щ

® cd

 

 

 

§ * к

в

5

£ ff

 

Я

л 2

 

 

гау

L

О

 

cd

в

 

 

л и ф о

Cd ч S

 

 

О

о

 

 

 

а

 

 

* Ю

н

 

 

о

| ! § §

I

 

о °

2

I

вв аз

о

 

К S s

в

 

В со о

 

 

 

 

Ю

*

* 2 т

 

 

 

 

 

« a S

I я о о о

«

в о ф cd о

 

O B «

іл ь

«со о

о

К о а в н

 

в

 

 

 

 

 

 

В

 

 

* * я

 

“g

s

 

« 3

зВ В

 

 

в 5

 

 

В д

о в

 

 

 

 

 

 

« я

в в

 

 

5 S

 

1“

 

В в

 

 

 

 

r-f Я

 

 

ф в

S

я

 

 

5 э

 

s

S

 

а а

я в

ЯИ

act

 

s i

 

ф «

а

а

о о

 

 

м о

Е-

о

ВА

К В

 

 

 

 

м в

о в

cd О

 

 

 

 

 

 

 

 

И о

5

со

 

 

 

 

1

 

 

 

•ч*

1

 

 

 

 

 

 

 

j

1

 

 

 

 

I

 

 

 

1

 

 

 

 

 

со

 

 

 

со

я I

 

52

 

a

 

CD

 

О S

 

X

 

cd fr*

В В

О

 

CD £

О

 

 

ія

Н*

 

 

о о)Ц5

 

 

>» В*-*

 

 

ogs

 

 

«a

аs

sв

 

 

В

n

X

 

 

s L «

5*

 

 

& 3 2

 

 

 

о

 

 

 

 

в о

В о в

o

gе-

,

в g

г

Cd

Д cd

о

 

 

«

g k

Ш

 

« § і

о § я

! я 23

в £ В

 

 

« к в Е;

 

2 в

°

га и b

 

в «

 

п

к *

CO

о

 

 

H

<N

 

3

 

H

 

 

4

 

 

О

 

 

I

О

g S

s |

j a i l

В я

cd _

В 45

д cd

а я В с,

ь в в

ран

?Вя I

ЙgÈ?

іва

2 £ s

5 - Я cd « n

OB ДВ

cd 2 cd

В в Eh

CO 03 H

оI

ю

CM

оI

03

ф

£

о

н

PJ s

со

03 H