Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гарина) улице, полностью реконструируемой, выйдет на Московское шоссе, а по нему — к Алуштинскому шоссе. По проекту намечалась

прокладка

некоторой

части

новой

дороги

и

полная

реконструкция

старой.

Сравнительно

большое

использование

старой

дороги объяс­

нялось тем, что она проходила по

долине

ре­

ки Салгир

и Ангарскому

перевалу — есте­

ственному пути в предгорьях и горах. Общий объем земляных работ на первой очереди дол­ жен был составить миллион кубометров.

Но одно дело —■общие наметки, другое — прокладка трассы в натуре, по косогорам, через овраги и ущелья. Чтобы найти лучшее направ­ ление, нужно было пройти по избранной трас­ се десятки раз.

Изыскания и рабочее проектирование на первой очереди были поручены проектной груп­ пе Управления южных автодорог в Симферопо­ ле. Возглавляли группу Николай Петрович Сотников и Георгий Иванович Пичугин — главный инженер управления, он же непосред­ ственный руководитель строительных работ. Начальником изыскательской партии был на­ значен Анатолий Ефимович Брянцев. Этот опытный инженер проявил исключительное трудолюбие. Со своей партией он работал на самых сложных участках первой очереди.

— Днем ходишь, ночью работаешь с проек­ тировщиками,— рассказывает он о том времени.

50

Десятки раз он промерял всю трассу ногами, выискивая самое выгодное направле­ ние. I

Идет по горной целине цепочка людей — это изыскатели. Они осматривают местность, берут пробы грунта, изучают ручьи и родники. Они должны уметь быстро и надежно опре­ делить, что пригодно для будущей трассы, ка­ кие тут потребуются усилия и затраты. Они должны обладать смелым воображением: уметь вызывать перед глазами картины преображен­ ной природы. Изыскатели должны быть трез­ выми практиками и фантазерами одновремен­ но.

Есть в словаре изыскателей, проектиров­ щиков и строителей горных дорог слово «по­ лочка», которое они произносят с оттенком ласки, даже нежности. Найти хорошую «по­ лочку» — мечта каждого изыскателя. Что же означает это слово? «Полочка» — это удоб­ ная площадка, которая угадывается под встре­ ченным косогором. Достаточно срезать этот косогор, как готово ложе для дороги. И если изыскателям посчастливится найти «полочку», то дорога «впишется» в естественный рельеф, облегчатся работы, меньше будет расходов.

В поисках таких «полочек» без устали ходи­ ли по трассе изыскатели и проектировщики, много раз мелькает это слово в рассказе Г. И. Пичугина о делах строительных.

4*

51


циям заказы, оно принимало работы. Оно же получало и обеспечивало подрядные организа­ ции всеми материалами, заготавливало и снаб­ жало их камнем, щебнем и др. На управление была возложена львиная доля земляных работ, постройка искусственных сооружений — труб, мостов, дренажей, подпорных стен и прочего, устройство проезжей части, благоустройство дороги, ее ограждение и т. д.

На стройку были привлечены 44-й Ялтин­ ский, 47-й Алуштинский и 48-й Симферополь­ ский дорожные строительно-ремонтные участки Управления южных дорог, 2-й Алуштинский и 5-й Ялтинский районы и 407-й мостопоезд Ми­ нистерства транспортного строительства, Сим­ феропольский, Ялтинский, Севастопольский, Запорожский и Макеевский участки треста «Укрэкскавация».

«Биография» новой дороги — это десятки сражений с препятствиями, которые ставила строителям природа. Уже в самом начале, поч­ ти под Симферополем, дорога преподнесла сюрприз. Здесь оказался наредкость крепкий скальный грунт. Сначала казалось, что под верхним слоем земли находятся фундаменты какой-то старинной постройки, сложенные из бута и залитые крепчайшим цементом. Такую крепость грунту, кажется, можно было при­ дать только искусственно. Вблизи жилых до­ мов почву нельзя тревожить сильными

53

взрывами. И все же особой системой буровых работ и взрывов под руководством тт. Шолот и Приходько удалось раздробить скалу, рас­ ширить дорогу. Вообще взрывники составили один из самых важных, самых инициативных отрядов строителей.

Не менее трудным был кусок дороги, кото­ рый в народе метко прозвали «тещиным язы­ ком». Ныне его видно с новой трассы у не­ большого моста для пропуска вод Симферо­ польского водохранилища. Натужно скрипя, взбирались машины, особенно груженые, на затяжной подъем, и по многу раз шоферы пе­ реключали скорость, чтобы ослабить нагрузку на мотор. Крутоверть на этом отрезке изви­ валась на редкость капризно. Строительные ра­ боты затруднялись тем, что это был участок совмещенный, то есть во время строительства

по дороге беспрерывно двигался

поток

машин

с пассажирами и грузами. А

работы

ведь

только развертывались, и дорожники-крымча­ не оказались в затруднительном положении.

Сюда на помощь местным строителям по­ доспели механизаторы со стройки канала Се­ верный Донец— Донбасс. Закаленные и опыт­ ные люди, они с ходу включились в бой с «те­ щиным языком» и успешно одолели его. Одним из героев этого сражения был коммунист Ана­ толий Дурницкий, экскаваторщик. Его заслу­ женно называли виртуозом землеройного ^ела.

54


За смену он вынимал и погружал более полутысячи кубометров грунта — в три раза боль­ ше нормы. Это говорит и о его умении, и о слаженности, которая была достигнута на строительстве.

До села Перевального, где троллейбус ныне останавливается на 3— 5 минут, строители ис­ пользовали спокойный рельеф местности,, здесь пролегало и старое шоссе. Но вот дальше по­ шли осложнения. Вскоре за селом Переваль­ ным начинается довольно глубокая долина. Ее называют Холодной балкой. С правой сторо­ ны ее — река Ангара, слева вдоль балки про­ ходит шоссе. Зимой здесь был для дорожни­ ков самый тяжелый участок, с большим тру­ дом они содержали его в «рабочем состоянии». Повороты на шоссе имели очень малые радиу­ сы, были почти закрытыми, шоссе имело боль­ шой уклон. В гололедицу участок становился почти непроезжим. А применять сильные ро­ торные снегоочистители невозможно было изза крутых поворотов.

На этом особенно трудном участке исключительую тревогу вызывал один километр — 26-й от Симферополя. Тут над шоссе нависала большая скала, что делало дорогу еще опас­ ней.

Для новой дороги было избрано новое на­ правление. Но, чтобы пробить его, требовалось немало времени. Поэтому было решено проло­

55

жить временную троллейбусную линию по ста­ рой дороге, сдать ее в эксплуатацию, а тем временем проложить новую магистраль выше. В связи со сложностью и значительным объе­ мом работ завершение стройки этого участка было отнесено ко второй очереди, то есть на

1960 год.

Приспособить старую дорогу для прохода троллейбусов оказалось не так-то просто. Уча­ сток закрыть нельзя. Как же вести строитель­ ные работы? Взрывники отказались произво­ дить в ущелье взрывы, пока дорога действует. Пришлось дорожникам проложить времянку, пустить по ней автомашины и начать оборудо­ вать трассу для троллейбусов. Бывало, валу­ ны скатывались на кабину экскаватора, грозя раздавить ее. Но все обошлось благополучно. Времянка была сделана, троллейбус пошел в срок по временной трассе. Она ныне видна с магистрали. Многие пассажиры считают, что это «памятник» ошибкам проектировщиков. Ничего подобного! Без временной линии пуск троллейбуса по всей трассе задержался бы на

целый год. А

кроме этого выигрыша времени,

эксплуатация

времянки

уже через

год окупи­

ла все расходы

на нее.

в рельеф

Этот участок

удачно

«вписан»

местности, использованы

удобные

«полочки».

Однако участок опасен как оползневый. Нема­ ло хлопот он принес дорожникам. Однажды

56


подпочвенные воды разорвали покрытие. Трол­ лейбусы осторожно обходили опасное место, и движение на шоссе не остановилось ни на ми­ нуту.

...Прочтем следующую страницу «биогра­ фии» новой трассы.

Троллейбус плавно поднимается на пере­ вал. Черная полоса шоссе расстилается впере­ ди ровной лентой. По сторонам дороги — мас­ сивные подпорные стены, выше — косо сре­ занные холмы. Старая дорога с развилки уходит вправо, к бывшему проезду через пере­ вал, который служил почти сто лет. На раз­ вилке установлена скульптурная группа, пло­ щадка благоустроена.

Вернемся мысленно к дням строительства и представим себе хаотическую картину, которая

была

здесь

долгое время.

через

В

этом месте пришлось пробиваться

значительную

высотку — перевальную

точку

дороги. Земляных работ было очень много, к тому же обнаружились сильные родники. Эк­ скаваторы, автомашины, бульдозеры, автогрей­ деры — все это сгрудилось на небольшом от­ резке дороги. Тут же шли сотни машин с людьми, стремящимися к морю.

Участок этот открыт всем ветрам и непого­ дам, и в марте 1959 года, когда здесь велись работы, несладко, ох, несладко, было тут строителям прораба Михаила Харитонова.

57

То начинался снег с дождем, то дождь со сне­ гом. А предстояло перерезать гору, подни­ мавшуюся метров на тридцать выше полотна дороги.

Наступил момент, когда надо было закрыть движение по дороге, срезать земляную пере­ мычку, разделявшую новое шоссе, подведен­ ное к перевалу с двух сторон — от Алушты и Симферополя.

Три часа ночи. Все подготовлено. Десятки прожекторов озаряют голубоватым светом не­ большое пространство. Начальник участка А. А. Россов отдает распоряжение: остановить на тридцать минут проезд машин. И вся могу­ чая техника пришла в движение. Перемычка длиной в сорок метров была начисто снесена за эти минуты. Тотчас было открыто сквозное движение машин по земляному полотну уже через новый перевал.

— Да, здорово тогда поработали, — го­ ворит Г. И. Пичугин. — Я читал в газетах, как перекрывают реки на стройках гидростанций. Так было и у нас...

На ложе новой дороги самосвалы стали подвозить песок, щебень, их разравнивали бульдозеры, за ними шли катки, а следом — асфальтоукладчики. Постепенно наращивалось покрытие новой дороги. Оно, как и на всей трассе, намного массивней и будет, несомнен­ но, более долговечным.

58