Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
гарина) улице, полностью реконструируемой, выйдет на Московское шоссе, а по нему — к Алуштинскому шоссе. По проекту намечалась
прокладка |
некоторой |
части |
новой |
дороги |
и |
||
полная |
реконструкция |
старой. |
Сравнительно |
||||
большое |
использование |
старой |
дороги объяс |
||||
нялось тем, что она проходила по |
долине |
ре |
|||||
ки Салгир |
и Ангарскому |
перевалу — есте |
ственному пути в предгорьях и горах. Общий объем земляных работ на первой очереди дол жен был составить миллион кубометров.
Но одно дело —■общие наметки, другое — прокладка трассы в натуре, по косогорам, через овраги и ущелья. Чтобы найти лучшее направ ление, нужно было пройти по избранной трас се десятки раз.
Изыскания и рабочее проектирование на первой очереди были поручены проектной груп пе Управления южных автодорог в Симферопо ле. Возглавляли группу Николай Петрович Сотников и Георгий Иванович Пичугин — главный инженер управления, он же непосред ственный руководитель строительных работ. Начальником изыскательской партии был на значен Анатолий Ефимович Брянцев. Этот опытный инженер проявил исключительное трудолюбие. Со своей партией он работал на самых сложных участках первой очереди.
— Днем ходишь, ночью работаешь с проек тировщиками,— рассказывает он о том времени.
50
Десятки раз он промерял всю трассу ногами, выискивая самое выгодное направле ние. I
Идет по горной целине цепочка людей — это изыскатели. Они осматривают местность, берут пробы грунта, изучают ручьи и родники. Они должны уметь быстро и надежно опре делить, что пригодно для будущей трассы, ка кие тут потребуются усилия и затраты. Они должны обладать смелым воображением: уметь вызывать перед глазами картины преображен ной природы. Изыскатели должны быть трез выми практиками и фантазерами одновремен но.
Есть в словаре изыскателей, проектиров щиков и строителей горных дорог слово «по лочка», которое они произносят с оттенком ласки, даже нежности. Найти хорошую «по лочку» — мечта каждого изыскателя. Что же означает это слово? «Полочка» — это удоб ная площадка, которая угадывается под встре ченным косогором. Достаточно срезать этот косогор, как готово ложе для дороги. И если изыскателям посчастливится найти «полочку», то дорога «впишется» в естественный рельеф, облегчатся работы, меньше будет расходов.
В поисках таких «полочек» без устали ходи ли по трассе изыскатели и проектировщики, много раз мелькает это слово в рассказе Г. И. Пичугина о делах строительных.
4* |
51 |
циям заказы, оно принимало работы. Оно же получало и обеспечивало подрядные организа ции всеми материалами, заготавливало и снаб жало их камнем, щебнем и др. На управление была возложена львиная доля земляных работ, постройка искусственных сооружений — труб, мостов, дренажей, подпорных стен и прочего, устройство проезжей части, благоустройство дороги, ее ограждение и т. д.
На стройку были привлечены 44-й Ялтин ский, 47-й Алуштинский и 48-й Симферополь ский дорожные строительно-ремонтные участки Управления южных дорог, 2-й Алуштинский и 5-й Ялтинский районы и 407-й мостопоезд Ми нистерства транспортного строительства, Сим феропольский, Ялтинский, Севастопольский, Запорожский и Макеевский участки треста «Укрэкскавация».
«Биография» новой дороги — это десятки сражений с препятствиями, которые ставила строителям природа. Уже в самом начале, поч ти под Симферополем, дорога преподнесла сюрприз. Здесь оказался наредкость крепкий скальный грунт. Сначала казалось, что под верхним слоем земли находятся фундаменты какой-то старинной постройки, сложенные из бута и залитые крепчайшим цементом. Такую крепость грунту, кажется, можно было при дать только искусственно. Вблизи жилых до мов почву нельзя тревожить сильными
53
взрывами. И все же особой системой буровых работ и взрывов под руководством тт. Шолот и Приходько удалось раздробить скалу, рас ширить дорогу. Вообще взрывники составили один из самых важных, самых инициативных отрядов строителей.
Не менее трудным был кусок дороги, кото рый в народе метко прозвали «тещиным язы ком». Ныне его видно с новой трассы у не большого моста для пропуска вод Симферо польского водохранилища. Натужно скрипя, взбирались машины, особенно груженые, на затяжной подъем, и по многу раз шоферы пе реключали скорость, чтобы ослабить нагрузку на мотор. Крутоверть на этом отрезке изви валась на редкость капризно. Строительные ра боты затруднялись тем, что это был участок совмещенный, то есть во время строительства
по дороге беспрерывно двигался |
поток |
машин |
с пассажирами и грузами. А |
работы |
ведь |
только развертывались, и дорожники-крымча не оказались в затруднительном положении.
Сюда на помощь местным строителям по доспели механизаторы со стройки канала Се верный Донец— Донбасс. Закаленные и опыт ные люди, они с ходу включились в бой с «те щиным языком» и успешно одолели его. Одним из героев этого сражения был коммунист Ана толий Дурницкий, экскаваторщик. Его заслу женно называли виртуозом землеройного ^ела.
54
За смену он вынимал и погружал более полутысячи кубометров грунта — в три раза боль ше нормы. Это говорит и о его умении, и о слаженности, которая была достигнута на строительстве.
До села Перевального, где троллейбус ныне останавливается на 3— 5 минут, строители ис пользовали спокойный рельеф местности,, здесь пролегало и старое шоссе. Но вот дальше по шли осложнения. Вскоре за селом Переваль ным начинается довольно глубокая долина. Ее называют Холодной балкой. С правой сторо ны ее — река Ангара, слева вдоль балки про ходит шоссе. Зимой здесь был для дорожни ков самый тяжелый участок, с большим тру дом они содержали его в «рабочем состоянии». Повороты на шоссе имели очень малые радиу сы, были почти закрытыми, шоссе имело боль шой уклон. В гололедицу участок становился почти непроезжим. А применять сильные ро торные снегоочистители невозможно было изза крутых поворотов.
На этом особенно трудном участке исключительую тревогу вызывал один километр — 26-й от Симферополя. Тут над шоссе нависала большая скала, что делало дорогу еще опас ней.
Для новой дороги было избрано новое на правление. Но, чтобы пробить его, требовалось немало времени. Поэтому было решено проло
55
жить временную троллейбусную линию по ста рой дороге, сдать ее в эксплуатацию, а тем временем проложить новую магистраль выше. В связи со сложностью и значительным объе мом работ завершение стройки этого участка было отнесено ко второй очереди, то есть на
1960 год.
Приспособить старую дорогу для прохода троллейбусов оказалось не так-то просто. Уча сток закрыть нельзя. Как же вести строитель ные работы? Взрывники отказались произво дить в ущелье взрывы, пока дорога действует. Пришлось дорожникам проложить времянку, пустить по ней автомашины и начать оборудо вать трассу для троллейбусов. Бывало, валу ны скатывались на кабину экскаватора, грозя раздавить ее. Но все обошлось благополучно. Времянка была сделана, троллейбус пошел в срок по временной трассе. Она ныне видна с магистрали. Многие пассажиры считают, что это «памятник» ошибкам проектировщиков. Ничего подобного! Без временной линии пуск троллейбуса по всей трассе задержался бы на
целый год. А |
кроме этого выигрыша времени, |
|||
эксплуатация |
времянки |
уже через |
год окупи |
|
ла все расходы |
на нее. |
в рельеф |
||
Этот участок |
удачно |
«вписан» |
||
местности, использованы |
удобные |
«полочки». |
Однако участок опасен как оползневый. Нема ло хлопот он принес дорожникам. Однажды
56
подпочвенные воды разорвали покрытие. Трол лейбусы осторожно обходили опасное место, и движение на шоссе не остановилось ни на ми нуту.
...Прочтем следующую страницу «биогра фии» новой трассы.
Троллейбус плавно поднимается на пере вал. Черная полоса шоссе расстилается впере ди ровной лентой. По сторонам дороги — мас сивные подпорные стены, выше — косо сре занные холмы. Старая дорога с развилки уходит вправо, к бывшему проезду через пере вал, который служил почти сто лет. На раз вилке установлена скульптурная группа, пло щадка благоустроена.
Вернемся мысленно к дням строительства и представим себе хаотическую картину, которая
была |
здесь |
долгое время. |
через |
В |
этом месте пришлось пробиваться |
||
значительную |
высотку — перевальную |
точку |
дороги. Земляных работ было очень много, к тому же обнаружились сильные родники. Эк скаваторы, автомашины, бульдозеры, автогрей деры — все это сгрудилось на небольшом от резке дороги. Тут же шли сотни машин с людьми, стремящимися к морю.
Участок этот открыт всем ветрам и непого дам, и в марте 1959 года, когда здесь велись работы, несладко, ох, несладко, было тут строителям прораба Михаила Харитонова.
57
То начинался снег с дождем, то дождь со сне гом. А предстояло перерезать гору, подни мавшуюся метров на тридцать выше полотна дороги.
Наступил момент, когда надо было закрыть движение по дороге, срезать земляную пере мычку, разделявшую новое шоссе, подведен ное к перевалу с двух сторон — от Алушты и Симферополя.
Три часа ночи. Все подготовлено. Десятки прожекторов озаряют голубоватым светом не большое пространство. Начальник участка А. А. Россов отдает распоряжение: остановить на тридцать минут проезд машин. И вся могу чая техника пришла в движение. Перемычка длиной в сорок метров была начисто снесена за эти минуты. Тотчас было открыто сквозное движение машин по земляному полотну уже через новый перевал.
— Да, здорово тогда поработали, — го ворит Г. И. Пичугин. — Я читал в газетах, как перекрывают реки на стройках гидростанций. Так было и у нас...
На ложе новой дороги самосвалы стали подвозить песок, щебень, их разравнивали бульдозеры, за ними шли катки, а следом — асфальтоукладчики. Постепенно наращивалось покрытие новой дороги. Оно, как и на всей трассе, намного массивней и будет, несомнен но, более долговечным.
58