Файл: Балуев В.М. Прицелы воздушной стрельбы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
поворачивается также плоскость угла атаки, а следовательно, поворачивается и вектор М, перпендикулярный к плоскости
утла атаки. Наличие опрокидывающего момента М приводит к прецессии снаряда, т. е. к вращению снаряда с постоянным
углом нутации вокруг вектора voi. Для наглядного представле
ния прецессии снаряда вокруг v0i читателю рекомендуется вспомнить, как прецессирует волчок вокруг вертикали, если в момент запуска волчка его ось не совпадает с вертикалью.
То обстоятельство, что снаряд летит, прецессируя, можно бы ло бы не учитывать, если бы это не привело к двум существен ным изменениям полета снаряда, которые известны под терми ном бортового эффекта.
Во-первых, так как снаряд летит с постоянным по величине
углом атаки, то сила /?т отличается от силы сопротивления воздуха снаряду при угле атаки, равном нулю. Чем больше угол 80, тем больше /?т, и тем быстрее теряет снаряд свою скорость. Поэтому формулами (М 9) и (1.20) можно пользо ваться для определения времени полета снаряда и его пониже ния только при 80=г 0, т. е. при стрельбе в небольшом конусе вокруг продольной оси самолета. При стрельбе под большими бортовыми углами нужно учитывать увеличение сопротивления воздуха и поэтому увеличение времени полета снаряда и его понижения. В этом заключается одно из проявлений бортового эффекта.
Во-вторых,-так как нормальная сила R N .всегда лежит в плоскости угла атаки снаряда, а плоскость угла атаки вращает
ся вместе с прецессирующим снарядом вокруг вектора Uoi, то
получается, что на снаряд действует сила P N, перпендикуляр ная к вектору скорости центра массы снаряда и вращающаяся вокруг него. При этом оказывается, что снаряд движется уже не по прямой, а по кривой, которая называется винтовой линией.
Скорость центра массы снаряда и угловая скорость враще ния снаряда вокруг своей оси меняются в полете. Поэтому шаг винтовой линии и ее радиус будут меняться. Кроме того, вслед ствие силы тяжести ось винтовой линии будет искривляться. Однако, рассматривая небольшой участок траектории, можно считать, что ось винтовой линии прямолинейна, а шаг ее — постоянен.
Перейдем к определению ориентации винтовой линии отно сительно вектора voi.
Возьмите лист (или листок) ватмана и на нем прочертите прямую по диагонали с левого нижнего угла до правого верх него угла. Теперь лист сверните в трубку так, чтобы начерчен ная на ней линия оказалась сверху. Полученная на трубке (ци линдре) кривая и есть винтовая линия. Если трубку свернули
22
правильно, то получается правая винтовая линия. Теперь возьмите указку (или карандаш) для обозначения вектора Woi-
Карандаш |
нужно приложить к началу винтовой линии |
так, |
||||
чтобы он касался ее. При этом винтовую линию (трубку) |
надо |
|||||
располагать |
так, чтобы ее ось |
проходила через |
прямую, |
по |
||
которой направлен |
вектор RN |
в момент |
вылета снаряда. |
|||
Так, например, если |
стрельба производится |
с |
левого |
борта |
самолета в горизонтальной плоскости, то винтовая линия рас
полагается слева от вектора v0i (рис. 1.12).
Обычно радиус винтовой линии мал (например, десятки сантиметров) и поэтому на практике достаточно считать, что снаряд движется по оси винтовой линии или по образующей цилиндра, на которой намотана винтовая линия. Здесь самое важное заключается в том, что, как легко можно было заметить
из предыдущего построения, направление оси винтовой линии (или образующей цилиндра) не совпадает с направлением
вектора v0i (рис. 1.12).
Таким образом, при стрельбе под бортовым углом можно считать, что снаряд летит по направлению, отличному от
направления вектора ооь В этом заключается второе проявле ние бортового эффекта.
Путем построения, указанного выше, можно убедиться © том, что истинное направление_движения снаряда можно полу
чить путем поворота вектора ooi вокруг оси самолета (или во
круг вектора щ) на некоторый угол по часовой стрелкеУгол, образованный при этом между направлением истинного движе
ния снаряда и вектором Uoi, обозначим через аь (рис. 1.13).
23
Исследования показали, |
что этот угол может быть найден по |
следующей формуле: |
v 0 v, . |
|
|
Ч = П ------- sin то, |
|
|
®01 |
где С\ — постоянный коэффициент. |
|
Из рассмотрения рис. |
1.13 видно, что чем больше удаляется |
снаряд от точки выстрела, тем он на большую величину откло няется от направления вектора ooi. При удалении в направле нии вектора n0i на расстояние S отклонение снаряда под действием бортового эффекта обозначено вектором Ь. Так как
величина угла |
aft невелика (например, меньше |
1°), то модуль |
||
вектора /> можно определить по формуле |
|
|
||
|
b = аь 1 = с,£ ——L sin т0. |
|
|
|
|
_ |
®01 |
Р, |
|
Через конец вектора |
? проводим плоскость |
перпендику |
||
лярную к оси самолета. В этой плоскости лежит вектор Ь. |
||||
Обозначим |
через к |
угол, заключенный между |
плоскостью |
Q, проходящей через векторы »о и »i и осью zi связанной систе
мы координат X\i)\Zx. |
Тогда на основании |
рис. 1.13 |
можно |
написать |
__ |
|
|
Ь — Ь( — cos ay" -f sin a z"), |
|
|
|
или, подставляя в эту формулу значение Ь, |
|
|
|
b — Ci % |
sin Y0cos ay" + sin Yo sin a2?)- |
( 1.22) |
|
Чп |
|
|
|
На основании рис. 1.13 имеем |
|
|
|
cos (Z j, XVJ = |
— cos (90 — Yo) cosa = |
sin j 0 cos a; |
|
cos (yj, xVo) = cos (90 — Y0) cos (90 — a) = sin y0sin a.
Следовательно, формулу (1.22) можно переписать в виде
___ |
q j q j |
- ' Х |
___ . |
х х |
b = Cil |
0 |
' ■[— cos (Zj.x^Jy" -f cos(Zj, Xva)z®\. |
||
|
®01 |
|
|
|
Умножая обе части этой формулы скалярно на x°D, yj, и z",
и пользуясь таблицами 1.1 |
и 1.2, |
получаем соответственно |
|
___ _____ |
q j qj |
|
|
b х^ = с } £ — —1- (sin р' cos s' sin e — sin s' sin p cos e); |
|||
|
®oi |
|
|
___ . |
q j qf |
|
cos s + sin s ' sin p sin sj; |
b у", — c, l — —~ (sin p' cos s ' |
|||
b z^ ----- Ci £ |
sin s' |
cos p. |
|
|
®01 |
|
|
24
Как было уже указано, отклонение снаряда b является сравнительно небольшим. Поэтому при его вычислении можно
принимать сравнительно грубые допущения. В |
частности, |
три |
|||||
вычислении проекций |
b на оси |
xD, yD и |
z 0 |
по |
полученным |
||
формулам, в них можно заменить углы £!' и г' |
близкими к ним |
||||||
углами Р и е. Тогда получим |
|
|
|
|
|
|
|
Ь x Da — 0; |
|
|
|
|
|
|
|
b \>Ъ — с, I |
sin р; |
|
|
|
|
||
|
®01 |
|
|
|
|
|
|
b z"D — схS —- Vl |
cos |
р sin г. |
|
|
|
|
|
|
^01 |
|
|
|
|
|
|
Следовательно, вектор b можно записать |
в таком |
виде: |
|
||||
Ь =■=с, 1 V<) Z’ |
sin Р Уд + с, 3 |
V' cos Р sin е z°D. |
(1.23) |
||||
^01 |
|
|
®01 |
|
|
|
|
Если при конструировании вычислителя оказывается более удобным введение углов р' и е', то утлы р и е в этой формуле можно заменить ими. Формулой (1.23) мы будем поль зоваться позже при рассмотрении решения задачи прицелива ния.
§ 6. ГИПОТЕЗА О ДВИЖЕНИИ ЦЕЛИ И ВЫРАЖЕНИЕ СКОРОСТИ ЦЕЛИ ЧЕРЕЗ ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Как видно из рис. 11, для решения задачи прицеливания нужно знать траекторию цели.__Если скорость цели постоянна
по величине и направлению (г»,, = const), то линейное упреж дение L (Г) определяется по формуле
Ь (Т ) = ^ Т , |
(1.24) |
где Т — время полета снаряда.
Если цель не летит прямолинейно, то -определение линейного
упреждения усложняется. Современные технические |
средства |
не позволяют измерять координаты цели, скорости |
их измене |
ния и ускорения с такой точностью, чтобы можно было опреде лить закон движения маневрирующей цели на основании этих измерений. Поэтому при проектировании прицельных систем задаются гипотезой о движении цели на основании некоторых соображений, связанных с тактикой применения самолета, для которого предназначен прицел.
При выборе гипотезы о движении цели пользуются двумя следующими основными соображениями:
1. Назначение и условия боевого применения самолета-цели
25
в значительной степени предопределяют характер ее траекто рии. Например, бомбардировщики являются тяжелыми, мало маневренными самолетамиКроме того, значительные манев ры мешали бы им выполнить основную их задачу — долететь до цели за короткое время и сбросить бомбы. Поэтому в прице лах истребителей, основной задачей которых является уничто жение бомбардировщиков противника, можно считать, что за сравнительно небольшое время полета снаряда цель летит пря молинейно и равномерно. Так, в прицелах тина АСП считается, что линейное упреждение определяется по формуле (1-24).
Рассмотрим еще один пример. Если истребители противника вооружены прицельной системой, позволяющей вести только сопроводительный огонь, то истребитель летит по так называе мой кривой атаки. Следовательно, в этом случае принятая в прицелах бомбардировщиков гипотеза о движении цели должна
по возможности |
близко соответствовать |
движению |
цели |
по |
|
кривой атаки. |
|
|
|
|
|
2. |
Вопрос |
о выборе гипотезы тесно |
связан с |
вопросом о |
дальности стрельбы, о времени полета снаряда до точки встре чи. Предположим, что выстрел был сделан с линейным упреж дением, определяемым формулой (1.24). Пусть цель маневри
рует с постоянным ускорением а. |
Следовательно, |
в тот момент, |
|
когда снаряд придет в расчетную упрежденную |
точку, |
цель |
|
отклонится от нее на расстояние |
_ у2 |
|
полета |
, гДе Т — время |
снаряда. Так как снаряды имеют рассеивание, а цель не являет ся точечной, то при сравнительно небольших временах полета снаряда (т. е. при небольших дальностях стрельбы) стрельба оказывается достаточно эффективной, если даже при прицели вании не было учтено ускорение цели. С другой стороны, если мы хотим увеличить дальность эффективной стрельбы (увели чить время полета снаряда), то необходимо выбрать гипотезу с учетом маневра цели.
Предположим, что приняли простейшую гипотезу о прямо линейном равномерном движении целиСкорость цели, входя щая в формулу линейного упреждения (1.24). непосредственно не может быть измерена. В связи с этим перейдем к рассмотре
нию вопроса о том, путем измерения каких параметров |
может |
|
быть определен вектор скорости цели. |
|
|
Для определения вектора скорости цели можно использовать |
||
результаты наблюдения за целью с помощью системы |
сопро |
|
вождения цели (ССЦ). Действительно, если бы дальность |
до |
|
цели не менялась ни по величине, ни по направлению, |
то |
это |
означало бы, что цель летит с такой же скоростью и в том же направлении что и наш самолет. Тогда для измерения величины и направления скорости цели достаточно было бы измерить величину и направление скорости собственного самолета.
26