Файл: Шмаков А.Т. Работа на автопогрузчике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чик со сталкиваетелем применяется в сочета­ нии с вилочным захватом. Сталкиватель как сменный рабочий орган погрузчика дает воз­ можность уложить груз, находящийся на его вилах, на заранее подготовленное место — поддоны, подкладки и т. п.

При сталкивании груза с вилочного захва­ та необходимо следить за тем, чтобы во избе­ жание опрокидывания погрузчика .под вцлочный захват была подложена опора.

Сталкиватель дает возможность поправ­ лять ранее уложенные грузы, выравнивать и сдвигать их.

Работа с грейферным захватом. Грейфер­ ный захват, монтируемый на грузоподъемной каретке, предназначен для работы с сыпучи­ ми грузами.

Электропогрузчик, оборудованный грей­ ферным захватом (обладая при этом неболь­ шими габаритами), успешно применяют при разгрузке и погрузке вагонов и платформ, на работах в складах сыпучих и мелкокусковых материалов. Работы проводятся так же, как на автопогрузчике.

Для заполнения грейферного захвата сле­ дует .полностью разомкнуть челюсти захвата и опустить захват на груз. Под действием соб­ ственного веса и смыкания челюстей захват внедряется в груз и заполняется им. После этого захват с грузом поднимается на требуе­ мую высоту, погрузчик передвигается к месту разгрузки, где захват путем размыкания че­ люстей освобождается от груза.

Управление грейферным захватом обеспе­ чивается крайней левой рукояткой (опускание и подъем захвата) >и крайней правой рукоят­

107

кой (смыкание и размыкание челюстей зах­ вата).

Работа грейферного захвата производится посредством гидропривода.

Работа с безблочной стрелой. Этот вид сменного рабочего оборудования, навешивае­ мый на грузоподъемную каретку, предназна­ чен для подъема и транспортирования грузов.

Грузы подвешиваются .к крюку стрелы, кото­ рый имеет три положения по стреле. При этом грузоподъемность .погрузчика зависит от вылета крюка на стреле: чем больше вылет, тем меньше грузоподъемность и .наоборот.

Скорость подъема и опускания груза на безблочной стреле равна скорости перемеще­ ния грузоподъемной каретки по раме грузо­ подъемника.

Управление подъемом и опусканием груза такое же, как управление подъемом и опуска­ нием грузоподъемной каретки и закрепленных на ней сменных рабочих органов.


Г л а в а III

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

АВТОПОГРУЗЧИКОВ И ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКОВ

1.Общие положения технической эксплуатации

итехнического обслуживания погрузчиков

Важнейшим условием правильной и высо­ копроизводительной эксплуатации машин, ра­ ботающих в строительстве, является увеличе­ ние сроков их службы. При этом техническое состояние машин, их узлов и деталей должно отвечать установленным требованиям.

В процессе работы машин узлы и детали их, соприкасаясь с окружающей средой, а так­ же воздействуя друг на друга, изнашиваются

•и теряют свои первоначальные размеры. По­ теря первоначальных размеров в узлах и де­ талях машин приводит к частичным или пол­ ным .нарушениям правильной их работы.

Изнашивание узлов и деталей машин (в результате чего возникают изменения разме­ ров деталей и состояния их поверхностей)

может быть вызвано различными причинами: трением, действием абразивной среды, уда­ рами, влиянием коррозии и окислительных процессов, усталостью металла и др.

Все виды износа машин подразделяются на две основные группы: а) естественные износы; б) аварийные износы.

109

Естественные взносы являются следствием неизбежного постепенного изменения деталей машин в результате длительной их эксплуа­ тации при нормальной работе.

Величина таких взносов и.скорость их на­ растания зависят от особенностей конструк­ ции узлов машин и от условий, в которых они находятся .в процессе эксплуатации. Неблаго­ приятные условия эксплуатации машин (на­ личие грязи, пыли, неравномерные и ме­ няющиеся нагрузки и т. п.) ускоряют их износ.

При правильной эксплуатации и ремонте машин нарастание износа в их узлах и дета­

лях происходит

медленно; своевременная за ­

мена изношенных деталей машин и восста­

новление их до

первоначальных

размеров,

требуемых техническими условиями,

соблюде­

ние правил эксплуатации обеспечивают высо­ кую производительность машин е продолжи­ тельными сроками их службы.

Причинами аварийных износов деталей машин являются: несвоевременный крепеж соединений; несвоевременная смазка узлов машин или применение несоответствующих сортов масел; общее загрязнение машины и ее отдельных узлов и деталей; перегрузка ма­ шин в процессе эксплуатации; работа в не­ допустимых условиях; несвоевременное и не­ качественное проведение технического обслу­ живания и ремонта.

Аварийные износы быстро нарастают по времени, вызывают в деталях машин напря­ жения, значительно превышающие допусти­ мые, и неизбежно ведут к поломкам и дли­ тельным простоям машин во внеплановом ре­ монте, а также резко сокращают срок их

110



службы. Эксплуатацию и хранение машин следует организовать таким образом, чтобы детали машин имели только естественные вз­ носы, не допуская случаев, приводящих к ава­ рийным взносам и поломкам.

В хозяйствах, где эксплуатируются маши­ ны, необходимо добиться внедрения планово­ предупредительной системы технического об­ служивания и ремонта (ППС).

Планово-<предупредительная система (ППС) предусматривает комплекс мероприя­ тий, обеспечивающих постоянную готовность машин и механизмов к работе, повышение их сохранности и увеличение срока службы.

ППС называется плановой потому, что все

виды технического обслуживания проводятся по плану в обязательном порядке, в результа­ те чего создается предупреждение возможных неисправностей, уменьшение износа в маши­ нах, их узлах и деталях.

Техническое обслуживание строительных машин и механизмов, основанное на ППС, подразделяется на ежедневный или ежесмен­ ный уход и тот или другой вид технического обслуживания, объем которого и периодич­ ность проведения зависят от сложности ма­ шин, условий эксплуатации и других особен­ ностей.

Ежедневный уход за машиной осуществ­ ляется машинистом и включает следующие основные работы.

1. Проверка машины перед началом рабо­ ты, в процессе которой машинист или мото­ рист должны убедиться в том, что при кон­ трольном осмотре (на базе или в гараже) все неисправности были устранены и машина го­ това к работе.

111

Если в процессе проверки будут обнаруже­ ны неисправности, последние должны быть устранены.

Проверяется наличие инструмента, необ­ ходимого в процессе эксплуатации машины.

2. Контроль за машиной в процессе ее ра­ боты, осмотр при остановках, выявление и устранение неисправностей.

В результате осмотров и контроля о всех выявленных и неустраненных неисправностях машинист или моторист отмечают в сменном наряде или путевом листе.

В течение рабочей смены машинист или моторист отвечают за техническую исправ­ ность и чистоту машины, за сохранность ее агрегатов и инструмента, за правильную на­ грузку машины, за простои по техническим неисправностям и за перерасход горючего и смазочного материала сверх установленной нормы.

3. Послесменный контрольный осмотр. Этот вид осмотра производится после каж­

дой смены, включает в себя чистку и мойку машины, проверку и смазку ее узлов, выяв­ ление и устранение неисправностей (включая сменное рабочее оборудование), которые мог­ ли возникнуть во время работы.

В свою очередь контрольный осмотр пре­ дусматривает: проверку и крепление болто­ вых, шарнирных и других соединений, а так­ же замену крепежных деталей; проверку со­ стояния сменных рабочих приспособлений и чалочных канатов; подтяжку механизмов, а также устранение их неисправностей; провер­ ку действия и регулирование основных агрега­ тов и рабочего оборудования машин; проверку действия контрольных приборов и механизмов

112


управления; проверку и устранение неисправ­ ностей смазочных устройств; проверку и устранение неисправностей защитных ограж­ дений.

Обнаруженные в процессе контрольного осмотра ,в машинах неисправности (поломки, обрывы и т. л.) устраняются либо немедлен­ но, либо при проведении технических уходов или ремонтов.

В зависимости от условий эксплуатации и трудоемкости ремонта и технического обслу­ живания строительные машины подразделя­ ются на три группы сложности.

I группа — машины

сложные — самоход­

ные на гусеничном или

пневмоколесном ходу

(экскаваторы, краны, автогрейдеры, самоход­ ные скреперы, тракторные и автомобильные погрузчики, универсальные автопогрузчики,

электропогрузчики и др.);

средней

сложно­

II — группа — машины

сти— прицепные

и передвижные

машины с

приводом рабочих,

органов

от собственного

двигателя (грейдер-элеваторы, вибрационные катки и др.);

III группа — машины простые — прицеп­ ные и навесные механизмы и оборудование с приводом рабочих органов от ведущих машин (бульдозеры, скреперы, грейдеры, рыхлители, кусторезы, корчеватели, прицепные катки и др.).

Для различных типов строительных машин

имеханизмов, в зависимости от их сложности

иусловий эксплуатации, устанавливаются два основных вида технического обслуживания

(ТО-1 и ТО-2), каждый из

которых имеет

свои особенности и свой объем работ.

Для машин и механизмов

I группы слож­

8 З а к . 694

113

ности предусматривают два вида техническо­ го обслуживания: ТО-1 через 50—100 ч, ТО-2

через 200—400 ч.

Для машин и механизмов II группы слож­ ности предусматривают также два вида тех­ нического обслуживания: ТО-1 через 100 ч ра­ боты и ТО-2 через 200—400 ч.

Для машин и механизмов III группы слож­ ности предусматривают только один вид тех­ нического обслуживания: ТО-1 через 120 — 240 ч.

При техническом обслуживании выявляют­ ся также все неисправности, которые не мо­ гут быть устранены креплением, подтяжкой и регулировкой, а требуют проведения ремонта.

Планово-предупредительной системой (ППС) при эксплуатации и обслуживании строительно-дорожных машин и механизмов помимо технического обслуживания преду­ сматриваются три вида ремонта: текущий (Т), средний (С) и капитальный (К).

Техническая эксплуатация и техническое обслуживание автопогрузчиков и электропо­ грузчиков должны проводиться на основе ин­ струкции по планово-предупредительной си­ стеме (ППС), утвержденной Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). Инструкция по планово-предупредительной системе (Г1ПС) является обязательной для всех организаций, эксплуатирующих строительные и дорожные машины.

В табл. 10 приведены нормативные данные периодичности и трудоемкости технического обслуживания для универсальных автопогруз­ чиков и электропогрузчиков.

Ежесменное обслуживание автопогрузчи-

114