Файл: Швец А.К. Выполнение полетов на самолетах морава Л-200А и Л-200Д.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
При’ посадке с убранными шасси на аэродроме места посадки необходимо согласовать с КДП и СКП по ко* мандной радиостанции.
2.Учитывая резкое торможение самолета при посад ке ввиду очень короткого движения самолета по земле (30—50 м), необходимо пилоту и пассажирам быть обя зательно привязаными ремнями.
3.Убедившись в полной готовности к посадке, произ вести нормальный заход на посадку методом построе ния прямоугольного маршрута.
Расчет производить так, чтобы приземление про изошло в намеченном месте или у посадочного знака.
4.Все развороты выполнить как в обычных условиях на скорости не менее 180 км/час с кренами не более 30°.
Выполнив четвертый разворот, необходимо:
а) |
установить |
скорость |
снижения |
160 км/час; |
б) |
выпустить |
закрылки |
полностью |
(30°) до высоты: |
100 м и окончательно убедиться, что |
приземление про |
изойдет в намеченном месте или у посадочного знака;
• в) посадку с зафиксированными винтами и выклю ченными двигателями можно производить на аэродро мах, которые пилот хорошо знает.
Если зафиксированные воздушные винты будут продолжать вращаться от струи воздушного потока, реко мендуется в этом случае между третьим и четвертым' разворотом включить нагнетатели, которые предотвра щают вращение зафиксированных воздушных винтов изза дополнительного механического сопротивления на ко ленчатый вал двигателя..
Если на самолете Л-200А воздушные винты установи лись не В горизонтальной плоскости, следует установитьих соразмерным нажатием на кнопку электростартера (при включенном нагнетателе и АЗС «главный выклю чатель»)
г) выключить зажигание, АЗС «главный выключа тель». Закрыть бензокраны;
д) выдерживать скорость планирования с выпущен ными закрылками на 30° 150 км/час до начала выравни вания.
Высота начала выравнивания должна быть несколь ко меньше, чем при посадке с выпущенными шасси.
Взятие на себя штурвала при приземлении незначи тельное от нейтрального положения.. Как только само
лет коснулся |
земли, штурвал полностью взять на себя |
и удерживать |
в этом положении до полной остановки |
самолета.
При расчете захода на посадку пилот должен учиты вать, что с зафлюгированными воздушными винтами и убранными шасси самолет удлиняет планирование при мерно на 150—200 м по сравнению с расстоянием пла нирования с задросселированными воздушными винта ми и выпущенными шасси.
Благополучный исход посадки с убранными шасси полностью зависит от правильных, четких и своевремен ных действий пилота.
ВОЗМ ОЖ НЫ Е ОШИБКИ ПРИ ПОСАДКЕ С УБРАННЫМИ ШАССИ, ЗАФЛЮ ГИРОВАН НЫ М И
ВОЗДУШНЫМИ ВИНТАМИ И ОСТАНОВЛЕННЫ МИ ДВИГАТЕЛЯМ И
1. Неточный расчет захода на посадку и места посад -ки с зафлюгированными воздушными винтами:
а) расчет с недолетом до посадочного знака или рас четного места посадки самолета вызывает у пилота стремление «дотянуть», но так как двигатели не рабо тают, то пилот тянет на себя штурвал.
При этой ошибке самолет взмывает, скорость падает, посадка происходит с парашютированием. Возможна также потеря скорости меньше минимально допустимой -и сваливание самолета.
В данном случае нельзя исправлять ошибку в расче те с недолетом до посадочного знака, взятием штурвала на себя, а следует производить нормальное планирова ние и приземление, не допуская столкновения с препят ствиями;
б) расчет с перелетом посадочного знака или расчет ного места посадки самолета может произойти также изза неправильной оценки пилотом увеличения планиро вания самолета с зафлюгированными воздушными вин тами.
Эта ошибка вызывает у пилота стремление быстрее -«приземлить» самолет дачей штурвала от себя, что мо жет привести к грубому приземлению самолета.
В случае перелета посадочного знака или расчетного места посадки необходимо производить нормальное пла-
яирование самолета, не допуская столкновения с пре пятствиями.
2.Заход на посадку с боковым ветром ведет к услож нению посадки и возможной поломке самолета. Поэто му посадку с убранными шасси следует производить, как правило, против ветра, определив его по посадочным знакам, по другим наземным признакам или по сообще нию диспетчера.
3.Не допускать высокого выравнивания при посад ке с убранными шасси и зафлюгированными воздушны ми винтами, так как это ведет к грубому приземлению самолета. Поэтому начало выравнивания, выдержива
ние высоты при этом должно быть особенно точным.
П р и м е ч а н и е . После четвертого разворота на снижении до начала выравнивания скорость планирования нужно держать 150 км/час, так как меньшая скорость планирования будет близка к скорости сваливания самолета при снижении с неработающими дви гателями.
ПОСАДКА НА ОСНОВНЫЕ ШАССИ С НЕВЫПУЩЕННОЙ ПЕРЕДНЕЙ НОГОЙ
-При эксплуатации самолетов Л-200А и Л-200Д воз можен отказ в системе выпуска и уборки шасси. Воз можны также случаи, когда пилот, проявляя поспеш ность при заходе на посадку, допускает ошибки или не внимательность в контроле за выпуском шасси.
В процессе эксплуатации самолетов Л-200 в подраз делениях были случаи, когда пилот, увидев только зеле ный свет сигнальных лампочек основных шасси, ставил кран управления в нейтральное положение, в то время, как переднее шасси не стало еще на замок.
Для предупреждения таких случаев шасси необходи мо выпускать на траверзе посадочного знака или на расстоянии не меньшем, чем расстояние от траверза по
садочного знака |
до |
места приземления |
(у посадочного |
«Т») при заходе |
на |
посадку с прямой |
или под каким- |
либо углом подхода к четвертому развороту.
(После возвращения ручки управления краном шасси в нейтральное положение еще раз убедиться по меха ническим указателям и сигнальным лампочкам, что шас си выпущены.
Для большей уверенности в правильном выпуске шас си ручку крана шасси снова поставить в положение «Вы-
6. Зак. РИО 758. |
81 |
пущено», проконтролировав давление в системе по при бору, которое должно быть 60—70 атм.
Д е йс тв и е и и л о т а (при и о с а д к е 'н а о с н о в н ы е ш а с с и
Вслучае невыпуска переднего шасси необходимо:
1.Убедиться, что пассажиры и сам пилот надежно
привязаны ремнями.
2.Уточнить место посадки. Посадку производить строго против ветра.
3.Убедившись в полной готовности к посадке, произ
вести нормальный заход на посадку методом построения прямоугольного маршрута.
Расчет на посадку произвести таким образом, чтобы приземление самолета произошло в намеченном месте,
упосадочного знака.
4.Все развороты выполнять на скорости не менее
180 км/час с кренами не более 30°.
5. Выполнив четвертый разворот, необходимо:
■— установить скорость планирования 160 км/час;
—выпустить закрылки на 30°;
—окончательно убедиться в точности приземления;
—с целью сохранения воздушных винтов от повреж дений зафлюгировать их;
—выключить зажигание, АЗС «главный выключа
тель» и закрыть бензокраны;
— включить нагнетатели для предупреждения вра щения воздушных винтов от набегающего потока воз духа. Нагнетатели включать между третьим и четвертым разворотом.
Если на Л-200А винт не установился в горизонталь ной плоскости, надо установить его нажатием кнопки электростартера (предварительно включив АЗС «глав ный выключатель»);
— выдерживать скорость 150 км/час до начала вы равнивания. Высота начала выравнивания такая же, как и в обычных условиях посадки.
Самолет подводить к земле с таким расчетом, чтобы приземление произошло на основные шасси.
Переднее колесо должно быть поднято на ВПП на высоту 10— 12 см, т. е. так же, как и при нормальном приземлении.
С уменьшением скорости пробега штурвал тянуть на
82
себя нужно более энергично. В то же время и переднее колесо должно быть поднято на большее расстояние от ВПП, чем обычно, и к моменту уменьшения скорости пробега до 80—90 км/час штурвал полностью берется на себя.
В дальнейшем самолет плавно опускает нос и касает ся земли и повреждения носовой части самолета будут незначительны.
ПОСАДКА НА ОДНО ОСНОВНОЕ КОЛЕСО ШАССИ
Посадка на одно основное колесо шасси может быть в том случае, когда выпущено переднее и одно основное шасси.
Для посадки на одно основное колесо шасси необхо димо:
1. Убедиться в полной готовности к посадке в той же последовательности, как указано выше для посадки с убранным передним шасси.
Воздушные винты для посадки на одно основное ко лесо не флюгировать.
2. Планирование на снижении от четвертого разво-- рота производить на скорости 150 км/час с выпущен ными закрылками на 30°.
3.Убедившись в хорошем расчете на посадку, на вы соте 30—40 м выключить зажигание и закрыть бензи новые краны.
4.До начала выравнивания выключить АЗС «главный выключатель». Высота начала выравнивания та же, что
ив нормальных условиях посадки.
5.С началом выравнивания создать небольшой крен в сторону колеса, на которое будет производиться при земление самолета.
6.По мере уменьшения скорости пробега эффектив
ность элеронов уменьшается. Следовательно, отклонение элеронов в сторону выпущенного колеса должно быть более энергичным для компенсации кренения самолета в сторону убранного колеса. Отклонение элеронов под держать отклонением рулей направления в ту же сторону.
Основное внимание при пробеге на одном колесе не обходимо уделять плавному отклонению элеронов,: недопуская резкого движения штурвалом и педалью ножного управления.
S3
Указанные выше рекомендации по посадке самоле тов Л-200 на одно колесо даются в том случае, когда не представляется возможным убрать полностью шасси, а
всилу принятых мер выпускается одно или два колеса,
атретье не выпускается.
Во всех случаях неисправности шасси, когда выпуск шасси через основную и аварийную системы невозможен, лучшим исходом будет посадка с убранным шасси.
АВАРИЙНЫЙ ВЫПУСК ШАССИ И ЗАКРЫ ЛКОВ
В случае, если выпуск шасси нормальным способом невозможен, необходимо воспользоваться системой ава рийного выпуска шасси. Для этого необходимо:
а) установить скорость горизонтального полета 210—
220км/час;
б) основной рычаг управления шасси на приборной доске поставить в положение «Нейтрально»;
в) кран аварийного выпуска (находится с правой сто роны пилота между сиденьями, рукоятка управления окрашена в красный цвет) — в положение «Шасси» (крайнее переднее).
После установления рычагов в положение, указан ное выше, необходимо аварийным ручным насосом, на ходящимся с правой стороны пилота, между сиденьями,
создать давление в гидросистеме до полного выпуска шасси.
Чтобы облегчить работу с ручным насосом, ручку последнего следует удлинить поворотом рукоятки на 10— 15° вокруг своей оси.
Контролируется выпуск шасси аварийным способом так же, как и при выпуске шасси через основную сис тему:
а) должны загореться три сигнальные лампочки зе леного цвета;
б) механические указатели (левый передний и пра вый) должны выйти из своих отверстий настолько, что-
.бы красная риска выступила на 4 мм над контуром мо торных гондол и над передней частью фюзеляжа.
После применения аварийного выпуска шасси или закрылков другое какое-либо действие с шасси или за крылками не допускается. Шасси необходимо оставить в выпущенном положении до посадки.
84
Выпуск закрылков через аварийную систему произ водится следующим способом:
а) скорость на планировании не более 170 км/час;
б) основной рычаг выпуска закрылков (на прибор ной доске) поставить в положение «Нейтрально»;
в) кран аварийного выпуска (находится с правой сто роны пилота, между сиденьями, рукоятка управления окрашена в красный цвет) — в положение «Закрылки» (крайнее заднее).
После установления рычагов, как сказано выше, не обходимо аварийным ручным насосом создать давление в гидросистеме для выпуска закрылков.
Выпуск закрылков контролируется по прибору «Ука затель выпуска закрылков». Характерными ошибками при пользовании аварийной системой являются:
а) основной кран выпуска шасси или закрылков не поставлен в положение «Нейтрально», а находится в положении «Убрано» или «Выпущено». В этом случае, после пользования ручным насосом, гидросмесь перека чивается в основную систему и выпуск шасси или за крылков невозможен;
б) кран управления стояночным тормозом находит ся в нейтральном или взятом на себя положении. В этом случае аварийная система отключается и действовать
‘ не будет.
Пилот должен помнить, что кран аварийного выпус ка и кран стояночного тормоза находятся рядом и совер шенно одинаковы, за исключением расцветки ручек уп равления, и поэтому при аварийном выпуске шасси или закрылков надо учесть это обстоятельство, чтобы не пе репутать краны.
После приземления и стравливания давления из ава рийной системы путем перемещения аварийного крана из положения «Шасси» в положение «Закрылки» и наобо рот самолет установить на подъемники и проверить вы пуск и уборку шасси и закрылков, определить причину отказа их в работе.
После устранения дефекта вновь проверить работу по выпуску и уборке шасси и закрылков на земле и в кон трольном полете в воздухе.
85
ОТКАЗ РАДИОСРЕДСТВ В ПОЛЕТЕ
Отказ радиосредств в полете на самолете Л-200 не является причиной вынужденной посадки или прекраще ния полета, так как самолет допускается к полетам в простых метеоусловиях.
В случае отказа радиостанции УКВ в полете про должать полет до пункта назначения строго визуально и на высоте ниже низшего эшелона, т. е. ниже 600 м, со блюдая максимальную осмотрительность в воздухе.
Прибыв в пункт назначения, пилот обязан при под ходе к малому кругу полетов на аэродроме выпустить шасси и сделать круг над аэродромом, после чего про извести расчет и посадку у посадочного знака.
Руление производится по правилам руления на нерадиофицированном самолете.
Если пилот встретит погоду ниже установленного ми нимума, он обязан возвратиться в пункт вылета или про извести посадку на запасном аэродроме.
Если отказал приемник УКВ, то пилот обязан док ладывать о своем полете односторонне. При отказе пе редатчика необходимо прослушивать эфир с целью по лучения информации о воздушной обстановке, а также указаний от руководителя полетов.
При отказе в полете радиокомпаса необходимо ос новное внимание перенести на ориентировку по назем ным ориентирам. В этом' случае ориентировка и наблю дение за землей ведутся непрерывно. Если есть воз можность, необходимо пользоваться пеленгатором УКВ.
Возможен отказ радиокомпаса из-за обледенения ан тенны. В этом случае стрелка указателя радиокомпаса будет вращаться беспорядочно, при остановке переклю чателя рода работ на «Компас». Поэтому признаку можно определить, что антенна радиокомпаса обледе нела.
Определять КУР ,при обледенении антенны можно через рамку по минимальной слышимости сигнала, т. е. методом слуховой пеленгации.
При отказе радиостанции УКВ необходимо включить радиокомпас, настроиться на приводную радиостанцию (дальнюю) и прослушивать команды и указания руко водителя полетов. Особенно это важно при усложнен ной метеорологической обстановке.
86
ПОТЕРЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПОЛЕТЕ
Потеря ориентировки в полете может произойти вследствие несоблюдения пилотом правил и порядка са молетовождения в полете или плохого знания маршрута полета.
В этом случае необходимо: настроить радиокомпас на приводную радиостанцию или ШВРС пункта, куда выполняется полет.
При помощи известной боковой радиостанции опре делить место самолета по дальности. _
Если в этом случае ориентировку не удается восста новить или АРК не работает, ни в коем случае не ме нять беспорядочно курсы, а выдерживать заданный курс следования, непрерывно ведя наблюдение за землей.
Если пилот хорошо знает характерный линейный ори ентир, взять курс на него и следовать до встречи с ним.
При выходе на линейный ориентир следовать вдоль его до тех пор, пока не будет восстановлена ориентиров ка и не определено место самолета. При восстановлении ориентировки необходимо учитывать наличие ГСМ.
В случае, если ориентировку восстановить не удает ся, необходимо своевременно произвести посадку на од ном из аэродромов, встретившихся в полете.
ДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА В СЛУЧАЕ ПОЖ АРА ДВИГАТЕЛЯ В ВОЗДУХЕ
Самолеты Л-200А и Л-2О0Д оборудованы системой тушения пожара.
В нее входят:
а) два баллона (по одному на каждый двигатель) с огнегасящим составом;
•б) трубопроводы с форсунками подвода огнегасяще го состава к двигателям;
в) система сигнализации и управления.
При возникновении пожара на одном из двигателей загорается сигнальная лампочка на приборной доске в кабине пилота. Для тушения пожара необходимо:
1.Закрыть топливный кран загоревшегося двигателя.
2.Дать полный газ этому двигателю для того, что бы быстрее выработать горючее в бензосистеме и вы ключить магнето.
3.Закрыть жалюзи охлаждения этого двигателя.
87