Файл: Швец А.К. Выполнение полетов на самолетах морава Л-200А и Л-200Д.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стороны линии заданного пути через каждые 100 км ста­ вят нарастающие по расстоянию цифры: 1, 2, 3, 4 и т. д.

В результате проведенной предварительной подготов­ ки и розыгрыша полета пилот должен знать:

1.Метеорологические условия и навигационную об­ становку по маршруту и району полета.

2.Установленные правила полета по маршруту,

3.

Рельеф местности и безопасные высоты полета.

. 4.

Линейные, площадные ориентиры, их расположе­

ние и возможность пользоваться ими для восстановле­ ния ориентировки.

5.Контрольные ориентиры по маршруту и их особен­

ности.

6.Данные радиосредств, средств самолетовождения.

7.Основные и запасные аэродромы по трассам, точ­ ное их расположение, основные данные эксплуатации, правила полетов на них.

8.Запретные зоны и зоны с особым режимом полетов по маршруту и правила полетов на них.

9.Продолжительность полета в штилевых условиях.

10.Необходимое количество горючего.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

К радиотехническим средствам самолетовождения от­ носятся:

1.Приводные и широковещательные радиосредства.

2.Наземные радиопеленгаторы.

3.Наземные радиолокаторы.

4.Самолетное радиотехническое радиооборудование: на самолете Л-200А — радиокомпас АРК-5 и командная радиостанция, на самолете Л-200Д установлен автомати­ ческий радиокомпас чехословацкого производства

РКЛ-301.

В полете радиотехнические средства используются в комплексе с другими техническими средствами самоле­ товождения — навигационными и пилотажными прибо­ рами.

Радиотехнические средства самолетовождения вме­ сте с другими средствами самолетовождения позволяют:

1. Выполнять полет на приводную и широковеща­ тельную радиостанцию, на наземный радиопеленгатор УКВ активным способом.

95


2.Производить контроль пути по направлению при ■полете от радиостанции или пеленгатора УКВ.

3.Производить контроль пути по дальности с по­ мощью боковых радиостанций и пеленгаторов УКВ.

4.Производить пробивание облаков по РНТ и заход на посадку по системе ОСП.

При полетах в осадках, обледенении, в районе грозо­

вой деятельности, в условиях высокого уровня помех от статического электричества имеют место неустойчи­ вые показания радиокомпаса.

Для повышения точности определения курсовых уг­ лов пеленгуемых радиостанций, при неустойчивых по­ казаниях радиокомпаса, нужно строго выдерживать по ГПК курс полета и использовать среднее значение КУР из нескольких (не менее 3—5) отсчетов, взятых в мо­ мент, когда стрелка .радиокомпаса находится в более устойчивом положении.

ШВРС, как более мощные радиотехнические сред­ ства, обеспечивают более уверенные показания радио­ компаса.

Включение и настройка АРК-5

Включение и настройка радиокомпаса выполняется

вследующем порядке:

1.Поставить переключатель рода работ на щитке на­ стройке «АНТ». Настройку АРК-5 на далеко. располо­ женную радиостанцию, а также при сильных помехах лучше всего производить в положении переключателя рода работ «Рамка». При этом следует рамку повернуть одним ее плечом в направлении радиостанции, когда это направление известно.

2.Включить питание: два АЗС «АРК» (включать

АЗС «АРК» только одновременно два тумблера, так как каждый из них имеет предохранитель 20 а, а АРК-5 рас­ считан на работу с предохранителем 40 а) поставить в верхнее положение. Тумблер на приборной доске поста­ вить в положение «Компас» (вниз).

3.Переключателем поддиапазонов установить соот­ ветствующий поддиапазон, а ручкой настройки — часто­ ту приводной радиостанции.

4.Через 1—2 мин. после включения произвести точ­

ную настройку на заданную частоту поворотом ручки в

96

обе стороны, убедиться по максимальному отклонению стрелки индикатора вправо, что АРК-5 настроен.

5.Поставить тумблер «Телеграф—телефон» на щит­ ке управления в положение, соответствующее режиму работы радиостанции. Убедиться в правильности на­ стройки на нужную радиостанцию. Отрегулировать громкость и проверить позывной.

6.Убедившись в правильной настройке АРК, поста­ вить переключатель рода работ в положение «Компас» и по указателю прочесть величину курсового угла радио­ станции (КУР)- Для того, чтобы работала радиостан­ ция «УКВ», тумблер на приборной доске поставить в

положение «Радио» (вверх). Проверить правильность показаний КУР, Для чего:

Переключатель вида работ поставить в положение «Рамка» и ручкой поворота рамки изменить показания указателя на 90°.

Переключатель вида работ поставить в положение «Компас» и вторично проверить КУР. Повторить эти опе­ рации при повороте рамки влево. Разность показаний указателя в этих случаях не должна превышать +2°. Правильная настройка радиокомпаса будет соответство­ вать тому положению, при котором позывной нужной радиостанции прослушивается наиболее громко, а инди­ катор имеет максимальное отклонение.

Включение и настройка радиокомпаса РКЛ-301 (Л-200Д) производится в таком же порядке, как и АРК-5. Особенности имеются в следующем:

Автомат защиты «АРК» расположен в верху, на по­ толке кабины. Нажимная кнопка «Антенна» на щитке радиокомпаса служит для проверки правильности пока­ заний курсового угла радиостанций. При нажиме на эту кнопку начинает вращаться антенна (лучевая), а вместе с ней и стрелка указателя радиокомпаса со скоростью примерно 25° в секунду.

После освобождения кнопки стрелка указателя дол­ жна вернуться в исходное положение, при правильной пеленгации.

ПРЕДПОЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА

Непосредственно перед вылетом проводится предпо­ летная подготовка, которая предусматривает:

7. Зак. РИО 758.

^


1.Заполнение штурманского бортжурнала в соответ­ ствии с данными о ветре.

2.Изучение метеорологической обстановки по мар­ шруту в районе полетов.

Особое внимание уделяется возможному изменению погоды и возникновению опасных для полета метеояв­ лений.

3.Проверку правильности показаний бортовых часов.

4.Проверку наличия бортовых документов.

КОНТРОЛЬ ПУТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

Полет на радиостанцию

Полет на радиостанцию по радиокомпасу выполняет­ ся методом активного полета по линии заданного пути

(ЛЗП).

Периодически (через 10—25 мин.) производить кон­ троль пути по направлению сравнением магнитного пе­ ленга радиостанции (МПР) с заданным магнитно-путе­ вым углом 13МПУ) данного участка пути, осуществляя выход на ЛЗП и уточняя упреждение, подбирая курс полета.

Выполняя активный полет по заданной линии пу­ ти, пилот обязан (рис. 9):

Взять от ИПМ магнитный курс, рассчитанный по дан­ ным о ветре (если нет данных о ветре, взять МК-ЗМПУ), настроить радиокомпас на впереди лежащую на ЛЗП радиостанцию, запомнить курс и выключить радиоком­ пас. Продолжать полет по рассчитанному курсу. Через 10 мин. полета включить радиокомпас и снять КУР, оп­ ределив сторону уклонения. Если стрелка указателя кур« совых углов установилась на прежний КУР, самолет на­ ходится на ЛЗП. Если стрелка отклонилась вправо бо­ лее чем на 2° от первоначального показания КУР, са­ молет уклонился влево, если влево — самолет уклонил­ ся вправо (рис. 10).

Пилот должен определить линейное боковое уклоне­ ние (БУ в км на НЛ по углу ДП) по дополнительной^ поправке на оставшееся расстояние — S0CTДля этого сначала определяется МПР, а затем ДП:

М П Р -М К + КУР, ДП = ЗМПУ — МПР.

В тех случаях, когда КУР больше 180°, для расчета МПР в уме можно к магнитному курсу прибавить не аб-

98


Рис. 10. Активный полет самолета на радиостанцию __по АРК-5 с выходом на линию заданного пути (снос левый).

солютное значение КУР, а дополнение к 360° со своим знаком.

Определение БУ в км по НЛ:

ДП = 5° у

БУ = ? S 0„

При небольших уклонениях БУ° можно определить по упрощенной формуле:

g y o _ |У0ст или Грет д у~[° ДП БУ " ^

5 Пр или Тпр

5 Пр б’ост

(ДП — дополнительная поправка на оставшееся рас­ стояние). ДП определить по формуле ДП°=ЗМПУ —

— МПР, где МПР = МК + КУР.

Для определения угла сноса используется формула УС:

УС = ФМПУ — МК, ФМПУ = ЗМПУ + (— БУ°)

Если обнаружено отклонение от ЛЗП, выход на нее осуществляется:

1. По КУРнач + ДП°. В этом случае, определив сто­ рону уклонения и величину ДП°, довернуть самолет к ЛЗП на 30— 60°, запомнить КУР начальный и, выдержи­ вая взятый компасный курс, наблюдать за КУР; если КУР изменяется (при правом уклонении — увеличится, при левом — уменьшится) на величину ДП°, — самолет на ЛЗП.

2. По КК+ДП°. В этом случае, определив сторону уклонения и величину ДП°, довернуть самолет на 30 — 60° к ЛЗП, запомнить начальный компасный курс и по­ казания КУР, а затем, удерживая стрелку указателя курсового угла на этом показании КУР, вести самолет к ЛЗП, наблюдая за изменением компасного курса.

Когда КК изменится (при правом уклонении — уве­ личится, при левом — уменьшится) на величину ДП°, — самолет находится на ЛЗП.

3.По периодическому расчету МПР и сравнению его

сЗМПУ. В этом случае нужно заводить самолет на ЛЗП

спроизвольным курсам. Когда МПР окажется равным

ЗМПУ, — самолет на ЛЗП. После выхода на ЛЗП, вы­ держивая рассчитанный магнитный курс, вести самолет по линии заданного пути, контролируя путь сравнением МПР с ЗПМУ на данном участке:

.МК = ЗМПУ — (± У С )

101

П олет на радиостанцию с п роизвольного направления

1. После настройки радиокомпаса на нужную радио­ станцию развернуть самолет в сторону радиостанции до показания стрелки указателя курсового угла КУР = 0°, при этом запомнить компасный курс и выключить АРК. Продолжать полет с этим курсом по магнитному компа­ су и ГПК.

2. Через 10— 12 мин., в зависимости от расстояния до радиостанции, включить АРКЕсли стрелка радиокомпа­

са остается на 0° (КУР

= 0°), сноса

нет и самолет летит

на радиостанцию. Если

стрелка

отклонилась вправо

(КУР — больше), имеется левый снос, если влево — правый снос. В этих случаях нужно довернуть самолет в

противоположную сносу сторону, взять упреждение

на

угол сноса, т. е. установить стрелку радиокомпаса

на

КУР = 3609±УС. Так как величина УС неизвестна,

то

упреждение взять, начиная с 5°, т. е. при правом сносе взять КУР =6°, при левом — КУР = 355°. После чего за­ помнить компасный курс и выключить радиокомпас

(рис. 11).

3. Через 10— 12 мин. включить АРК. Если КУР = 5° или 355° (в зависимости от первоначального упрежде­ ния), можно считать, что курс подобран правильно. Если стрелка указателя радиокомпаса отклонится в прежнюю сторону, взятое упреждение оказалось недостаточным, если же в обратную сторону, — упреждение взято боль­ ше чем нужно. Для увеличения угла упреждения надо довернуть самолет в первоначальную сторону на столь­ ко, чтобы КУР изменился на 2—3°, т. е. вместо 5° стал 7— 8°, а вместо 355° стал 353—352°; для уменьшения уг­ ла упреждения надо довернуть самолет в сторону, обрат­ ную первоначальной, на столько градусов, чтобы КУР изменился также на 2— 3° и стал вместо 5— 3° равным 2° и вместо 355—357° равным 358°. Заметить новый курс и выключить радиокомпас. Продолжать полет с взятым курсом по магнитному компасу и ГПК-

П олет пассивны м сп особом

При небольших расстояниях полета в штилевых ус­ ловиях погоды можно выполнять полет при помощи АРК пассивным способом.

Полет пассивным способом заключаётся в следую-

102


Рис. 11. Активный полет самолета на радиостанцию по АРК-5 с произвольного направления (снос левый).

щем: АРК настраивается на радиостанцию, расположен­ ную в пункте, куда выполняется полет, и во время всего полета стрелка радиокомпаса удерживается на «О». Вы­ полняя полет пассивным способом, необходимо периоди­ чески проверять на слух работу радиостанции и пра­ вильность настройки на эту радиостанцию. При наличии бокового ветра самолет не будет лететь по линии задан­ ного пути.

Поэтому фактический путь самолета будет по вре­ мени больше, чем при активном способе полета. В ис­ ключительных случаях этим можно пренебречь.

П олет курсовы м м етодом

Полет курсовым методом применяется в отдельных случаях, когда нет возможности выполнить его актив­ ным способом. Это такой полет на радиостанцию, при котором направление его выдерживается по магнитному компасу, периодически исправляется по указателю КУР разворотом самолета на курсовой угол, равный 0. Путь самолета при боковом ветре будет представлять собой ломаную линию.

П олет от радиостанции по линии заданн ого пути

Этот метод состоит в том, что пилот периодически пеленгует радиостанцию, расположенную в ИП'М аэро­ дрома вылета. Определив измененный на 180° МПР (МПР±180°) и сравнив его с ЗМПУ, пилот при нали­ чии бокового уклонения выводит самолет на ЛЗП и сле­ дует по ней с новым рассчитанным курсом. Для контроля и исправления пути при полете от радиостанции пилот обязан (рис. 12):

1. Вывести самолет на ИПМ (ШВРС) или привод­ ную радиостанцию, взять магнитный курс, рассчитанный по ветру или МК-ЗМПУ, и вести самолет этим кур­ сом.

2. Через 10— 12. мин. включить и настроить радио­ компас на радиостанцию. Рассчитать М ПР±180°. Об­ наружив боковое уклонение от ЛЗП, нужно определить БУ° по формуле:

БУ° = МПР ± 1 8 0 °— ЗМПУ,

104

Рис. 12. Полет самолета от радиостанции по АРК-5 с расчетом курса следования в пункт назначения ( снос правый).

рассчитать МК следования по формуле:

МКсл = МКрасч— (БУ° - ДП°).

Следуя с рассчитанным курсом, необходимо контро­ лировать правильность полета:

МПР ±180°= ЗМПУ. МПР можно рассчитать сокра­ щенным способом: к магнитному курсу прибавлять не

.абсолютное значение КУР, а такую величину со своим знаком, на которую КУР больше или меньше 180° (если КУР больше 180°, знак ( + ), меньше (— ). Сравнив по­ лученный радиопеленг МПР+1800 с ЗМПУ, определить сторону уклонения от ЛЗП и величину бокового укло­ нения в градусах. Если МПР+180° больше ЗМПУ, са­ молет уклонился вправо от линии заданного пути, если меньше — влево.

БУ° = МПР ± 180° — ЗМПУ.

Угол сноса определяется:

УС = МПР ± 180° — МК или УС = КУР — 180°.

Вывод самолета на ЛЗП выполняется следующим способом:

1. По изменению КУР-

КУРвых =■ 180° ± БУ°.

Вэтом случае, определив сторону уклонения от ЛЗП

ивеличину БУ° и выдерживая взятый компасный курс, наблюдать за КУР. Когда КУРнач изменится (при пра­ вом уклонении — уменьшится, при левом — увеличится на величину БУ°), самолет находится на ЛЗП (рис. 13).

2. По изменению компасного курса:

ККвых = ККнач + БУ°.

В этом случае, определив сторону уклонения и вели­ чину БУ°, довернуть самолет к ЛЗП на 30—60°, запом­ нить (после допорота) ККнач и показ КУР, удерживать КУР прежний, вести самолет по ЛЗП, наблюдая за из­ менением компасного курса. Когда ККнач изменится (при правом уклонении — уменьшится, при левом — увеличится на величину БУ°), самолет на линии задан­ ного пути.

3. По периодическому расчету МПР+1800 при срав­ нении его с ЗМПУ. В этом случае нужно вывести само-

106