Файл: Жадов В.П. Планирование себестоимости промышленной продукции по факторам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

портных расходов в результате более эффективного раз­

мещения

заказов

и улучшение

внутризаводского пере­

мещения

грузов,

уменьшение

заготовительно-складских

расходов

и потерь материалов

при транспортировке и

хранении.

Эффективность каждого из таких мероприятий определяется с помощью расчетов, аналогичных расче­ там по другим факторам.

Как известно, в составе норм расхода материала пре­ дусматриваются потери из-за условий поставки — плюсо­ вые допуски, немерность, некратность материалов, а так­ же различные технико-организационные потери. Поэтому прекращение использования материалов, не соответст­ вующих техническим условиям и стандартам, по своей экономической природе равнозначно сокращению норм расхода сырья и материалов. Экономический эффект определяется в этом случае путем сопоставления расхо­ да сырья и материалов до и после проведения соответ­ ствующего мероприятия.

При определении величины экономии, получаемой в результате улучшения материально-технического снаб­ жения, также необходимо учитывать время, в течение которого в плановом году будет получен экономический эффект. Если мероприятия проводятся не с начала года, то в плане следующего года должна быть предусмотре­ на переходящая экономия.

Улучшение материально-технического • снабжения приводит к снижению себестоимости промышленной про­ дукции и за счет сокращения транспортно-заготовитель­ ных расходов.

Экономия транспортно-заготовительных расходов оп­

ределяется по формуле

 

 

=

(б>-

М,

 

100

 

88

где В0 и

— средний

процент

транспортно-заготови­

 

тельных расходов

соответственно в базис­

 

ном и плановом периоде;

М — стоимость

сырья,

материалов, топлива по

 

оптовым ценам в плановом периоде.

Среди факторов, влияющих на уровень себестоимости

продукции

отдельных

отраслей

промышленности, нема-

-лое значение имеет структура потребляемого топлива и степень его использования.

Влияние этого фактора в разных отраслях промыш­ ленности неодинаково, поэтому и расчет экономического эффекта, получаемого в результатеулучшения структу­ ры или использования топлива, целесообразно проводить только в тех отраслях промышленности, где затраты на топливо имеют значительный удельный вес в себестоимо­ сти продукции. К числу таких отраслей относятся черная металлургия, электроэнергетика и некоторые другие.

Экономия, получаемая в отдельных отраслях, может быть связана, во-первых, с улучшением структуры по­ требляемого топлива, т. е. с внедрением и более широким использованием относительно более дешевых сортов топ­ лива (например, в результате перехода на газ вместо угля), и, во-вторых, с улучшением использования самого топлива — снижением норм расхода топлива на единицу производимой тепловой или электрической энергии.

При составлении проекта плана на предприятии нуж­ но детально определить, какие именно меры предусмат­ риваются для сокращения затрат на топливо. Для устра­ нения повторного счета экономию затрат на топливо, связанную с внедрением в производство достижений нау­ ки и техники, не следует выделять особо. Эту экономию, как и другие виды экономии, получаемые в результате повышения технического уровня производства, целесо­ образно учитывать в целом.

89



Экономия, достигнутая в результате изменения струк­ туры потребляемого топлива, рассчитывается на основе сводного топливного баланса предприятия, в котором выделены различные виды топлива и определяется сред­ няя цена 1 т условного топлива в базисном и плановом году. Разница в ценах, умноженная на объем условного топлива, потребляемого в плановом году, даст искомую сумму экономии. При разработке проекта плана в пла-~ новых и хозяйственных органах составляется аналогич­ ный расчет экономического эффекта от улучшения топ­ ливного баланса соответствующих отраслей промыш­ ленности. Пример такого расчета приведен в табл. 6 (цифры условные).

Для определения экономического эффекта, связанно­ го со снижением норм расхода топлива, применяется осо­ бый расчет. В нем должны быть выделены основные ме­ роприятия, в результате которых снижаются нормы рас­ хода того или иного вида топлива на производство еди­ ницы теплоили электроэнергии. В этом случае расчет может быть построен примерно следующим образом:

Базисный год

Плановым год

 

Э

к о н о м и я ,

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

лучаемая

п

 

 

 

 

 

 

 

 

результате

 

 

 

 

 

 

 

 

снижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормы

 

о а

 

 

 

 

 

 

 

 

х

а

 

 

 

 

 

•а о

 

и ч

= 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц-

- „

 

 

 

к о -

 

 

 

 

о Оя

 

 

 

~ а “

 

 

 

 

“ а а

 

 

 

сс X „

 

 

= =1а

о

г

 

 

 

Ч о •

 

О. и

г

о ч

 

 

 

а ч «о

 

ч ч =

 

 

 

о,и>>

 

о о

х с

=

Ои о т

 

 

 

и >» а.

 

г к

и х

ч

 

 

 

Снижение по­

419 8 -2 9

25805,5

417

 

 

 

124 1028

терь топлива

 

 

 

90


В ряде отраслей важное значение имеют структура и использование потребляемой энергии. Например, в хи­ мической промышленности доля затрат на энергию, по­ лучаемую со стороны, составляет около 7% всех затрат на производство, и эта доля из года в год повышается. Рост технической вооруженности труда, развитие новых технологических методов, применение высоких давлений и температур ведут к значительному увеличению затрат энергии и расходов на ее приобретение или производство.

Основные направления сокращения затрат на энер­ гию— повышение экономичности ее производства, широ­ кое использование вторичных энергоресурсов, снижение холостых ходов и простоев оборудования, внедрение эко­ номичных систем вентиляции и водоснабжения, замена ламп накаливания люминесцентными источниками света, использование выделяющегося в производстве тепла для отопления цехов и т. п.

В расходы предприятия на энергию, полученную со стороны, входят затраты на оплату электрической и теп­ ловой энергии, сжатого воздуха' и т. п. Поэтому необхо­ димы расчеты использования всех видов энергии, посту­ пающей на предприятие. Особое значение имеют расче­ ты, связанные с улучшением использования электроэнер­ гии. Однако в ряде отраслей большую роль играют расходы на оплату тепловой энергии. Например, в хими­ ческой промышленности расходы на тепловую энергию составляют около 40% всех энергетических затрат пред­ приятий.

При расчете влияния этого фактора на уровень затрат следует учитывать повышение коэффициента использова­ ния электроэнергии (косинус «фи»), снижение норм рас­ хода энергии и, наконец, переход с энергии собственного производства на энергию, получаемую со стороны. Для определения экономии от улучшения использования

91

 

 

Стоимость

 

 

 

1 т

Коэффици­

 

 

топлива

Виды топлива

Единица

включая

ент

транспорт­ перевода в

 

измерения

но-загото­ условное

 

 

вительные

топливо

 

 

расходы,

 

руб. и коп.

Уголь А Ш ..............................

. . .

Уголь АСШ . . . . . . . . . .

М а з у т .........................................................

 

 

Дизельное топливо................................

 

 

Торф фрезерный .

..........................

Газ природный . . .

. .

. .

ТЫС.

т

6 -0 9

0,805

и

я

6 -2 3

0,803

*

9

21 -73

1,385

о

35 -02

1,418

г

»

1 -3 0

0,265

и

я

11—01

1,177

И т о г о

....................................................

 

я

»

Стоимость

1 г условного топлива,

 

я

 

 

руб. и коп.................................................

 

я

Изменение

стоимости

(увеличение + ,

 

 

 

 

уменьшение —) по сравнению с ба­

 

 

 

 

зисным годом:

 

я

п

 

 

1 т условного ....................топлива

всего количества

топлива . . .

 

•--

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

Базисный год

 

 

Плановый год

 

 

 

 

 

 

 

 

стоимость,

в натуральном

в тоннах

 

в нату­

в тоннах

тыс. руб.

С Т О И М О С Т Ь ,

 

измерении

условного

ТЫС. руб.

ральном

условного

 

 

топлива

 

измерении

топлива

 

 

 

 

20486,5

16487,2

124763,0

21230,0

17090,1

129290,7

646,9

519,3

4030,4

20,9

17,8

130,0

263,7

365,2

5729,7

150,0

207,7

3259,5

45,4

64,4

1589,9

39,5

56,0

1383,3

96,7

25,6

125,7

56,0

14,8

72,8

6972,4

8209,2

76734,2

7153,0

8419,1

78754,5

25670,9

212972,9

25805,5

212890,1

8 -2 9

8 -2 5

О 1о 1

 

 

 

 

—1032,2

92

93


энергии должно быть учтено снижение как технологиче­ ских норм, так н расходов на вспомогательные нужды в результате снижения потерь в сетях и т. п.

Определенное влияние на уровень затрат в плановом периоде оказывает улучшение эксплуатации действую­ щего оборудования. Оно достигается путем улучшения ухода за оборудованием и его текущего обслуживания, снижения стоимости и повышения качества ремонтных работ, модернизации действующего оборудования. Зна­

чение этих мероприятий видно

из того, что,

например,

в машиностроении удельный

вес расходов

на ремонт

оборудования в себестоимости

продукции

составляет

6- 8%.

Значительная часть расходов, связанная с эксплуа­ тацией действующего оборудования, является условно­ постоянной. Выше было сказано, что экономия на услов­ но-постоянных расходах, получаемая в результате роста объема производства, учитывается один раз. Поэтому необходимо учитывать только те мероприятия, которые вызывают не относительное, а абсолютное уменьшение расходов по эксплуатации действующего оборудования. К таким мероприятиям относятся внедрение прогрессив­ ных методов ремонта оборудования (узлового и последо­ вательно-узлового), механизация трудоемких ручных ре­ монтных работ, применение в ремонтном деле прогрес­ сивных технологических процессов, предварительное изготовление или ремонт сменных деталей и узлов и т. п.

Одновременно должно быть уточнено и прямое со­ кращение расходов по эксплуатации действующего обо­ рудования. Пусть, например, вследствие применения прогрессивных методов ремонтных работ была снижена их стоимость и повышено качество, что привело к умень­ шению количества ремонтов на единицу оборудования. Величина экономии, получаемой в результате этих изме-

94

нений,

может быть определена следующим

образом

(цифры

условные):

 

Базисный

Плановый

 

 

 

Общее количество ремонтных единиц обо­

год

год

640

6S0

рудования, шт..................................................

 

Количество ремонтов на 1 ремонтную еди­

0 , 5 -

0,4

ницу

........................... ........................................

 

Стоимость ремонта одной ремонтной едини­

5,0

4,9

цы, руб. . . ...................................................

Стоимость годового количества

ремонтов

2,5

2,0

одной ремонтной единицы, руб...................

 

Уменьшение стоимости годового количества

0,5

ремонтов одной ремонтной единицы, руб.

Экономия от снижения стоимости

и сокра- .

340

щения количества ремонтов, руб..................

 

К организационным факторам относится улучшение организации труда и совершенствование управления производством. Эти изменения влияют в основном на расходы по заработной плате и сравнительно мало за­ трагивают другие виды расходов.

Влияние этих факторов на уровень затрат опреде­ ляется. путем использования данных плана по труду и кадрам. В формах для составления проекта этого плана показывается, какой рост 'производительности труда и какое сокращение численности работников достигаются в результате различных мероприятий по улучшению организации труда и совершенствованию управления производством.

, На предприятиях величину этой экономии можно рассчитать по определенным категориям работников и, следовательно, по величине их заработной платы (с от­ числениями на социальноестрахование). Этот метод расчета можно назвать методом прямого учета, эконо-. мии, получаемой в результате улучшения организации труда и совершенствования управления производством.

95'