Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н а й л о н имеет близкое строение, но образуется в резуль­ тате к о н д е н с а ц и и некоторых двухосновных кислот (напри­ мер, адипиновой) и гексаметилендиамина

‘ СН2 -

СН2СНа - СН2 - СН2 - СН2-|

i

I

L n h 2

n h 2_

Недавно была разработана технология производства нового полиамидного волокна — эн ант а. Энант получают из ш—ами- ноэнантовой кислоты

- СН2 — СН2 - СН2 - СН2 — СН2 -

СН2 -

СООН-1

I

 

 

_NHj

 

 

методом реакции т е л о м е р и з а ц и и * ,

впервые

осуществлен­

ной в СССР. Эта реакция позволяет точно ограничивать длину цепеобразных молекул полимеров и получать желаемые свой­ ства материала?"

Энант обладает, по сравнению с капроном, более высоким модулем упругости, большей термостабильностью и лучшей эла­ стичностью.

Синтетические волокна из капрона и найлона имеют близ­

кие свойства, отличаясь легкостью ( 7 = 1 1,14

г/см3), упругостью

и высокой прочностью.

прочность

они приобретают

Повышенную механическую

в растянутом (ориентированном)

состоянии;

например, при вы­

тяжке на 350—500%, предел прочности становится равным

=' 40—45 кг/мм2.

При разрывной длине **, равной I ='45 — 50 км, волокна из капрона еще сохраняют достаточную эластичность (полное удли­ нение s ='20—25%).

Недостатками капрона являются низкая стойкость к дей­ ствию солнечных лучей, склонность к тепловому старению, пло­ хая водостойкость; поэтому капроновые изделия не рекомен­ дуется длительно эксплуатировать под открытым небом.

Теплостойкость этих материалов

также невысока; макси­

мальная

температура

эксплуатации

практически

составляет

1 0 0 1 2 0 °.

 

 

 

 

Волокна из капрона и найлона используются для изготов­

ления ниток, лент, шнуров, тканей.

 

 

* От

греческих слов

т е л

о с — конец,

м е р — часть.

(или полосы

** Р а з р ы в н а я д л и н а

I представляет длину волокна

ткани), при которой последнее разрывается под влиянием собственного веса; для хлопчатобумажных авиационных тканей эта величина равна 8—9 км, а для капроновых тканей — 16—18 км.

45


К а п р о н о в ы е л е н т ы ЛКТ служат для мягкого креп­ ления остекления самолетов. Следует, иметь в виду их склонность

к интенсивному старению под

действием

прямых солнечных

лучей.

 

 

 

назначение.

«Корд-

Капроновые ткани имеют различное

н а я» ткань используется

при

изготовлении авиапокрышек;

ткань арт. 1516 применяется в качестве м а т е р и и дл я

элеро-

но в ых

к о м п е н с а т о р о в

(МЭК), ткань AIT—для

о б л и ­

цо в ки

т е п л о и з о л я ц и и .

Прочные капроновые ткани и шну­

ры применяются также при производстве п а р а шют о в . Помимо полиамидных синтетических волокон в авиастрое­

нии используются искусственные волокна на основе других смол, например хлорвиниловых (саран, хлорин), терефталевых (лав­ сан *) и фторсодержащих (фторлон).

Волокна из лавсана (терилена) служат, в частности, для пройзводства особопрочных парашютов.

Как уже отмечалось выше, полиамидные смолы (капрон, найлон) используются в настоящее время в качестве пластмасс;

такие пластмассы в форме смол — полуфабрикатов

(гранулы,

жгуты, цилиндры) обладают пониженной прочностью

( =i 5 —

10 кг/мм2), но высокой пластичностью (В = !,1 0 0 2 0 0 %).

Изделия из них изготовляются методами литья

под давле­

нием или экструзией на шнек-машинах.

Таким образом получают фасонные детали, а также листы, пленки, ленты, трубки и другие изделия. В процессе их изготов­ ления при затвердевании нитевидные молекулы располагаются так, что структура становится состоящей из чередующихся кри­

сталлических

и аморфных областей. К р и с т а л л и ч е с к а я со­

ставляющая

увеличивает прочность, твердость и жесткость,

а а м о р ф н а я — эластические свойства, вязкость. Соотношение этих фаз можно регулировать, изменяя условия охлаждения и, таким образом, влиять на конечные свойства материала.

Полиамидные материалы отличаются легкостью, вйсокой механической прочностью, большой износоустойчивостью, низ­ ким коэффициентом трения, хорошей сцепляемостью с металла­ ми, свариваемостью, устойчивостью к большинству органиче­ ских растворителей, высокими электроизоляционными характе­ ристиками и рядом других ценных свойств.

Они могут быть применены для изготовления деталей, ра­ ботающих в условиях трения (часто без смазки), вкладышей подшипников, шестерен, втулок; различных конструкционных деталей-фитингов, рукояток, элементов крепления; электроизо­ ляционных деталей, а также прокладочных и пленочных мате­ риалов при температуре эксплуатации не выше 1 0 0 °.

* См. терилен, стр. 40.

46


Их можно также использовать в качестве износоустойчивых покрытий, наносимых методами напыления на металлы и дру­ гие материалы.

VII. ГАЗОНАПОЛНЕННЫЕ ПЛАСТМАССЫ

В последнее время разработан целый ряд легких и сверх­ легких пластмасс, имеющих пористую структуру и называемых газонаполненными.

Различают три основные группы подобных материалов.

1. Пе н о п л а с т ы ,

в которых поры

не соединяются друг

с другом, образуя замкнутые объемы, заполненные газом.

2. П о р о п л а с т ы

и э л а с т о м е р ы ,

имеющие губчатое

строение, при котором внутренние газовые полости сообщаются между собой. Поропласты легко впитывают в себя влагу, яв­ ляются газопроницаемыми и обычно обладают эластичностью, способностью упруго деформироваться.

3. С от о плас ты, в

которых изолированные газовые по­

лости имеют правильную

форму ячеек, напоминающих строение

пчелиных сот.

Наиболее широко в авиастроении используются пенопласты.

1. Пенопласты

Общие свойства и методы получения

 

П е н о п л а с т ы являются

очень легкими

материалами;

обычно удельный вес их равен:

f = |0 , l — 0 , 2 г/сж3; однако из­

вестны пенопласты с удельным

весом 0,02 г/см3

и менее. Такая

легкость обеспечивает хорошую плавучесть пенопластов. Вместе с тем, они отличаются очень высокими тепло-звуко-изоляцион­ ными качествами и имеют хорошие диэлектрические характери­ стики. Механические свойства пенопластов зависят от их плот­ ности; эти свойства вообще достаточно высоки, чтобы пено­ пласты могли быть использованы для повышения удельной проч­ ности, жесткости и вибростойкости ряда силовых узлов авиа­ ционных, конструкций.

Следует отметить легкую обрабатываемость пенопластов ре­ занием и их хорошую склеиваемость с металлами и другими пластмассами.

Основой авиационных пенопластов являются с и н т е т и ч е ­

ские с мо л ы — полистироловые, полихлорвиниловые,

поли­

акриловые и фенольно-формальдегидные; в последнее

время

используются также новые смолы — полисилоксановые,

поли-

эпоксидные и полиуретановые.

Образование пенистой структуры может быть достигнуто, например, путем смешения со смолой г а з о о б р а з о в а т е л е й

47


(порофоров) и последующего нагревания смеси в специальных формах. В этих условиях газообразователи разлагаются с выде­ лением газообразных продуктов. Обычно в качестве газообразователей применяют сложные органические вещества (напри­ мер, азодинитрил-диизомасляной кислоты), выделяющие при на­ гревании азот и другие газы. Примером неорганического газообразователя может служить углекислый аммоний, который при разложении выделяет большой объем углекислого газа, ам­ миака и водяного пара:

(ЫН4)2С03 -> 2 NH3 + С02 “I- Н20.

Температура вспенивания составляет в этом случае 160—200°. Существуют и другие способы получения пенопластов.

Вспенивание нагретых высокополимеров или их эмульсий может производиться в о з д у х о м или другими г а з а ми , искус­ ственно вводимыми под давлением в исходный продукт; при резком уменьшении давления эти газы выделяются и образуют пенистую структуру.

Весьма интересным является

с пос об с а мо в с п е н и -

в а н и я без применения газообразователей, разработанный для

п о л и у р е т а н о в ы х пенопластов

(см. далее). Этот метод оснс>

ван на способности некоторых жидких веществ при их взаимо­

действии образовывать твердую смолу с одновременным выделе­ нием газообразных продуктов, вызывающих вспенивание. Таким

методом пенопласты можно получать непосредственно в

м е-

с т а х п о т р е б л е н и я , что имеет большое практическое

зна­

чение.

 

Характеристика свойств авиационных пенопластов

 

Пенопласты на основе полистирола (ПС-1, ПС-2, ПС-4, стиропор) и полихлорвинила (ПХВ-1) по свойствам сходны между собой.

Их механические свойства при обычной температуре в об­ щем довольно высоки (см. далее табл. 7), но сильно зависят от

удельного веса. Например, для пенопласта ПС-1 существует следующее соотношение между удельным весом (7 ) и пределом прочности при сжатии (<з_й ):

°-ь>

7, г / с м 3

 

к г / с м 2

0,07

3

0,10

8

0,15

15

0,20

30

48


Для пенопластов этой группы с удельным весом больше 0,2 г/см3 подобная зависимость приведена графически на фиг. 17. Эти пенопласты обладают низкими диэлектрическими потерями и хорошей проницаемостью для радиоволн. Некоторые их диэлектрические свойства даны в таблице 6 .

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а б

для полистироловых

Диэлектрические свойства

■/ = 0,2 г/см3)

и полихлорвиниловых пенопластов (при

Марка

Удельное объем­

Пробивное

Диэлектр.

Тангенс

ное электро­

напряжение

проницаем.

угла потерь

 

сопротивление

Е, кв/мм

е (при

tg 5

 

pVi

ом-см

 

• 106 гц)

(при 106 гч)

ПС-1

 

1014

6 - 7

1,18

0,0010

ПХВ-1

 

ю г

4,1

2,4

0,0166

Из приводимых данных видно, что для полистиролового пе­ нопласта эти свойства выше; наименьшими диэлектрическими потерями в сантиметровом диа­ пазоне волн характеризуется пенопласт ПС-2 (для него при

частоте 1 0 10 гц тангенс угла по­ терь tg § = 0,0015).

Пенопласты на основе по­ листирола инертны по отноше­ нию к конструкционным ; мате­ риалам, тогда как полихлорви­

ниловые пенопласты вызывают коррозию алюминиевых и маг­ ниевых сплавов. С другой сто­ роны, последние, в противопо­

ложность полистироловым

пе­

 

 

 

 

 

 

 

нопластам, отличаются боль­

0

0.2 0,3 /7,4 0J 0,5

0,7

0,8

0,9 Ц)

шей стойкостью .к

бензину

и другим органическим раство­

 

 

Удельный Вес у,г/сп3

 

рителям.

 

 

Фиг.

17.

Зависимость

механических

Теплостойкость этих

пено­

свойств

пенопластов

от

удельного

пластов сравнительно

невысо­

 

 

веса:

 

 

 

 

ка;, они могут эксплуатировать­

с& — предел прочности

при

растя­

ся только до температур -(-60°.

жении;

— предел

прочности

при

Изменение свойств

пено­

сжатии;

а — удельная

ударная

вяз­

 

 

кость.

 

 

 

 

пласта ПС-1 при повышенных и низких температурах показано на фиг. 18.

К числу более термостойких относятся пенопласты на осно­ ве фенольно-формальдегидных смол, например, плиточный тер­

4 . Изд. 3509

49