Файл: Вульф Б.К. Авиационные неметаллические материалы (пластмассы и резина).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Н а й л о н имеет близкое строение, но образуется в резуль тате к о н д е н с а ц и и некоторых двухосновных кислот (напри мер, адипиновой) и гексаметилендиамина
‘ СН2 - |
СН2СНа - СН2 - СН2 - СН2-| |
i |
I |
L n h 2 |
n h 2_ |
Недавно была разработана технология производства нового полиамидного волокна — эн ант а. Энант получают из ш—ами- ноэнантовой кислоты
- СН2 — СН2 - СН2 - СН2 — СН2 - |
СН2 - |
СООН-1 |
I |
|
|
_NHj |
|
|
методом реакции т е л о м е р и з а ц и и * , |
впервые |
осуществлен |
ной в СССР. Эта реакция позволяет точно ограничивать длину цепеобразных молекул полимеров и получать желаемые свой ства материала?"
Энант обладает, по сравнению с капроном, более высоким модулем упругости, большей термостабильностью и лучшей эла стичностью.
Синтетические волокна из капрона и найлона имеют близ
кие свойства, отличаясь легкостью ( 7 = 1 1,14 |
г/см3), упругостью |
|
и высокой прочностью. |
прочность |
они приобретают |
Повышенную механическую |
||
в растянутом (ориентированном) |
состоянии; |
например, при вы |
тяжке на 350—500%, предел прочности становится равным
=' 40—45 кг/мм2.
При разрывной длине **, равной I ='45 — 50 км, волокна из капрона еще сохраняют достаточную эластичность (полное удли нение s ='20—25%).
Недостатками капрона являются низкая стойкость к дей ствию солнечных лучей, склонность к тепловому старению, пло хая водостойкость; поэтому капроновые изделия не рекомен дуется длительно эксплуатировать под открытым небом.
Теплостойкость этих материалов |
также невысока; макси |
||||
мальная |
температура |
эксплуатации |
практически |
составляет |
|
1 0 0 —1 2 0 °. |
|
|
|
|
|
Волокна из капрона и найлона используются для изготов |
|||||
ления ниток, лент, шнуров, тканей. |
|
|
|||
* От |
греческих слов |
т е л |
о с — конец, |
м е р — часть. |
(или полосы |
** Р а з р ы в н а я д л и н а |
I представляет длину волокна |
ткани), при которой последнее разрывается под влиянием собственного веса; для хлопчатобумажных авиационных тканей эта величина равна 8—9 км, а для капроновых тканей — 16—18 км.
45
К а п р о н о в ы е л е н т ы ЛКТ служат для мягкого креп ления остекления самолетов. Следует, иметь в виду их склонность
к интенсивному старению под |
действием |
прямых солнечных |
|||
лучей. |
|
|
|
назначение. |
«Корд- |
Капроновые ткани имеют различное |
|||||
н а я» ткань используется |
при |
изготовлении авиапокрышек; |
|||
ткань арт. 1516 применяется в качестве м а т е р и и дл я |
элеро- |
||||
но в ых |
к о м п е н с а т о р о в |
(МЭК), ткань AIT—для |
о б л и |
||
цо в ки |
т е п л о и з о л я ц и и . |
Прочные капроновые ткани и шну |
ры применяются также при производстве п а р а шют о в . Помимо полиамидных синтетических волокон в авиастрое
нии используются искусственные волокна на основе других смол, например хлорвиниловых (саран, хлорин), терефталевых (лав сан *) и фторсодержащих (фторлон).
Волокна из лавсана (терилена) служат, в частности, для пройзводства особопрочных парашютов.
Как уже отмечалось выше, полиамидные смолы (капрон, найлон) используются в настоящее время в качестве пластмасс;
такие пластмассы в форме смол — полуфабрикатов |
(гранулы, |
жгуты, цилиндры) обладают пониженной прочностью |
( =i 5 — |
10 кг/мм2), но высокой пластичностью (В = !,1 0 0 —2 0 0 %). |
|
Изделия из них изготовляются методами литья |
под давле |
нием или экструзией на шнек-машинах.
Таким образом получают фасонные детали, а также листы, пленки, ленты, трубки и другие изделия. В процессе их изготов ления при затвердевании нитевидные молекулы располагаются так, что структура становится состоящей из чередующихся кри
сталлических |
и аморфных областей. К р и с т а л л и ч е с к а я со |
ставляющая |
увеличивает прочность, твердость и жесткость, |
а а м о р ф н а я — эластические свойства, вязкость. Соотношение этих фаз можно регулировать, изменяя условия охлаждения и, таким образом, влиять на конечные свойства материала.
Полиамидные материалы отличаются легкостью, вйсокой механической прочностью, большой износоустойчивостью, низ ким коэффициентом трения, хорошей сцепляемостью с металла ми, свариваемостью, устойчивостью к большинству органиче ских растворителей, высокими электроизоляционными характе ристиками и рядом других ценных свойств.
Они могут быть применены для изготовления деталей, ра ботающих в условиях трения (часто без смазки), вкладышей подшипников, шестерен, втулок; различных конструкционных деталей-фитингов, рукояток, элементов крепления; электроизо ляционных деталей, а также прокладочных и пленочных мате риалов при температуре эксплуатации не выше 1 0 0 °.
* См. терилен, стр. 40.
46
Их можно также использовать в качестве износоустойчивых покрытий, наносимых методами напыления на металлы и дру гие материалы.
VII. ГАЗОНАПОЛНЕННЫЕ ПЛАСТМАССЫ
В последнее время разработан целый ряд легких и сверх легких пластмасс, имеющих пористую структуру и называемых газонаполненными.
Различают три основные группы подобных материалов.
1. Пе н о п л а с т ы , |
в которых поры |
не соединяются друг |
с другом, образуя замкнутые объемы, заполненные газом. |
||
2. П о р о п л а с т ы |
и э л а с т о м е р ы , |
имеющие губчатое |
строение, при котором внутренние газовые полости сообщаются между собой. Поропласты легко впитывают в себя влагу, яв ляются газопроницаемыми и обычно обладают эластичностью, способностью упруго деформироваться.
3. С от о плас ты, в |
которых изолированные газовые по |
лости имеют правильную |
форму ячеек, напоминающих строение |
пчелиных сот.
Наиболее широко в авиастроении используются пенопласты.
1. Пенопласты
Общие свойства и методы получения |
|
|
П е н о п л а с т ы являются |
очень легкими |
материалами; |
обычно удельный вес их равен: |
f = |0 , l — 0 , 2 г/сж3; однако из |
|
вестны пенопласты с удельным |
весом 0,02 г/см3 |
и менее. Такая |
легкость обеспечивает хорошую плавучесть пенопластов. Вместе с тем, они отличаются очень высокими тепло-звуко-изоляцион ными качествами и имеют хорошие диэлектрические характери стики. Механические свойства пенопластов зависят от их плот ности; эти свойства вообще достаточно высоки, чтобы пено пласты могли быть использованы для повышения удельной проч ности, жесткости и вибростойкости ряда силовых узлов авиа ционных, конструкций.
Следует отметить легкую обрабатываемость пенопластов ре занием и их хорошую склеиваемость с металлами и другими пластмассами.
Основой авиационных пенопластов являются с и н т е т и ч е
ские с мо л ы — полистироловые, полихлорвиниловые, |
поли |
акриловые и фенольно-формальдегидные; в последнее |
время |
используются также новые смолы — полисилоксановые, |
поли- |
эпоксидные и полиуретановые.
Образование пенистой структуры может быть достигнуто, например, путем смешения со смолой г а з о о б р а з о в а т е л е й
47
(порофоров) и последующего нагревания смеси в специальных формах. В этих условиях газообразователи разлагаются с выде лением газообразных продуктов. Обычно в качестве газообразователей применяют сложные органические вещества (напри мер, азодинитрил-диизомасляной кислоты), выделяющие при на гревании азот и другие газы. Примером неорганического газообразователя может служить углекислый аммоний, который при разложении выделяет большой объем углекислого газа, ам миака и водяного пара:
(ЫН4)2С03 -> 2 NH3 + С02 “I- Н20.
Температура вспенивания составляет в этом случае 160—200°. Существуют и другие способы получения пенопластов.
Вспенивание нагретых высокополимеров или их эмульсий может производиться в о з д у х о м или другими г а з а ми , искус ственно вводимыми под давлением в исходный продукт; при резком уменьшении давления эти газы выделяются и образуют пенистую структуру.
Весьма интересным является |
с пос об с а мо в с п е н и - |
в а н и я без применения газообразователей, разработанный для |
|
п о л и у р е т а н о в ы х пенопластов |
(см. далее). Этот метод оснс> |
ван на способности некоторых жидких веществ при их взаимо
действии образовывать твердую смолу с одновременным выделе нием газообразных продуктов, вызывающих вспенивание. Таким
методом пенопласты можно получать непосредственно в |
м е- |
с т а х п о т р е б л е н и я , что имеет большое практическое |
зна |
чение. |
|
Характеристика свойств авиационных пенопластов |
|
Пенопласты на основе полистирола (ПС-1, ПС-2, ПС-4, стиропор) и полихлорвинила (ПХВ-1) по свойствам сходны между собой.
Их механические свойства при обычной температуре в об щем довольно высоки (см. далее табл. 7), но сильно зависят от
удельного веса. Например, для пенопласта ПС-1 существует следующее соотношение между удельным весом (7 ) и пределом прочности при сжатии (<з_й ):
°-ь>
7, г / с м 3
|
к г / с м 2 |
0,07 |
3 |
0,10 |
8 |
0,15 |
15 |
0,20 |
30 |
48
Для пенопластов этой группы с удельным весом больше 0,2 г/см3 подобная зависимость приведена графически на фиг. 17. Эти пенопласты обладают низкими диэлектрическими потерями и хорошей проницаемостью для радиоволн. Некоторые их диэлектрические свойства даны в таблице 6 .
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а б |
для полистироловых |
Диэлектрические свойства |
■/ = 0,2 г/см3) |
|||
и полихлорвиниловых пенопластов (при |
|||||
Марка |
Удельное объем |
Пробивное |
Диэлектр. |
Тангенс |
|
ное электро |
напряжение |
проницаем. |
угла потерь |
||
|
сопротивление |
Е, кв/мм |
е (при |
tg 5 |
|
|
pVi |
ом-см |
|
• 106 гц) |
(при 106 гч) |
ПС-1 |
|
1014 |
6 - 7 |
1,18 |
0,0010 |
ПХВ-1 |
|
ю г |
4,1 |
2,4 |
0,0166 |
Из приводимых данных видно, что для полистиролового пе нопласта эти свойства выше; наименьшими диэлектрическими потерями в сантиметровом диа пазоне волн характеризуется пенопласт ПС-2 (для него при
частоте 1 0 10 гц тангенс угла по терь tg § = 0,0015).
Пенопласты на основе по листирола инертны по отноше нию к конструкционным ; мате риалам, тогда как полихлорви
ниловые пенопласты вызывают коррозию алюминиевых и маг ниевых сплавов. С другой сто роны, последние, в противопо
ложность полистироловым |
пе |
|
|
|
|
|
|
|
||
нопластам, отличаются боль |
0 |
0.2 0,3 /7,4 0J 0,5 |
0,7 |
0,8 |
0,9 Ц) |
|||||
шей стойкостью .к |
бензину |
|||||||||
и другим органическим раство |
|
|
Удельный Вес у,г/сп3 |
|
||||||
рителям. |
|
|
Фиг. |
17. |
Зависимость |
механических |
||||
Теплостойкость этих |
пено |
|||||||||
свойств |
пенопластов |
от |
удельного |
|||||||
пластов сравнительно |
невысо |
|
|
веса: |
|
|
|
|
||
ка;, они могут эксплуатировать |
с& — предел прочности |
при |
растя |
|||||||
ся только до температур -(-60°. |
жении; |
— предел |
прочности |
при |
||||||
Изменение свойств |
пено |
сжатии; |
а — удельная |
ударная |
вяз |
|||||
|
|
кость. |
|
|
|
|
пласта ПС-1 при повышенных и низких температурах показано на фиг. 18.
К числу более термостойких относятся пенопласты на осно ве фенольно-формальдегидных смол, например, плиточный тер
4 . Изд. № 3509 |
49 |