Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С т е к л о п л а с т и к и являются основным материалом для изготовления корпусов малых судов (катеров, шлюпок) и других корпусных конструкций. Корпуса судов, изготовленные из стеклопластиков, по сравнению с металлическими, облада­ ют меньшим весом (на 15-К40 %) при той же прочности, не магнитны, не подвергаются коррозии и гниению и имеют

более гладкую

наружную поверхность,

не требуют окраски

(краситель вводится в

состав смолы).

 

Т е к с т о л и т

хорошо

воспринимает

ударную нагрузку,

обладает высокой водостойкостью, большой прочностью на сжатие и хорошими диэлектрическими свойствами, применя­ ется для изготовления дейдвудных подшипников и втулок кронштейнов малых и больших кораблей, успешно заменяя дорогостоящее бакаутовое дерево, для изготовления различ­ ных шестерен, втулок и грундбукс насосов, блоков, деталей электрооборудования и т. д.

Т е р м о п л а с т и ч е с к и е п л а с т м а с с ы характерны тем, что их свойства при нагревании изменяются обратимо, то есть при нагревании они размягчаются, а при охлаждении вновь затвердевают.

Из числа известных пластмасс термопластического типа наибольшее применение в кораблестроении получили поли­ этилен, органическое стекло, полиамиды (капрон, нейлон, перлон) и другие.

П о л и э т и л е н является прекрасным материалом для корабельных трубопроводов. Трубопроводы из полиэтилена не вступают в химическую реакцию с проводимой жидкостью, в результате чего отсутствуют химические загрязнения (осадки), в 4 раза легче стальных, не подвержены коррозии, хорошо гнутся, выдерживают давление жидкости до 30 кг/см2-, легко обрабатываются и свариваются путем нагрева горячим воздухом или электричеством. Полиэтилен применяется также

в качестве изоляционных покрытий.

 

О р г а н и ч е с к о е

с т е к л о используется для застекления

рам надстроек и иллюминаторов, изготовления

плафонов,

сигнальных фонарей,

штурманского инструмента

(линейки,

угольники, транспортиры), а также для декоративной отделки салонов, кают-компаний.

П о л и а м и д ы используются для изготовления канатов, брезента, пожарных рукавов. Например, брезент из нейлона почти вдвое легче брезента из натурального волокна, не гниет и удобен в эксплуатации.

Применение пластмасс в кораблестроении дает возмож­ ность существенно повысить качества кораблей, снизить расходы на их постройку и эксплуатацию, сэкономить

28


большое количество цветных металлов и стали, уменьшить применение дерева на кораблях.

В настоящее время одной из важнейших задач в корабле­ строении является постройка из пластмасс боевых кораблей и в первую очередь противоминных, для которых особое зна­ чение имеет ценное качество пластмасс — немагнитность.

Решение этой задачи сводится, главным образом, к нахож­ дению способа надежного соединения отдельных частей корпуса большого корабля, ибо создание его монолитным, как при постройке небольших пластмассовых судов и шлюпок, не представляется возможным.

Д. Дерево и древесные материалы

Значение дерева как основного строительного материала по мере развития стального кораблестроения постепенно утрачивается.

В настоящее время из дерева строятся только корпуса малых кораблей: тральщиков, торпедных катеров и других. В стальном кораблестроении дерево используется как вспо­ могательный материал, например:

д уб — для обшивки цепных ящиков, для подушек под палубные механизмы;

я с е н ь — для изготовления весел и гнутых шпангоутов

шлюпок;

б е р е з а — для изготовления фанеры, мебели;

— бук и

— с ос на

и ель — для изготовления рангоута и шлюпок;

— б а к а у т — для облицовки внутренней поверхности дейдвудных втулок и втулок кронштейнов гребных валов.

Кроме этого, древесные материалы в виде брусьев, досок, щитов, клиньев и пробок входят в табель снабжения корабля аварийно-спасательным имуществом.

Существенными недостатками дерева являются его неболь­ шая прочность, сравнительная недолговечность и особенно горючесть. Для повышения огнестойкости древесина подвер­ гается пропитке огнестойкими химикатами, называемыми актипиренами. Большое значение имеет замена деревянных изделий изделиями из легких сплавов и пластмасс, чем зна­ чительно повышается противопожарная безопасность корабля.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

СТАЛЬНОГО КОРПУСА КОРАБЛЯ

В период эксплуатации корабля его корпус и отдельные конструкции подвергаются коррозийному износу, а также получают навигационные и аварийные повреждения: пробои­ ны, деформацию набора, вмятины и выпучины, трещины

29



в сварных швах и по целому металлу и другие. Указанные дефекты корпуса могут в значительной мере понизить боевые качества корабля, поэтому поддержание корабля в боевой готовности требует постоянной исправности его корпуса.

Каждому корабельному офицеру следует всегда помнить слова адмирала С. О. Макарова, который следующим обра­ зом оценивал значение постоянной исправности одной из главных частей корпуса корабля — водонепроницаемых пере­ борок: «В мирное время . исправность переборок весьма важна, а в военное время она до крайности необходима, и тот, кто зажмуривается в мирное время, чтобы не видеть неисправности своих переборок, пусть хоть перед войной откроет свои глаза. Будет поздно делать открытия, когда корабль начнет погружаться в воду».

То, что сказано С. О. Макаровым о переборках, полностью относится и к другим частям корпуса корабля.

В период эксплуатации корабля основной задачей личного состава является сохранение прочности и герметичности кор­ пуса путем поддержания в постоянной исправности всех корпусных конструкций: обшивки, палуб, переборок, водо­ непроницаемых закрытий и т. д.

Для сохранения от преждевременного коррозийного износа наружная обшивка должна тщательно очищаться и окраши­ ваться. Наиболее тщательному уходу подлежат районы пере­ менной ватерлинии и кормового подзора, в большей мере подверженные усиленной коррозии вследствие воздействия воздуха и воды. Эти районы дополнительно должны очищаться и подкрашиваться.

С целью сохранения палуб следует не допускать скапли­ вания воды на них, немедленно заменять изношенное покры­ тие, следить за чистотой шпигатных решеток и особенно тщательно — за состоянием палуб в труднодоступных местах: под рундуками, шкафами, в местах пересечения палуб с пере­ борками— где палуба разрушается быстрее других ' частей корпуса.

Исключительно важное значение имеет сохранение в исправности водонепроницаемых переборок. Необходимо систематически проверять состояние особенно нижних листов переборок, концов стоек и книц, расположенных в трюме, где более всего возможно ржавление из-за скапливающейся там воды. Трюмы должны быть всегда сухими, после каждого похода их следует в районе машинно-котельных отделений скатывать пресной водой и осушать эжектором. Там, где краска потрескалась или облезла, поверхность металла очищается до блеска, протирается и красится заново.

30


Водонепроницаемые закрытия (двери, люки, горловины,

иллюминаторы) должны быть

всегда

исправны.

Задрайки

у дцерей и люков, шпильки и

гайки

у горловин,

барашки

у иллюминаторов должны быть в полном комплекте с расхоженной и смазанной резьбой, уплотнительная резина покрыта меловым раствором, а комингсы не иметь забоин.

Коффердамы, выгородки, форпик и другие герметически закрытые помещения следует периодически проветривать.

Особое внимание должно быть обращено на помещения гальюнов, ватерклозетов, бань, умывальников,.камбузов и т. д., так как именно здесь процесс разрушения металла корпус­ ных конструкций протекает наиболее интенсивно.

В процессе эксплуатации корабля периодически должны проводиться проверки на его герметичность. Проверка на герметичность производится заполнением, когда это возмож­ но, цистерн и отсеков водой либо давлением сильной струей воды или сжатого воздуха. При гидравлическом испытании проверяемый отсек (цистерна) доверху заполняется водой, а с наружной стороны протирается насухо. В месте, где нару­ шена плотность, выступит вода. При испытаниях цистерн (отсеков) на герметичность напор воды не должен превы­ шать того предела, который установлен именно для данной цистерны.

При проверке струей воды по всему испытываемому участку переборки или шва медленно проводят сильной струей воды из пожарного ствола. С другой стороны перебор­ ку тщательно осматривают. Места неплотности обнаружатся просачиванием через них воды.

При испытании

сжатым воздухом

проверяемый

участок

со стороны осмотра промазывается

мыльной

эмульсией.

С другой стороны

переборка обдувается сильной

струей

воздуха. В местах неплотностей

образуются

мыльные

пузыри.

 

 

 

 

Плотность швов можно проверить также с помощью керо­ сина. Промазав шов меловым раствором с одной стороны, с другой его обильно смачивают керосином. Керосин прохо­ дит через неплотности шва, и на мелованной стороне появля­ ются желтые пятна.

Простейший способ обнаружения отверстий в переборке — проверка «на свет». С одной стороны переборка сильно осве­ щается, с другой — затемняется помещение. Наблюдение ведется из затемненного помещения. Пропуски света укажут места отверстий или значительных неплотностей.

В соответствии с требованиями Корабельного устава в целях обеспечения герметичности корабля личному составу

31