Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
С т е к л о п л а с т и к и являются основным материалом для изготовления корпусов малых судов (катеров, шлюпок) и других корпусных конструкций. Корпуса судов, изготовленные из стеклопластиков, по сравнению с металлическими, облада ют меньшим весом (на 15-К40 %) при той же прочности, не магнитны, не подвергаются коррозии и гниению и имеют
более гладкую |
наружную поверхность, |
не требуют окраски |
|
(краситель вводится в |
состав смолы). |
|
|
Т е к с т о л и т |
хорошо |
воспринимает |
ударную нагрузку, |
обладает высокой водостойкостью, большой прочностью на сжатие и хорошими диэлектрическими свойствами, применя ется для изготовления дейдвудных подшипников и втулок кронштейнов малых и больших кораблей, успешно заменяя дорогостоящее бакаутовое дерево, для изготовления различ ных шестерен, втулок и грундбукс насосов, блоков, деталей электрооборудования и т. д.
Т е р м о п л а с т и ч е с к и е п л а с т м а с с ы характерны тем, что их свойства при нагревании изменяются обратимо, то есть при нагревании они размягчаются, а при охлаждении вновь затвердевают.
Из числа известных пластмасс термопластического типа наибольшее применение в кораблестроении получили поли этилен, органическое стекло, полиамиды (капрон, нейлон, перлон) и другие.
П о л и э т и л е н является прекрасным материалом для корабельных трубопроводов. Трубопроводы из полиэтилена не вступают в химическую реакцию с проводимой жидкостью, в результате чего отсутствуют химические загрязнения (осадки), в 4 раза легче стальных, не подвержены коррозии, хорошо гнутся, выдерживают давление жидкости до 30 кг/см2-, легко обрабатываются и свариваются путем нагрева горячим воздухом или электричеством. Полиэтилен применяется также
в качестве изоляционных покрытий. |
|
|
О р г а н и ч е с к о е |
с т е к л о используется для застекления |
|
рам надстроек и иллюминаторов, изготовления |
плафонов, |
|
сигнальных фонарей, |
штурманского инструмента |
(линейки, |
угольники, транспортиры), а также для декоративной отделки салонов, кают-компаний.
П о л и а м и д ы используются для изготовления канатов, брезента, пожарных рукавов. Например, брезент из нейлона почти вдвое легче брезента из натурального волокна, не гниет и удобен в эксплуатации.
Применение пластмасс в кораблестроении дает возмож ность существенно повысить качества кораблей, снизить расходы на их постройку и эксплуатацию, сэкономить
28
большое количество цветных металлов и стали, уменьшить применение дерева на кораблях.
В настоящее время одной из важнейших задач в корабле строении является постройка из пластмасс боевых кораблей и в первую очередь противоминных, для которых особое зна чение имеет ценное качество пластмасс — немагнитность.
Решение этой задачи сводится, главным образом, к нахож дению способа надежного соединения отдельных частей корпуса большого корабля, ибо создание его монолитным, как при постройке небольших пластмассовых судов и шлюпок, не представляется возможным.
Д. Дерево и древесные материалы
Значение дерева как основного строительного материала по мере развития стального кораблестроения постепенно утрачивается.
В настоящее время из дерева строятся только корпуса малых кораблей: тральщиков, торпедных катеров и других. В стальном кораблестроении дерево используется как вспо могательный материал, например:
—д уб — для обшивки цепных ящиков, для подушек под палубные механизмы;
—я с е н ь — для изготовления весел и гнутых шпангоутов
шлюпок; |
б е р е з а — для изготовления фанеры, мебели; |
— бук и |
|
— с ос на |
и ель — для изготовления рангоута и шлюпок; |
— б а к а у т — для облицовки внутренней поверхности дейдвудных втулок и втулок кронштейнов гребных валов.
Кроме этого, древесные материалы в виде брусьев, досок, щитов, клиньев и пробок входят в табель снабжения корабля аварийно-спасательным имуществом.
Существенными недостатками дерева являются его неболь шая прочность, сравнительная недолговечность и особенно горючесть. Для повышения огнестойкости древесина подвер гается пропитке огнестойкими химикатами, называемыми актипиренами. Большое значение имеет замена деревянных изделий изделиями из легких сплавов и пластмасс, чем зна чительно повышается противопожарная безопасность корабля.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
СТАЛЬНОГО КОРПУСА КОРАБЛЯ
В период эксплуатации корабля его корпус и отдельные конструкции подвергаются коррозийному износу, а также получают навигационные и аварийные повреждения: пробои ны, деформацию набора, вмятины и выпучины, трещины
29
в сварных швах и по целому металлу и другие. Указанные дефекты корпуса могут в значительной мере понизить боевые качества корабля, поэтому поддержание корабля в боевой готовности требует постоянной исправности его корпуса.
Каждому корабельному офицеру следует всегда помнить слова адмирала С. О. Макарова, который следующим обра зом оценивал значение постоянной исправности одной из главных частей корпуса корабля — водонепроницаемых пере борок: «В мирное время . исправность переборок весьма важна, а в военное время она до крайности необходима, и тот, кто зажмуривается в мирное время, чтобы не видеть неисправности своих переборок, пусть хоть перед войной откроет свои глаза. Будет поздно делать открытия, когда корабль начнет погружаться в воду».
То, что сказано С. О. Макаровым о переборках, полностью относится и к другим частям корпуса корабля.
В период эксплуатации корабля основной задачей личного состава является сохранение прочности и герметичности кор пуса путем поддержания в постоянной исправности всех корпусных конструкций: обшивки, палуб, переборок, водо непроницаемых закрытий и т. д.
Для сохранения от преждевременного коррозийного износа наружная обшивка должна тщательно очищаться и окраши ваться. Наиболее тщательному уходу подлежат районы пере менной ватерлинии и кормового подзора, в большей мере подверженные усиленной коррозии вследствие воздействия воздуха и воды. Эти районы дополнительно должны очищаться и подкрашиваться.
С целью сохранения палуб следует не допускать скапли вания воды на них, немедленно заменять изношенное покры тие, следить за чистотой шпигатных решеток и особенно тщательно — за состоянием палуб в труднодоступных местах: под рундуками, шкафами, в местах пересечения палуб с пере борками— где палуба разрушается быстрее других ' частей корпуса.
Исключительно важное значение имеет сохранение в исправности водонепроницаемых переборок. Необходимо систематически проверять состояние особенно нижних листов переборок, концов стоек и книц, расположенных в трюме, где более всего возможно ржавление из-за скапливающейся там воды. Трюмы должны быть всегда сухими, после каждого похода их следует в районе машинно-котельных отделений скатывать пресной водой и осушать эжектором. Там, где краска потрескалась или облезла, поверхность металла очищается до блеска, протирается и красится заново.
30
Водонепроницаемые закрытия (двери, люки, горловины,
иллюминаторы) должны быть |
всегда |
исправны. |
Задрайки |
у дцерей и люков, шпильки и |
гайки |
у горловин, |
барашки |
у иллюминаторов должны быть в полном комплекте с расхоженной и смазанной резьбой, уплотнительная резина покрыта меловым раствором, а комингсы не иметь забоин.
Коффердамы, выгородки, форпик и другие герметически закрытые помещения следует периодически проветривать.
Особое внимание должно быть обращено на помещения гальюнов, ватерклозетов, бань, умывальников,.камбузов и т. д., так как именно здесь процесс разрушения металла корпус ных конструкций протекает наиболее интенсивно.
В процессе эксплуатации корабля периодически должны проводиться проверки на его герметичность. Проверка на герметичность производится заполнением, когда это возмож но, цистерн и отсеков водой либо давлением сильной струей воды или сжатого воздуха. При гидравлическом испытании проверяемый отсек (цистерна) доверху заполняется водой, а с наружной стороны протирается насухо. В месте, где нару шена плотность, выступит вода. При испытаниях цистерн (отсеков) на герметичность напор воды не должен превы шать того предела, который установлен именно для данной цистерны.
При проверке струей воды по всему испытываемому участку переборки или шва медленно проводят сильной струей воды из пожарного ствола. С другой стороны перебор ку тщательно осматривают. Места неплотности обнаружатся просачиванием через них воды.
При испытании |
сжатым воздухом |
проверяемый |
участок |
|
со стороны осмотра промазывается |
мыльной |
эмульсией. |
||
С другой стороны |
переборка обдувается сильной |
струей |
||
воздуха. В местах неплотностей |
образуются |
мыльные |
||
пузыри. |
|
|
|
|
Плотность швов можно проверить также с помощью керо сина. Промазав шов меловым раствором с одной стороны, с другой его обильно смачивают керосином. Керосин прохо дит через неплотности шва, и на мелованной стороне появля ются желтые пятна.
Простейший способ обнаружения отверстий в переборке — проверка «на свет». С одной стороны переборка сильно осве щается, с другой — затемняется помещение. Наблюдение ведется из затемненного помещения. Пропуски света укажут места отверстий или значительных неплотностей.
В соответствии с требованиями Корабельного устава в целях обеспечения герметичности корабля личному составу
31