Файл: Баснин Р.В. Конструкция корпуса и рулевое устройство надводного корабля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

запрещается делать какие-либо отверстия в обшивке, водо­ непроницаемых переборках, палубах и других корпусных конструкциях корабля.

В целях предупреждения преждевременного износа кор­ пуса корабля необходимо строгое соблюдение сроков доко­ вания, поставки корабля в ремонт и его покраски, которые обусловлены действующими приказами и положениями.

За исправное состояние корпуса и правильную его эксплуатацию несет ответственность личный состав корабля по заведованиям. Командиры боевых частей и начальники служб в соответствии с требованием КУ-59 г. должны знать состояние служебных помещений своего подразделения и систематически проверять исправность переборок, перебороч­ ных клинкетов и сальниковых уплотнений, дверей, •люков, горловин, иллюминаторов, палуб и других корпусных конст­ рукций.

Для поддержания корпуса корабля и его конструкций в постоянной исправности и для своевременного выявления и устранения неисправностей личный состав обязан проводить ежедневные и периодические осмотры корпуса по заведова­ ниям. Для корпуса корабля установлены следующие осмотры: ежедневные; ежемесячные; один раз в три месяца и осмотры в сроки, предусмотренные инструкциями по планово-преду­ предительным осмотрам и планово-предупредительным ремон­ там. Перечень мероприятий, выполняемых при каждом виде осмотра, определен «Правилами эксплуатации корпусов, уст­ ройств и систем надводных кораблей и вспомогательных судов ВМФ».

В целях контроля за техническим состоянием корпуса и средств борьбы за живучесть корабля в соответствии с Кора­ бельным уставом ВМФ назначается постоянная корабельная комиссия, которая производит осмотры один раз в три месяца, а при необходимости — по приказанию командира корабля.

Внеочередные осмотры по указанию командира корабля проводятся обычно перед большими походами и после них, после плавания во льдах или в условиях штормовой погоды, после бомбометания, стрельб и т. д.

Постоянная корабельная комиссия назначается в составе: председателя—старшего помощника командира корабля, командира артиллерийской и электромеханической боевых частей, начальника химической службы, командира дивизио­ на живучести (трюмной группы) и главного боцмана.

Постоянная корабельная комиссия детально проверяет состояние корпуса, водонепроницаемых переборок, второго

32


дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем, средств борьбы за живучесть, аварийно-спасательного имущества.

Результаты работы постоянной корабельной комиссии заносятся в «Журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля» и утверждаются командиром корабля. Постоянная корабельная комиссия дает оценку технического состояния корпуса, устройств и систем.

Для осмотра, очистки, окраски, ремонта забортной арма­ туры и детального освидетельствования п о д в о д н о й ч а с т и корпуса корабли периодически ставятся в док.

Вдоке корпус корабля осматривается доковой комиссией,

всостав которой входят представители технического отдела,

дока (завода) и представители корабля (командир

корабля

и командир электромеханической боевой части).

Доковая

комиссия, производя осмотр корпуса, составляет акт, на осно­ вании которого ведутся доковые работы.

Основные данные по корпусу каждого корабля имеются в формуляре корпуса, устройств и систем. В него вписыва­ ются все виды ремонта корпуса, модернизации, заносятся величины износа корпуса в процессе эксплуатации.

Формуляр корпуса является основным документом, харак­ теризующим состояние корпуса корабля.

ПОНЯТИЕ О ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ СТАЛЬНОГО КОРПУСА КОРАБЛЯ

Корпус корабля состоит из многих тысяч деталей и узлов, изготовленных из листовой и сортовой стали и надлежащим образом соединенных в единую прочную и жесткую конст­ рукцию.

В настоящее время корпусы кораблей и судов, как пра­ вило, строятся сварными. Клепка же для соединения деталей применяется сейчас только в тех конструкциях корпуса, где

требуется упругое

соединение.

соединения

деталей

Э л е к т р о с в а р к а — это

способ

путем расплавления

в месте

сварки

как металла

деталей,

так и электрода при помощи электрической дуги, имеющей температуру до 3000°С.

Электросварка металлов — гениальное русское изобрете­ ние. Она впервые была предложена для соединения метал­ лических изделий в 1882 году русским инженером Н. Н. Бенардосом. В 1888 году русский инженер Н. Г. Славянов впервые применил сварку в судостроении. Однако в отечест­ венном судостроении электродуговая сварка широкое приме­ нение получила лишь в годы Советской власти. Ее внедрение в судостроении связано с именем профессора В. П. Волог­ дина, под руководством которого в 1930 году во Владивостоке

3 Зак. 118

33


впервые з нашей стране было построено цельносварное суд­ но—буксирный катер водоизмещением 30 г. В середине 30-х го­ дов в Ленинграде построен эскадренный миноносец «Орджо­ никидзе» с цельносварным корпусом. С тех пор электросварка прочно внедрилась в военное кораблестроение.

Сварка упростила конструкцию корпуса (отсутствуют стыковые планки, соединительные угольники и т. п.), упро­ стила и сократила цикл разметки и обработки судостроитель­ ной стали, идущей на изготовление корпусных деталей, облег­ чила процесс соединения отдельных деталей, привела к сни­ жению веса сварного корпуса и уменьшила стоимость по­ стройки корабля в целом. В настоящее время процесс электро­ сварки широко автоматизирован, для сварки деталей, узлов и секций применяются полуавтоматы и автоматы. Из внедренных средств автоматизации электросварки наиболее совершен­ ными являются автоматы для сварки деталей корпуса большой толщины без разделки кромок и с весьма увеличен­ ным зазором, автоматы для двусторонней сварки крупно­ габаритных конструкций, автоматы для сварки в среде угле­ кислого газа и другие.

Благодаря широкому внедрению электросварки в корабле­ строение и широкой автоматизации самого процесса сварки, изменился технологический процесс постройки корабля и успешно освоены скоростные методы постройки кораблей.

Современная технология постройки стального корпуса основана на блочно-секционном методе постройки корабля, когда секции и блоки предваритально изготовляют в цехах судостроительного завода с последующей их сборкой на ста­ пельном (построечном месте).

Се к ц и и представляют собою части корпуса корабля, собираемые в цехе из отдельных деталей на специальных каркасных стендах, называемых постелями. Секции бывают плоскостные (секции палубы, поперечных и продольных пере­

борок и др.) и объемные,

например днищевые секции.

Б л о к и — более крупные

части

корпуса,

объединяющие

в себе несколько секций,

В

состав

блока

входят секции

днища, борта и палубы по всей ширине и высоте корабля. Секции и блоки до сборки из них корпуса корабля на стро­ ительной площадке (стапельном месте) насыщаются меха­ низмами, трубопроводами, устройствами и оборудованием. Такие блоки, как, например, блок-надстройка имеют пол­ ностью оборудование и отделанные жилые и служебные помещения. Изготовленные и насыщенные механизмами, оборудованием, трубопроводами и т. д. в сборочно-сварном цехе завода секции и блоки поступают на стапельное место.

3 4


С т а п е л ь н ы м ме с т о м называется специально оборудо­ ванная площадка, служащая для сборки корпуса корабля и последующего его спуска на воду. В зависимости от способа спуска корабля на воду стапельные места разделяются на следующие типы:

— строительные доки, являющиеся разновидностью ремонт­ ных доков, где спуск корабля на воду осуществляется путем его всплытия при затоплении ’ дока;

продольные и поперечные стапели, где спуск корабля осуществляется под действием силы его веса;

слипы и береговые площадки, где спуск корабля проис­ ходит с помощью плавучих или береговых кранов.

На стапельном месте поступающие секции устанавлива­ ются на стапель-блоки и поддерживаются подставками и упорами. После установки секций на место и выполнения про­ верочных работ производится стыкование секций, сварка и монтажные работы в стыковых соединениях.

После проверки плотности соединений секций и окончания других сборочно-сварочных работ производится подготовка и спуск почти готового корабля на воду.

Б л о ч н ы й ме т о д с б о р к и стального корпуса корабля на стапеле (рис. 26),то есть сборка корпуса из предварительно собранных и сваренных в цехах блоков, применяется при серийной постройке кораблей малого и среднего водоизме­ щения.

С е к ц и о н н ы й же м е т о д с б о р к и корпуса на ста­ пеле (рис. 27) применяется для кораблей большого водоиз­ мещения, что связано с большим весом собранных и сварен­ ных в цехах секций и ограниченностью транспортных и подъ­ емных средств, имеющихся на стапельном месте.

Блочный и секционный методы сборки корабля значи­ тельно сократили этап постройки корпуса на стапельной площадке (стапеле) и этап достройки корабля после его спуска на воду. Если прежде готовность спущенного на воду корабля не превышала 40—50%, то сейчас достроечные рабо­ ты составляют лишь несколько процентов от общего объема строительства корабля. А некоторые корабли сходят со строительной площадки готовыми почти на 100%- Остается провести только сдаточные испытания.

Таким образом, новые блочный и секционный методы в целом уменьшили продолжительность постройки кораблей и позволили перейти от единичной к поточно-серийной постройке цельносварных кораблей.

С внедрением электросварки, новых методов сборки кор­ пусов кораблей совершенствовались технологические процессы

3*

35


разбивки теоретического чертежа и разметки деталей корпус­ ных конструкций.

Крупным достижением советских ученых-судостроителей является внедрение масштабного плаза. Плазом называется огромный светлый зал с ровным, окрашенным в серый цвет полом, на котором вычерчивается теоретический чертеж кор­ пуса корабля в натуральную величину с дальнейшей разбив­ кой практических шпангоутов. По данным плаза делаются

шаблоны,

каркасы и эскизы,

по

которым

изготовляются

корпусные

конструкции.

стальных или

алюминиевых,

Масштабный плаз — это два

листа, на которых в масштабе

1:10

натуральной величины

вычерчен теоретический чертеж корпуса. Внедрение масштаб­ ного плаза упростило процесс разбивки теоретического чертежа, а самое главное — позволило усовершенствовать способы разметки корпусных деталей.

Процесс разметки состоит в том, что на лист судострои­ тельной стали наносят контуры будущей детали корпуса, а также все элементы обработки, которые должна пройти эта деталь, прежде чем попасть на сборку конструкции. За последние годы широкое применение получил скоростной фотопроекционный способ разметки корпусных деталей (рис. 28). При фотопроекционной разметке по масштабному плазу изготовляются чертежи-шаблоны, которые затем фото­ графируются. Полученные негативы по мере необходимости вставляются в расположенную над разметочной плитой фотопроекционную установку, которая проектирует чертеж в натуральную величину. Разметчику остается только накре­ нить или обвести спроектированные световые линии чертежа краской. Такая разметка выполняется в несколько раз быстрее, чем при обычных способах с помощью реек, шабло­ нов и эскизов.

Наряду с совершенствованием процессов разбивки и разметки внедрены также прогрессивные способы резки, гибки, обработки и подгонки листов и профильных деталей.

После разметки детали корпуса поступают на следующую операцию — резку. Ранее резка стальных листов производи­ лась на различных станках-прессах (пресс-ножницах, гальотинах и т. д.), при этом детали сложной конструкции выре­ зать на них было трудно. В настоящее время широкое приме­ нение в корпусостроении получила газовая резка, представля­ ющая собою горение металла в струе кислорода. Для газовой резки сейчас используются полуавтоматы и автоматы, про­ изводящие резку деталей любых контуров по предваритель­ ной разметке и без всякой предварительной разметки— по копирам на газорезательном копирующем автомате.

36