Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и нижней частях пластин приводят к образо­ ванию в них выравнивающих токов, т. е. к са­ моразрядке аккумулятора.

Короткое замыкание

Короткое замыкание внутри аккумулятора возникает вследствие нарушения изоляции между разноименными пластинами, при разру-

Рис. 10. Короткое замыкание смежных аккумуля­ торов кислотой батареи через трещину в перего­ родке камеры; стрелками показано направление тока:

I — положительная пластина; 2 — перегородка камеры; 3 — отрицательная пластина; 4 — сепараторы.

шении его сепараторов или в результате сое­ динения пластин осыпавшейся активной мас­ сой. Разрушение сепараторов происходит при, наличии электролита повышенного удельного веса или с повышением температуры электро­ лита выше +45°.

53

Короткое замыкание иногда возникает од­ новременно в двух рядом расположенных ак­ кумуляторах одной батареи (рис. 10) при ис­ правности остальных. Причиной этого может быть образование трещины в перегородке, раз­ деляющей две смежные камеры и свободное перемещение между ними электролита и элек­ трических зарядов, в результате чего создает­ ся замкнутая электрическая цепь.

Короткое замыкание определяется по сле­ дующим признакам.

1. В процессе зарядки напряжение и плот­ ность электролита незначительно повышаются, газовыделение слабое или совершенно отсут­ ствует, быстро увеличивается температура электролита.

2.При кратковременных разрядках значи­ тельно снижается напряжение.

3.При отсутствии нагрузки малая величи­ на электродвижущей силы при нормальной плотности электролита.

Устраняется короткое замыкание только при полной разборке аккумуляторной батареи, когда промывают сосуды от осевшего шлама, заменяют сепараторы, заделывают трещины в перегородках баков, заменяют моноблок ба­ тареи. При выявлении замкнутого элемента в пути для предохранения его пластин от раз­ рушения необходимо временно до устранения неисправности соединить его штыри перемыч­ кой. Эксплуатация батареи с короткозамкну­ тыми элементами недопустима.

54

Уплотнение активной массы отрицательных пластин

В процессе эксплуатации батареи (при ее зарядке и разрядке) активная масса отрица­ тельных пластин уплотняется, вследствие чего поры ее сужаются и уменьшается доступ элек­ тролита в глубину пластин. Уменьшается объ­ ем активной массы и в ней возникают внут­ ренние напряжения, являющиеся причиной об­ разования трещин, что приводит к уменьше­ нию емкости аккумулятора. Сильное уплотне­ ние активной массы отрицательных пластин возникает при соприкосновении пластин, смо­ ченных электролитом, с воздухом. Рекомен­ дуется поддерживать уровень электролита вы­ ше пластин и при всякой разборке аккумуля­ тора предварительно прополаскивать два раза аккумулятор дистиллированной водой. Про­ должительность ополаскивания пластин в воде каждый раз 15—20 мин.

Обрыв пластин и выводных штырей

Обрыв пластин и штырей возможен при плохом креплении батареи в гнезде автомо­ биля, при некачественной сварке пластин с ба­ реткой, а также при наличии больших зазоров между пластинами и стенками камер. Нали­ чие таких зазоров создает возможность сме­ щения пластин внутри камеры (во время тря­ ски при движении автомобиля), в результате чего могут возникнуть переломы в местах креп­ ления пластин к бареткам или к полюсным штырям. При обрыве одной или нескольких

55


пластин снижается

емкость одного элемента,

а следовательно, и

всей батареи.

При обрыве штырей нарушается внутрен­ няя цепь всей батареи и ее э.д.с. падает до 0. Определение неисправного элемента с обор­ ванным штырем производят поочередно сое­ диняя контрольную лампу со штырями каж­ дого элемента батареи. В дефектном элементе контрольная лампочка не загорается. В этом случае, находясь в пути, следует до прибытия в гараж соединить штыри соседних исправных элементов.

Повреждение сепараторов

Повышение температуры электролита выше 45°, увеличение его удельного веса выше 1,29— 1,31, а также коробление пластин аккумуля­ тора способствуют быстрому разрушению се­ параторов. Сульфатация пластин аккумуля­ тора происходит одновременно с покрытием сульфатом поверхностей сепараторов, отчего уменьшается их пористость и увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора. Раз­ рушение сепараторов может привести к корот­ кому замыканию аккумулятора и к уменьше­ нию его емкости.

Разрушенные или засульфатированные де­ ревянные сепараторы заменяют новыми, а се­ параторы из мипласта очищают промывкой в воде.

Окисление выводных зажимов

Окисление выводных зажимов аккумулято­ ров вызывает повышенное сопротивление в це­ пи, что зачастую приводит к перебоям работы

56

системы зажигания, понижению накала нитей ламп в фарах и к резкому ухудшению работы стартера. Поверхность клемм необходимо пе­ риодически зачищать и после этого смазывать техническим вазелином.

Трещины сосудов

Трещины стенок сосуда создают возмож­ ность утечки электролита, отчего оголяются, сульфатируются и коробятся пластины. Про­ сачивающийся через трещины в сосуде элек­ тролит разрушает гнездо аккумуляторной ба­ тареи. Этот дефект устраняют заделкой тре­ щин специальным клеем или заменой сосуда.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ГЕНЕРАТОРА И АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Оба источника тока на автомобиле — гене­ ратор и аккумуляторная батарея — соединены между собой параллельно: положительная щетка генератора и положительный полюсный штырь аккумуляторной батареи соединены «на массу», а отрицательная щетка генератора и отрицательный полюсный штырь аккумулятор­ ной батареи — в цепь потребителей *.

Ток генератора равен или должен быть больше тока, отдаваемого аккумуляторной ба­ тареей потребителям. Если зарядный ток, вы­ рабатываемый генератором, меньше величины разрядного тока аккумуляторной батареи, то

* В новых марках советских автомобилей «на мас­ су» соединены отрицательная щетка генератора и отри­ цательный зажимной штырь аккумуляторной батареи.

57


происходит недозарядка ее, что приводит к большому отложению сульфата на пластинах и к потере емкости. Если зарядный ток гене­ ратора значительно больше величины разряд­ ного тока аккумуляторной батареи, то проncxoflHf ее перезарядка, сопровождаемая бурным «кипением» электролита, осыпанием

активной массы

и потерей емкости.

В процессе

работы автомобиля ток к по­

требителям может поступать от аккумулятор­ ной батареи или генератора. Током генерато­ ра питаются потребители и заряжается акку­ муляторная батарея, когда напряжение на щетках генератора превышает напряжение ак­ кумуляторной батареи. В тех случаях, когда напряжение на щетках генератора меньше на­ пряжения аккумуляторной батареи, потреби­ тели получают ток от аккумуляторной батареи. Величина зарядного тока, вырабатываемого генератором, зависит от разности напряжений, замеряемых на щетках генератора и на полюс­ ных штырях аккумуляторной батареи. Чем больше эта разность, тем выше и величина зарядного тока.

Напряжение заряженной аккумуляторной батареи имеет свой высший естественный пре­ дел. Максимальное напряжение генератора может быть повышено или понижено путем регулировки регулятора напряжения. Величи­ на максимального напряжения генератора должна быть большей в зимнее время и при наружной установке аккумуляторной батареи, так как подзарядка батареи, расположенной с наружной стороны, на холоде происходит медленнее, чем при подкапотной установке —

58

в тепле. Ухудшение зарядки батареи на холо­ де вызывается снижением подвижности элек­ тролита и плохим прониканием его в поры активной массы.

Максимально допустимое напряжение ге­ нератора при подкапотной и наружной уста­ новках аккумуляторной батареи в зависимости от климатических условий указано в табл. 8.

При ТО-2 рекомендуется производить про­ верку напряжения генератора и при отклоне­ нии от величин, указанных в табл. 8, исправ­ лять допустимое напряжение регулировкой ре­ гулятора напряжения *.

Увеличение напряжения генератора на 0,5 в по сравнению с указанным в табл. 8 при низ­ кой температуре электролита (-j-10°) дает по­ вышение зарядного тока всего на 0,3 а, а при высокой температуре электролита (+55°) за ­ рядный ток возрастает на 2,9—4,5 а, что мо­ жет привести к перезарядке батареи и ее раз­ рушению. При подкапотной установке батареи или даже при установке ее снаружи в летнее время необходимо периодически и тщательно контролировать напряжение генератора.

При систематической недозарядке аккуму­ ляторной батареи в зимнее время допускается (регулировкой регулятора напряжения) уве­ личение напряжения на щетках генератора больше указанного в табл. 8 на 0,5 в для ав­ томобилей с 12-вольтовым и на 0,3 в для ав­ томобилей с 6-вольтовым электрооборудова­ нием.

* Регулировка производится опытным электриком с применением контрольно-измерительных приборов.

59


Таблица 8

Максимально допустимое напряжение 12-вольтового генератора в зависимости от климатических условий

Климатический

район

Северные районы и районы с резко континентальным клима­ том и темпера­ турой зимой ни­ же —40°

Время год*

Зима

Лето

о>

*> 5

н 5

“ 2.

а> а.

w'o

О .Н С *

5 S

х §

12

6

12

6

Максимально допус­ тимое напряжение генератора *, в

Установка аккуму­ ляторной батареи на автомобиле

наружная

подкапот­ ная

15,0

14,5

7,5

7,3

14,0

13,5

7,0

6,8

Центральные рай-

В течение

12

14,2

13,7

оны с

темпера­

всего

6

7,1

6,9

турой

зимой до

года

 

 

 

—30°

 

 

 

 

 

Южные районы

В течение

12

13,5

13,5

 

 

всего

6

6,8

6,8

 

 

года

 

 

 

* Зимой может иметь место отклонение напряже­ ния от указанного в таблице на +0,2 в, а летом на

—0,2 в.

60