ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
и нижней частях пластин приводят к образо ванию в них выравнивающих токов, т. е. к са моразрядке аккумулятора.
Короткое замыкание
Короткое замыкание внутри аккумулятора возникает вследствие нарушения изоляции между разноименными пластинами, при разру-
Рис. 10. Короткое замыкание смежных аккумуля торов кислотой батареи через трещину в перего родке камеры; стрелками показано направление тока:
I — положительная пластина; 2 — перегородка камеры; 3 — отрицательная пластина; 4 — сепараторы.
шении его сепараторов или в результате сое динения пластин осыпавшейся активной мас сой. Разрушение сепараторов происходит при, наличии электролита повышенного удельного веса или с повышением температуры электро лита выше +45°.
53
Короткое замыкание иногда возникает од новременно в двух рядом расположенных ак кумуляторах одной батареи (рис. 10) при ис правности остальных. Причиной этого может быть образование трещины в перегородке, раз деляющей две смежные камеры и свободное перемещение между ними электролита и элек трических зарядов, в результате чего создает ся замкнутая электрическая цепь.
Короткое замыкание определяется по сле дующим признакам.
1. В процессе зарядки напряжение и плот ность электролита незначительно повышаются, газовыделение слабое или совершенно отсут ствует, быстро увеличивается температура электролита.
2.При кратковременных разрядках значи тельно снижается напряжение.
3.При отсутствии нагрузки малая величи на электродвижущей силы при нормальной плотности электролита.
Устраняется короткое замыкание только при полной разборке аккумуляторной батареи, когда промывают сосуды от осевшего шлама, заменяют сепараторы, заделывают трещины в перегородках баков, заменяют моноблок ба тареи. При выявлении замкнутого элемента в пути для предохранения его пластин от раз рушения необходимо временно до устранения неисправности соединить его штыри перемыч кой. Эксплуатация батареи с короткозамкну тыми элементами недопустима.
54
Уплотнение активной массы отрицательных пластин
В процессе эксплуатации батареи (при ее зарядке и разрядке) активная масса отрица тельных пластин уплотняется, вследствие чего поры ее сужаются и уменьшается доступ элек тролита в глубину пластин. Уменьшается объ ем активной массы и в ней возникают внут ренние напряжения, являющиеся причиной об разования трещин, что приводит к уменьше нию емкости аккумулятора. Сильное уплотне ние активной массы отрицательных пластин возникает при соприкосновении пластин, смо ченных электролитом, с воздухом. Рекомен дуется поддерживать уровень электролита вы ше пластин и при всякой разборке аккумуля тора предварительно прополаскивать два раза аккумулятор дистиллированной водой. Про должительность ополаскивания пластин в воде каждый раз 15—20 мин.
Обрыв пластин и выводных штырей
Обрыв пластин и штырей возможен при плохом креплении батареи в гнезде автомо биля, при некачественной сварке пластин с ба реткой, а также при наличии больших зазоров между пластинами и стенками камер. Нали чие таких зазоров создает возможность сме щения пластин внутри камеры (во время тря ски при движении автомобиля), в результате чего могут возникнуть переломы в местах креп ления пластин к бареткам или к полюсным штырям. При обрыве одной или нескольких
55
пластин снижается |
емкость одного элемента, |
а следовательно, и |
всей батареи. |
При обрыве штырей нарушается внутрен няя цепь всей батареи и ее э.д.с. падает до 0. Определение неисправного элемента с обор ванным штырем производят поочередно сое диняя контрольную лампу со штырями каж дого элемента батареи. В дефектном элементе контрольная лампочка не загорается. В этом случае, находясь в пути, следует до прибытия в гараж соединить штыри соседних исправных элементов.
Повреждение сепараторов
Повышение температуры электролита выше 45°, увеличение его удельного веса выше 1,29— 1,31, а также коробление пластин аккумуля тора способствуют быстрому разрушению се параторов. Сульфатация пластин аккумуля тора происходит одновременно с покрытием сульфатом поверхностей сепараторов, отчего уменьшается их пористость и увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора. Раз рушение сепараторов может привести к корот кому замыканию аккумулятора и к уменьше нию его емкости.
Разрушенные или засульфатированные де ревянные сепараторы заменяют новыми, а се параторы из мипласта очищают промывкой в воде.
Окисление выводных зажимов
Окисление выводных зажимов аккумулято ров вызывает повышенное сопротивление в це пи, что зачастую приводит к перебоям работы
56
системы зажигания, понижению накала нитей ламп в фарах и к резкому ухудшению работы стартера. Поверхность клемм необходимо пе риодически зачищать и после этого смазывать техническим вазелином.
Трещины сосудов
Трещины стенок сосуда создают возмож ность утечки электролита, отчего оголяются, сульфатируются и коробятся пластины. Про сачивающийся через трещины в сосуде элек тролит разрушает гнездо аккумуляторной ба тареи. Этот дефект устраняют заделкой тре щин специальным клеем или заменой сосуда.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ГЕНЕРАТОРА И АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Оба источника тока на автомобиле — гене ратор и аккумуляторная батарея — соединены между собой параллельно: положительная щетка генератора и положительный полюсный штырь аккумуляторной батареи соединены «на массу», а отрицательная щетка генератора и отрицательный полюсный штырь аккумулятор ной батареи — в цепь потребителей *.
Ток генератора равен или должен быть больше тока, отдаваемого аккумуляторной ба тареей потребителям. Если зарядный ток, вы рабатываемый генератором, меньше величины разрядного тока аккумуляторной батареи, то
* В новых марках советских автомобилей «на мас су» соединены отрицательная щетка генератора и отри цательный зажимной штырь аккумуляторной батареи.
57
происходит недозарядка ее, что приводит к большому отложению сульфата на пластинах и к потере емкости. Если зарядный ток гене ратора значительно больше величины разряд ного тока аккумуляторной батареи, то проncxoflHf ее перезарядка, сопровождаемая бурным «кипением» электролита, осыпанием
активной массы |
и потерей емкости. |
В процессе |
работы автомобиля ток к по |
требителям может поступать от аккумулятор ной батареи или генератора. Током генерато ра питаются потребители и заряжается акку муляторная батарея, когда напряжение на щетках генератора превышает напряжение ак кумуляторной батареи. В тех случаях, когда напряжение на щетках генератора меньше на пряжения аккумуляторной батареи, потреби тели получают ток от аккумуляторной батареи. Величина зарядного тока, вырабатываемого генератором, зависит от разности напряжений, замеряемых на щетках генератора и на полюс ных штырях аккумуляторной батареи. Чем больше эта разность, тем выше и величина зарядного тока.
Напряжение заряженной аккумуляторной батареи имеет свой высший естественный пре дел. Максимальное напряжение генератора может быть повышено или понижено путем регулировки регулятора напряжения. Величи на максимального напряжения генератора должна быть большей в зимнее время и при наружной установке аккумуляторной батареи, так как подзарядка батареи, расположенной с наружной стороны, на холоде происходит медленнее, чем при подкапотной установке —
58
в тепле. Ухудшение зарядки батареи на холо де вызывается снижением подвижности элек тролита и плохим прониканием его в поры активной массы.
Максимально допустимое напряжение ге нератора при подкапотной и наружной уста новках аккумуляторной батареи в зависимости от климатических условий указано в табл. 8.
При ТО-2 рекомендуется производить про верку напряжения генератора и при отклоне нии от величин, указанных в табл. 8, исправ лять допустимое напряжение регулировкой ре гулятора напряжения *.
Увеличение напряжения генератора на 0,5 в по сравнению с указанным в табл. 8 при низ кой температуре электролита (-j-10°) дает по вышение зарядного тока всего на 0,3 а, а при высокой температуре электролита (+55°) за рядный ток возрастает на 2,9—4,5 а, что мо жет привести к перезарядке батареи и ее раз рушению. При подкапотной установке батареи или даже при установке ее снаружи в летнее время необходимо периодически и тщательно контролировать напряжение генератора.
При систематической недозарядке аккуму ляторной батареи в зимнее время допускается (регулировкой регулятора напряжения) уве личение напряжения на щетках генератора больше указанного в табл. 8 на 0,5 в для ав томобилей с 12-вольтовым и на 0,3 в для ав томобилей с 6-вольтовым электрооборудова нием.
* Регулировка производится опытным электриком с применением контрольно-измерительных приборов.
59
Таблица 8
Максимально допустимое напряжение 12-вольтового генератора в зависимости от климатических условий
Климатический
район
Северные районы и районы с резко континентальным клима том и темпера турой зимой ни же —40°
Время год*
Зима
Лето
о>
*> 5
н 5
“ 2.
а> а.
w'o
О .Н С *
5 S
х §
12
6
12
6
Максимально допус тимое напряжение генератора *, в
Установка аккуму ляторной батареи на автомобиле
наружная |
подкапот ная |
15,0 |
14,5 |
7,5 |
7,3 |
14,0 |
13,5 |
7,0 |
6,8 |
Центральные рай- |
В течение |
12 |
14,2 |
13,7 |
|
оны с |
темпера |
всего |
6 |
7,1 |
6,9 |
турой |
зимой до |
года |
|
|
|
—30° |
|
|
|
|
|
Южные районы |
В течение |
12 |
13,5 |
13,5 |
|
|
|
всего |
6 |
6,8 |
6,8 |
|
|
года |
|
|
|
* Зимой может иметь место отклонение напряже ния от указанного в таблице на +0,2 в, а летом на
—0,2 в.
60