Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
б) установку лебедок в горных выработках производить по проектам, утверждаемым глав ным инженером шахты, в которых должны предусматриваться транспортные и монтаж ные зазоры, способ крепления, защита враща ющихся частей и каната, безопасное рабочее место для лебедчика, место расположения сиг нальных устройств и укрытий для работаю щих;
в) не допускать к управлению машинами и механизмами лиц, не прошедших специально го обучения и не сдавших комиссии экзаменов на знание и умение ими управлять;
г) не допускать самовольного пуска в ра боту агрегатов, остановленных горнотехниче ским инспектором, до полного устранения всех нарушений и без его личного разрешения;
д) не допускать спуск и подъем леса по наклонным выработкам в специальных ваго нетках, не имеющих торцевого борта, удержи вающего лесоматериалы от самопроизвольно го сползания их; все грузы на вагонетках дол жны надежно закрепляться канатами, цепями или другими средствами;
е) не допускать установки дверей, пару сов и др. в наклонных выработках, по которым производится откатка.
Пр и м е р т р и н а д ц а т ы й
Взабое ходка, пройденного под углом 35°, находились две сошедшие с рельсов вагонетки. Ходок длительное время-не проходился, и эти вагонетки было решено пустить в работу. В шейке ходка была установлена для подачи ва
50
гонеток и спуска грузов при прохождении ход ка маневровая лебедка МЭЛД-11,5, которая длительное время не осматривалась, и с нее было снято напряжение. Площадка у лебед ки не имела стационарного освещения, ходок не был оборудован сигналом.
Горный мастер и двое рабочих получили на ряд на выдачу из ходка вагонетки. Работать на лебедке было поручено дежурному слесарю лавы.
Рабочие спустились в ходок, разгрузили вагонетки и одну из них установили на доски с тем, чтобы с помощью лебедки поставить ее на рельсы; горный мастер растянул канат, но его не хватило до вагонетки; тогда он поднял ся к лебедке и увидел, что канат размотался в беспорядке. Рабочие предложили прицепить вагонетку к канату лебедки длинной сцепкой, что и было сделано. Горный мастер предупре дил рабочих, чтобы они до прихода слесаря ни чего не трогали, и ушел за ним в лаву.
Когда горный мастер ушел, один из рабо чих заявил, что он умеет работать на лебедке и может поднять вагонетку. Он поднялся к ле бедке и в темноте стал в петлю ослабевшего ■каната. Включив лебедку, петлей каната за хватило рабочего и травмировало его.
Несчастный случай произошел в резуль тате:
а) невыполнения пострадавшим распоря жения горного мастера не работать на ле бедке;
б) второй рабочий, зная, что горный мастер не разрешал работать лебедкой, не воспрепят
4* |
51 |
ствовал выполнению работ по поднятию ваго нетки по ходку.
Кроме этого, на участке были допущены следующие нарушения Правил безопасности:
а) рабочее место — площадка для лебед ки — не была освещена стационарным осве щением;
б) участок работы не был обеспечен сигна лизацией;
в) в ходке не имелось упорной вилки для удержания вагонетки при обрыве каната или сцепки.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) производить планово-предупредитель ный ремонт и осмотр механизмов в строгом соответствии с графиком;
б) в график включать все механизмы, не зависимо от их назначения и срока службы'' а также вносить в него механизмы, установлен ные после его составления;
в) неисправные или ненужные для работы механизмы немедленно обесточивать;
г) не допускать к управлению или работе на механизмах лиц, не прошедших специаль ного обучения и не сдавших экзаменов.
П р и м е р ч е т ы р н а д ц а т ы й
Рабочие транспорта пришли на нижнюю приемную площадку уклона, оборудованного ,концевой откаткой, и не нашли упорной вилки. Об этом они доложили горному мастеру транс порта, который дал указание отправить пар
52
тию вверх по уклону, откуда с порожними ва гонетками будет спущена упорная вилка.
Приемно-отправительная площадка не бы ла оборудована стационарным освещением.
Рис. 9. 1 — партия груженых вагонеток; 2 — ниша; 3 __ стрелочный перевод; 4 — электровоз; 5 — партия груженых вагонеток
Плитовые сцепили три вагонетки с углем и од ну с породой (рис. 9), прицепили партию 1 к канату 6, и плитовой, находящийся в нише 2, дал сигнал лебедчице.
Когда партия прошла стрелку 3, плитовой хотел выйти из ниши и перевести стрелку на прием порожняка, но, услышав шум идущей вниз партии, остался в нише и крикнул осталь ным «берегись».
На порожняковом пути штрека находился
53
в электровозе 4 машинист. Услышав преду преждение и думая, что стрелка уже переве дена на порожняк, он пошел между гружены ми вагонами на грузовой путь в сторону ходка. Когда он находился между вагонетками 5. сорвавшаяся партия ударила в стоящий груз и травмировала машиниста электровоза.
Несчастный случай произошел по вине гор ного мастера транспорта, давшего указание плитовым отправить партию груза по уклону без упорной вилки.
Виновны также и плитовые, выполнившие неправильное распоряжение горного мастера транспорта и отправившие партию груза по уклону без упорной вилки.
Чтобы предотвратить подобный случай, надо:
а) все приемно-отправительые площадки выработок, оборудованных концевыми откат ками, обеспечить упорными вилками надежной конструкции. На каждой площадке должно быть в наличии не менее трех исправных упор ных вилок;
б) все приемно-отправительные и проме жуточные площадки, сопряжения откаточных выработок, рудничные дворы, электромашинные камеры и наклонные выработки, по кото рым производится спуск-подъем рабочих, осве щать стационарным электрическимосвеще нием;
в) на все приемно-отправительные площад ки должны составляться проекты и утверж даться главным инженером шахты. В проекте должно предусматриваться: расположение ниш, подвеска грузового и порожнякового ка
54
натов, расположение поддерживающих роли ков, профиль пути на площадке, длина прием ной площадки, расположение сигнальных уст ройств, устройство обходных выработок;
г) стрелки, находящиеся на наклонных уча стках пути приемно-отправительных площадок, необходимо оборудовать стрелочными перево дами с дистанционным или автоматическим управлением.
П р и м е р п я т н а д ц а т ы й
По откаточному штреку длиной 1685 м, не оборудованному механизированной перевозкой рабочих, шел после окончания смены моторист. Мимо него проходил к стволу состав гружен ных углем вагонеток. Моторист решил на нем подъехать. Он бросил аккумулятор и самоспасатель в вагонетку и побежал рядом, держась за борт. По пути моторист споткнулся и попал ногой под колеса вагонетки, которой его трав мировало.
Причины несчастного случая:
а) отсутствие механизированной перевозки рабочих по штреку длиной более 1 км;
б) попытка пострадавшего выехать на не оборудованной для езды груженой вагонетке.
Как предотвратить подобный случай:
а) горизонтальные выработки длиной свы ше 1000 м, по которым производится передви жение людей, должны оборудоваться механи зированной перевозкой людей в специальных вагонетках. Для перевозки рабочих, передви гающихся в средине смены, необходимо
55
каждый состав обеспечивать вагонеткой для перевозки рабочих;
б) не допускать езду людей на груженых порожних вагонетках, а также передвигаться рядом с движущимся транспортом.
П р и м е р ш е с т н а д ц а т ы й
Откаточный штрек, имевший достаточные зазоры, был оборудован промежуточной разминовкой.
В отдельных местах штрек был захламлен и залит водой. Стрелочные переводы были в нерабочем состоянии — отсутствовали рыча ги и фиксаторы положения для замыкания стрелочных переводов, вследствие чего перевод осуществлялся ногой или рукой.
Машинист электровоза, поставивший пар тию порожних вагонеток на разминовке, про ехал стрелку, переключил контроллер электро воза на обратный ход и, не останавливая элек тровоза, выскочил из кабины и побежал впе ред перевести стрелочный перевод. Стрелка была засорена и неисправна, поэтому маши нист электровоза начал передвигать стрелоч ные перья ногами. Подошедший электровоз травмировал ему ногу и пошел к стволу.
Идущий навстречу электровозу электросле сарь осторожно вошел в кабину электровоза и остановил его, чем предотвратил возможную аварию с тяжелыми последствиями, так как электровоз шел к стволу.
Причины несчастного случая:
а) захламленность и неисправность стре лочных переводов, рельсовых путей;
56
б) нарушение инструкции по безопасным методам работы машинистом электровоза, ко торый не затормозил электровоз, сошел с него во время движения для перевода стрелки;
в) горный мастер ВШТ не осмотрел состо яние рельсовых путей, стрелочных переводов, свободно переводиться при помощи рычага с грузом;
Как предотвратить подобный случай:
а) все горные выработки необходимо содер жать в чистоте и надлежащем порядке;
б) все стрелочные переводы должны быть в исправном состоянии, очищены от грязи и свободно переводиться при помощи рычага с грузом;
в) рычаги стрелочных переводов должны находиться в нишах, имеющих достаточные размеры для свободного перевода стрелки; тя га стрелочного перевода должна находиться в канавке, перекрытой в междупутье металличе ским щитком, легко открывающимся для пе риодической очистки и осмотра тяги;
г) управление стрелочными переводами осу ществлять автоматически из кабины электро
воза; |
‘ при выходе из кабины электровоза, да |
д) |
же на незначительное время, машинист дол жен полностью остановить и затормозить электровоз, выключить его и снять ключ с контроллера;
е) при обнаружении неисправности в стре лочном переводе машинист электровоза или другое лицо, обаружившее неисправность, должны немедленно об этом уведомить горно го мастера внутришахтного транспорта;
57
ж) дежурный горный мастер ВШТ должен убедиться в исправности рельсовых путей, стрелочных переводов, пригодности выработки и только после этого разрешить откатку грузов машинисту электровоза.
П р и м е р с е м н а д ц а т ы й
На верхней приемной площадке уклона (рис. 10) в местах, где производились сцепки, расцепка и формирование состава вагонеток 1, зазоры между подвижным составом и
место несчастного случая
...... J <
Рис. 10. I — гружены вагонетки; электрс воз; 3 — металлическа крепь; 4 — порожни вагонетки
крепью выработки были 0,2 м с одной сторо ны, с другой стороны 0,4 м, а между вагонет ками — 0,5 м.
58
Для создания необходимых зазоров в ме стах прохода людей в процессе эксплуатации велисц работы по расширению штрека.
По откаточному штреку шли трое рабочих. Двое, встретив против приемной площадки идущий навстречу электровоз 2, посторони лись, третий рабочий не стал ждать, пока электровоз пройдет мимо него (электровоз при емную площадку проезжал с малой ско ростью), и решил пройти между крепью 3 и вагонетками 4. Пройдя 2—3 метра в узкой ча сти, рабочий был прижат вагонеткой к крепи. Электровоз был далеко впереди, и машинист не мог остановить его при попытке рабочего пройти по верхней стороне штрека.
Несчастный случай произошел по вине:
а) руководителей предприятия, которые разрешили работу приемно-отправительной площадки уклона без необходимых зазоров между крепью и вагонетками;
б) пострадавшего, не желавшего подо ждать прохода состава вагонеток в месте, где имеется зазор 1,0 м, и пытавшегося пройти на встречу по участку штрека, где зазоры между крепью и вагонетками были 0,2 м.
Как предотвратить подобный случай:
а) на приемно-отправительных площадках, разминовках и звездах во время ремонта ни какого движения, не связанного с обслужива нием ремонтных работ, не должно быть;
б) за 5—10 м до участка ремонта впереди в безопасном месте должны быть выставлены знаки, запрещающие проход через этот участок рабочих и составов с вагонетками или электро-
59