Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) установку лебедок в горных выработках производить по проектам, утверждаемым глав­ ным инженером шахты, в которых должны предусматриваться транспортные и монтаж­ ные зазоры, способ крепления, защита враща­ ющихся частей и каната, безопасное рабочее место для лебедчика, место расположения сиг­ нальных устройств и укрытий для работаю­ щих;

в) не допускать к управлению машинами и механизмами лиц, не прошедших специально­ го обучения и не сдавших комиссии экзаменов на знание и умение ими управлять;

г) не допускать самовольного пуска в ра­ боту агрегатов, остановленных горнотехниче­ ским инспектором, до полного устранения всех нарушений и без его личного разрешения;

д) не допускать спуск и подъем леса по наклонным выработкам в специальных ваго­ нетках, не имеющих торцевого борта, удержи­ вающего лесоматериалы от самопроизвольно­ го сползания их; все грузы на вагонетках дол­ жны надежно закрепляться канатами, цепями или другими средствами;

е) не допускать установки дверей, пару­ сов и др. в наклонных выработках, по которым производится откатка.

Пр и м е р т р и н а д ц а т ы й

Взабое ходка, пройденного под углом 35°, находились две сошедшие с рельсов вагонетки. Ходок длительное время-не проходился, и эти вагонетки было решено пустить в работу. В шейке ходка была установлена для подачи ва­

50

гонеток и спуска грузов при прохождении ход­ ка маневровая лебедка МЭЛД-11,5, которая длительное время не осматривалась, и с нее было снято напряжение. Площадка у лебед­ ки не имела стационарного освещения, ходок не был оборудован сигналом.

Горный мастер и двое рабочих получили на­ ряд на выдачу из ходка вагонетки. Работать на лебедке было поручено дежурному слесарю лавы.

Рабочие спустились в ходок, разгрузили вагонетки и одну из них установили на доски с тем, чтобы с помощью лебедки поставить ее на рельсы; горный мастер растянул канат, но его не хватило до вагонетки; тогда он поднял­ ся к лебедке и увидел, что канат размотался в беспорядке. Рабочие предложили прицепить вагонетку к канату лебедки длинной сцепкой, что и было сделано. Горный мастер предупре­ дил рабочих, чтобы они до прихода слесаря ни­ чего не трогали, и ушел за ним в лаву.

Когда горный мастер ушел, один из рабо­ чих заявил, что он умеет работать на лебедке и может поднять вагонетку. Он поднялся к ле­ бедке и в темноте стал в петлю ослабевшего ■каната. Включив лебедку, петлей каната за­ хватило рабочего и травмировало его.

Несчастный случай произошел в резуль­ тате:

а) невыполнения пострадавшим распоря­ жения горного мастера не работать на ле­ бедке;

б) второй рабочий, зная, что горный мастер не разрешал работать лебедкой, не воспрепят­

4*

51


ствовал выполнению работ по поднятию ваго­ нетки по ходку.

Кроме этого, на участке были допущены следующие нарушения Правил безопасности:

а) рабочее место — площадка для лебед­ ки — не была освещена стационарным осве­ щением;

б) участок работы не был обеспечен сигна­ лизацией;

в) в ходке не имелось упорной вилки для удержания вагонетки при обрыве каната или сцепки.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) производить планово-предупредитель­ ный ремонт и осмотр механизмов в строгом соответствии с графиком;

б) в график включать все механизмы, не­ зависимо от их назначения и срока службы'' а также вносить в него механизмы, установлен­ ные после его составления;

в) неисправные или ненужные для работы механизмы немедленно обесточивать;

г) не допускать к управлению или работе на механизмах лиц, не прошедших специаль­ ного обучения и не сдавших экзаменов.

П р и м е р ч е т ы р н а д ц а т ы й

Рабочие транспорта пришли на нижнюю приемную площадку уклона, оборудованного ,концевой откаткой, и не нашли упорной вилки. Об этом они доложили горному мастеру транс­ порта, который дал указание отправить пар­

52

тию вверх по уклону, откуда с порожними ва­ гонетками будет спущена упорная вилка.

Приемно-отправительная площадка не бы­ ла оборудована стационарным освещением.

Рис. 9. 1 — партия груженых вагонеток; 2 — ниша; 3 __ стрелочный перевод; 4 — электровоз; 5 — партия груженых вагонеток

Плитовые сцепили три вагонетки с углем и од­ ну с породой (рис. 9), прицепили партию 1 к канату 6, и плитовой, находящийся в нише 2, дал сигнал лебедчице.

Когда партия прошла стрелку 3, плитовой хотел выйти из ниши и перевести стрелку на прием порожняка, но, услышав шум идущей вниз партии, остался в нише и крикнул осталь­ ным «берегись».

На порожняковом пути штрека находился

53

в электровозе 4 машинист. Услышав преду­ преждение и думая, что стрелка уже переве­ дена на порожняк, он пошел между гружены­ ми вагонами на грузовой путь в сторону ходка. Когда он находился между вагонетками 5. сорвавшаяся партия ударила в стоящий груз и травмировала машиниста электровоза.

Несчастный случай произошел по вине гор­ ного мастера транспорта, давшего указание плитовым отправить партию груза по уклону без упорной вилки.

Виновны также и плитовые, выполнившие неправильное распоряжение горного мастера транспорта и отправившие партию груза по уклону без упорной вилки.

Чтобы предотвратить подобный случай, надо:

а) все приемно-отправительые площадки выработок, оборудованных концевыми откат­ ками, обеспечить упорными вилками надежной конструкции. На каждой площадке должно быть в наличии не менее трех исправных упор­ ных вилок;

б) все приемно-отправительные и проме­ жуточные площадки, сопряжения откаточных выработок, рудничные дворы, электромашинные камеры и наклонные выработки, по кото­ рым производится спуск-подъем рабочих, осве­ щать стационарным электрическимосвеще­ нием;

в) на все приемно-отправительные площад­ ки должны составляться проекты и утверж­ даться главным инженером шахты. В проекте должно предусматриваться: расположение ниш, подвеска грузового и порожнякового ка­

54


натов, расположение поддерживающих роли­ ков, профиль пути на площадке, длина прием­ ной площадки, расположение сигнальных уст­ ройств, устройство обходных выработок;

г) стрелки, находящиеся на наклонных уча­ стках пути приемно-отправительных площадок, необходимо оборудовать стрелочными перево­ дами с дистанционным или автоматическим управлением.

П р и м е р п я т н а д ц а т ы й

По откаточному штреку длиной 1685 м, не оборудованному механизированной перевозкой рабочих, шел после окончания смены моторист. Мимо него проходил к стволу состав гружен­ ных углем вагонеток. Моторист решил на нем подъехать. Он бросил аккумулятор и самоспасатель в вагонетку и побежал рядом, держась за борт. По пути моторист споткнулся и попал ногой под колеса вагонетки, которой его трав­ мировало.

Причины несчастного случая:

а) отсутствие механизированной перевозки рабочих по штреку длиной более 1 км;

б) попытка пострадавшего выехать на не оборудованной для езды груженой вагонетке.

Как предотвратить подобный случай:

а) горизонтальные выработки длиной свы­ ше 1000 м, по которым производится передви­ жение людей, должны оборудоваться механи­ зированной перевозкой людей в специальных вагонетках. Для перевозки рабочих, передви­ гающихся в средине смены, необходимо

55

каждый состав обеспечивать вагонеткой для перевозки рабочих;

б) не допускать езду людей на груженых порожних вагонетках, а также передвигаться рядом с движущимся транспортом.

П р и м е р ш е с т н а д ц а т ы й

Откаточный штрек, имевший достаточные зазоры, был оборудован промежуточной разминовкой.

В отдельных местах штрек был захламлен и залит водой. Стрелочные переводы были в нерабочем состоянии — отсутствовали рыча­ ги и фиксаторы положения для замыкания стрелочных переводов, вследствие чего перевод осуществлялся ногой или рукой.

Машинист электровоза, поставивший пар­ тию порожних вагонеток на разминовке, про­ ехал стрелку, переключил контроллер электро­ воза на обратный ход и, не останавливая элек­ тровоза, выскочил из кабины и побежал впе­ ред перевести стрелочный перевод. Стрелка была засорена и неисправна, поэтому маши­ нист электровоза начал передвигать стрелоч­ ные перья ногами. Подошедший электровоз травмировал ему ногу и пошел к стволу.

Идущий навстречу электровозу электросле­ сарь осторожно вошел в кабину электровоза и остановил его, чем предотвратил возможную аварию с тяжелыми последствиями, так как электровоз шел к стволу.

Причины несчастного случая:

а) захламленность и неисправность стре­ лочных переводов, рельсовых путей;

56


б) нарушение инструкции по безопасным методам работы машинистом электровоза, ко­ торый не затормозил электровоз, сошел с него во время движения для перевода стрелки;

в) горный мастер ВШТ не осмотрел состо­ яние рельсовых путей, стрелочных переводов, свободно переводиться при помощи рычага с грузом;

Как предотвратить подобный случай:

а) все горные выработки необходимо содер­ жать в чистоте и надлежащем порядке;

б) все стрелочные переводы должны быть в исправном состоянии, очищены от грязи и свободно переводиться при помощи рычага с грузом;

в) рычаги стрелочных переводов должны находиться в нишах, имеющих достаточные размеры для свободного перевода стрелки; тя­ га стрелочного перевода должна находиться в канавке, перекрытой в междупутье металличе­ ским щитком, легко открывающимся для пе­ риодической очистки и осмотра тяги;

г) управление стрелочными переводами осу­ ществлять автоматически из кабины электро­

воза;

‘ при выходе из кабины электровоза, да­

д)

же на незначительное время, машинист дол­ жен полностью остановить и затормозить электровоз, выключить его и снять ключ с контроллера;

е) при обнаружении неисправности в стре­ лочном переводе машинист электровоза или другое лицо, обаружившее неисправность, должны немедленно об этом уведомить горно­ го мастера внутришахтного транспорта;

57

ж) дежурный горный мастер ВШТ должен убедиться в исправности рельсовых путей, стрелочных переводов, пригодности выработки и только после этого разрешить откатку грузов машинисту электровоза.

П р и м е р с е м н а д ц а т ы й

На верхней приемной площадке уклона (рис. 10) в местах, где производились сцепки, расцепка и формирование состава вагонеток 1, зазоры между подвижным составом и

место несчастного случая

...... J <

Рис. 10. I — гружены вагонетки; электрс воз; 3 — металлическа крепь; 4 — порожни вагонетки

крепью выработки были 0,2 м с одной сторо­ ны, с другой стороны 0,4 м, а между вагонет­ ками — 0,5 м.

58


Для создания необходимых зазоров в ме­ стах прохода людей в процессе эксплуатации велисц работы по расширению штрека.

По откаточному штреку шли трое рабочих. Двое, встретив против приемной площадки идущий навстречу электровоз 2, посторони­ лись, третий рабочий не стал ждать, пока электровоз пройдет мимо него (электровоз при­ емную площадку проезжал с малой ско­ ростью), и решил пройти между крепью 3 и вагонетками 4. Пройдя 2—3 метра в узкой ча­ сти, рабочий был прижат вагонеткой к крепи. Электровоз был далеко впереди, и машинист не мог остановить его при попытке рабочего пройти по верхней стороне штрека.

Несчастный случай произошел по вине:

а) руководителей предприятия, которые разрешили работу приемно-отправительной площадки уклона без необходимых зазоров между крепью и вагонетками;

б) пострадавшего, не желавшего подо­ ждать прохода состава вагонеток в месте, где имеется зазор 1,0 м, и пытавшегося пройти на­ встречу по участку штрека, где зазоры между крепью и вагонетками были 0,2 м.

Как предотвратить подобный случай:

а) на приемно-отправительных площадках, разминовках и звездах во время ремонта ни­ какого движения, не связанного с обслужива­ нием ремонтных работ, не должно быть;

б) за 5—10 м до участка ремонта впереди в безопасном месте должны быть выставлены знаки, запрещающие проход через этот участок рабочих и составов с вагонетками или электро-

59