Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возов без разрешения руководителя ремонтны­ ми работами;

в) при необходимости прохода людей, пар­ тии вагонеток или электровозов через участок ремонта в технологическом паспорте, утверж­ даемом главным инженером шахты, должны быть предусмотрены специальные меры безопа­ сного движения на этом участке;

г) при проходе электровоза или партии ва­ гонеток по выработке рабочие должны оста­ новиться в месте, предназначенном для пере­ движения, до тех пор, пока мимо них не прой­ дет состав вагонеток или электровоз.

П р и м е р в о с е м н а д ц а т ы й

Приемно-отправительная площадка (рис. 11) уклона, оборудованного концевой откат­ кой, не имела обходной выработки для тран­ зитных составов, следующих мимо площадки.

Партии грузов проходили по свободному пути через площадку под рабочим канатом 1. Канат между барабаном лебедки 2 и прием­ ной площадкой поддерживался трубчатым ро­ ликом 3. На приемной площадке поддержива­ ющих роликов не было, так как горизонталь­ ная часть площадки была недостаточной дли­ ны. Пути в уклоне были засорены породой.

Во время спуска в уклон порожних вагоне­ ток 4 начальник смены находился в шейке ле­ бедочной камеры; в это время через приемную площадку проходил состав вагонеток 5. При­ мерно на пятидесятом метре уклона вагонет­ ки 4, встретив на пути породу, остановились, канат провис и упал между вагонетками 5, ко-

60

Рис. 11./ — канат; 2 — подъемная лебедка; 3 — трубчатый поддержи­ вающий ролик; 4 — порожние ваго­ нетки, спускаемые в уклон; 5 — по­ рожние вагонетки партии с электро­

возом

торые, двигаясь, натянули канат, прижав им начальника смены к креплению шейки лебе­ дочной камеры.

Несчастный случай произошел по следую­ щим причинам:

61

а) приемно-отправительная площадка не имела обходной выработки, в связи с чем до­ пускалась транспортировка вагонеток через площадку и под канатом;

б) на участке прохода вагонеток канат не имел поддерживающих роликов и предохрани­ тельных скоб или полков, препятствующих провисанию каната при остановке партий, иду­ щих в уклон или из уклона;

в) были засорены откаточные пути в укло­ не, что препятствовало нормальному движе­ нию вагонеток;

г) при отсутствии обходной выработки и не­ обходимости движения партий вагонеток через площадку уклона не было светофоров, запре­ щающих проезд партий через площадку во время работы лебедки;

д) начальник смены (пострадавший) не за­ претил проезд партии под канатом во время работы лебедки.

Как предотвратить подобный случай:

а) в местах, где временно, до устройства обходной выработки, имеется необходимость прохода партий через приемно-отправительную площадку под грузовым канатом, необходимо: разработать безопасные меры, увязав работу лебедки и электровозов; оборудовать выработ­ ки светофорами за выходными стрелками, ука­ зывающими разрешение или запрещение въез­ да электровоза на приемно-отправительную площадку;

б) перед началом работы горный мастер участка должен осмотреть состояние выработ­ ки и в случае засорения путей, поломов крепи или других ненормальностей, нарушающих

6Q


безопасность движения, принять Mep^i по при­ ведению выработки в рабочее состояние и только после этого разрешить откатку грузов;

в) канаты лебедок, пересекающие рельсо­ вые пути или пути прохода людей, должны надежно изолироваться полками, удерживаю­ щими канат в случае возможного прови­ сания.

П р и м е р д е в я т н а д ц а т ы й

Двое рабочих внутришахтного транспорта' (дорожные) шли по откаточному штреку к ме­ сту своей работы. Один из них был неопытный (в шахте работал 18 дней), другой имел опыт и производственный стаж работы в шахте 12 лет. Новый рабочий не был прикреплен к опыт­ ному рабочему для прохождения индивидуаль­ ного обучения.

Когда поравнялся с ними состав вагонеток, они посторонились и при подходе последней вагонетки старый рабочий прыгнул на буфер, следом за ним прыгнул и новый рабочий.

Во время движения машинист электровоза увидел, что стрелка переведена не в сторону движения электровоза, но по инерции наехал на стрелку. Резко остановив партию, машинист электровоза, не дав звукового сигнала или не­ сколько, слабых толчков, с ходу начал пода­ вать состав назад. Опытный рабочий, находив­ шийся на буфере заднего вагона, спрыгнул с буфера и устремился бежать назад по путям, а новый растерялся, спрыгнул с буфера и ос­ тался рядом с вагонеткой, которая сошла с рельсов и травмировала его.

63

Несчастный случай произошел в результа­ те таких нарушений:

а) опытный рабочий, прыгнув на буфер ва­ гонетки, подал повод для нарушения неопыт­ ному рабочему. Как видно из обстоятельств не­ счастного случая, опытный рабочий, зная воз­ можные последствия этого нарушения, спрыг­

нул и убежал

назад

от

состава.

Неопытный

рабочий,

не

предвидевший схода

вагонеток

с рельсов,

остался

на

месте и был трав­

мирован;

 

 

 

 

 

б) машинист электровоза, остановив пар­ тию, не подал сигнала предупреждения и на­ чал сдавать партию назад;

в) руководителями участка внутришахтного транспорта не был прикреплен новый рабо­ чий для прохождения индивидуального обуче­ ния к опытному.

Как предотвратить подобный случай:

а) всех вновь поступивших рабочих при­ креплять для прохождения индивидуального обучения на месте работы к старым опытным • рабочим, сроком на 2—3 месяца; выходные дни прикрепленному и обучаемому рабочему пре­ доставлять в один день;

б) при необходимости подать состав ваго­ неток назад машинист электровоза должен послать в конец партии сцепщика, провожато­ го или проинструктированного рабочего, кото­ рый, убедившись в отсутствии рабочих на пу­ ти, подает сигнал машинисту. Машинист элек­ тровоза звуковым сигналом и двумя-тремя толчками предупреждает о подаче состава назад и тихим ходом двигает состав.

64


П р и м е р д в а д ц а т ы й

Ниже откаточного штрека велись работы по углубке уклона. Вагонетка 1 с породой вы­ давалась из забоя уклона при помощи лебедки 2, установленной в нише 3 выше откаточного штрека (рис. 12).

Рис. 12. 1 — вагонетка с породой; 2 — лебедка; 3 — ниша для лебедки; 4 — канат; 5 — горизонтальный шкив

5. 184

G '>

Канат 4 лебедки 2 проходил через горизон­ тальный шкив 5, установленный против лебед­ ки 2 между путями уклона.

Нагрузив в забое вагонетку породой, один проходчик крикнул лебедчику, чтобы тот по­ тащил вагонетку, а сам пошел рядом с ней, чтобы отцепить ее на заезде. Упорная вилка к вагонетке прицеплена не была, предохрани­ тельный барьер ниже приемной площадки от­ сутствовал. Так как на канате не было отме­ ток для фиксирования места остановки ваго­ нетки, лебедчик допустил переподъем и ваго­ нетка 1, подойдя близко к шкиву 5, была стя­ нута с рельсовых путей. Рабочий, сопровождав­ ший вагонетку, крикнул лебедчику «стоп», ле­ бедчик остановил лебедку, тогда рабочий по­ звал своего напарника на помощь.

Они вдвоем при помощи рельса начали ста­ вить вагонетку на рельсы, в это время подошел откатчик и стал слева перед вагонеткой. Рабо­ чие сильнее чем нужно рельсой качнули ваго­ нетку, последняя опрокинулась и ушибла от­ катчика.

Несчастный случай произошел в результа­ те нарушений, которые допустили:

а) руководители участка ОКР, не обеспе­ чившие канат лебедки меткой, фиксирующей место остановки вагонетки, в результате чего был допущен переподъем;

б) руководители участка внутришахтного транспорта, не обеспечившие приемно-отправи- тельную площадку специальными приспособле­ ниями (самостав, домкрат и т. д.) для поста­ новки сошедших с рельсов вагонеток;

в) рабочие, производившие постановку

66

вагонетки на рельсы при помощи рычага из рельса и не удалившие от места работ посто­ роннего откатчика.

Кроме этого, на указанном участке работы были допущены нарушения Правил безопасно­ сти, которые также могли привести к несчаст­ ному случаю:

а ) руковод ители у ч а с тк о в в н у тр и ш а хтн о го тр а н сп о р та и О К Р не оборуд овали прием но-от-

п р ави тел ь н ую

п л о щ а д ку барьерам и , что у г р о ­

ж а л о

рабочим ,

р аб о таю щ и м в забое у г л у б л я е ­

м ого

укл о н а ;

 

б) забой не был оборудован сигналом к ле­ бедке;

в) рабочими была отправлена вагонетка по уклону без упорной вилки;

г) рабочий во время движения вагонетки по уклону шел рядом с ней;

 

д ) руковод ители у ч а с т к а О К Р

не о беспечи ­

л и

пред о хр ан и тел ьн ы м барьером

забой у гл у б -

ки

укл о н а .

 

 

Как предотвратить подобный случай:

 

а) для подтягивания грузов, выдачи и спу­

ска вагонеток на небольшие расстояния на ка­ натах лебедок должны быть нанесены метки для фиксации подхода вагонетки. Во всех ос­ тальных случаях лебедки, обслуживающие на­ клонные выработки, должны иметь индикато­ ры глубины;

б) постановку сошедших с рельсов вагоне­ ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д. производить в присутствии и под руко­ водством горного мастера;

в) запретить нахождение рабочих, не свя­ занных с выполнением работ, в местах, где

67


производится постановка на рельсы вагоне­ ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д.;

г) при углубке уклонов, ходков, являющ ся продолжением транспортных наклонных выработок, работающие в забое должны быть защищены от падения сверху вагонеток надеж­ ными барьерами или другими задерживающи­ ми устройствами. Барьеры должны постоянно находиться в закрытом состоянии.

П р и м е р д в а д ц а т ь п е р в ы й

В двадцати метрах от приемно-отправитель- ной площадки бремсберга (рис. 13) проходил-

Рнс. 13. / — забой квершлага; 2 — вагонетки с поро­ дой; 3 — состав порожних вагонеток; 4 вагонетки

с углем

68

ся квершлаг 1. Двое рабочих производили по­ грузку породы в вагонетки 2. Нагрузив две ва­ гонетки породой, они решили отогнать их в ко­ нец грузового пути площадки бремсберга. В это время им навстречу по порожняковому пути шел состав порожних вагонеток 3 к бремсбер­ гу. С приемно-отправительной площадки плитовые пустили две вагонетки 4, груженные уг­ лем без сопровождающего. Сцепщик, ехавший на специальном сидении последнего вагона 3, увидел, что рабочим грозит опасность, и на­ чал кричать, чтобы они ушли с путей. Рабочие не услышали предупреждения сцепщика и бы­ ли травмированы свободно пущенными с заез­ дабремсберга вагонетками 4.

Несчастный случай произошел по вине:

а) плитовых бремсберга, отправивших две груженные углем вагонетки без сопровождаю­ щего и не повесивших лампу на переднюю ва­ гонетку;

б) руковод ителей

у ч а с т к а вн утр и ш а хтн о го

тр ан сп о р та и у ч а с т к а

О К Р , не опред еливш их

р еж и м а о тка тки гр узо в в пределах п р и ем н о -о т­ правительной п л о щ ад ки в связи с появлением пр о м еж уто чн о го п о грузо чного п ун кта у к в е р ­

ш л ага .

Как предотвратить подобный случай:

а) не допускать самокатное передвижение вагонеток по выработкам без сопровождающе­ го (откатчика); на передний борт вагонетки в этих случаях необходимо вешать аккумуля­ торную лампу; .

б) при необходимости на приемно-отправи­ тельной площадке иметь дополнительный по­ грузочный пункт (перекрепление, прохожде-

69