Файл: Аршава В.Г. За безопасность труда на подземном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
возов без разрешения руководителя ремонтны ми работами;
в) при необходимости прохода людей, пар тии вагонеток или электровозов через участок ремонта в технологическом паспорте, утверж даемом главным инженером шахты, должны быть предусмотрены специальные меры безопа сного движения на этом участке;
г) при проходе электровоза или партии ва гонеток по выработке рабочие должны оста новиться в месте, предназначенном для пере движения, до тех пор, пока мимо них не прой дет состав вагонеток или электровоз.
П р и м е р в о с е м н а д ц а т ы й
Приемно-отправительная площадка (рис. 11) уклона, оборудованного концевой откат кой, не имела обходной выработки для тран зитных составов, следующих мимо площадки.
Партии грузов проходили по свободному пути через площадку под рабочим канатом 1. Канат между барабаном лебедки 2 и прием ной площадкой поддерживался трубчатым ро ликом 3. На приемной площадке поддержива ющих роликов не было, так как горизонталь ная часть площадки была недостаточной дли ны. Пути в уклоне были засорены породой.
Во время спуска в уклон порожних вагоне ток 4 начальник смены находился в шейке ле бедочной камеры; в это время через приемную площадку проходил состав вагонеток 5. При мерно на пятидесятом метре уклона вагонет ки 4, встретив на пути породу, остановились, канат провис и упал между вагонетками 5, ко-
60
Рис. 11./ — канат; 2 — подъемная лебедка; 3 — трубчатый поддержи вающий ролик; 4 — порожние ваго нетки, спускаемые в уклон; 5 — по рожние вагонетки партии с электро
возом
торые, двигаясь, натянули канат, прижав им начальника смены к креплению шейки лебе дочной камеры.
• Несчастный случай произошел по следую щим причинам:
61
а) приемно-отправительная площадка не имела обходной выработки, в связи с чем до пускалась транспортировка вагонеток через площадку и под канатом;
б) на участке прохода вагонеток канат не имел поддерживающих роликов и предохрани тельных скоб или полков, препятствующих провисанию каната при остановке партий, иду щих в уклон или из уклона;
в) были засорены откаточные пути в укло не, что препятствовало нормальному движе нию вагонеток;
г) при отсутствии обходной выработки и не обходимости движения партий вагонеток через площадку уклона не было светофоров, запре щающих проезд партий через площадку во время работы лебедки;
д) начальник смены (пострадавший) не за претил проезд партии под канатом во время работы лебедки.
Как предотвратить подобный случай:
а) в местах, где временно, до устройства обходной выработки, имеется необходимость прохода партий через приемно-отправительную площадку под грузовым канатом, необходимо: разработать безопасные меры, увязав работу лебедки и электровозов; оборудовать выработ ки светофорами за выходными стрелками, ука зывающими разрешение или запрещение въез да электровоза на приемно-отправительную площадку;
б) перед началом работы горный мастер участка должен осмотреть состояние выработ ки и в случае засорения путей, поломов крепи или других ненормальностей, нарушающих
6Q
безопасность движения, принять Mep^i по при ведению выработки в рабочее состояние и только после этого разрешить откатку грузов;
в) канаты лебедок, пересекающие рельсо вые пути или пути прохода людей, должны надежно изолироваться полками, удерживаю щими канат в случае возможного прови сания.
П р и м е р д е в я т н а д ц а т ы й
Двое рабочих внутришахтного транспорта' (дорожные) шли по откаточному штреку к ме сту своей работы. Один из них был неопытный (в шахте работал 18 дней), другой имел опыт и производственный стаж работы в шахте 12 лет. Новый рабочий не был прикреплен к опыт ному рабочему для прохождения индивидуаль ного обучения.
Когда поравнялся с ними состав вагонеток, они посторонились и при подходе последней вагонетки старый рабочий прыгнул на буфер, следом за ним прыгнул и новый рабочий.
Во время движения машинист электровоза увидел, что стрелка переведена не в сторону движения электровоза, но по инерции наехал на стрелку. Резко остановив партию, машинист электровоза, не дав звукового сигнала или не сколько, слабых толчков, с ходу начал пода вать состав назад. Опытный рабочий, находив шийся на буфере заднего вагона, спрыгнул с буфера и устремился бежать назад по путям, а новый растерялся, спрыгнул с буфера и ос тался рядом с вагонеткой, которая сошла с рельсов и травмировала его.
63
Несчастный случай произошел в результа те таких нарушений:
а) опытный рабочий, прыгнув на буфер ва гонетки, подал повод для нарушения неопыт ному рабочему. Как видно из обстоятельств не счастного случая, опытный рабочий, зная воз можные последствия этого нарушения, спрыг
нул и убежал |
назад |
от |
состава. |
Неопытный |
|
рабочий, |
не |
предвидевший схода |
вагонеток |
||
с рельсов, |
остался |
на |
месте и был трав |
||
мирован; |
|
|
|
|
|
б) машинист электровоза, остановив пар тию, не подал сигнала предупреждения и на чал сдавать партию назад;
в) руководителями участка внутришахтного транспорта не был прикреплен новый рабо чий для прохождения индивидуального обуче ния к опытному.
Как предотвратить подобный случай:
а) всех вновь поступивших рабочих при креплять для прохождения индивидуального обучения на месте работы к старым опытным • рабочим, сроком на 2—3 месяца; выходные дни прикрепленному и обучаемому рабочему пре доставлять в один день;
б) при необходимости подать состав ваго неток назад машинист электровоза должен послать в конец партии сцепщика, провожато го или проинструктированного рабочего, кото рый, убедившись в отсутствии рабочих на пу ти, подает сигнал машинисту. Машинист элек тровоза звуковым сигналом и двумя-тремя толчками предупреждает о подаче состава назад и тихим ходом двигает состав.
64
П р и м е р д в а д ц а т ы й
Ниже откаточного штрека велись работы по углубке уклона. Вагонетка 1 с породой вы давалась из забоя уклона при помощи лебедки 2, установленной в нише 3 выше откаточного штрека (рис. 12).
Рис. 12. 1 — вагонетка с породой; 2 — лебедка; 3 — ниша для лебедки; 4 — канат; 5 — горизонтальный шкив
5. 184 |
G '> |
Канат 4 лебедки 2 проходил через горизон тальный шкив 5, установленный против лебед ки 2 между путями уклона.
Нагрузив в забое вагонетку породой, один проходчик крикнул лебедчику, чтобы тот по тащил вагонетку, а сам пошел рядом с ней, чтобы отцепить ее на заезде. Упорная вилка к вагонетке прицеплена не была, предохрани тельный барьер ниже приемной площадки от сутствовал. Так как на канате не было отме ток для фиксирования места остановки ваго нетки, лебедчик допустил переподъем и ваго нетка 1, подойдя близко к шкиву 5, была стя нута с рельсовых путей. Рабочий, сопровождав ший вагонетку, крикнул лебедчику «стоп», ле бедчик остановил лебедку, тогда рабочий по звал своего напарника на помощь.
Они вдвоем при помощи рельса начали ста вить вагонетку на рельсы, в это время подошел откатчик и стал слева перед вагонеткой. Рабо чие сильнее чем нужно рельсой качнули ваго нетку, последняя опрокинулась и ушибла от катчика.
Несчастный случай произошел в результа те нарушений, которые допустили:
а) руководители участка ОКР, не обеспе чившие канат лебедки меткой, фиксирующей место остановки вагонетки, в результате чего был допущен переподъем;
б) руководители участка внутришахтного транспорта, не обеспечившие приемно-отправи- тельную площадку специальными приспособле ниями (самостав, домкрат и т. д.) для поста новки сошедших с рельсов вагонеток;
в) рабочие, производившие постановку
66
вагонетки на рельсы при помощи рычага из рельса и не удалившие от места работ посто роннего откатчика.
Кроме этого, на указанном участке работы были допущены нарушения Правил безопасно сти, которые также могли привести к несчаст ному случаю:
а ) руковод ители у ч а с тк о в в н у тр и ш а хтн о го тр а н сп о р та и О К Р не оборуд овали прием но-от-
п р ави тел ь н ую |
п л о щ а д ку барьерам и , что у г р о |
|
ж а л о |
рабочим , |
р аб о таю щ и м в забое у г л у б л я е |
м ого |
укл о н а ; |
|
б) забой не был оборудован сигналом к ле бедке;
в) рабочими была отправлена вагонетка по уклону без упорной вилки;
г) рабочий во время движения вагонетки по уклону шел рядом с ней;
|
д ) руковод ители у ч а с т к а О К Р |
не о беспечи |
л и |
пред о хр ан и тел ьн ы м барьером |
забой у гл у б - |
ки |
укл о н а . |
|
|
Как предотвратить подобный случай: |
|
|
а) для подтягивания грузов, выдачи и спу |
ска вагонеток на небольшие расстояния на ка натах лебедок должны быть нанесены метки для фиксации подхода вагонетки. Во всех ос тальных случаях лебедки, обслуживающие на клонные выработки, должны иметь индикато ры глубины;
б) постановку сошедших с рельсов вагоне ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д. производить в присутствии и под руко водством горного мастера;
в) запретить нахождение рабочих, не свя занных с выполнением работ, в местах, где
67
производится постановка на рельсы вагоне ток, электровозов, породопогрузочных машин и т. д.;
г) при углубке уклонов, ходков, являющ ся продолжением транспортных наклонных выработок, работающие в забое должны быть защищены от падения сверху вагонеток надеж ными барьерами или другими задерживающи ми устройствами. Барьеры должны постоянно находиться в закрытом состоянии.
П р и м е р д в а д ц а т ь п е р в ы й
В двадцати метрах от приемно-отправитель- ной площадки бремсберга (рис. 13) проходил-
Рнс. 13. / — забой квершлага; 2 — вагонетки с поро дой; 3 — состав порожних вагонеток; 4 вагонетки
с углем
68
ся квершлаг 1. Двое рабочих производили по грузку породы в вагонетки 2. Нагрузив две ва гонетки породой, они решили отогнать их в ко нец грузового пути площадки бремсберга. В это время им навстречу по порожняковому пути шел состав порожних вагонеток 3 к бремсбер гу. С приемно-отправительной площадки плитовые пустили две вагонетки 4, груженные уг лем без сопровождающего. Сцепщик, ехавший на специальном сидении последнего вагона 3, увидел, что рабочим грозит опасность, и на чал кричать, чтобы они ушли с путей. Рабочие не услышали предупреждения сцепщика и бы ли травмированы свободно пущенными с заез дабремсберга вагонетками 4.
Несчастный случай произошел по вине:
а) плитовых бремсберга, отправивших две груженные углем вагонетки без сопровождаю щего и не повесивших лампу на переднюю ва гонетку;
б) руковод ителей |
у ч а с т к а вн утр и ш а хтн о го |
тр ан сп о р та и у ч а с т к а |
О К Р , не опред еливш их |
р еж и м а о тка тки гр узо в в пределах п р и ем н о -о т правительной п л о щ ад ки в связи с появлением пр о м еж уто чн о го п о грузо чного п ун кта у к в е р
ш л ага .
Как предотвратить подобный случай:
а) не допускать самокатное передвижение вагонеток по выработкам без сопровождающе го (откатчика); на передний борт вагонетки в этих случаях необходимо вешать аккумуля торную лампу; .
б) при необходимости на приемно-отправи тельной площадке иметь дополнительный по грузочный пункт (перекрепление, прохожде-
69