Файл: Равдин И.Ф. Сведения из теории полета управляемых баллистических ракет конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 33 -

основанный на этой зависимости, является линейным функционалом

отсечки тяга . Следовательно, при использовании линейных функци­

оналов уравнение управления

Ф« = фкр будет точным лишь в ли­

нейном приближении.

 

При управлении дальностью полета ракеты по функционалу от­

сечки тяги, например, /вида

22/ учитывается влияние на даль­

ность полета изменения параметров ракеты и условий пуска толь­ ко на активном участке траектории и не учитывается влияние воз­ мущающих факторов, действующих на пассивном участке траектории.

При этом не учитывается также влияние так называемого последей­

ствия двигателя, т .е . периода окончания работы двигателя после

подачи команды на его выключение.

Практическое осуществление уравнения управления Фк =Фкр

с использованием линейного функционала отсечки тяги вида /2 2 /

встречает значительные технические затруднения. Значительно легче могут быть реализованы более простые, хотя и менее точ­ ные уравнения управления с использованием упрощенных линейных

функционалов отсечки тяги, обеспечивающих,' однако, удовлетвори­ тельную точность нанесения ракетных ударов.

Конкретный вид уравнения управления и используемого функ­

ционала отсечки тяги в калдом случае обусловлен выбранным спо­ собом управления дальностью пуска в зависимости от требований к точности и эффективности ракетного удара с учетом других требований, предъявляемых к ракетному комплексу.

5 б . Виды функционалов отсечки тяги

1 . Измерение элементов кажущегося движения ракеты.

В автоном ых системах управления дальностью полета бая-

Зак.® 449

- 34

диетических ракет применяются различные виды упрощенных линей­

ных функционалов отсечки тяги, основанных на преобразовании и

упрощении общего выражения линейного функционала /2 2 /. При ис­ пользовании автономных систем управления баллистических ракет невозможно на борту ракеты измерять фактические параметры ее

движения относительно Земли

if , в

, ^ , х ,

входящие в выра­

жение линейного функционала

/2 2 /.

Поэтому для

формирования уп­

рощенных линейных функционалов отсечки тяги используются пара­ метры так называемого кажущегося движения ракеты относительно Земли, представляющие собой параметры движения ракеты относи­ тельно некоторых чувствительных /подвижных/ элементов датчи­ ков ускорений, или акселерометров,, установленных на борту ра­ кеты при определенной ориентации их оси чувствительности /н а ­ правление, по которому измеряется ускорение/.

Кажущееся ускорение ракеты по направлению оси чувстви­ тельности акселерометра, измеренное акселерометром, равно по величине и противоположно по направлению ускорению чувстви­ тельного элемента акселерометра относительно корпуса ракеты.

Относительное ускорение чувствительного.элемента акселеромет­ ра обусловлено действием всех сил, приложенных к ракете, за исключением силы тяжести, поскольку сила тяжести сообщает одинаковое ускорение и ракете, и чувствительному элементу ак­ селерометра, и следовательно, не влияет на его ускорение от­ носительно ракеты. Следовательно, кажущееся ускорение ракеты по направлению оси чувствительности акселерометра - это ус­ корение, которое имела бы ракета по направлению оси чувстви­ тельности акселерометра, если бы на нее не действовала сила тяжести.

Зак.£ 449


- 35 -

Посредством однократного интегрирования кажущегося ус коре ния определяют кажущуюся скорость ракета, а посредством двух­ кратного интегрирования - кажущийся путь ракеты по направлен!»!

оси чувствительности акселерометра . Обычно для измерения и ин­

тегрированиякажущихся ускорений ракеты в системах управления ракеты применяются гироскопические устройства, называемые гиро­

скопическими интеграторами ускорений.

В соответствии со способами ориентации оси чувствительнос­ ти акселерометров или интеграторов ускорений различают mire; ро­

торы ускорений с нестабилизированными и со стабилизированными осями чувствительности,

У интеграторов ускорений с {«стабилизированной осью чув­

ствительности ось чувствительности акселерометра жестко связа­

на с корпусом ракеты и, следовательно, .участвует в колебаниях

ракеты. При относительной простоте

конструкции недостатком та ­

ких интеграторов ускорений является

меньшая точность из-за

влияния колебаний ракеты на результаты измерения параметров кажущегося двидения ракеты по направлению оси чувствительное-"!;

Для стабилизации оси чувствительности интегратор ускоре­

ний устанавливается на гироетабилизнрованной платформе, В этом случае колебания ракеты не влияют на положение оси чувствитель­ ности интегратора ускорений, и точность измерения элементов кажущегося движения ракеты по направлению оси чувствительности возрастает. В соответствии с указанными видами интеграторов Ускорений различают функционалы отсечки тяга с нестабилизиро-

ванной

 

или со табилизировакной осью чувствительности.

2

,

Функционалы отсечки тяги с неетцбилизированной осью

 

 

чувствительности

Зак.№ 449

- 36 -

Простейшим функционалом отсечки тяга с местабилиаирован-

ной осью чувствительности в автономных системах управления дальностью полета баллистических ракет, является псевдоско­ рость. Псевдоскорость - это кажущаяся или условная скорость,

которую имела бы ракета по направлению своей продольной оси,

если бы на ракету не действовала сила тяжести.- Для измерения псевдоскорости ось чувствительности акселерометра интеграто­ ра ускорений ориентируется по направлению продольной оси ра­ кеты ЗС< , т . е . в данном случае для управления дальностью полета ракеты применяется интегратор продольных ускорений.

lOpUA&HrtlCL

Рив.11 Интегратор продольных'ускорений /ИПУ/ с нестабилиаированнои осью чувствительности, параллельной оси

ракеты

На рис.11 чувствительный элемент интегратора продольных ускорений изображен условно в виде маятника, ось чувствитель­ ности которого параллельна продольной оси ракеты X, .

Относительное ускорение маятника по направлению оси чуБ-

ствительности / равно разнести проекций на ось чувства-

CMfit .ornXi

тельности абсолютного ний маятника:

Зак.№ 4 4 9


- 37 -

J.y.oTHX) Jm.q6cXi JM.nefx,

Абсолютным ускорением маятника является ускорение силы тя­ жести , т .к . на маятник действует только сила тяжести. Сле­

довательно, проекция обсолютного ускорения маятника на его ось чувствительности будет /р и с .12/:

 

 

/

,

= -

QSin $

,

 

 

 

QM. OoCXf

 

а

 

 

 

где

& - угол тангажа.

 

 

 

 

 

 

Переносное ускорение маятника есть полное ускорение раке­

ты

М

. Проекцию полного ускорения

ракеты

на ось чувствитель­

ности

маятника обозначим

0~х,

( ufXl

=

i}XJ

. Следовательно,

переносное ускорение маятника по направлению оси чувствитель­

ности будет

 

 

 

.

 

 

 

 

 

/ м. перх<

~

 

 

 

 

Заметим,

что величину

t/*,

можно выразить через проек­

ции на ось

Х(

касательного ускорения Uft =

и

нормаль-

ного ускорения

ракеты иХп

jiа

*

/р и с .1 1 /.

 

 

 

 

 

 

&Х, = U/x,

= U^COS* -f иГ* Since

=

iy<>OSot + t/6sinoC

Величины касательного

V"

и нормального I/O

ускоре­

ний ракеты

определяются из

уравнений

/1 0 / и / И / поступатель­

ного движения ракеты в проекции на касательную и нормаль к тра­

ектории. Подставляя значения и } мпер , запишем вы­

ражение для составляющей относительного ускорения маятника по

направлению его оси

чувствительности

I

в

следующем виде

 

 

 

 

 

 

 

Жм.о6сХ1

JfM.nepxt

=

 

 

=

^ ~ ^х >

Кажущееся ускорение ракеты по направлению оси чувствитель­

ности интегратора

W х<

,

измеряемое

и интегрируемое интегра-

 

 

 

 

 

 

 

Зак.* 449


- 38 -

тором продольных ускорений, равно по величине и противоположно

по знаку относительному ускорению маятника по направлению его

оси чувствительности; ....

/л1. отых<

= Ifx, + 2

&•

их<

 

Величина кажущейся скорости или псевдоскорости ракеты по

направлению оси чувствительности

Wx, при этом

определяется

след^ующциым выражением:,

^

£

У/х< = (*Мс,М = f i & b + S M & H t = j w t + j § S i n №

Jo

0

о

о

или

 

t/x, J + p i n t i d t

,

W x, =

 

 

-о ~

/2 7 /

где L^-f = i/c 0$cL -

составляющая скорости ракеты по направле­

 

нию ее

продольной оси, совпадающей в дан­

 

ном случае с осью чувствительности инте­

 

гратора

продольных ускорений;

 

i9- . - текущее

значение угла тангажа;

 

- текущее значение ускорения силы тяжести.

Уравнение управления дальностью по пеевдоскорости, т .е .

при помощи интегратора продольных ускорений имеет, следующий

вид

 

 

=

WtKp ,

/ 28/

где ^ (к - текущее значение

псевдоскорости;

 

ilVtKp - расчетное значение пеевдоскорости, соответствующее

заданной дальности полета ракеты при фактически»

условиях пуска.

 

 

В некоторых случаях нестабиливированная ось чувствитель­

ности интегратора продольных ускорений /ИЛУ/

устанавливается

 

 

Звк.№ 449


- 39 -

под небольшим углом %

к продольной оси ракеты X, /р и с .12/

Рис.12 Ориентация нестабилиаированной оси чувствительности

 

ИЛУ под углом

|

к продольной

оси X, ракеты.

Это

повышает

чувствительность

акселерометра

к ускорениям, дей­

ствующим как

по продольной оси ракеты X,

,

так и по нормаль­

ной

связанной

оси

и позволяет частично

компенсировать

действие некоторых возмущающих факторов в продольной плоскос­

ти пуска /например, продольного

ветр а /тВ

указанных случаях

интегратор

продольных ускорений

измеряет

кажущуюся скорость

ракеты

по

направлению оси

чувствительности и уравнение

управления имеет

следующий

вид

 

 

 

 

Щ к -

Щ к р ,

W

где И/$к - текущее значение кажущейся скорости ракеты по на­

Р? правлению оси чувствительности интегратора про­ дольных ускорений;

-расчетное значение кажущейся скорости ракетн; со­ ответствующее заданной дальности полета ракеты

I

при фактических условиях пуска.

3 . Функционалы отсечки тяга со стабилизированной осы

чувствительности

 

Вектор скорости ракеты в любой точке траектории и,

в

З а к

449