Файл: Могила В.П. Что отсчитывает спидометр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормальная смазка цилиндрово-поршневой группы. Иначе трущиеся детали этого узла будут сильно изнашиваться.

Опытные водители взяли себе за правило: никогда не заводить двигатель, пока он не будет подогрет до температуры 30—40 граду­ сов. Как известно, самый простой и распро­ страненный способ предварительного подо­ грева — наполнение системы охлаждения го­ рячей водой. При сильных морозах ее зали­ вают до тех пор, пока из сливного краника радиатора не потечет горячая вода (двух- и трехкратный залив).

Последнее время в ряде автохозяйств Пермского совнархоза, в частности в нашей АТК № 3, нашел широкое применение подо­ грев двигателей горячим паром. Этот способ пока остается наиболее совершенным и эффек­ тивным. Подогрев стал занимать гораздо меньше времени и резко снизился пусковой износ цилиндрово-поршневой группы.

Горячий пар через специально установлен­ ный штуцер вводится непосредственно в зарубашечное пространство двигателя. Вводить пар через заливную горловину радиатора не рекомендуется, так как это, во-первых, менее эффективно, а во-вторых, может привести к повреждению радиатора.

В очень сильные морозы некоторые води­ тели успешно применяют еще одно средство, облегчающее пуск двигателя. После возвра­ щения в гараж заливают в картер (через маслозаливную горловину) около одного лит­ ра бензина и так оставляют на ночь. Разбав-

23

ленное бензином масло не застывает даже при сорокаградусных морозах, что обеспечи­ вает легкое проворачивание коленчатого вала и быстрый пуск двигателя после подогрева горячей водой или паром. При работе двига­ теля, когда температура его достигнет 75— 85 градусов, легкие фракции бензина испаря­ ются, а масло приобретает свои прежние свойства. Однако разбавление масла бензи­ ном ни в коем случае не может заменить по­ догрев двигателя горячей водой или паром.

Многие шоферы АТК № 3 применяют еще и другой способ облегчения пуска двигателя. Очень часто бывают случаи, что автохозяй­ ства снабжаются зимой летним маслом (в ос­ новном АК-Ю). При нормальном температур­ ном режиме двигателя (75—85° С) в зимнее время применение масла АК-Ю не влияет на износ двигателя, но оно очень затрудняет прокручивание коленчатого вала при пуске и тем самым увеличивается пусковой износ. При температуре —10°С это масло практически не прокачивается масляным насосом, что вы­ зывает интенсивные износы во время пуска и вообще затрудняет пуск.

Шоферы АТК № 3 применяют смеси мас­ ла АК-Ю и веретенного-2 в пропорции 1: 1 (на один литр АК-Ю один литр веретенно­ го-2). Если отсутствует веретенное масло, ис-' пользуют смесь 85 процентов масла АК-Ю и 15 процентов дизельного зимнего топлива (но ни в коем случае летнего!). При этом несколь­ ко снижается давление в масляной магистра­ ли, но этого не следует опасаться, так как за

29



счет лучшей прокачиваемости смесь в боль­ ших количествах подается к трущимся дета­ лям двигателя.

Как показывает опыт, при температуре окружающего воздуха —30° С коленчатый вал проворачивается легко. По мере испаре­ ния дизельного топлива давление в масляной магистрали увеличивается. Это сигнализирует о том, что необходимо снова разбавить масло в вышеприведенной пропорции.

Итак, двигатель пущен. Можно трогаться в путь? Нет, нельзя. Сначала его надо про­ греть на малых оборотах до температуры во­

ды 65—75 градусов. Это нужно

для того, что­

бы трущиеся детали

двигателя

успели по­

крыться масляной

пленкой.

И

вообще —

хорошо прогретый мотор работает в более благоприятных условиях, чем холодный: улуч­ шаются смазка и смесеобразование в карбю­ раторе. А все это позволяет взять у двигателя наибольшую мощность.

Некоторые водители, якобы для ускоре­ ния прогрева двигателя и предотвращения замораживания радиатора, удаляют из систе­ мы охлаждения термостаты. Это — или за­ блуждение, или просто техническое невеже­ ство. Термостат как раз для того и служит, чтобы ускорить после запуска прогрев охлаж­ дающей жидкости непосредственно в двига­ теле, а также для регулировки циркуляции жидкости в зависимости от ее температуры.

Удаление термостата или его неисправ­

ность

сокращают срок службы двигателя —

сердца

автомобиля— на 15—20 процентов.

30

Это установлено научными исследованиями и многолетней практикой. Не случайно води­ тели, машины которых пробежали без ремон­ та 200—250 тысяч километров, периодически проверяют состояние термостатов и при необ­ ходимости заменяют их новыми.

Во время работы на линии очень важно поддерживать более или менее постоянную температуру охлаждающей жидкости. Она должна быть в пределах 75—85 градусов. Для поддержания ее водитель должен умело поль­ зоваться жалюзи радиатора, содержать их в исправности, зимой применять утеплительные чехлы, в летнюю жару, наоборот, создавать условия для лучшего обдувания двигателя воздухом.

Особенно вреден для двигателя перегрев до закипания воды— так называемый «само­ вар». Каждый такой случай укорачивает жизнь мотора на десятки тысяч километров пробега. Такие перегревы, как правило, про­ исходят по вине водителей, допускающих за­ мерзание радиатора, неисправность указа­ теля температуры, недолив воды, чрезмерное насилование двигателя и т. д.

Тут совет один: не допускай «самовара», а допустив, немедленно остановись, дай мо­ тору охладиться, устраняй причину перегрева (в зависимости от времени года). Этим самым ты предотвратишь опасные для двигателя по­ следствия.

Как видим, мотор долго и верно служит лишь тем, кто грамотно и бережно его эк­ сплуатирует. Но есть еще водители, которые

31


пренебрегают элементарными техническими правилами. Взять, к примеру, пользование га­ зом (оборотами двигателя). Часто на акселе­ ратор нажимают резко, рывками, не задумы­ ваясь над тем, какие оптимальные (наиболее благоприятные) обороты соответствуют тому или иному моменту езды. А это очень важно для уменьшения износа сопряженных деталей кривошипного механизма.

Любой двигатель требует плавного пере­ хода от одного режима работы к другому, а также равномерных установившихся оборотов. Например, при трогании с места нельзя да­ вать сразу большие обороты. Самыми опти­ мальными для этого случая являются 600— 800 оборотов в минуту.

У каждого двигателя бывают свои, прису­ щие только ему, наиболее благоприятные оптимальные режимы работы. У автомобиля ЗИЛ-164 они равняются 1000—1200 оборотам в минуту, у ГАЗ-51 — 1600—1700 оборотам в минуту. На этих оборотах обеспечивается наилучшая смазка трущихся деталей и «здо­ ровый» температурный режим, благодаря че­ му достигается наименьший износ двигателя.

Разумеется, срок службы автомобиля за­ висит не только от правильной и бережной эксплуатации двигателя, хотя он и считается сердцем машины. Не менее важно заботли­ вое отношение и к таким ответственным уз­ лам и агрегатам автомобиля, какими являют­ ся механизм сцепления, коробка перемены передач, карданный вал, передний и задний мосты, тормозная система, рулевое управле-

32

ние и т. д. Надо технически грамотно их эксплуатировать, содержать в постоянной ис­ правности и чистоте, своевременно смазывать рекомендованными сортами смазок и при ма­ лейших признаках неисправности подвергать текущему ремонту. Вовремя произведенный профилактический ремонт •— залог длитель­ ной, безотказной, а также безаварийной ра­ боты автомобиля.

Водитель всегда должен помнить, что большинство неисправностей, поломок, а по­ рой тяжелых аварий происходит из-за не­ соблюдения простейших правил ухода за ма­ шиной. Нередко неподтянутая гайка, болт или несоблюдение сроков смазки приводят к серь­ езным повреждениям и даже разрушениям дорогостоящих механизмов автомобиля. Вот откуда надо начать борьбу за экономию и бе­ режливость.

В системе технического ухода особое ме­ сто, конечно, занимает смазка. Это — основа основ долговечной и исправной службы всех деталей и агрегатов автомобиля. Ведь хорошо не смазав, далеко не уедешь даже на телеге. Пора положить конец еще имеющему место варварскому обращению с дорогостоящей техникой под тем пресловутым оправданием, что, мол, машина стальная —все выдержит.

Наши передовые водители не только тех­ нически грамотно эксплуатируют свои маши­ ны и заботливо за ними ухаживают, но и про­ дляют срок их службы путем внесения раз­ личных усовершенствований. Приведу лишь один пример.

33


У автомобиля МАЗ-205 бывают случаи поломок гидроподъемника из-за самопроиз­ вольного увеличения угла наклона платфор­ мы при разгрузке. Это вызывало длительные простои и дорого обходилось предприятиям. Уже упоминавшийся нами водитель АТК №3 В. Г. Сединин внес предложение ограничить угол наклона платформы е помощью специ­ альной цепи, установленной на автомобиль, которая не давала бы платформе наклоняться больше допустимого угла. Внедрение этого очень простого, но умного предложения дало замечательные результаты: перестали ломать­ ся дорогостоящие гидроподъемники, прекра­ тились простои, которые также обходились дорого.

Особую, я бы сказал, волнующую ответ­ ственность водитель должен чувствовать, са­ дясь на новую, только что полученную с за­ вода автомашину. Ведь от того, как бережно и технически грамотно он проведет ее обкат­ ку, в огромной степени зависит судьба маши­ ны: срок ее службы, надежная и экономичная работа.

Как известно, в период обкатки происхо­ дит приработка взаимодействующих деталей агрегатов и механизмов, осадка прокладок и сальников, а также некоторое ослабление затяжки различных креплений. Все это тре­ бует более легких условий эксплуатации, вдвойне тщательного осмотра, ухода, более качественной смазки.

Правила обкатки новых автомобилей под­ робно описаны в соответствующих учебниках

34

изаводских инструкциях и нет надобности повторять их здесь. Только надо хорошо их знать и строго соблюдать на практике. Ясно, что обкатку автомобилей можно доверять только добросовестным, дисциплинированным

итехнически грамотным водителям, и ни в коем случае — лихачам, разгильдяям и ава­ рийщикам. Сам факт поручения обкатки дол­

жен рассматриваться, как оказание доверия водителю.

Большое значение для продления срока службы автомобиля имеет умелое пользова­ ние тормозами. Казалось бы, чего проще — нажимать на тормозную педаль. А на деле это, оказывается далеко не так. Недаром значительная доля преждевременного износа деталей ходовой части, а также силовой пере­ дачи получается именно из-за неумелого пользования тормозами.

Особых секретов тут, конечно, нет. Ошиб­ ка многих водителей сводится в основном к злоупотреблению тормозами: частое их при­ менение без особой надобности, резкое тор­ можение, торможение на больших скоростях (с юзом) и т. д. А известно, что даже плав­ ное торможение автомобилей вызывает зна­ чительные перегрузки в деталях ходовой ча­ сти и силовой передачи.

Как же пользоваться тормозами? Опытные водители говорят, что надо ез­

дить так, как будто у вас вовсе нет тормозов. Это значит, чем реже пользуешься тормозами, тем лучше. А для этого нужно в совершенстве владеть вождением машины, не допускать пре­

35