ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
нормальная смазка цилиндрово-поршневой группы. Иначе трущиеся детали этого узла будут сильно изнашиваться.
Опытные водители взяли себе за правило: никогда не заводить двигатель, пока он не будет подогрет до температуры 30—40 граду сов. Как известно, самый простой и распро страненный способ предварительного подо грева — наполнение системы охлаждения го рячей водой. При сильных морозах ее зали вают до тех пор, пока из сливного краника радиатора не потечет горячая вода (двух- и трехкратный залив).
Последнее время в ряде автохозяйств Пермского совнархоза, в частности в нашей АТК № 3, нашел широкое применение подо грев двигателей горячим паром. Этот способ пока остается наиболее совершенным и эффек тивным. Подогрев стал занимать гораздо меньше времени и резко снизился пусковой износ цилиндрово-поршневой группы.
Горячий пар через специально установлен ный штуцер вводится непосредственно в зарубашечное пространство двигателя. Вводить пар через заливную горловину радиатора не рекомендуется, так как это, во-первых, менее эффективно, а во-вторых, может привести к повреждению радиатора.
В очень сильные морозы некоторые води тели успешно применяют еще одно средство, облегчающее пуск двигателя. После возвра щения в гараж заливают в картер (через маслозаливную горловину) около одного лит ра бензина и так оставляют на ночь. Разбав-
23
ленное бензином масло не застывает даже при сорокаградусных морозах, что обеспечи вает легкое проворачивание коленчатого вала и быстрый пуск двигателя после подогрева горячей водой или паром. При работе двига теля, когда температура его достигнет 75— 85 градусов, легкие фракции бензина испаря ются, а масло приобретает свои прежние свойства. Однако разбавление масла бензи ном ни в коем случае не может заменить по догрев двигателя горячей водой или паром.
Многие шоферы АТК № 3 применяют еще и другой способ облегчения пуска двигателя. Очень часто бывают случаи, что автохозяй ства снабжаются зимой летним маслом (в ос новном АК-Ю). При нормальном температур ном режиме двигателя (75—85° С) в зимнее время применение масла АК-Ю не влияет на износ двигателя, но оно очень затрудняет прокручивание коленчатого вала при пуске и тем самым увеличивается пусковой износ. При температуре —10°С это масло практически не прокачивается масляным насосом, что вы зывает интенсивные износы во время пуска и вообще затрудняет пуск.
Шоферы АТК № 3 применяют смеси мас ла АК-Ю и веретенного-2 в пропорции 1: 1 (на один литр АК-Ю один литр веретенно го-2). Если отсутствует веретенное масло, ис-' пользуют смесь 85 процентов масла АК-Ю и 15 процентов дизельного зимнего топлива (но ни в коем случае летнего!). При этом несколь ко снижается давление в масляной магистра ли, но этого не следует опасаться, так как за
29
счет лучшей прокачиваемости смесь в боль ших количествах подается к трущимся дета лям двигателя.
Как показывает опыт, при температуре окружающего воздуха —30° С коленчатый вал проворачивается легко. По мере испаре ния дизельного топлива давление в масляной магистрали увеличивается. Это сигнализирует о том, что необходимо снова разбавить масло в вышеприведенной пропорции.
Итак, двигатель пущен. Можно трогаться в путь? Нет, нельзя. Сначала его надо про греть на малых оборотах до температуры во
ды 65—75 градусов. Это нужно |
для того, что |
||
бы трущиеся детали |
двигателя |
успели по |
|
крыться масляной |
пленкой. |
И |
вообще — |
хорошо прогретый мотор работает в более благоприятных условиях, чем холодный: улуч шаются смазка и смесеобразование в карбю раторе. А все это позволяет взять у двигателя наибольшую мощность.
Некоторые водители, якобы для ускоре ния прогрева двигателя и предотвращения замораживания радиатора, удаляют из систе мы охлаждения термостаты. Это — или за блуждение, или просто техническое невеже ство. Термостат как раз для того и служит, чтобы ускорить после запуска прогрев охлаж дающей жидкости непосредственно в двига теле, а также для регулировки циркуляции жидкости в зависимости от ее температуры.
Удаление термостата или его неисправ
ность |
сокращают срок службы двигателя — |
сердца |
автомобиля— на 15—20 процентов. |
30
Это установлено научными исследованиями и многолетней практикой. Не случайно води тели, машины которых пробежали без ремон та 200—250 тысяч километров, периодически проверяют состояние термостатов и при необ ходимости заменяют их новыми.
Во время работы на линии очень важно поддерживать более или менее постоянную температуру охлаждающей жидкости. Она должна быть в пределах 75—85 градусов. Для поддержания ее водитель должен умело поль зоваться жалюзи радиатора, содержать их в исправности, зимой применять утеплительные чехлы, в летнюю жару, наоборот, создавать условия для лучшего обдувания двигателя воздухом.
Особенно вреден для двигателя перегрев до закипания воды— так называемый «само вар». Каждый такой случай укорачивает жизнь мотора на десятки тысяч километров пробега. Такие перегревы, как правило, про исходят по вине водителей, допускающих за мерзание радиатора, неисправность указа теля температуры, недолив воды, чрезмерное насилование двигателя и т. д.
Тут совет один: не допускай «самовара», а допустив, немедленно остановись, дай мо тору охладиться, устраняй причину перегрева (в зависимости от времени года). Этим самым ты предотвратишь опасные для двигателя по следствия.
Как видим, мотор долго и верно служит лишь тем, кто грамотно и бережно его эк сплуатирует. Но есть еще водители, которые
31
пренебрегают элементарными техническими правилами. Взять, к примеру, пользование га зом (оборотами двигателя). Часто на акселе ратор нажимают резко, рывками, не задумы ваясь над тем, какие оптимальные (наиболее благоприятные) обороты соответствуют тому или иному моменту езды. А это очень важно для уменьшения износа сопряженных деталей кривошипного механизма.
Любой двигатель требует плавного пере хода от одного режима работы к другому, а также равномерных установившихся оборотов. Например, при трогании с места нельзя да вать сразу большие обороты. Самыми опти мальными для этого случая являются 600— 800 оборотов в минуту.
У каждого двигателя бывают свои, прису щие только ему, наиболее благоприятные оптимальные режимы работы. У автомобиля ЗИЛ-164 они равняются 1000—1200 оборотам в минуту, у ГАЗ-51 — 1600—1700 оборотам в минуту. На этих оборотах обеспечивается наилучшая смазка трущихся деталей и «здо ровый» температурный режим, благодаря че му достигается наименьший износ двигателя.
Разумеется, срок службы автомобиля за висит не только от правильной и бережной эксплуатации двигателя, хотя он и считается сердцем машины. Не менее важно заботли вое отношение и к таким ответственным уз лам и агрегатам автомобиля, какими являют ся механизм сцепления, коробка перемены передач, карданный вал, передний и задний мосты, тормозная система, рулевое управле-
32
ние и т. д. Надо технически грамотно их эксплуатировать, содержать в постоянной ис правности и чистоте, своевременно смазывать рекомендованными сортами смазок и при ма лейших признаках неисправности подвергать текущему ремонту. Вовремя произведенный профилактический ремонт •— залог длитель ной, безотказной, а также безаварийной ра боты автомобиля.
Водитель всегда должен помнить, что большинство неисправностей, поломок, а по рой тяжелых аварий происходит из-за не соблюдения простейших правил ухода за ма шиной. Нередко неподтянутая гайка, болт или несоблюдение сроков смазки приводят к серь езным повреждениям и даже разрушениям дорогостоящих механизмов автомобиля. Вот откуда надо начать борьбу за экономию и бе режливость.
В системе технического ухода особое ме сто, конечно, занимает смазка. Это — основа основ долговечной и исправной службы всех деталей и агрегатов автомобиля. Ведь хорошо не смазав, далеко не уедешь даже на телеге. Пора положить конец еще имеющему место варварскому обращению с дорогостоящей техникой под тем пресловутым оправданием, что, мол, машина стальная —все выдержит.
Наши передовые водители не только тех нически грамотно эксплуатируют свои маши ны и заботливо за ними ухаживают, но и про дляют срок их службы путем внесения раз личных усовершенствований. Приведу лишь один пример.
33
У автомобиля МАЗ-205 бывают случаи поломок гидроподъемника из-за самопроиз вольного увеличения угла наклона платфор мы при разгрузке. Это вызывало длительные простои и дорого обходилось предприятиям. Уже упоминавшийся нами водитель АТК №3 В. Г. Сединин внес предложение ограничить угол наклона платформы е помощью специ альной цепи, установленной на автомобиль, которая не давала бы платформе наклоняться больше допустимого угла. Внедрение этого очень простого, но умного предложения дало замечательные результаты: перестали ломать ся дорогостоящие гидроподъемники, прекра тились простои, которые также обходились дорого.
Особую, я бы сказал, волнующую ответ ственность водитель должен чувствовать, са дясь на новую, только что полученную с за вода автомашину. Ведь от того, как бережно и технически грамотно он проведет ее обкат ку, в огромной степени зависит судьба маши ны: срок ее службы, надежная и экономичная работа.
Как известно, в период обкатки происхо дит приработка взаимодействующих деталей агрегатов и механизмов, осадка прокладок и сальников, а также некоторое ослабление затяжки различных креплений. Все это тре бует более легких условий эксплуатации, вдвойне тщательного осмотра, ухода, более качественной смазки.
Правила обкатки новых автомобилей под робно описаны в соответствующих учебниках
34
изаводских инструкциях и нет надобности повторять их здесь. Только надо хорошо их знать и строго соблюдать на практике. Ясно, что обкатку автомобилей можно доверять только добросовестным, дисциплинированным
итехнически грамотным водителям, и ни в коем случае — лихачам, разгильдяям и ава рийщикам. Сам факт поручения обкатки дол
жен рассматриваться, как оказание доверия водителю.
Большое значение для продления срока службы автомобиля имеет умелое пользова ние тормозами. Казалось бы, чего проще — нажимать на тормозную педаль. А на деле это, оказывается далеко не так. Недаром значительная доля преждевременного износа деталей ходовой части, а также силовой пере дачи получается именно из-за неумелого пользования тормозами.
Особых секретов тут, конечно, нет. Ошиб ка многих водителей сводится в основном к злоупотреблению тормозами: частое их при менение без особой надобности, резкое тор можение, торможение на больших скоростях (с юзом) и т. д. А известно, что даже плав ное торможение автомобилей вызывает зна чительные перегрузки в деталях ходовой ча сти и силовой передачи.
Как же пользоваться тормозами? Опытные водители говорят, что надо ез
дить так, как будто у вас вовсе нет тормозов. Это значит, чем реже пользуешься тормозами, тем лучше. А для этого нужно в совершенстве владеть вождением машины, не допускать пре
35