ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стадии развития массовой коммуникации
Коммуникация в обществе и природе прошла ряд стадий:
тактильно-кинетическая у высших приматов;
устно-вербальная у первобытных народов;
письменно-вербальная на заре цивилизации;
печатно-вербальная после изобретения печатного станка и книги;
многоканальная, начинающуюся в современном мире.
В современную эпоху массовой коммуникации свойственна многоканальность: применяются аудитивный, визуальный, аудитивно-визуальный канал, письменная или устная форма коммуникации и т.д. Возникли технические возможности двунаправленной коммуникации, как открытого типа (интерактивность), так и скрытого типа (реакция зрителя или слушателя, поведение), взаимного приспособления получателей и отправителя. Так как и выбор каналов, и приспособление реализуются под влиянием групп получателей и общества, иногда говорят что СМИ - это мы.
Участниками процесса коммуникации считаются не только отдельные индивиды, а собирательные субъекты: партия, правительство, народ, олигархи, армия и пр. Даже ряд личностей представляются как имиджевые мифологемы: лидер партии, медиа-магнат, президент и т.д. Современные ученые пришли к следующему выводу: функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а также - управления, подчинения и власти, поддержания социального статуса.
Возникновение и развитие технических средств коммуникации стало причиной формирования нового социального пространства – пространства массового общества. Массовому обществу характерно наличие специфических средств связи - средств массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Технические средства в массовой коммуникации состоят из:
средств массовой информации (СМИ): телевидение, пресса, сеть Интернет, радио,
средства массового воздействия (СМВ): кино, цирк, литература, театр, зрелища,
технические средства (почта, телефакс, телефон).
средства массовой информации являются частью средств массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации включают в себя помимо СМИ еще целый ряд социальных институтов, зачастую не всегда очевидных. Например, слухи – это коммуникационный канал, по которому распространяется неофициальная и неформальная информация. Или школа – социальных институт, распространяющий определенный объем знаний из разных областей.
Кроме того, средства массовой коммуникации могут не иметь структурного и организационного оформления. Те же слухи распространяются самостоятельно и свободно. А вот средства массовой информации – это и организованная редакция, и база для печати, и распространение, и аудитория.
СМИ в основном распространяют информационные поводы, в то время как в среде СМК значительную часть занимает распространение знаний, повествования об обычных, а не неординарных событиях.
И, конечно, у средств массовой коммуникации в отличие от средств массовой информации необязательно есть систематичность и периодичность распространения.
-
Факторы развития и функционирования национальных медиасистем.
По мнению Я. Н. Засурского, история коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов – информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры.
Другой исследователь – британский социолог Ф. Уэбстер («Теории информационного общества» (1995) – характеризует информационное общество, рассматривая в совокупности пять его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную.
Таким образом, он делает вывод о сферах изменения в обществе:
· Технологическая: проявляется в проникновении сетевой логики в различные сферы жизни общества и в процессе конвергенции технологий в интегрированные системы;
· Экономическая: информационные индустрии имеют все большую долю в валовом национальном продукте;
· Профессиональная: трансформируется рынок труда;
· Культурная: новое представление о сути культуры;
· Пространственная: изменяются представления о пространстве и времени.
Исследователь С. Браман (1998) описывает стадии развития медиасистем в современном мире. По его мнению, переход к информационному обществу, его первая стадия начинается еще в середине XIX столетия – вместе с электрификацией и зарождающейся на этой основе глобализацией. Вторая стадия – массификация и профессионализация – приходится на первую половину XX века. Третья, ознаменованная конвергенцией технологий и осознанием качественных социальных изменений, проходит в 1960–1990-е годы. В настоящее время общество уже вышло на четвертую стадию информационного общества, характеризующуюся взаимной гармонизацией национальных информационных систем и их приспособлением друг к другу.
Политические факторы формирования медиасистем:
Фактор государственного устройства и влияние государства, причем исполнительная и законодательная власти могут проявляться по-разному. В идеале они независимы друг от друга, но реально, в России, они связаны достаточно тесно.
В классификации Халлина и Манчини есть пункт политический параллелизм – это степень взаимосвязи участников политической жизни, они могут быть сильнее связаны или нет. Понятие партийная пресса (может быть классическая партийная пресса 19 – середины 20 столетия, которые выпускаются и содержатся партиями; иногда партийными изданиями называют те, которые к партии на уровне собственности отношения не имеют, но стоят на схожих политических воззрениях: про газеты в Англии можно было сказать левая, правая, консервативная, либеральная, в США разговорные радиостанции четко делятся на либеральные и консервативные). Политика ведущих стран – это не всегда государство или исполнительная власть, это еще все те, кто так или иначе участвует в борьбе за власть. В политике участвуют еще партии, группировки и так далее.
Специфика регулирования. Понятие медиаполитики – это более широкое понятие, чем законодательное регулирование. Кое-где нет законов о СМИ, но в подавляющих странах они есть, и везде разные положения и разные подходы. Законодательство отталкивается от понятия общественного интереса.
Здравый смысл и коммерческая логика – свастика в New York Times будет неприемлема для большинства читателей, и они перестанут её читать. Хотя законодательно это может и не быть закреплено.
Медиаполитика – это то, как государство взаимодействует с медиасистемой. Это не только закон о СМИ, это еще и экономические моменты – стимулирует государство или нет, помогает или нет, есть ли там какие-то экономические рычаги, предоставление или не предоставление информации. Медиасистема – результат медиаполитики государства.
Экономический фактор
- Особенности финансирования - уровень развития экономики и степень интегрированности страны в мировую торговлю, структура рынка медиа и рекламы (какой процент дохода СМИ извлекает из рекламы)
- Каналы финансирования - факторы рекламного рынка, доходов СМИ.
Три блока финансирования:
Рыночные механизмы (коммерческая деятельность – продажа рекламы, продажа продукции собственно)
Государство – насколько велика его роль. Могут быть государственные СМИ, которые принадлежат государству и получают деньги из бюджета. Может субсидировать различные инфраструктурные проекты. Может в сфере налоговой делать послабления.
Общество – абонентская плата за общественное радио и ТВ (термин общественные медиа, поскольку все они задействуют Интернет). Могут быть сборы, пожертвования (это абсолютно добровольный вариант, например, Википедия).
-
Основные подходы к изучению национальных медиасистем.
В эпоху, когда отношения между посредниками (media) и сообщениями (message) становятся более сложными, менее линейными и зачастую даже перевернутыми, когда конвергенция СМИ и многоплатформность меняют старые принципы, необходимо переосмыслить и традиционные понятия, на которых базируется теория СМИ. Одной из первых требует обновления концепция медиасистем.
Медиасистема традиционно была одним из ключевых институтов, описывавшихся и анализировавшихся зарубежными учеными. В числе наиболее известных авторов Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Петерсен, Д. Мак-Куэйл, Д. Халлин, П. Манчини, К. Вольтмер. На основании общих подходов, предложенных указанными медиатеоретиками или выработанных самостоятельно, многие исследователи описывали свои национальные или конкретные зарубежные медиасистемы. В России ведущая школа изучения медиасистем сформировалась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Я.Н. Засурского.
Долгое время исследование медиасистем предполагало выявление базовых количественных индикаторов и качественных характеристик медиасистем, их описание и анализ тенденций изменений. Страна (национальное государство) выступало важнейшей «единицей», на основе которой проходил анализ. Даже несмотря на начавшиеся в 1960–1970-х гг. международные интеграционные процессы на региональном и глобальном уровнях, анализ медиасистем оставался привязанным к отдельным странам. Медиаисследования концентрировались на национальном, даже тогда, когда оно было производным от глобального.
Однако на рубеже 1970–1980-х стало очевидно, что динамика национальных медиасистем все больше определяется «извне»: глобализация экономики и массовой культуры приводила к унификации в функционировании медиаиндустрий, растущему сходству в отношениях СМИ с национальными социальными институтами, появлению похожих информационных повесток дня. Понимание глобализации как основного тренда, воздействующего на национальные медиасистемы, породило новое понимание их динамики. Ученые заговорили о «гомогенизации» и «гибридизации» как о тенденциях, лишающих медиасистемы национальной специфики. Этому в значительной степени способствовало и политическое развитие – формирование глобальных институтов экономической власти (ВТО), регионализация политических институтов (ЕС).
Распад социалистического блока на рубеже 1980–1990-х и последовавшая социально-политическая трансформация, в том числе и медийная, только усилили представление о сходстве институтов и механизмов формирования медиасистем. Переход постсоциалистических СМИ к новым моделям демократии и рынка только усилил впечатление об универсализме законов медиасистем, что закрепилось вступлением многих стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. В результате, создание общего экономического пространства, гармонизация законодательства (в том числе о СМИ), появление общих политических институтов и выработка общих внешнеполитических стратегий заставляли думать о формировании общеевропейской модели СМИ.
Казалось, сохранению национальной специфики не способствовала и цифровая революция, которая размывала границы не только между каналами и сообщениями СМИ, но и между странами, национальными системами законодательства, виртуальными экономиками. Возвышение в новых медиа английского (точнее глобально усредненного английского – globish) только подтверждало падение национальной привязанности СМИ.
Но… Концепции мира с многими центрами силы, идея БРИКС, идея «новых 11», «большой двадцатки», «возвышения остальных» (rise of the rest) в противовес старому центру однополярной глобализации ставят новые вопросы развития. Перед исследователями СМИ также возникают новые вопросы о значении национального в современных медиасистемах. Нерешенные противоречия, начиная с противостояния национальных языков английскому; самобытных этнических культур – усредненной массовой, глобальной; традиций и национальных привычек – потребительскому образу жизни, прорываются и в СМИ. Здесь становятся очевидными не только структурные противоречия (глобальный и национальный медиакапитал, внешнее и внутреннее медиазаконодательство), но и содержательные конфликты (глобальная и национальная повестка дня, профессиональные стандарты – например, новости vs. мнения), медиапотребительские привычки (цифровой поколенческий раскол).
Эти новые кластеры противоречий вновь выявляют национальную природу медиасистем, ставя вопросы о долгосрочности или цикличности тенденций гомогенизации/гибридизации, с одной стороны, и о связи национальных ценностей, идентичностей, культуры с динамикой СМИ – с другой.
-
Структура современной национальной медиасистемы.
Все по Вартановой: