ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
США: приоритет местных рынков. В США газетная индустрия – одна из старейших и, следовательно, одна из наиболее зрелых и экономически стабильных медиаиндустрий. Традиционно ее доля в валовом национальном продукте США составляла около 0,8%.
Газетный рынок США, как и в других странах, можно описывать по целому ряду параметров, однако одним из наиболее показательных остается масштаб распространения газет. Американские исследователи выделяют 9 типов газет, располагая их в иерархическом порядке. Возвращаясь к теории зонтичной конкуренции, следует напомнить, что внутри иерархии газет США конкуренция происходит между смежными уровнями чаще, чем через уровень. К основным типам газет в США относятся:
1) общенациональные ежедневные газеты;
2) ежедневные региональные газеты и газеты мегаполисов;
3) местные ежедневные газеты;
4) неежедневные газеты общего интереса;
5) газеты национальных меньшинств;
6) газеты на языках национальностей;
7) религиозные газеты;
8) газеты для военных;
9) другие специализированные издания.
Важнейшая особенность газетного рынка США – ограниченная доля общенациональных газет. Многие газетные концерны, действующие на рынке США, становятся сегодня многопрофильными. Эта особенность проявилась уже в начале XX в., когда газетные фирмы стали приобретать в собственность радиостанции. С 1950-х годов газетные компании начали проявлять интерес к телевизионному бизнесу, десятилетие спустя – к кабельному. В последние годы газетные компании превращаются в мультимедийные, со значительными подразделениями, действующими в сфере Интернета и телекоммуникационного бизнеса. Сегодня их все чаще определяют как объединения с профилирующими или доминирующими интересами в газетной индустрии. Перелом в бизнес-стратегиях газетных компаний произошел в середине 1990-х годов. Именно тогда многие традиционно газетные компании стали получать больше доходов от негазетных подразделений.
Великобритания: классическая вертикаль газетного рынка. Великобритания исторически всегда была страной с идеально организованным географическим рынком. Эта особенность сохранилась и до настоящего времени. Причин, объясняющих существование общенациональной прессы в Великобритании, несколько. Во-первых, это относительно небольшой географический размер страны. Во-вторых, развитая с середины XIX в. система железнодорожного сообщения. В-третьих, отсутствие реальной конкуренции газетам со стороны общенационального ТВ на рынке общенациональной рекламы. Наконец, четкое знание рекламодателями своей аудитории.
В Великобритании существуют давние традиции изучения читательской аудитории, заложенные еще на рубеже XIX–XX вв., когда возникли первые посреднические компании для продажи рекламы в прессу. Основываясь на многочисленных исследованиях читательской аудитории, Британский институт практиков рекламы разработал классификацию читательской аудитории в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной группе. Она включает следующие базовые группы:
Ø группа А – элита аристократии и бизнеса, «высший средний класс», крупная буржуазия и высокооплачиваемая интеллигенция;
Ø группа В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, просто «средний класс»;
Ø группа С-1 – «низший средний класс», мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция – учителя, служащие;
Ø группа С-2 – квалифицированные рабочие;
Ø группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие и другие низкооплачиваемые категории трудящихся;
Ø группа E – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии или пособия от государства.
Значительную роль в экономике газетного дела Великобритании сыграли журнальные приложения. Первой ввела журнальную вкладку с цветными фотографиями и рекламными объявлениями воскресная газета Sunday Times (1962). Это произошло по инициативе Роя Томсона, тогдашнего владельца газеты. Его примеру последовали другие воскресные издания. Популярные иллюстрированные журналы общего типа (Pictures Post) были обречены.
Германия: регионализм газетной индустрии. Основную массу газет – по количеству и тиражам – в Германии составляют местные и региональные газеты. В общенациональном масштабе распространяются газеты, которые определяются немецкими исследователями как надрегиональные. Именно на наднациональном уровне все еще сохраняется конкуренция на рынке содержания (в рамках олигополии), что почти отсутствует на других уровнях газетного рынка Германии. Регионализация публикуемой информации – одна из важнейших характеристик современного газетного рынка Германии. Самая крупная по тиражу ежедневная Bild имеет 35 изданий, отличающихся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными тетрадками. Множество регионально раздробленных изданий на небольших географических рынках объективно не может быть рентабельным, поэтому к настоящему времени газетный рынок Германии приобрел специфическую структуру, позволяющую преодолеть ограниченность местных рынков рекламы благодаря кооперации и объединению некоторых производственных процессов.
-
Исторические этапы развития российской медиасистемы.
18 ВЕК.
Возникновение русской газеты Ведомости.
Предшественницей первой печатной газеты считаются московские «Куранты», или «Вестовые письма», появившиеся в XVII в. Они представляли собой переводы заметок из европейских газет и выдержки из донесений Посольского приказа, которые могли быть интересны царям Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу Романовым.
Первая русская печатная газета «Ведомости» отличалась и от европейских газет, и от рукописных «Курантов». Она появилась по указу Петра 1 в 1702 г. В период петровских преобразований началось светское книгопечатание, появились светские образовательные учреждения, была учреждена Академия наук.
В XVIII в. в русском языке было несколько слов, обозначающих понятие «периодическое издание», — «куранты», «ведомости», «газета», «журнал». «Куранты» — газета, сообщающая о текущих событиях. «Ведомости» — газета, содержащая известия о политических и других событиях. В употреблении обоих слов есть значение «известия, новости, сообщения». Издателя «курантов» и автора публикаций называли «курантарь» или «курантер».
Первые русские журналы
В Петербургской академии наук и в Московском университете издавалось значительное количество журналов.
Первый научный журнал выпускала Академия наук, он назывался Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae. В нем публиковали диссертации (т.е. статьи) на латинском языке. Параллельно на русском выходил журнал «Краткое описание Комментариев Академии наук», в котором излагалось содержание статей, опубликованных на латыни.
В историю русской журналистики XVIII в. существенный вклад внес М. В. Ломоносов. Он не только способствовал становлению русского литературного языка, но и сформулировал свои взгляды на профессию журналиста. В статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении произведений, имеющих целью обеспечить свободу научного суждения» Ломоносов перечисляет необходимые для этой профессии качества: проницательность, образованность, непредвзятость в оценках. Этические нормы журналистики, по мнению гениального русского ученого, включают ответственность за свое произведение, недопустимость плагиата, уважение к чужому мнению, принципиальность в поисках истины.
Значительным событием в развитии русской прессы в XVIII в. было зарождение сатирической журналистики. Первый сатирический журнал «Всякая всячина» возник в 1769 г. по инициативе и при участии императрицы Екатерины II. Тираж поначалу составлял 1500 экз., но затем сократился.
Возникновение системы государственного контроля за печатными изданиями
Российское государство, инициировав создание прессы в XVIII в., финансировало и контролировало этот процесс. Таким образом, сложилась практика активного участия и, как результат, вмешательства государства в развитие печати, строгого контроля за содержанием периодики. В России издание первой печатной газеты началось по воле императора Петра I, а не потому, что была потребность общества в ней.
В 1783 г. императрица Екатерина II издала указ о «вольных типографиях» и повелела «типографии для печатания книг не различать от прочих фабрик и рукоделий, и каждому по своей собственной воле заводить оные типографии, не требуя ни от кого дозволения».
Следствием указа о «вольных типографиях» стало свободное развитие книгопечатания в стране и дело А. Н. Радищева, который воспользовался правом «заводить типографии» и опубликовал в 1789 г. свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».
1917-1925
Оппозиционная и большевистская. После переворота большевики стали реализовывать диктатуру пролетариата, при которой необходимым условием стало ограничение свободы СМИ.
Официально цензура в РСФСР началась 26 октября 1917 года с «Декрета о печати». Фактически он узаконил закрытие тех органов печати, интересы которых шли вразрез с партийными интересами коммунистов. Журналистика советского периода начала свой путь с борьбы за свободу слова, которая под давлением обстоятельств была проиграна.
1926-1940
За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000.
Главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся.
Самой популярной газетой стала «Правда». Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» (1,5 млн экземпляров).
Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Например, набирали популярность отраслевые и производственные СМИ: «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и т.д.
Телевидение
После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.
Радио
К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны.
1941-1945
Появилась также сеть военных газет: например, 5 газет и 20 журналов для Советской армии и Военно-морского флота. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, К.М. Симонова, Б.Л. Горбатова.
Партизанская пресса набирала обороты.
Радио
Главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин.
Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника.
1946-1956
Радио и телевидение
7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день