Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

допускающий движение с любой стороны каждого пути в двух направлениях.

Стрелочные переводы и глухие пересечения должны соответст­ вовать утвержденным чертежам и типу рельсов, уложенных в путь

(ПТЭ, § 29). Обыкновенные

и перекрестные

стрелочные

переводы,

а

также глухие пересечения

изготовляются

типов Р65,

Р50 и

Р43,

а

симметричные Р50 и Р43.

 

 

 

 

 

При разветвлении пути на основной и

боковой, а

также

при

пересечении путей оси их образуют между собой угол, обозначае­

мый буквой а. Этот угол называется углом крестовины.

 

Отноше­

ние ширины сердечника крестовины в ее корне к длине

сердечника

называется

маркой

крестовины. Это отношение

равно

 

тангенсу

угла

крестовины а.

Марки крестовины бывают

l/it5;

1/6',

Чь, '/9;

'/if,

lis',

x\i2-

Таким образом,

марка

крестовины

характери­

зует

крутизну

угла

отклонения

бокового

пути

от

основного;

чем меньше угол крестовины, тем плавнее ход поездов на

боковой

путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для стрелочных переводов устанавливаются крестовины сле­ дующих марок (ПТЭ, § 29):

а) на главных и приемо-отправочных пассажирских путях — не круче '/и, а в перекрестных переводах и одиночных, являющихся продолжением перекрестных, — не круче '/9 ; в стрелочных перево­ дах, по которым пассажирские поезда проходят только по прямо­

му пути перевода, могут быть крестовины марки

'/9 ;

движения —

 

б)

на

приемо-отправочных

путях грузового

не

круче

'/д, а в

симметричных

переводах — не

круче

'/б,'

 

 

в)

на

прочих

путях не круче

Vs, а в симметричных —

не кру­

че

'/4,5-

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестовины для глухих пересечений изготовляются

двойной

крутизны,

т. е. с маркой 2 /ц, 2/э и 2 /6 .

правило,

должны

 

Стрелочные переводы на главных путях, как

располагаться на прямых участках. На линиях, где предусматри­

вается безостановочный пропуск поездов

со скоростью

более

100 км!ч, укладка стрелочных переводов в

главные пути

станций

на кривых участках запрещается. В исключительных случаях это

может быть допущено только с разрешения

МПС.

 

Обыкновенный

или симметричный стрелочный перевод

(см.

рис. 33) состоит из

трех основных частей: I стрелки с перевод­

ным механизмом,

II переводных путей

и I I I крестовины

с

контррельсами. Стрелка обыкновенного стрелочного перевода име­

ет два р а м н ы х

р е л ь с а

и два о с т р я к а .

Оба

рамных рельса

имеют поперечные

связи и образуют раму стрелки.

 

 

Переводный механизм служит для установки остряков по ос­

новному или боковому пути, т. е. для

перевода

стрелки.

Перевод­

ные пути, прямой и кривой,

соединяют стрелку

с

крестовиной.

Кривой переводной путь называется переводной

кривой.

У сим­

метричных,

односторонних

и разносторонних

несимметричных

стрелочных

переводов оба переводные

пути кривые.

 

 

В месте

пересечения двух смежных

рельсовых

нитей

основного

56


и ответвляемого путей

укладывают

 

 

 

 

 

 

 

 

крестовину, состоящую

из

с е р д е ч ­

 

 

 

 

 

 

 

 

н и к а и двух

усовиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рамные

рельсы

изготовляют

 

из

 

 

 

 

 

 

 

 

рельсов

тех

же

 

типов,

что

и

 

 

 

 

 

 

 

 

рельсы в основном пути. Один рам­

 

 

 

 

 

 

 

 

ный рельс,

укладываемый

по

пря­

 

 

 

 

 

 

 

 

мой, не должен иметь никаких изги­

 

 

 

 

 

 

 

 

бов. Другой, укладываемый по кри­

Рис.

36.

Накладочное

корневое

вой, предварительно

изгибают перед

крепление

остряка

(поперечный

началом остряков

в

двух

местах,

а

разрез):

 

мостик; 2

шайба - на ­

на остальном

протяжении

упруго

1

корневой

кладка; Л — р а м н ы й

рельс;

4—

корне­

отгибают и пришивают

костылями.

вой

вкладыш;

5

корневая

втулка;

6 —

остряк;

7

корневая

накладка

Остряки бывают

 

прямые и криво­

 

 

 

 

 

 

 

 

линейные.

 

Криволинейные

ост­

 

 

 

 

 

 

 

 

ряки обеспечивают плавный переход подвижного состава на боко­ вой путь. Остряки изготовляют из рельса специального низкого профиля и в горячем состоянии их корневому концу под прессом придают форму и размеры рельса нормального профиля. Такой остряк позволяет применить вместо сложного и непрочного шквор­ невого крепления накладочное корневое крепление с распорной втулкой (рис. 36).

Поперечные связи между рамными рельсами (связные поло­ сы) позволяют поддерживать на стрелках постоянную ширину ко­

леи и переводить

остряки. Связные

полосы укладывают на пере­

водные брусья под подошвой

рамных

рельсов.

Они

разрезаны и

соединены между

собой болтами.

 

 

 

 

Поперечные связи между

остряками

называются

с т р е л о ч - .

н ы м и т я г а м и .

Количество

стрелочных

тяг

определяется типом

перевода и конструкцией стрелки. При переводе один остряк при­ жимается к рамному рельсу, а другой, связанный с первым стре­ лочными тягами, отходит от другого рамного рельса на определен­ ную величину, называемую ш а г о м о с т р я к а . Типовой шаг ост­ ряка установлен 152 мм и измеряется против первой стрелочной тяги.

Переводный механизм стрелок состоит из рычага, противовеса, балансира и стрелочного указателя. Стрелочный переводный ме­ ханизм устанавливается на двух удлиненных переводных брусьях. При централизации стрелок переводный механизм заменяется дру­ гими специальными устройствами для централизованного управ­ ления стрелочными электроприводами.

Стрелки должны быть оборудованы стрелочными указателями,

освещаемыми или неосвещаемыми.

 

 

Крестовины с контррельсами бывают

двух видов. В одиночных

и двойных

стрелочных переводах крестовины

применяют только

острые, а на

перекрестных переводах

и глухих

пересечениях не

только острые, но и тупые. Перекрестные стрелочные переводы со­ стоят из двух двойных стрелок, двух острых и двух тупых кре­ стовин.

57


Эпюра укладки брусьед

Рис. 37. Эпюра стрелочного перевода типа Р65, марка крестовины 1/П

Схема стрелочного перевода, на которой указаны основные размеры, определяющие взаимное расположение его частей назы­ вается эпюрой стрелочного перевода (рис. 37). К каждой эпюре стрелочного перевода дается схема разбивки его, на которой ука­ заны все размеры, необходимые для правильной укладки пере­ вода.

От правильного месторасположения стрелочных переводов во многом зависит четкая, бесперебойная работа станции и обеспече­

ние безопасности движения. Укладывать и снимать

стрелочные

переводы на станциях можно только по распоряжению

начальника

дороги.

 

Вновь уложенные и переустроенные стрелочные

переводы

и глухие пересечения на станциях и стрелочные переводы на пере­ гонах принимаются в эксплуатацию комиссией, назначаемой на­

чальником

отделения дороги (ПТЭ, §

31).

В целях

обеспечения безопасности

движения поездов и манев­

ровой работы при нецентрализованных стрелках на них устанавли­ вают специальные контрольные замки, дающие возможность де­ журному по станции контролировать по изъятому из замка ключу (плюсовому или минусовому) положение стрелки. Кроме того, при исправном содержании контрольные замки гарантируют плотность

прилегания остряков.

 

 

 

 

«Контрольными стрелочными замками должны быть оборудо­

ваны

нецентрализованные

стрелки:

 

 

 

а)

расположенные на

путях, по которым производится прием и

отправление поездов, а также охранные;

 

 

 

б)

ведущие

на пути,

выделенные

для

стоянки

вагонов

с разрядными

грузами,

а также

цистерн

со сжиженными

газами; в) ведущие на пути, выделенные для стоянки восстановитель­

ных и пожарных поездов;

 

 

 

г)

ведущие в

предохранительные и

улавливающие тупики;

д)

примыканий

подъездных и соединительных

путей к главным

и приемо-отправочным путям.

 

 

 

Стрелки (кроме

расположенных на

горочных

и

сортировочных

путях), в том числе

централизованные

и имеющие

контрольные

замки, должны быть оборудованы приспособлениями для возмож­

ности запирания

их висячими замками». (ПТЭ, § 32).

В

последние

годы на

стрелках, ведущих на приемо-отправоч-

ные

пути, устанавливается

специальная соединительная тяга с

шарнирно-коленчатыми замыкателями. Остряки при такой конст­

рукции плотно прижимаются к

рамному рельсу. Стрелочные зам­

ки здесь устанавливаются на станине. Правила

технической

эксплуатации

(§ 30)

запрещают эксплуатировать

стрелочные

переводы, у

которых

допущена

хотя

бы одна

из

следующих

неисправностей:

 

 

 

 

 

 

а) разъединение стрелочных остряков (рис. 38). Это возможно

при выпадении болтов, соединяющих остряки с тягами,

или бол­

тов и заклепок, соединяющих серьгу

с остряком,

изломе

соедини-

59



г) понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более (рис. 41), измеряемое в сечении, где ширина головки остряка по­ верху 50 мм и более. Понижение верха головки остряка против верха рамного рельса на 2 мм и более не допускается, потому что при проходе колесной пары в пошерстном (от крестовины к остря­ кам) направлении и значительном прокате колесо, идущее по по­ ниженному остряку, может не подняться на рамный рельс, а от­ жать и даже опрокинуть его и, двигаясь дальше, не по рамному рельсу, а только по остряку, сойти с рельсов;

д) вертикальный износ рамных рельсов типа Р43

и легче

бо­

лее 6 мм на главных, 8 мм на приемо-отправочных

и

10 мм

на

прочих

станционных путях, а типа Р50

и тяжелее —

более

8

мм

на главных, 10 мм на приемо-отправочных

и 12 мм

на прочих

станционных путях;

 

 

 

 

 

 

вертикальный износ рамных рельсов, по которым

 

пассажир­

ские и

рефрижераторные поезда следуют

со" скоростью

свыше

100 до

120 км/ч,

более 6 мм, а пассажирские

поезда со

скоростью

свыше

120 до 140 км/ч включительно —

более 5 мм;

 

 

 

 

е) вертикальный износ сердечников крестовин в сечении,

где

ширина

сердечника 40 мм, более 6 мм на главных, 8 мм

на

прие­

мо-отправочных и 10 мм на прочих станционных путях;

 

 

 

вертикальный

износ сердечников крестовин, по которым

пасса­

жирские и рефрижераторные поезда следуют со скоростью свыше

100 до

120

км/ч, более 5 мм, а пассажирские поезда

со

скоростью

свыше

120

до 140

км/ч включительно —

более 4

мм;

ж)

расстояние

между рабочим кантом

сердечника

крестовины

и рабочей

гранью

головки контррельса менее 1477

мм

или рас­

стояние между рабочими гранями головок контррельса и усовика

более

1435 мм (рис. 42).

Ширина

желоба

в прямой части

контр­

рельса

^Кр в максимально

допустимом

значении

будет

равна:

£К р=1524—1477 = 47 мм, учитывая,

что стрелочные

переводы пока

изготавливаются на ширину колеи 1524 мм. С учетом допуска на

износ контррельса, а также на

монтажные неточности

нормальный

размер

желоба

установлен

£ К р=44 мм±2

мм.

Выдерживание

размера

1477 мм

исключает

возможность

удара

в

 

сердечник

 

 

 

 

 

152Ы2ММ

 

 

 

 

 

 

Не менее Ш77мн

Сердечная

 

 

 

 

НеболееЮ5мм

 

 

 

 

 

 

УсоЗш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

'Контррельс

 

Усовик

 

 

 

Рамный путевой рте

 

 

 

Рис. 41. Понижение остряка от уров-

Рис. 42.

Основные

размеры пути на

ня рамного рельса

 

крестовине

 

 

 

 

б!