Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крестовины при прохождении

подвижного состава. Ширина жело­

ба

крестовины

ty определяется

из

следующего

условия: ty

=

1524—1435—7кр=89—44 = 45

мм.

 

Допускаемое

 

отклонение

установлено

± 2 мм. Поэтому

если не выдержать расстояния меж­

ду

рабочими

гранями головок

контррельса и усовика

в 1435 мм,

то не будут соблюдены допускаемые

размеры

желобов, и колес­

ные пары могут заклиниться в колее.

 

 

 

 

 

 

 

В стрелочном

переводе

типа

Р65 с

подуклонкой,

применяемом

на

участках со скоростным

движением,

ширина

колеи

на расстоя­

нии 260 мм от острия остряка

установлена 1520 мм. Переход

на

такую ширину колеи впоследствии будет сделан на всех выпускае­ мых заводами стрелочных переводах с любыми марками кресто­ вины;

з)

излом остряка или рамного рельса;

 

 

 

и)

излом

крестовины (сердечника,

усовика).

Такие

изломы

представляют

большую опасность для

пропуска

поездов

по

стре­

лочному переводу и приводят к сходу

подвижного состава;

 

к)

разрыв

одного

контррельсового

болта. В этом случае

на­

грузка

на оставшиеся

болты увеличивается и они могут

быть ра­

зорваны. Контррельс не будет обеспечивать нужное направление

колесных пар при прохождении их по стрелочному

переводу.

 

 

19. Пересечения, переезды и примыкания

 

 

 

 

 

железных дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересечения.

Железнодорожные

линии

могут

 

пересекаться

одна

с другой, с трамвайными путями,

троллейбусными

линиями,

автомобильными дорогами, городскими улицами, линиями

элек­

тропередач,

связи, нефтепроводами,

газопроводами,

водопрово­

дами

и т. п. Такие пересечения должны

осуществляться в

соответ­

ствии с требованиями Строительных

норм и правил

проектирова­

ния железных дорог, а также инструкции,

утвержденной

МПС

(ПТЭ, § 35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Места пересечений железнодорожных путей в одном

уровне с

автомобильными

дорогами

(переезды),

а

также

пересечения с

линиями электропередач и связи, нефтепроводами,

 

газопровода­

ми, водопроводами и другими подземными и наземными

устройст­

вами

устанавливаются

и

оазрешаются

начальником

 

дороги

(ПТЭ, § 36 и 42).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переезды

в зависимости

от интенсивности и скорости

движе­

ния поездов

и движения

автогужевого

транспорта,

оборудования

устройствами автоматики, а также условий видимости делятся на охраняемые и неохраняемые (ПТЭ, § 37). Категории переездов и порядок оборудования их заградительной сигнализацией, шлаг­ баумами и освещением устанавливаются МПС (ПТЭ, § 38).

Для пропуска автогужевого транспорта через железнодорож­ ное полотно на переездах делается типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами, а для свободного прохо-

62


строящихся подъездных путей к действующей железнодорожной линии осуществляется в пределах станции, разъезда, обгонного пункта. В пункте примыкания, устроенном, как исключение, на пе­

регоне, устанавливают пост,

а

на подъездном пути

устраивают

предохранительные

тупики или

охранные

стрелки.

Предохрани­

тельные тупики строятся полезной длиной не менее 50 м.

 

На перегонах, имеющих затяжные спуски, а также на станци­

ях, ограничивающих

такие перегоны, при

необходимости

строятся

у л а в л и в а ю щ и е

т у п и к и

по проектам, утвержденным

МПС.

Стрелочные переводы, укладываемые

па перегонах

двухпутных

линий, должны устанавливаться «пошерстными» для поездов, сле­ дующих по правильному пути. В исключительных случаях, при трудных подходах примыкающих путей, с разрешения начальника дороги может допускаться укладка противошерстных стрелочных переводов (ПТЭ, § 45). Пошерстный перевод более безопасен осо­ бенно для поездов, следующих с большими скоростями.

20. Путевые, сигнальные и особые знаки

Путевые знаки (километровые, пикетные и уклоноуказательные) служат для ориентировки при движении поездов, а также не­

обходимы при выполнении ремонта и текущего

содержания

 

пути.

 

Сигнальные знаки требуют от определенной

категории

работ­

ников конкретных

действий

(подать

свисток,

начать

торможение,

поднять или опустить токоприемник, определяют

место

встреч

поездов проводниками

и др.). Сигнальные знаки

 

устанавливаются

с правой стороны

по направлению движения,

а путевые — с правой

стороны по счету километров на расстоянии

не

менее

3100

мм от

оси крайнего пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ряде мест применяются особые знаки для

указания

границ

железнодорожной

полосы

отвода,

обозначения

 

на

поверхности

земли скрытых

сооружений

земляного полотна (дренажи, прорези,

колодцы и др.), репера начала и конца круговых

кривых.

 

 

 

Место, до которого возможно приближение к стрелочному пе­

реводу подвижного состава, находящегося на данном

пути

так,

чтобы он не мешал свободному проходу подвижного состава

 

через

стрелочный перевод на другой путь, отмечается

 

п р е д е л ь н ы м

с т о л б и к о м .

Он

устанавливается

посередине

междупутья

там,

где

расстояние

между

осями сходящихся путей достигает 4100 мм.

. На

станционных

путях старой постройки, по которым не обращает­

ся

подвижной

состав,

выполненный

по габариту

Т,

допускается

как минимум сохранить положение предельного столбика при рас­ стоянии между осями путей, равном 3810 мм. На перегрузочных путях с суженным междупутьем предельные столбики устанавли­

вают в том месте, где ширина междупутья

достигает 3600 мм.

На кривых участках пути приведенные выше

расстояния

увеличи­

ваются в соответствии с таблицей габаритных

уширений

(ПТЭ,

§ 47).

 

 

64


ГЛАВА 7.

ПУТЕВОЕ Х О З Я Й С Т В О

 

 

 

 

 

21. Управление путевым хозяйством

 

 

 

Путевым хозяйством и всеми его отраслями

руководит

Глаз­

ное

управление

пути Министерства путей

сообщения. В его

веде­

нии

находятся

Государственный институт

по геологическим

изы­

сканиям

и проектированию щебеночных

заводов

и карьеров со­

ставлению проектов на ремонт мостов и тоннелей, лечение земля­ ного полотна (Гипротранспуть), нормативные и путеобследовательские станции и проектно-конструкторское технологическое бю­ ро.

На дорогах путевым хозяйством руководит служба пути во главе с начальником службы пути через отделы пути отделений дорог. Непосредственно содержание и ремонт пути осуществля­ ются дистанциями пути. Дистанции пути подразделяются на око­ лотки, возглавляемые дорожными мастерами, а околотки делятся на рабочие отделения, возглавляемые бригадирами пути. Эти под­ разделения обеспечивают бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями.

Ремонт пути и другие капитальные работы па дистанциях вы­ полняют путевые ремонтные колонны, а крупные объемы ремонт­ ных работ (капитальный ремонт пути и частично средний) — пу­ тевые машинные станции. Новые и старогодные рельсы сваривают рельсосварочные поезда. Ремонт искусственных сооружений и строительство труб и мостов производятся по договорам с мостопоездами, находящимися в ведении Главного управления капи­ тального строительства МПС.

Разработка проектов новых машин и механизмов ведется в проектно-конструкторском технологическом бюро.

В пределах дороги имеются балластные карьеры и щебеночные заводы, располагающие механизмами для разработки и погрузки балласта на подвижной состав, и шпалопропиточные заводы. На большинстве дорог созданы дорожные путевые мастерские для ре­ монта путевых машин, ремонта и изготовления инструмента и де­ талей стрелочных переводов. На всех дистанциях пути есть дистан­ ционные механические мастерские.

22. Содержание и ремонт пути

Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верх­ нее строение и искусственные сооружения) по прочности, устой­ чивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими конструкционными скоростями, установленными для локомотивов, обращающихся на данном уча­ стке (ПТЭ,§ 18).

Для того чтобы обеспечить содержание пути и путевых уст­ ройств в постоянной исправности, создана и проводится система

3—2940

65


Наиболее эффективной мерой борьбы с песчаными

заносами,

так же как и со снежными, является укрепление песков

посадкой

растительности, которая не только хорошо защищает путь от пес­ ка, но и создает приятный для глаз пассажиров пейзаж. Для за­ крепления песков применяются также различные типы щитов из камыша, хвороста, соломы и щитопланки, устилочные щиты, по­ крытие песка битумной эмульсией и другие меры.

Все сооружения путевого хозяйства железных дорог должны надежно обеспечивать безопасный пропуск ледохода, а также ве­ сенних и ливневых вод, гарантируя непрерывность и безопасность движения. Поэтому их заблаговременно осматривают и проверя­ ют, а затем разрабатывают необходимые мероприятия по всем не­ надежным местам. В специальном плане определяют работы, ко­ торые должны быть выполнены до наступления паводка, и меры, которые надо принять в период прохода весенних вод, с указанием необходимых материалов, инструмента и рабочей силы.

Противоразмывными материалами могут быть: кули и мешки, заполненные грунтом, камень, глина, бревна, доски, фанера, хво­ рост и др. Из инструмента используют ломы, топоры, багры, лопа­ ты, пилы, лодки и др. Заготовленные материалы и инструменты хранятся около угрожаемых мест и на ближайших станциях в ме­ стах, удобных для погрузки, при необходимости, на подвижной состав.

Если' имеются мосты или пойменные насыпи, для которых паво­ док представляет особую угрозу, то на ближайших к ним станциях размещают специальные противоразмывные поезда с противораз­ мывными средствами.

Наблюдение за угрожаемыми, сомнительными местами ведут выделенные ответственные работники пути. С появлением в кюве­ тах воды следят, чтобы она не застаивалась и не замерзала. В опасных местах устанавливают постоянное дежурство бригад.

После спада весенних вод все сооружения и водоотводные уст­ ройства осматривают, определяют объем неотложных работ для

ликвидации

повреждений.

 

 

 

Контроль

за состоянием

пути. Состояние пути и стрелочных

переводов систематически

проверяют

путевыми

шаблонами (рис.

48). При перешивке пути пользуются рабочими

шаблонами.

Для измерения зазоров

в стыках

и износа

рельсов имеются

специальные приборы. Все измерительные приборы занумерованы,

имеют металлическое клеймо с номером прибора,

названием дис­

танции и околотка и проверяются не менее одного

раза в квартал

с постановкой клейма, даты проверки.

 

Контроль за состоянием пути и рельсов осуществляется путеиз­ мерительными и дефектоскопными тележками и вагонами-лабора­ ториями по дефектоскопии, путевыми обследовательскими и испы­ тательными станциями (ПТЭ, §§ 27 и 28).

Путеизмерительные вагоны и тележки при передвижении по рельсам автоматически записывают на бумажной ленте ширину колеи и положение рельсов по уровню, а путеизмерительный ва-

69