Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 4
|
|
|
1685 |
|
|
Рис. 48. Путевой |
шаблон: |
|
|
||
/ |
— неподвижный |
упор; |
2 — корпус шаблона; 3 — ручка; 4 — винт |
уровня; 5 — |
уровень; |
6 |
— механизм измерения |
ширины колеи; 7 — п о д в и ж н о й упор |
|
|
|
гон, кроме того, фиксирует вертикальные и горизонтальные |
толчки |
||||
и положение пути в плане. |
|
|
|||
|
Отступления, |
фиксируемые путеизмерительным |
вагоном, рас |
шифровываются и оцениваются по балльной системе. Состояние пути определяется по сумме баллов в пределах 1 км.
На путь, как и на другие основные железнодорожные сооруже ния, составляется технический паспорт (отдельно по каждой ди станции пути), который содержит покилометровые сведения о пла не и профиле пути, лежащих в пути рельсах, скреплениях, шпа лах, балласте, стрелочных переводах, земляном полотне, искусст венных сооружениях, снегозащитных и других путевых устройст вах и сооружениях (ПТЭ, § 13).
23. Перспективы развития пути
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР на 1971—-1975 гг. предусматри вается дальнейшее усиление верхнего строения пути за счет ук ладки железобетонных шпал, бесстыкового пути и термически об работанных рельсов, намечается повысить уровень механизации путевых работ. Эти задания успешно выполняются.
Все больше выпускается термически обработанных по всей дли не головки или объемно закаленных рельсов; прокатываются рель сы, легированные хромом, для укладки в кривых особо грузонапряженных линий. Средний вес рельсов, укладываемых в путь, по вышается за счет большего объема поставок рельсов типов Р65 и Р75 по сравнению с рельсами Р50. Увеличивается выпуск раздель ного промежуточного скрепления для деревянных и железобетон ных шпал.
Предусматривается совершенствование конструкций железобе тонных плит и рам для-укладки их вместо шпал на особо грузона-
70
пряженных линиях и деятельных стрелочных переводах. В теку щей пятилетке должен быть закончен перевод всех основных на правлений на щебеночный балласт.
Большие объемы укладки в путь тяжелых рельсов, раздельных скреплений, бесстыкового пути, железобетонных и деревянных шпал, щебеночного балласта диктуют дальнейшее совершенствова ние технологии ремонта и содержания пути, увеличения количест ва и создания новых средств механизации, повышения уровня ме ханизации путевых работ, прежде всего в текущем содержании пути, подъемочном и среднем ремонте пути. Особенное внимание уделяется разработке механизмов для подготовительных работ и прежде всего по вырезке балласта, замене балласта в шпальных ящиках щебнем и загрязненного балласта ниже подошвы шпал.
В связи с непрерывным ростом скорости и веса поездов, интен сивности движения, внедрением мощных локомотивов и больше грузных вагонов с повышенными осевыми и погонными нагрузка ми будет продолжаться дальнейшее усиление пути, земляного по лотна и искусственных сооружений.
Р А З Д Е Л Ь Н Ы Е ПУНКТЫ Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г
ГЛАВА 8. О Б Щ И Е СВЕДЕНИЯ
24. Назначение и классификация
раздельных пунктов
Все железнодорожные линии делятся на перегоны. Пункты, ко
торые делят железнодорожные линии |
на перегоны, |
называются |
||||||
р а з д е л ь н ы м и . Движение |
поездов |
на железных дорогах |
произ |
|||||
водится с |
разграничением |
их раздельными |
пунктами (ПТЭ, |
|||||
§ 173). Это |
значит, |
что при |
движении |
по участку нескольких поез |
||||
дов, каждый из них |
отделяется один от другого |
раздельным |
пунк |
|||||
том, т. е. между двумя смежными |
раздельными пунктами |
может |
||||||
находиться только один поезд (рис. |
49). |
|
|
|
||||
К раздельным пунктам относятся: |
|
|
|
|
||||
с т а н ц и и — раздельные |
пункты, имеющие |
путевое |
развитие, |
позволяющее производить операции по приему, отправлению, |
скре |
|||||||||||||||
щению и обгону |
поездов, |
операции по приему, |
выдаче грузов и |
|||||||||||||
обслуживанию |
пассажиров, а при развитых путевых |
устройствах— |
||||||||||||||
формирование |
поездов и технические операции с поездами; |
|
||||||||||||||
р а з ъ е з д ы |
— раздельные |
пункты на однопутных |
линиях, име |
|||||||||||||
ющих путевое |
развитие, |
предназначенное для скрещения |
и обгона |
|||||||||||||
поездов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о б г о н н ы е |
|
п у н к т ы — раздельные |
пункты |
на двухпутных |
||||||||||||
линиях, |
имеющие путевое |
развитие, |
допускающее |
обгон |
поездов |
|||||||||||
и в необходимых |
случаях |
—перевод |
поезда |
с одного |
главного пу |
|||||||||||
ти на другой; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
п у т е в ы е |
п о с т ы — раздельные |
пункты |
на железнодорожных |
|||||||||||||
линиях, не оборудованных |
автоблокировкой, |
не имеющие |
путевого |
|||||||||||||
развития и обслуживаемые дежурным по посту; |
|
|
|
|
|
|||||||||||
п р о х о д н ы е |
с в е т о ф о р ы — раздельные |
пункты на |
участ |
|||||||||||||
ках, |
оборудованных |
автоблокировкой. |
Каждый |
проходной |
свето- |
|||||||||||
^ |
Р |
л |
Р |
6 |
|
" |
О |
|
Р |
О |
|
" |
|
|
|
|
|
I |
V777?h |
|
, |
|
&7?7Л |
, |
|
| |
У7777\ |
| |
|
|
|||
Ф |
Р |
& |
|
Р |
|
О |
|
Р |
|
О |
|
Р |
|
|
|
|
|
1 |
VZZZZZA |
, |
&ZZZZZL |
, |
|
fezp |
|
1 |
|
|
|||||
|
I |
v;;;;%\ |
, |
v?,v?;\ |
|
, |
, IW/T&A |
|
|
| |
|
|
||||
Рис. |
49. Схема движения |
поездов с |
разграничением |
раздельными пунктами: |
||||||||||||
а — на однопутной |
линии; б — на двухпутной линии; |
Р — раздельный |
пункт |
|
|
72
фор на таком участке является границей перегона и в зависимости от сигнального показания разрешает или запрещает поезду про следовать с одного перегона на другой.
На отдельных перегонах для обслуживания пунктов примыка
ния подъездных |
путей открываются в с п о м о г а т е л ь н ы е |
п о с - |
т ы. Такие посты |
для поездов, следующих по всему перегону, |
раз |
дельными пунктами не являются. Раздельными пунктами не счи
таются также имеющиеся |
на некоторых перегонах п а с с а ж и р |
с к и е о с т а н о в о ч н ы е |
п у н к т ы , предусматриваемые исключи |
тельно для посадки и высадки пассажиров. Вспомогательные по сты и пассажирские остановочные пункты путевого развития не имеют. На раздельных пунктах, имеющих путевое развитие, можно выполнить скрещение поездов противоположных направлений и об гон одного поезда другим, следующим в том же направлении, что
иобгоняемый поезд.
ВПравилах технической эксплуатации («Термины») и в других руководящих указаниях по движению поездов все раздельные пункты, имеющие путевое развитие или не имеющие путевого раз вития, но обслуживаемые дежурным работником (станции, разъез ды, обгонные пункты, путевые посты), принято называть общим термином «Станция». Такая терминология принята и в настоящем учебнике.
Взависимости от типа ограничивающих раздельных пунктов
перегоны называются: |
м е ж с т а н ц и о н н ы е , |
ограниченные стан |
||
циями, разъездами и |
обгонными пунктами; м е ж п о с т о в ы е , |
ог |
||
раниченные путевыми |
постами |
или путевым |
постом и станцией; |
|
б л о к -у ч а с т к и, ограниченные |
проходными |
светофорами |
или |
проходным светофором и станцией, на линиях, оборудованных ав тоблокировкой.
Каждый раздельный пункт, вспомогательный пост и пассажир
ский остановочный пункт должны иметь |
наименование или номер. |
||
В исключительных |
условиях, когда |
возникает необходимость |
|
срочного |
пропуска по |
участку такого количества поездов, которое |
|
не может |
быть пропущено нормальным |
порядком (т. е. с разграни |
чением раздельными пунктами), допускается по указанию МПС отправление поездов со станций с разграничением временем (ПТЭ,
§ 249). В этих случаях |
на одном перегоне допускается движение |
|
двух поездов, следующих в одном направлении |
и отделенных друг |
|
от друга определенным |
интервалом времени |
при отправлении с |
раздельного пункта. Порядок отправления поездов с разграниче нием временем (вслед) установлен в Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР.
25, Расположение и назначение станций
Границы станций. На однопутных участках границами станции служат входные светофоры или семафоры. На двухпутных участ ках станции по каждому в отдельности главному пути ограничива-
73
ются с одной стороны входным светофором или семафором, а с другой стороны — сигнальным знаком «Граница станции», уста новленным на расстоянии не менее 50 м за последним выходным стрелочным переводом (рис. 50). На двухпутных участках, обору дованных двусторонней автоблокировкой, границей станции но каждому в отдельности главному пути являются входные свето форы (ПТЭ, § 174).
Расположение станций. Чтобы обеспечить быстрое трогание с места отправляющихся поездов, а также удобство и безопасность работы по расформированию и формированию поездов станции должны располагаться на площадке и в прямых участках пути. Правилами технической эксплуатации (§ 20) предусмотрено, что станции, разъезды и обгонные пункты должны, как правило, рас полагаться на площадке, но в отдельных случаях допускается устройство станций на уклонах, не превышающих 0,0015; в труд
ных условиях допускается |
увеличение уклонов, но не более чем до |
|||||||
0,0025. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лишь в особо |
трудных |
топографических |
условиях |
на разъ |
||||
ездах и обгонных пунктах |
продольного |
или полупродольного |
типа, |
|||||
а с разрешения |
Министерства путей сообщения также и на |
про |
||||||
межуточных станциях, |
на |
которых не предусматривается |
манев |
|||||
ров и отцепок локомотива |
или вагонов |
от состава, |
допускается |
|||||
применение уклонов более 0,0025. |
|
|
|
|
|
|||
При расположении |
приемо-отправочных |
путей на |
уклонах ве |
личина среднего подъема в сторону отправления поездов должна обеспечивать условия трогания с места поезда установленной ве совой нормы.
Станции, разъезды и обгонные пункты, а также отдельные пар ки и вытяжные пути должны располагаться на прямых участках
(ПТЭ, § 21). В трудных условиях допускается размещать |
станции |
|
разъезды и обгонные пункты и на кривых |
радиусом |
не менее |
1200 м. В особо трудных топографических |
условиях допускается |
Ю
|
Граница ,, |
I |
станции |
Рис. 50. Границы |
станций: |
|
а — на однопутных |
участках; б |
на двухпутных участках |
74
уменьшение |
радиуса |
кривой до 600 м, а в горных |
условиях — до |
||
500 |
м. |
|
|
|
|
Назначение станций. В зависимости от характера |
выполняемой |
||||
работы железнодорожные станции подразделяются |
на: |
|
|||
п а с с а ж и р с к и е , |
предназначенные для приема и отправле |
||||
ния |
пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских |
соста |
|||
вов, |
ремонта |
и экипировки пассажирских вагонов, продажи |
биле |
||
тов, |
посадки |
пассажиров на поезда и высадки из поездов, приема |
и выдачи багажа, а также выполнения ряда других операций, свя занных с обслуживанием пассажиров;
г р у з о в ы е , предназначенные в основном для приема и вы дачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, а также сор тировки перевозимых грузов;
с о р т и р о в о ч н ы е , основной работой которых является рас формирование составов поездов, сортировка вагонов по назначе ниям следования и формирование из этих вагонов новых поездов— участковых, сборных, передаточных, а также сквозных, следующих затем без переработки до пунктов назначения вагонов или до сле дующей сортировочной станции;
у ч а с т к о в ы е , основным |
назначением которых является |
сме |
на в поездах локомотивов и |
локомотивных бригад, осмотр |
под |
вижного состава в проходящих |
поездах, формирование |
участковых |
и сборных поездов; |
|
|
п р о м е ж у т о ч н ы е (в том |
числе разъезды и обгонные пунк |
|
ты), предназначенные главным |
образом для приема, |
отправления |
ипропуска поездов.
Взависимости от объема пассажирских, грузовых и техниче ских операций и сложности работы железнодорожные станции
подразделяются на внеклассные, I , I I , I I I , IV и V классов.
26. Основные станционные сооружения
и устройства
Путевое развитие и техническое оснащение станций должны обеспечивать установленные размеры движения поездов, выпол
нение норм времени на операции по приему и отправлению |
поез |
||||||||
дов, погрузке и выгрузке грузов, обработке |
составов |
и |
вагонов, |
||||||
высокую производительность труда |
(ПТЭ, |
§ |
52). |
|
|
|
|||
К основным сооружениям и устройствам |
на станциях |
относятся: |
|||||||
|
пути для приема, отправления и формирования поездов, по |
||||||||
грузки, выгрузки |
и сортировки |
грузов и для |
выполнения |
других |
|||||
операций по обработке поездов и вагонов; |
|
|
|
|
|
||||
|
пассажирские |
здания (вокзалы), платформы и другие сооруже |
|||||||
ния |
и устройства, |
предназначенные |
для обслуживания |
пассажи |
|||||
ров; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грузовые и холодильные устройства — крытые и открытые |
скла |
|||||||
ды |
и платформы, |
контейнерные |
пункты, холодильники, |
|
средства |
||||
для |
механизации |
погрузочно-разгрузочных |
работ и др.; |
|
|
|
75