Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
служебные здания и помещения, предназначенные для работ ников, связанных с движением поездов (дежурных по станциям, маневровых диспетчеров, работников сигнализации и связи, сигна листов, стрелочников и др.).
Помещения, в которых установлены пульты управления стрел ками и сигналами, располагаются, как правило, так, чтобы из них были хорошо видны соответствующие пути и стрелки. Такое раз мещение обеспечивает более производительную работу, а также безопасность движения поездов и маневров.
Помещения постов централизации и стрелочных постов снабжа ются необходимыми сигнальными приборами, инвентарем, инстру
ментами и материалами |
по нормам, устанавливаемым начальни |
ком дороги (ПТЭ, § 56), |
в том числе сигнальными фонарями, фла |
гами, приборами для подачи звуковых сигналов (духовые рожки, ручные свистки), метлами и скребками для очистки стрелочных переводов, молотками для забивки костылей и ключами для за крепления ослабших болтов, тормозными башмаками, укладывае мыми в необходимых случаях под колеса вагонов для предупреж дения самопроизвольного ухода их со станции.
На крупных станциях сооружаются устройства для сортировки вагонов — сортировочные горки, полугорки, вытяжные пути. На сортировочных горках вагоны сортируются по назначениям их сле дования за счет использования силы тяжести самих вагонов, под действием которой отдельные вагоны или группы вагонов скаты ваются на соответствующий путь.
На сортировочных полугорках при сортировке вагонов исполь
зуется тот же принцип работы, что и на горках, с той |
лишь |
раз |
|
ницей, что движение вагонов на соответствующий путь |
происходит |
||
не только за счет силы тяжести вагона, но и за счет |
толчка, |
кото |
|
рый сообщается вагону маневровым локомотивом. |
На |
вытяжных |
путях сортируемые вагоны направляются на тот или иной путь ма невровым локомотивом путем осаживания или толчком.
Все сортировочные станции, а также пассажирские, участко вые и грузовые станции с большим объемом работы оборудуются диспетчерской внутристанционной связью, маневровой и другими видами станционной радиосвязи и устройствами громкоговоряще го оповещения для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях, а также для переговоров маневровых диспетчеров, дежурных по станциям, составителей поездов, машинистов манев ровых локомотивов, работников технических контор, пунктов тех нического осмотра и работников пути, обслуживающих путевые и снегоочистительные машины, по вопросам организации маневро
вой работы, ремонта |
и осмотра вагонов в поездах. |
Сортировочные |
и крупные грузовые |
станции оборудуются, кроме |
того, специаль |
ной информационной связью для получения и передачи необходи мых сведений о поездах и грузах.
Сооружения для обслуживания пассажиров, пути приема и от правления поездов, погрузочно-выгрузочной и маневровой работы, другие пути и пункты на станциях должны освещаться. Освещение
76
должно соответствовать нормам, установленным МПС, и обеспе чивать безопасность движения поездов и маневровых передвиже ний, безопасность пассажиров, бесперебойную и безопасную рабо ту обслуживающего персонала и охрану грузов. Наружное осве щение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных ог ней (ПТЭ, §§ 58 и 59).
Для |
освещения устанавливаются (подвешиваются) в опреде |
ленных |
местах светильники, прожекторы или те и другие устройст |
ва. |
|
Прожекторы заливающего света применяются для освещения открытых территорий железнодорожных узлов и привокзальных площадей. На электрифицированных участках станции освещают ся также при помощи светильников, устанавливаемых на жестких поперечинах, опорах и на гибких поперечинах контактной сети. Наружное освещение включается и выключается централизованно по отдельным районам станционной территории и независимо ог внутреннего. Источником электрического света могут быть лампы накаливания и люмиписцентные. На крупных железнодорожных узлах для освещения открытых территорий в последнее время на чали применять более мощные и экономичные источники света — ксеноновые лампы и лампы с йодным циклом.
27. Станционные пути и парки и их специализация
Железнодорожные пути делятся на |
г л а в н ы е , |
с т а н ц и о н |
||
н ы е |
и с п е ц и а л ь н о г о |
н а з н а ч е н и я . Главными |
называются |
|
пути |
перегонов, а также |
пути станций, |
являющиеся |
непосредст |
венным продолжением путей прилегающих перегонов, и, как пра вило, пе имеющие отклонения на стрелочных переводах. Станци
онными называются все пути, расположенные |
в границах |
станций, |
|||||||||
в том числе и главные |
(ПТЭ, § |
176, Термины). |
|
|
|
|
|||||
Каждый станционный путь |
предназначается |
(специализирует |
|||||||||
ся) для выполнения |
определенных |
операций. |
В |
зависимости от |
|||||||
этого станционные |
пути разделяются |
на: п р и е м о-о т п р а в о ч- |
|||||||||
н ы е для приема, |
отправления |
и пропуска |
поездов; |
с о р т и р о |
|||||||
в о ч н ы е — для накопления вагонов |
по |
назначениям |
их |
следова |
|||||||
ния и формирования |
составов |
поездов; |
в ы т я ж н ы е |
— для пере |
|||||||
движений групп вагонов при их сортировке и при |
их |
перестанов |
|||||||||
ках с одного пути |
на |
другой; |
п о г р у з о ч н о - в ы г р у з о ч н ы е — |
||||||||
' для операций по погрузке в вагоны, выгрузке |
из |
вагонов; |
д е п о в |
||||||||
с к и е — для экипировки, |
ремонта, стоянки локомотивов и |
вагонов |
|||||||||
в пределах территории локомотивного и вагонного |
хозяйства. На |
||||||||||
станциях имеются, |
кроме того, |
пути, |
назначение |
которых |
опреде |
||||||
ляется выполняемыми |
па |
них |
операциями, |
например: весовые — |
|||||||
для взвешивания |
вагонов, |
промывочные — для |
промывки |
вагонов, |
и т. п. К станционным относятся также расположенные в грани цах станции с о е д и н и т е л ь н ы е пути, ведущие к контейнерным
77
пунктам, топливным складам, |
базам, сортировочным платформам, |
к пунктам подготовки вагонов |
под перевозки — очистки, промыв |
ки, дезинфекции, ремонта подвижного состава и т. д., а также со
единяющие |
отдельные группы путей |
между собой или с главным |
||
путем. |
|
|
|
|
На перегонах и станциях сооружаются пути |
специального |
на |
||
значения: |
п р е д о х р а н и т е л ь н ы е |
т у п и к и |
— тупиковые |
пути |
для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты
следования |
поездов; |
у л а в л и в а ю щ и е |
т у п и к и |
— тупиковые |
|||
пути для остановки |
потерявшего управление поезда |
или части |
|||||
поезда при |
движении по |
затяжному |
спуску |
(рис. |
51). |
||
Все пути |
в пределах |
станционной |
территории, |
за |
исключением |
переданных в ведение других служб и организаций, например ло комотивного и вагонного депо, материального склада, находятся в распоряжении начальника станции.
Различают полную и полезную длину станционных путей. Пол ной длиной сквозного пути называется расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих путь, а тупикового пути — расстояние от стыка рамного рельса стрелочно го перевода, ограничивающего путь, до упора (рис. 52, а). Часть полной длины пути, в пределах которой может находиться подвиж ной состав при условии обеспечения безопасного передвижения подвижного состава по соседним путям, составляет полезную длину пути. Место, ограничивающее возможность установки под вижного состава на каждом из сходящихся путей, обозначается
сигнальным знаком — предельным |
столбиком. Полезная длина |
пути определяется как расстояние |
между предельными столбика |
ми стрелочных переводов, ограничивающих путь. Если у пути ус
тановлен сигнал |
(светофор |
или |
семафор), |
то |
полезная длина оп |
||
ределяется от предельного |
столбика |
(или |
от |
остряка |
противошер- |
||
стной стрелки) |
с одной стороны |
до |
соответствующего сигнала с |
||||
другой стороны. Полезная длина тупикового |
пути |
определяется |
|||||
от стыка рамного рельса или предельного столбика |
стрелочного |
перевода до упора с другой стороны или от соответствующего сиг нала до упора (рис. 52).
Полезная длина приемо-отправочных путей для грузового дви жения проектируется в соответствии с длиной грузовых поездов, ••намечаемых к обращению на том или ином направлении. При
|
|
|
ПредохранителЪный |
|
Крутой-*-— |
\ |
тупик (не менев5Пм), |
||
затяжной |
спуск |
|
Подъездной |
|
|
|
|
X |
путь |
УлаВмиёающии |
|
|||
|
|
|||
тупик ~ |
|
|
||
(длина |
по |
расчету) |
|
|
Рис. 51. Схема предохранительного и улавливающего тупиков
78
а) |
^Полная длина 2 и 3 путей^ |
|
|
Полезная длина |
|
|||||||
|
I Полезная длина2иЗпутей |
i |
|
|
||||||||
Предельный |
I JT* |
= |
|
' |
|
|
тупикового пути. |
Упор |
||||
стол5ик ^ |
1/» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полезная длина 1-гопути^\ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Полная длина 1-го PI/TII"* |
|
|
|
|
|
|
||||
/Г) |
|
£шшя |
длина 2 иЗ пущей |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Полезная длина |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
ооо^, |
2 |
иЗпутей.~*4 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
. |
1 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Гооси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—г |
|
|
|
|
|
|
|
.Полезная |
|
|
|
|
i Полезная длина I aurn и fj 4 * 3 0 |
|
|
||||||||
|
|
1 |
gнечетном направлении.1,] |
' |
|
'длина тупи |
|
|||||
|
|
|
Полезная длина I пути. |
|
|
кового пути |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
" четном направлении |
|
|
|
|
|
||||
|
|
Полная длина Inymu |
|
|
|
|
|
|
||||
Рис. 52. Полная и полезная длина путей |
|
|
|
|
|
|
||||||
этом, как правило, пути проектируются |
полезной |
длиной |
1250, |
|||||||||
1050 и 850 м. Полезная длина путей, предназначенных для приема |
||||||||||||
и отправления |
только |
пассажирских |
поездов, |
проектируется в |
||||||||
соответствии с длиной пассажирских поездов; |
сортировочных пу |
|||||||||||
тей— в |
соответствии |
|
с длиной формируемых |
составов грузовых |
||||||||
поездов; |
вытяжных |
путей на сортировочных и участковых |
стан |
|||||||||
циях— полной |
длиной |
грузовых |
поездов, а на |
промежуточных |
||||||||
станциях — не менее 200 м. |
|
|
|
|
|
|
При определении вместимости главных и приемо-отправочных путей в вагонах из полезной длины пути вычитается длина локо мотива, обращающегося на участке (при следовании поездов двой
ной тягой — длины двух локомотивов). |
При определении |
вмести |
|||||||||||
мости в вагонах остальных путей длину |
локомотива не вычитают. |
||||||||||||
На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения |
|||||||||||||
каких-либо определенных операций, |
объединяются в группы, на |
||||||||||||
зываемые |
п а р к а м и . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Пути парка соединяются стрелочной улицей, |
|
где |
последова |
||||||||||
тельно располагаются стрелки всех соединяемых |
путей. |
|
Концы |
||||||||||
парков, где сосредоточиваются |
стрелочные |
переводы, |
соединяю |
||||||||||
щие отдельные |
пути парка друг с другом, |
называются |
г о р л о в и |
||||||||||
н а м и (рис. 53). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Парки |
станционных |
путей |
называются, |
как' правило, |
по роду |
||||||||
выполняемой на путях работы, например: |
парк |
прибытия |
(П), |
||||||||||
парк отправления |
(О), сортировочный (С) — дл я |
сортировки и на |
|||||||||||
копления |
вагонов на состав. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Нумерация |
путей, |
стрелочных |
переводов |
и |
парков |
|
(ПТЭ, |
||||||
§ 177). Каждый |
путь и стрелочный |
перевод на станции, а |
также |
||||||||||
каждый главный |
путь |
на перегоне должен |
иметь номер. 'Главные |
79