Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

служебные здания и помещения, предназначенные для работ­ ников, связанных с движением поездов (дежурных по станциям, маневровых диспетчеров, работников сигнализации и связи, сигна­ листов, стрелочников и др.).

Помещения, в которых установлены пульты управления стрел­ ками и сигналами, располагаются, как правило, так, чтобы из них были хорошо видны соответствующие пути и стрелки. Такое раз­ мещение обеспечивает более производительную работу, а также безопасность движения поездов и маневров.

Помещения постов централизации и стрелочных постов снабжа­ ются необходимыми сигнальными приборами, инвентарем, инстру­

ментами и материалами

по нормам, устанавливаемым начальни­

ком дороги (ПТЭ, § 56),

в том числе сигнальными фонарями, фла­

гами, приборами для подачи звуковых сигналов (духовые рожки, ручные свистки), метлами и скребками для очистки стрелочных переводов, молотками для забивки костылей и ключами для за­ крепления ослабших болтов, тормозными башмаками, укладывае­ мыми в необходимых случаях под колеса вагонов для предупреж­ дения самопроизвольного ухода их со станции.

На крупных станциях сооружаются устройства для сортировки вагонов — сортировочные горки, полугорки, вытяжные пути. На сортировочных горках вагоны сортируются по назначениям их сле­ дования за счет использования силы тяжести самих вагонов, под действием которой отдельные вагоны или группы вагонов скаты­ ваются на соответствующий путь.

На сортировочных полугорках при сортировке вагонов исполь­

зуется тот же принцип работы, что и на горках, с той

лишь

раз­

ницей, что движение вагонов на соответствующий путь

происходит

не только за счет силы тяжести вагона, но и за счет

толчка,

кото­

рый сообщается вагону маневровым локомотивом.

На

вытяжных

путях сортируемые вагоны направляются на тот или иной путь ма­ невровым локомотивом путем осаживания или толчком.

Все сортировочные станции, а также пассажирские, участко­ вые и грузовые станции с большим объемом работы оборудуются диспетчерской внутристанционной связью, маневровой и другими видами станционной радиосвязи и устройствами громкоговоряще­ го оповещения для передачи указаний и сигналов о маневровых передвижениях, а также для переговоров маневровых диспетчеров, дежурных по станциям, составителей поездов, машинистов манев­ ровых локомотивов, работников технических контор, пунктов тех­ нического осмотра и работников пути, обслуживающих путевые и снегоочистительные машины, по вопросам организации маневро­

вой работы, ремонта

и осмотра вагонов в поездах.

Сортировочные

и крупные грузовые

станции оборудуются, кроме

того, специаль­

ной информационной связью для получения и передачи необходи­ мых сведений о поездах и грузах.

Сооружения для обслуживания пассажиров, пути приема и от­ правления поездов, погрузочно-выгрузочной и маневровой работы, другие пути и пункты на станциях должны освещаться. Освещение

76


должно соответствовать нормам, установленным МПС, и обеспе­ чивать безопасность движения поездов и маневровых передвиже­ ний, безопасность пассажиров, бесперебойную и безопасную рабо­ ту обслуживающего персонала и охрану грузов. Наружное осве­ щение не должно влиять на отчетливую видимость сигнальных ог­ ней (ПТЭ, §§ 58 и 59).

Для

освещения устанавливаются (подвешиваются) в опреде­

ленных

местах светильники, прожекторы или те и другие устройст­

ва.

 

Прожекторы заливающего света применяются для освещения открытых территорий железнодорожных узлов и привокзальных площадей. На электрифицированных участках станции освещают­ ся также при помощи светильников, устанавливаемых на жестких поперечинах, опорах и на гибких поперечинах контактной сети. Наружное освещение включается и выключается централизованно по отдельным районам станционной территории и независимо ог внутреннего. Источником электрического света могут быть лампы накаливания и люмиписцентные. На крупных железнодорожных узлах для освещения открытых территорий в последнее время на­ чали применять более мощные и экономичные источники света — ксеноновые лампы и лампы с йодным циклом.

27. Станционные пути и парки и их специализация

Железнодорожные пути делятся на

г л а в н ы е ,

с т а н ц и о н ­

н ы е

и с п е ц и а л ь н о г о

н а з н а ч е н и я . Главными

называются

пути

перегонов, а также

пути станций,

являющиеся

непосредст­

венным продолжением путей прилегающих перегонов, и, как пра­ вило, пе имеющие отклонения на стрелочных переводах. Станци­

онными называются все пути, расположенные

в границах

станций,

в том числе и главные

(ПТЭ, §

176, Термины).

 

 

 

 

Каждый станционный путь

предназначается

(специализирует­

ся) для выполнения

определенных

операций.

В

зависимости от

этого станционные

пути разделяются

на: п р и е м о-о т п р а в о ч-

н ы е для приема,

отправления

и пропуска

поездов;

с о р т и р о ­

в о ч н ы е — для накопления вагонов

по

назначениям

их

следова­

ния и формирования

составов

поездов;

в ы т я ж н ы е

— для пере­

движений групп вагонов при их сортировке и при

их

перестанов­

ках с одного пути

на

другой;

п о г р у з о ч н о - в ы г р у з о ч н ы е —

' для операций по погрузке в вагоны, выгрузке

из

вагонов;

д е п о в ­

с к и е — для экипировки,

ремонта, стоянки локомотивов и

вагонов

в пределах территории локомотивного и вагонного

хозяйства. На

станциях имеются,

кроме того,

пути,

назначение

которых

опреде­

ляется выполняемыми

па

них

операциями,

например: весовые —

для взвешивания

вагонов,

промывочные — для

промывки

вагонов,

и т. п. К станционным относятся также расположенные в грани­ цах станции с о е д и н и т е л ь н ы е пути, ведущие к контейнерным

77


пунктам, топливным складам,

базам, сортировочным платформам,

к пунктам подготовки вагонов

под перевозки — очистки, промыв­

ки, дезинфекции, ремонта подвижного состава и т. д., а также со­

единяющие

отдельные группы путей

между собой или с главным

путем.

 

 

 

 

На перегонах и станциях сооружаются пути

специального

на­

значения:

п р е д о х р а н и т е л ь н ы е

т у п и к и

— тупиковые

пути

для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты

следования

поездов;

у л а в л и в а ю щ и е

т у п и к и

— тупиковые

пути для остановки

потерявшего управление поезда

или части

поезда при

движении по

затяжному

спуску

(рис.

51).

Все пути

в пределах

станционной

территории,

за

исключением

переданных в ведение других служб и организаций, например ло­ комотивного и вагонного депо, материального склада, находятся в распоряжении начальника станции.

Различают полную и полезную длину станционных путей. Пол­ ной длиной сквозного пути называется расстояние между стыками рамных рельсов стрелочных переводов, ограничивающих путь, а тупикового пути — расстояние от стыка рамного рельса стрелочно­ го перевода, ограничивающего путь, до упора (рис. 52, а). Часть полной длины пути, в пределах которой может находиться подвиж­ ной состав при условии обеспечения безопасного передвижения подвижного состава по соседним путям, составляет полезную длину пути. Место, ограничивающее возможность установки под­ вижного состава на каждом из сходящихся путей, обозначается

сигнальным знаком — предельным

столбиком. Полезная длина

пути определяется как расстояние

между предельными столбика­

ми стрелочных переводов, ограничивающих путь. Если у пути ус­

тановлен сигнал

(светофор

или

семафор),

то

полезная длина оп­

ределяется от предельного

столбика

(или

от

остряка

противошер-

стной стрелки)

с одной стороны

до

соответствующего сигнала с

другой стороны. Полезная длина тупикового

пути

определяется

от стыка рамного рельса или предельного столбика

стрелочного

перевода до упора с другой стороны или от соответствующего сиг­ нала до упора (рис. 52).

Полезная длина приемо-отправочных путей для грузового дви­ жения проектируется в соответствии с длиной грузовых поездов, ••намечаемых к обращению на том или ином направлении. При

 

 

 

ПредохранителЪный

 

Крутой-*-—

\

тупик (не менев5Пм),

затяжной

спуск

 

Подъездной

 

 

 

X

путь

УлаВмиёающии

 

 

 

тупик ~

 

 

(длина

по

расчету)

 

 

Рис. 51. Схема предохранительного и улавливающего тупиков

78


а)

^Полная длина 2 и 3 путей^

 

 

Полезная длина

 

 

I Полезная длина2иЗпутей

i

 

 

Предельный

I JT*

=

 

'

 

 

тупикового пути.

Упор

стол5ик ^

1/»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезная длина 1-гопути^\

 

 

 

 

 

 

 

Полная длина 1-го PI/TII"*

 

 

 

 

 

 

/Г)

 

£шшя

длина 2 иЗ пущей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезная длина

 

 

 

 

 

 

 

 

ооо^,

2

иЗпутей.~*4

 

 

 

 

 

 

 

 

.

1

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Гооси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—г

 

 

 

 

 

 

 

.Полезная

 

 

 

i Полезная длина I aurn и fj 4 * 3 0

 

 

 

 

1

gнечетном направлении.1,]

'

 

'длина тупи­

 

 

 

 

Полезная длина I пути.

 

 

кового пути

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" четном направлении

 

 

 

 

 

 

 

Полная длина Inymu

 

 

 

 

 

 

Рис. 52. Полная и полезная длина путей

 

 

 

 

 

 

этом, как правило, пути проектируются

полезной

длиной

1250,

1050 и 850 м. Полезная длина путей, предназначенных для приема

и отправления

только

пассажирских

поездов,

проектируется в

соответствии с длиной пассажирских поездов;

сортировочных пу­

тей— в

соответствии

 

с длиной формируемых

составов грузовых

поездов;

вытяжных

путей на сортировочных и участковых

стан­

циях— полной

длиной

грузовых

поездов, а на

промежуточных

станциях — не менее 200 м.

 

 

 

 

 

 

При определении вместимости главных и приемо-отправочных путей в вагонах из полезной длины пути вычитается длина локо­ мотива, обращающегося на участке (при следовании поездов двой­

ной тягой — длины двух локомотивов).

При определении

вмести­

мости в вагонах остальных путей длину

локомотива не вычитают.

На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения

каких-либо определенных операций,

объединяются в группы, на­

зываемые

п а р к а м и .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пути парка соединяются стрелочной улицей,

 

где

последова­

тельно располагаются стрелки всех соединяемых

путей.

 

Концы

парков, где сосредоточиваются

стрелочные

переводы,

соединяю­

щие отдельные

пути парка друг с другом,

называются

г о р л о в и ­

н а м и (рис. 53).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парки

станционных

путей

называются,

как' правило,

по роду

выполняемой на путях работы, например:

парк

прибытия

(П),

парк отправления

(О), сортировочный (С) — дл я

сортировки и на­

копления

вагонов на состав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нумерация

путей,

стрелочных

переводов

и

парков

 

(ПТЭ,

§ 177). Каждый

путь и стрелочный

перевод на станции, а

также

каждый главный

путь

на перегоне должен

иметь номер. 'Главные

79