Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния или погашения

вагонопотоков, на подходах к крупным про­

мышленным центрам, портам,

в

крупных железнодорожных

узлах.

В зависимости от

их роли

в

организации вагонопотоков

сорти­

ровочные станции подразделяются на станции сетевого и районно­ го значения и вспомогательные.

На сортировочных станциях сетевого значения формируются поезда дальних назначений, следующие без переработки через не­ сколько попутных сортировочных станций, на станциях районного значения — поезда, следующие на участки, расположенные до се­ тевых сортировочных станций. Вспомогательные сортировочные станции обслуживают местную погрузку и выгрузку (в угольных и рудных бассейнах, на крупных металлургических предприятиях, з крупных промышленных центрах и др.).

Грузовые и пассажирские операции на сортировочных станциях обычно имеют незначительный объем. В зависимости от объема и характера работы на сортировочных станциях имеются служебные здания, локомотивные и вагонные депо, сортировочные платформы и другие сооружения и устройства.

Пути сортировочных станций объединены в отдельные специа­ лизированные парки:

— для приема поездов. При расположении таких парков перед сортировочными горками их называют обычно предгорочными;

•— сортировочные, называемые на горочных станциях подгорочными. В этих парках накапливаются вагоны но назначениям, уста­ новленным планом формирования и формируются из этих ваго­ нов поезда соответствующих назначений;

— отправления поездов. На некоторых сортировочных станци­ ях сооружаются отдельные парки для приема и отправления поез­ дов, следующих через эти станции без переработки (транзи­ том).

Число путей в каждом парке зависит от размеров работы, про­ должительности операций с поездами и вагонами, а в сортировоч­ ных парках, кроме того, от количества пунктов назначения, по ко­

торым формируются поезда,

а также количества

назначе­

ний

вагонов, с которыми производятся

определенные

операции

на

самой станции — выгрузка,

погрузка,

сортировка,

промывка,

ремонт, взвешивание и другие операции. В парках приема и отпра­

вления поездов на сортировочных станциях

обычно

5—10

путей

в

каждом парке. Число сортировочных путей

колеблется

от 10

до

40 и более.

 

 

 

 

Односторонние сортировочные станции

имеют

одну

систему

сортировочных устройств для переработки вагонов четного и не­ четного направлений (рис. 57), а двусторонние две системы сор­ тировочных устройств, каждая из которых специализируется для

сортировки

вагонов определенного

(четного или нечетного) направ­

ления (рис.

58).

 

Различают

сортировочные станции с параллельным, последова­

тельным

или

комбинированным

расположением парков (см.

рис. 57).

При

последовательном

расположении парков обеспечи-

85


Рис.

57.

Односторонняя

сортировочная станция с

комбинированным расположением парков:

 

Л —

парк

приема; О и 0 2

— парки отправления; Т\ъ

Т2 — транзитные парки;

ЭК — экипировочные устройства;

ЛХ — локомотивное

 

 

 

 

хозяйство; ВД — загонное

депо

 

Рис. 58. Двусторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков (обозначения см. на рис. 57)

вается поточность следования в пределах станции вагонопотоков каждого направления (см. рис. 58).

Поезда четного направления, прибывающие со стороны А , при­ нимаются на пути парка /72 ; локомотив прибывшего поезда ухо­ дит от состава по соединительному пути 12. После подготовки со­

става к расформированию маневровым локомотивом,

заезжающим

в хвост состава из тупика 14, состав

двигается на

горку;

через

нее

вагоны расформировываются на

пути сортировочного

парка

С2 ,

где из этих вагонов, одновременно

с роспуском,

формируются

поезда новых назначений, а также накапливаются вагоны для по­ дачи под выгрузку, в ремонт, на промывку, а также для других операций.

Готовые поезда, следующие в направлении Б, передаются ма­ невровым локомотивом, работающим на вытяжных путях сортиро­

вочного парка, в парк отправления

02 , откуда

затем после подхода

к составу поездного локомотива

(по пути

12) и отправляются.

Транзитные поезда, следующие через сортировочную станцию без переработки, минуя парк прибытия П2, принимаются непосредст­ венно в парк Т2, в обход горки и сортировочного парка.

31. Сортировочные устройства

Для расформирования и формирования грузовых поездов на большинстве сортировочных станций используется сортировочная горка, которая представляет собой искусственно сделанное воз­ вышение перед путями сортировочного парка. В зависимости от числа путей в сортировочном парке горки подразделяются на два

вида: горки большой мощности и малой мощности. Горки

боль­

шой мощности сооружают при числе путей в сортировочном

пар­

ке не менее 16; горки малой мощности'—при числе сортировочных путей менее 16.

Для обеспечения четкого взаимодействия между работниками, участвующими в процессе сортировки вагонов, повышения произ­ водительности их труда и обеспечения безопасности маневровых передвижений сортировочные горки оборудуются светофорной сиг­ нализацией, радиосвязью и устройствами громкоговорящего опо­ вещения для переговоров и передачи машинистам локомотивов и другим горочным работникам необходимых указаний о движении маневровых составов на горку, о роспуске вагонов, осаживании

вагонов на сортировочных

путях и других

указаний (ПТЭ, § 57).

Н а д в и ж н а я ч а с т ь

сортировочной

горки (рис. 59) имеет

один или два пути, ведущих на горку, по которым надвигаются со­

ставы для

расформирования.

На подъеме

надвижной

части

горки в нужцых местах составы,

надвигаемые на

горку,

расцеп­

ляются.

 

 

 

 

 

 

В е р ш и н а ( г о р б )

горки представляет

собой

короткую пло­

щадку, расположенную в самом высоком месте горки. После

прохода

горба горки

отцепленные

вагоны

начинают катиться в

сторону

87


путей сортировочного парка. С п у с к н а я ч а с т ь горки — это ко­ роткий, но крутой спуск (до 50%о), идущий после горба горки в направлении путей сортировочного парка. Такой спуск дает воз­ можность отцепленным группам вагонов или отдельным вагонам (так называемым отцепам) быстро отрываться от надвигаемого на горку состава и под действием собственного веса двигаться в сторону сортировочного парка. Горки большой мощности соору­ жаются с двумя путями надвига и двумя спускными путями. На горках малой мощности устраивают один спускной путь.

За спускной частью располагается стрелочная зона, т. е. стре­ лочные переводы путей сортировочного парка, направляющие скатываемые с горки вагоны на тот или иной путь. Пути подго-

рочного сортировочного парка

группируются в пучки, как прави­

ло, по 68 путей в каждом.

Для того чтобы длина горловины

сортировочного парка была возможна более короткой, в ней укла­ дываются обычно симметричные стрелочные переводы с крестови­ нами марки 7бГруппы отцепленных вагонов при скатывании с горки движутся с различными скоростями. Скорость скатывания зависит от ходовых свойств и веса отцепов, при этом различают от­ цепы с хорошими ходовыми свойствами (хорошие бегуны) и с пло­ хими ходовыми свойствами (плохие бегуны). К первым относят­ ся в основном все вагоны на роликовых буксовых подшипниках и отцепы, состоящие из полногрузных вагонов; ко вторым — от­ цепы из порожних и легковесных вагонов. При спуске отцепов с сортировочной горки скорость их движения приходится регулиро­ вать. Это необходимо для того, чтобы избежать нагона одних ог-

Рис. 59. Основные элементы сортировочной горки

&8

 

Тормозная

Голодна

 

л (

 

Направление два'

 

 

колобки'

 

у Ручка

0)

 

тения башмака

 

 

 

 

Отогнутый рельс

 

\

4 Борт

Вырез

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление

дви­

 

 

 

 

 

 

 

Сбрасыватель

jжения башмака

 

 

 

 

Направление движения

 

 

 

 

 

 

 

 

отцепа

 

 

Контррельс

 

 

 

 

 

 

 

 

тга

 

 

г т г

Рис. 60. Ручной тормозной башмак и уст-

 

 

а —

тормозной

башмак; б

отогнутый рельс;

 

 

 

 

ройства

для

сбрасывания

башмаков:

 

Направление

движе­

 

клин-сбрасыватель

 

 

 

 

ния отцепа

 

 

 

 

 

 

 

цепленных

вагонов другими

и для

остановки

движущихся

вагонов

в требуемом

месте сортировочного

парка.

 

 

 

 

При большом объеме работ сортировочные горки оборудуются

устройствами

механизации

и автоматизации

роспуска

вагонов,

электрической централизацией стрелок и устройствами для пере­ сылки документов (пневматическими или электрическими). Стрел­ ки, включаемые в горочную централизацию, оборудуются устройст­ вами механизированной очистки.

Н а н е м е х а н и з и р о в а н н ы х

г о р к а х

скорость движе­

ния отцепов регулируют тормозными

башмаками

(р'ис. 60), кото­

рые укладывают на рельсы перед движущимися вагонами вруч­ ную или с помощью простейших приспособлений (вилок, башмаконакладывателей и т. п.). При накатывании колеса вагона на башмак происходит торможение движущегося вагона — колесо заклинивается, и, вместе с уложенным башмаком, вагон движется по рельсу «юзом» до определенного места, где башмак выбрасы­ вается из-под колес. Башмак с рельса сбрасывается отогнутым в

сторону

рельсом или клином.

 

 

 

 

На

м е х а н и з и р о в а н н ы х

сортировочных

горках

приме­

няют более совершенное средство

для торможения вагонов — ва­

гонные

замедлители. Механизация

сортировочных

горок

повыша­

ет производительность труда, значительно увеличивает

перераба­

тывающую способность горок, а значит и сортировочных

станций,

предупреждает повреждение вагонов и улучшает

условия

труда

работников, занятых сортировкой.

 

 

 

 

Вагонные замедлители. Существует несколько типов вагонных замедлителей, среди которых наиболее широко используются кле­ щевидные (тип 50) и клещевидно-весовые (тип KB) . Замедлители тормозят вагоны прижатием к боковым граням вагонных колес тормозных шин, прикрепленных к тормозным балкам, расположен­ ным параллельно рельсам, по которым катятся вагоны. Системой рычагов тормозные шины соединены с пневматическими тормозны-

89



ми цилиндрами и приводятся в действие при помощи сжатого воз­ духа. Степень нажатия тормозных шин на вагонные колеса регу­ лируется увеличением или снижением давления воздуха, поступа­ ющего из цилиндров.

Рычаги клещевидного замедлителя, насаженные на одну ось, под действием сжатого воздуха или сближают тормозные шины, прижимая их к колесам вагонов и тормозя их движение, или разд­ вигают их, после чего шины не препятствуют свободному проходу колес вагона (рис.61).

В замедлителях весового действия степень нажатия тормозных шин на колеса вагонов регулируется весом самого вагона.

Тормозные позиции. Места, где тормозятся отцепы для регу­ лировки их скорости, называются тормозными позициями. На механизированных сортировочных горках таких позиций две. П е р ­

в а я т о р м о з н а я

п о з и ц и я ,

расположенная перед

первой

разделительной

стрелкой на спускной части горки, называется ин­

т е р в а л ь н о й .

Она

предназначена

для регулирования

скорости

движения скатывающихся отцепов и создания между ними необхо­ димых интервалов, обеспечивающих возможность перевода стрелок и устранения нагонов одних отцепов другими. В т о р а я т о р м о з ­ н а я п о з и ц и я , располагающаяся также на спускной части горки перед отдельными пучками сортировочных путей, называется п р и ­ ц е л ь н о й . Ее назначение — регулировать скорость движения от­ цепов для остановки их в нужном месте сортировочного парка или обеспечения подхода идущих отцепов к уже стоящим на сорти­ ровочном пути вагонам со скоростью не более 5 км/ч. В пределах сортировочного парка идущие отцепы дополнительно тормозятся еще и тормозными башмаками, которые вручную укладывают под колеса вагонов рабочие-башмачники. Правильность регулиро­ вания движением отцепов и их остановкой на сортировочном пути без «окон», т. е. без промежутков, а также без превышения уста-

а

— общий

вид з а м е д л и т е л я ; б — схе­

ма

действия

з а м е д л и т е л я

90