Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ния или погашения |
вагонопотоков, на подходах к крупным про |
|||
мышленным центрам, портам, |
в |
крупных железнодорожных |
узлах. |
|
В зависимости от |
их роли |
в |
организации вагонопотоков |
сорти |
ровочные станции подразделяются на станции сетевого и районно го значения и вспомогательные.
На сортировочных станциях сетевого значения формируются поезда дальних назначений, следующие без переработки через не сколько попутных сортировочных станций, на станциях районного значения — поезда, следующие на участки, расположенные до се тевых сортировочных станций. Вспомогательные сортировочные станции обслуживают местную погрузку и выгрузку (в угольных и рудных бассейнах, на крупных металлургических предприятиях, з крупных промышленных центрах и др.).
Грузовые и пассажирские операции на сортировочных станциях обычно имеют незначительный объем. В зависимости от объема и характера работы на сортировочных станциях имеются служебные здания, локомотивные и вагонные депо, сортировочные платформы и другие сооружения и устройства.
Пути сортировочных станций объединены в отдельные специа лизированные парки:
— для приема поездов. При расположении таких парков перед сортировочными горками их называют обычно предгорочными;
•— сортировочные, называемые на горочных станциях подгорочными. В этих парках накапливаются вагоны но назначениям, уста новленным планом формирования и формируются из этих ваго нов поезда соответствующих назначений;
— отправления поездов. На некоторых сортировочных станци ях сооружаются отдельные парки для приема и отправления поез дов, следующих через эти станции без переработки (транзи том).
Число путей в каждом парке зависит от размеров работы, про должительности операций с поездами и вагонами, а в сортировоч ных парках, кроме того, от количества пунктов назначения, по ко
торым формируются поезда, |
а также количества |
назначе |
||
ний |
вагонов, с которыми производятся |
определенные |
операции |
|
на |
самой станции — выгрузка, |
погрузка, |
сортировка, |
промывка, |
ремонт, взвешивание и другие операции. В парках приема и отпра
вления поездов на сортировочных станциях |
обычно |
5—10 |
путей |
в |
каждом парке. Число сортировочных путей |
колеблется |
от 10 |
до |
|
40 и более. |
|
|
|
|
Односторонние сортировочные станции |
имеют |
одну |
систему |
сортировочных устройств для переработки вагонов четного и не четного направлений (рис. 57), а двусторонние две системы сор тировочных устройств, каждая из которых специализируется для
сортировки |
вагонов определенного |
(четного или нечетного) направ |
||
ления (рис. |
58). |
|
||
Различают |
сортировочные станции с параллельным, последова |
|||
тельным |
или |
комбинированным |
расположением парков (см. |
|
рис. 57). |
При |
последовательном |
расположении парков обеспечи- |
85
Рис. |
57. |
Односторонняя |
сортировочная станция с |
комбинированным расположением парков: |
|
|
Л — |
парк |
приема; О и 0 2 |
— парки отправления; Т\ъ |
Т2 — транзитные парки; |
ЭК — экипировочные устройства; |
ЛХ — локомотивное |
|
|
|
|
хозяйство; ВД — загонное |
депо |
|
Рис. 58. Двусторонняя сортировочная станция с последовательным расположением парков (обозначения см. на рис. 57)
вается поточность следования в пределах станции вагонопотоков каждого направления (см. рис. 58).
Поезда четного направления, прибывающие со стороны А , при нимаются на пути парка /72 ; локомотив прибывшего поезда ухо дит от состава по соединительному пути 12. После подготовки со
става к расформированию маневровым локомотивом, |
заезжающим |
|||
в хвост состава из тупика 14, состав |
двигается на |
горку; |
через |
|
нее |
вагоны расформировываются на |
пути сортировочного |
парка |
|
С2 , |
где из этих вагонов, одновременно |
с роспуском, |
формируются |
поезда новых назначений, а также накапливаются вагоны для по дачи под выгрузку, в ремонт, на промывку, а также для других операций.
Готовые поезда, следующие в направлении Б, передаются ма невровым локомотивом, работающим на вытяжных путях сортиро
вочного парка, в парк отправления |
02 , откуда |
затем после подхода |
к составу поездного локомотива |
(по пути |
12) и отправляются. |
Транзитные поезда, следующие через сортировочную станцию без переработки, минуя парк прибытия П2, принимаются непосредст венно в парк Т2, в обход горки и сортировочного парка.
31. Сортировочные устройства
Для расформирования и формирования грузовых поездов на большинстве сортировочных станций используется сортировочная горка, которая представляет собой искусственно сделанное воз вышение перед путями сортировочного парка. В зависимости от числа путей в сортировочном парке горки подразделяются на два
вида: горки большой мощности и малой мощности. Горки |
боль |
шой мощности сооружают при числе путей в сортировочном |
пар |
ке не менее 16; горки малой мощности'—при числе сортировочных путей менее 16.
Для обеспечения четкого взаимодействия между работниками, участвующими в процессе сортировки вагонов, повышения произ водительности их труда и обеспечения безопасности маневровых передвижений сортировочные горки оборудуются светофорной сиг нализацией, радиосвязью и устройствами громкоговорящего опо вещения для переговоров и передачи машинистам локомотивов и другим горочным работникам необходимых указаний о движении маневровых составов на горку, о роспуске вагонов, осаживании
вагонов на сортировочных |
путях и других |
указаний (ПТЭ, § 57). |
Н а д в и ж н а я ч а с т ь |
сортировочной |
горки (рис. 59) имеет |
один или два пути, ведущих на горку, по которым надвигаются со
ставы для |
расформирования. |
На подъеме |
надвижной |
части |
||
горки в нужцых местах составы, |
надвигаемые на |
горку, |
расцеп |
|||
ляются. |
|
|
|
|
|
|
В е р ш и н а ( г о р б ) |
горки представляет |
собой |
короткую пло |
|||
щадку, расположенную в самом высоком месте горки. После |
прохода |
|||||
горба горки |
отцепленные |
вагоны |
начинают катиться в |
сторону |
87
путей сортировочного парка. С п у с к н а я ч а с т ь горки — это ко роткий, но крутой спуск (до 50%о), идущий после горба горки в направлении путей сортировочного парка. Такой спуск дает воз можность отцепленным группам вагонов или отдельным вагонам (так называемым отцепам) быстро отрываться от надвигаемого на горку состава и под действием собственного веса двигаться в сторону сортировочного парка. Горки большой мощности соору жаются с двумя путями надвига и двумя спускными путями. На горках малой мощности устраивают один спускной путь.
За спускной частью располагается стрелочная зона, т. е. стре лочные переводы путей сортировочного парка, направляющие скатываемые с горки вагоны на тот или иной путь. Пути подго-
рочного сортировочного парка |
группируются в пучки, как прави |
ло, по 6—8 путей в каждом. |
Для того чтобы длина горловины |
сортировочного парка была возможна более короткой, в ней укла дываются обычно симметричные стрелочные переводы с крестови нами марки 7бГруппы отцепленных вагонов при скатывании с горки движутся с различными скоростями. Скорость скатывания зависит от ходовых свойств и веса отцепов, при этом различают от цепы с хорошими ходовыми свойствами (хорошие бегуны) и с пло хими ходовыми свойствами (плохие бегуны). К первым относят ся в основном все вагоны на роликовых буксовых подшипниках и отцепы, состоящие из полногрузных вагонов; ко вторым — от цепы из порожних и легковесных вагонов. При спуске отцепов с сортировочной горки скорость их движения приходится регулиро вать. Это необходимо для того, чтобы избежать нагона одних ог-
Рис. 59. Основные элементы сортировочной горки
&8
|
Тормозная |
Голодна |
|
л ( |
|
Направление два' |
||||
|
|
колобки' |
|
у Ручка |
0) |
|
тения башмака |
|||
|
|
|
|
Отогнутый рельс |
|
\ |
||||
4 Борт |
Вырез |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Направление |
дви |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбрасыватель |
jжения башмака |
|
|
|
|
Направление движения |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
отцепа |
|
|
|
Контррельс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тга |
|
|
г т г |
Рис. 60. Ручной тормозной башмак и уст- |
||||||
|
|
а — |
тормозной |
башмак; б — |
отогнутый рельс; |
|||||
|
|
|
|
ройства |
для |
сбрасывания |
башмаков: |
|||
|
Направление |
движе |
|
клин-сбрасыватель |
|
|
||||
|
|
ния отцепа |
|
|
|
|
|
|
|
|
цепленных |
вагонов другими |
и для |
остановки |
движущихся |
вагонов |
|||||
в требуемом |
месте сортировочного |
парка. |
|
|
|
|
||||
При большом объеме работ сортировочные горки оборудуются |
||||||||||
устройствами |
механизации |
и автоматизации |
роспуска |
вагонов, |
электрической централизацией стрелок и устройствами для пере сылки документов (пневматическими или электрическими). Стрел ки, включаемые в горочную централизацию, оборудуются устройст вами механизированной очистки.
Н а н е м е х а н и з и р о в а н н ы х |
г о р к а х |
скорость движе |
ния отцепов регулируют тормозными |
башмаками |
(р'ис. 60), кото |
рые укладывают на рельсы перед движущимися вагонами вруч ную или с помощью простейших приспособлений (вилок, башмаконакладывателей и т. п.). При накатывании колеса вагона на башмак происходит торможение движущегося вагона — колесо заклинивается, и, вместе с уложенным башмаком, вагон движется по рельсу «юзом» до определенного места, где башмак выбрасы вается из-под колес. Башмак с рельса сбрасывается отогнутым в
сторону |
рельсом или клином. |
|
|
|
|
На |
м е х а н и з и р о в а н н ы х |
сортировочных |
горках |
приме |
|
няют более совершенное средство |
для торможения вагонов — ва |
||||
гонные |
замедлители. Механизация |
сортировочных |
горок |
повыша |
|
ет производительность труда, значительно увеличивает |
перераба |
||||
тывающую способность горок, а значит и сортировочных |
станций, |
||||
предупреждает повреждение вагонов и улучшает |
условия |
труда |
|||
работников, занятых сортировкой. |
|
|
|
|
Вагонные замедлители. Существует несколько типов вагонных замедлителей, среди которых наиболее широко используются кле щевидные (тип 50) и клещевидно-весовые (тип KB) . Замедлители тормозят вагоны прижатием к боковым граням вагонных колес тормозных шин, прикрепленных к тормозным балкам, расположен ным параллельно рельсам, по которым катятся вагоны. Системой рычагов тормозные шины соединены с пневматическими тормозны-
89
ми цилиндрами и приводятся в действие при помощи сжатого воз духа. Степень нажатия тормозных шин на вагонные колеса регу лируется увеличением или снижением давления воздуха, поступа ющего из цилиндров.
Рычаги клещевидного замедлителя, насаженные на одну ось, под действием сжатого воздуха или сближают тормозные шины, прижимая их к колесам вагонов и тормозя их движение, или разд вигают их, после чего шины не препятствуют свободному проходу колес вагона (рис.61).
В замедлителях весового действия степень нажатия тормозных шин на колеса вагонов регулируется весом самого вагона.
Тормозные позиции. Места, где тормозятся отцепы для регу лировки их скорости, называются тормозными позициями. На механизированных сортировочных горках таких позиций две. П е р
в а я т о р м о з н а я |
п о з и ц и я , |
расположенная перед |
первой |
|
разделительной |
стрелкой на спускной части горки, называется ин |
|||
т е р в а л ь н о й . |
Она |
предназначена |
для регулирования |
скорости |
движения скатывающихся отцепов и создания между ними необхо димых интервалов, обеспечивающих возможность перевода стрелок и устранения нагонов одних отцепов другими. В т о р а я т о р м о з н а я п о з и ц и я , располагающаяся также на спускной части горки перед отдельными пучками сортировочных путей, называется п р и ц е л ь н о й . Ее назначение — регулировать скорость движения от цепов для остановки их в нужном месте сортировочного парка или обеспечения подхода идущих отцепов к уже стоящим на сорти ровочном пути вагонам со скоростью не более 5 км/ч. В пределах сортировочного парка идущие отцепы дополнительно тормозятся еще и тормозными башмаками, которые вручную укладывают под колеса вагонов рабочие-башмачники. Правильность регулиро вания движением отцепов и их остановкой на сортировочном пути без «окон», т. е. без промежутков, а также без превышения уста-
а |
— общий |
вид з а м е д л и т е л я ; б — схе |
ма |
действия |
з а м е д л и т е л я |
90