Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учетом степени заполнения соответствующего пути сортировочного парка, профиля и плана пути).

На основании этих и некоторых других данных (в том числе состояния погоды) счетно-решающая машина задает замедлите­ лям нужный режим торможения каждого отцепа и автоматически регулирует скорость следования вагонов.

При

автоматическом регулировании скорости

скатывания от­

цепов на сортировочной горке оборудуются три

тормозных

пози­

ции замедлителей, управляемые с одного поста:

п е р в а я

(верх­

няя) и

в т о р а я

(нижняя)

устанавливаются

на

спускной

части

горки,

т р е т ь я

(парковая)

— н а подгорочных

путях. Малопроиз­

водительный и опасный труд башмачников на сортировочных пу­ тях при этом полностью упраздняется.

Для повышения перерабатывающей способности сортировочных горок начали внедряться также устройства автоматического зада­ ния скорости роспуска составов (АЗСР). Эти устройства могут применяться как на автоматизированных,так и на механизирован­ ных сортировочных горках. Они обеспечивают переменную ско­ рость роспуска с горки в зависимости от длины отцепов и места разделения маршрутов их следования — чем больше вагонов в каждом отцепе, тем с большей скоростью можно распускать состав

и наоборот. До подачи состава к горбу сортировочной горки

со­

ставляется исходная информация о

маршрутах

следования

отце­

пов и количестве вагонов в каждом

из них. Эта

информация

фик­

сируется на перфокарте, которая закладывается затем в считыва­ ющее устройство. В процессе роспуска состава считанная с перфо­ карты информация поступает в устройство АЗСР, где вычисляется

скорость роспуска очередного отцепа и в результате

автомати­

чески

переключаются сигнальные показания

горочного

светофора

и его

повторителей

и, кроме того, на горочном

светофоре

появляют­

ся соответствующие

световые указатели о

каждом спускаемом в

данный момент отцепе и об отцепе, который

б>дет следующим. Ру­

ководствуясь этими

показаниями, составитель

расцепляет состав.

Исходная информация о маршруте следования

и длине

отцепов

используется одновременно для программирования работы гороч­ ной автоматической централизации.

32.Грузовые станции

Врайонах массовой погрузки или выгрузки грузов устраивают грузовые станции. Обычно такие станции располагаются около больших городов, где много промышленных, торговых и других

предприятий и

организаций, в адрес

которых по железной

доро­

ге поступают вагоны с различными

грузами

и с которых

в

свою

очередь

отправляются грузы в адрес

других

предприятий

и

орга­

низаций

страны.

Вагоны для погрузки и выгрузки поступают на

грузовые дворы, которые входят в состав грузовых станций. На грузовые станции вагоны поступают; как правило, с ближайших

93


сортировочных станций в передаточных

и вывозных

поездах и

с

такими же поездами отправляются на

сортировочные

станции.

 

В зависимости от характера и объема

работы на грузовых стан­

циях строят: пути для приема и отправления поездов; сортировоч­ ные пути для расформирования прибывающих поездов и подборки вагонов по грузовым пунктам, а также формирования поездов из погруженных или выгруженных на грузовых пунктах вагонов. Сор­ тировочные пути дополняются обычно сортировочными горками малой мощности или полугорками; пути и устройства для выполне­ ния грузовых и коммерческих операций — погрузки, выгрузки из вагонов и перегрузки грузов из одних вагонов в другие, сорти­ ровки грузов, взвешивания, хранения и выдачи грузов, подготовки К перевозкам рефрижераторного подвижного состава, снабжения вагонов льдом и др.

Грузовые станции общего пользования обслуживают погрузоч- но-выгрузочные операции со всеми видами грузов, в том числе термоупаковочными, контейнерными, тяжеловесными и навалоч­ ными, а специализированные служат для погрузки и выгрузки от­ дельных видов грузов, например угля, строительных материалов, налива или слива нефтепродуктов и др.

К специализированным грузовым станциям относятся также: портовые станции, располагаемые в районах морских и речных портов и предназначенные для перегрузки грузов с водного транс­

порта на железнодорожный и наоборот;

 

перегрузочные станции, располагаемые

в местах слияния нор­

мальной и узкой колеи и предназначенные

для перегрузки грузов

из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи;

элеваторные, предназначенные для обслуживания крупных зер­ нохранилищ (элеваторов). Такие станции располагаются в пунк­ тах массовой заготовки или хранения зерна.

Схемы грузовых станций отличаются главным образом взаим­ ным расположением основных ее парков и грузового двора. Разли­ чают тупиковые и сквозные схемы грузовых станций, с парал­ лельным или последовательным расположением парков и грузово­ го двора.

33. Пассажирские станции

Пассажирские станции сооружаются, как правило, в крупных городах. На этих станциях выполняются все или часть следующих

основных' операций: прием

и отправление

пассажирских

поездов,

а также подача составов

под посадку

пассажиров и

уборка

составов после высадки пассажиров, посадка, высадка и разного

рода другие операции, связанные с обслуживанием

пассажиров;

прием, погрузка, сортировка, выгрузка, хранение и

выдача бага­

жа, почты

и грузов пассажирской

скорости;

отцепка

от поездов

и прицепка

к поездам почтовых и

багажных

вагонов

и подача их

К местам погрузки и выгрузки. Кроме того, в зависимости от ха­ рактера работы производится технический осмотр, отцепка и при»

94 *


Выход пригородных

устройства

Почтобо-багажные устройства

Рис. 64. Схема пассажирских станций:

а тупиковая; б — сквозная; в комбинированная

цепка

к поездам групп или отдельных пассажирских вагонов,

снаб­

жение

их

топливом, водой

и другие операции, связанные с

под­

готовкой

составов

поездов

или отдельных

пассажирских

вагонов

к следованию.

 

 

 

 

 

 

При большом

количестве

пассажирских

составов и

вагонов,

подлежащих обработке и подготовке к рейсу, сооружаются

само­

стоятельные технические станции.

 

 

 

На пассажирских станциях имеются пути для приема и отпра­

вления

пассажирских поездов

(перронные

пути), стоянки

и

обра­

ботки пассажирских составов и отдельных вагонов; багажные и почтовые устройства; пассажирские здания (вокзалы), пассажир­ ские платформы и другие сооружения и устройства, предназна­ ченные для обслуживания пассажиров; проходы между платфор­ мами (пешеходные мосты или тоннели).

По характеру выполняемых операций различают пассажирские станции, обслуживающие совместно дальнее и пригородное движе­ ние, и станции, обслуживающие только пригородное движение.

95


К)

Рис. 65. Схема зонной станции

По характеру расположения станции бывают тупиковые, сквоз­ ные и комбинированные (рис. 64). На тупиковых станциях локомо­ тивы прибывших поездов не могут быть направлены в депо до тех пор, пока не закончатся операции по высадке пассажиров и вы­ грузке багажа, а поездные и маневровые передвижения осущест­ вляются через одну горловину. Вновь такие станции, как правило, не сооружаются. На пригородных участках в конечных пунктах следования всех или некоторых пригородных поездов имеются спе­ циальные зонные станции (рис. 65).

96

34. Железнодорожные и транспортные узлы

Железнодорожными узлами называются пункты слияния или пересечения нескольких линий, а также пункты, в составе которых имеется несколько железнодорожных станций и подъездных путей, обслуживающих крупные предприятия города или района. Боль­ шие железнодорожные узлы имеют по несколько станций, в том числе специализированных: пассажирских, сортировочных, грузо­ вых. Помимо обычных операций, выполняющихся на станциях, узлы перерабатывают грузовые и пассажирские поезда или про­ пускают их с одних линий на другие.

Железнодорожные узлы классифицируются по трем признакам:

характеру

эксплуатационной работы — транзитные с переработ­

кой и без переработки грузопотока; транзитные

с большой

мест­

ной работой

(погрузкой и выгрузкой); с одной

местной работой

(конечные);

портовые, перегрузочные;

 

 

экономико-географическому — сухопутные; на

берегах

морей;

на берегах судоходных рек; в районах с крупной

добывающей, об­

рабатывающей и местной промышленностью; в районах больших городов;

геометрического начертания (схемы) — с одной станцией (рис. 66); треугольным, крестообразным и последовательным располо­

жением станций

(вытянутые); с параллельными ходами;

тупико­

вые; радиальные; кольцевые; полукольцевые.

 

 

Крупные железнодорожные узлы, как правило,

являются ча­

стью т р а н с п о р т н ы х у з л о в , в состав которых,

помимо

желез­

ных дорог, могут

входить морской или речной порт, узел

магист­

ральных автомобильных дорог, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сеть городских дорог.

35. Значение станций в перевозочном процессе

Станция — одно из основных линейных производственно-хозяй­ ственных подразделений железнодорожного транспорта. Станции связывают железнодорожный транспорт с населенными пунктами, промышленными предприятиями, торговыми организациями, сов­ хозами, колхозами и др.

От своевременного выполнения операций по приему, отправле­ нию и пропуску поездов, по формированию и расформированию со­ ставов, погрузке, выгрузке и сортировке грузов, по техническому и коммерческому осмотру вагонов и др. зависит строгое выполне­ ние графика движения поездов, своевременная и сохранная до­ ставка грузов, ритмичность работы участков, сокращение простоя вагонов и ускорение их оборота. Правильная организация и тех­ нология работы станций имеет первостепенное значение для ус­ пешной деятельности железнодорожного транспорта.

Работой железнодорожной станции руководит начальник стан­ ции, который подчиняется начальнику отделения дороги. Права и

4—2940

97


обязанности начальника станции, порядок материального обеспе­ чения и финансирования станции регламентированы в «Положе­ нии о железнодорожной станции». Распоряжения начальника стан­ ции должны выполняться всеми работающими на ее территории работниками, в том числе работниками дистанций пути, сигнали­

зации и связи, пунктов технического осмотра

вагонов,

бригада­

ми маневровых локомотивов и др. На крупных

станциях

для ру­

ководства отдельными отраслями производственной деятельности станции (оперативной работой, грузовой и коммерческой работой) назначаются заместители начальника станции.

Разработка и внедрение технологического процесса, передовых методов труда, проведение мероприятий по усилению технической оснащенности станции, рациональному использованию технических средств, обеспечению безопасности движения и техники безопасно­ сти осуществляются под руководством главного инженера на круп­ ных станциях, а на других — старшего инженера (инженера).

Всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов, а также всеми маневровыми передвижениями

подвижного

состава по станционным путям

распоряжается смен­

ный помощник начальника

станции — дежурный

по

станции.

На станциях с большой маневровой работой

(сортировочных,

участковых,

крупных грузовых)

для

оперативного

руководства

назначаются

маневровые диспетчеры,

которые,

не

подменяя де­

журного по станции в вопросах приема,

отправления

и

пропуска

поездов, организуют маневровую работу в целом

по

станции или

в отдельных ее районах (системах). На крупных

сортировочных

станциях для

координации

и

оперативного

руководства

работой

сортировочных

систем, согласования вопросов с отделением дороги,

с дежурным

по локомотивному

депо, сменным вагонным

мастером

пункта технического осмотра могут назначаться станционные дис­

петчеры. На станциях с большим объемом местной работы

может

устанавливаться должность маневрового диспетчера

по

местной

работе, который в оперативном отношении подчинен

станционно­

му (маневровому) диспетчеру.

 

 

36. Технологический процесс работы станции

Система обработки поездов и вагонов, предусматривающая на­ иболее целесообразный порядок и последовательность обработки поездов и вагонов и ряда других операций с применением передо­ вых методов и научной организации труда, представляет собой технологический процесс работы станции. В технологическом про­ цессе указывается, какие технические операции выполняются на станции, в какой последовательности, в какие сроки и какими

средствами, а также какие

именно работники

(составители

поез­

дов,

осмотрщики

вагонов,

приемосдатчики

грузов и т. д.)

отве­

чают

за

выполнение каждой

операции. Технологический процесс

должен

обеспечить

высокую

пропускную и

перерабатывающую

98