Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 173

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

форе дважды

(у предупредительного светофора и

входного),

каждый раз

на 8 сек, повторяются сигналы входного

светофора

или семафора (Инструкция, § 29).

 

Бдительность машиниста проверяется однократно при появле­ нии любого из трех сигнальных огней (зеленого, желтого или желтого с красным) на локомотивном светофоре. Сигнальные по­ казания с пути на локомотив передаются двухчастотными путе­

выми, а

воспринимаются

локомотивными

индукторами.

 

 

54. Диспетчерский контроль за движением

 

 

поездов

 

 

 

 

Устройства диспетчерского контроля за движением поездов на

участках,

оборудованных

автоблокировкой,

должны

показывать

поездному

диспетчеру занятость блок-участков, главных и

при-

емо-отправочных путей на

промежуточных станциях,

а также

пов­

торять показания входных и выходных светофоров (ПТЭ, § 83). Извещения, переданные со всех перегонов и станций участка, воспроизводятся на светящейся схеме (табло) у диспетчера, где каждому блок-участку и пути соответствует белая лампочка, за­ горающаяся при занятии участка или пути подвижным составом. Открытие входного или выходного светофоров отмечается зажи­

ганием зеленой лампочки на табло

в изображении светофора

(рис. 85).

 

Для сбора и передачи сообщений

диспетчеру о состоянии конт­

ролируемых блок-участков, путей и светофоров применяется сис­ тема частотного диспетчерского контроля (ЧДК) . Ее устройствами сведения о состоянии блок-участков перегона, а также о по­ явлении неисправностей в устройствах автоблокировки и авто­ матической переездной сигнализации передаются на станцию, к которой примыкает перегон. Каждая контролируемая на этой про­ межуточной станции сигнальная установка автоблокировки и переезд имеют на табло станции лампочку, начинающую гореть при занятии блок-участка поездом или закрытии переезда.

О появлении неисправности на сигнальной установке или пе­ реезде (перегорание лампы красного огня проходного или пере­ ездного светофора, неисправность дешифраторной ячейки кодо-

Ст

 

 

 

 

 

 

 

Ст.П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K D

-т-^

©

©

®

©

©

с — - ф

j ^

®-\

И1

 

 

 

 

 

 

HI

 

 

Рис. 85.

Светящаяся схема

(табло)

диспетчера:

 

 

 

 

 

И1—ИЗ

— выходные светофоры; б, з,

ж — б е л а я , зеленая

и ж е л т а я

лампочки;

цифры

ука­

зывают

номера

светофора,

а стрелки — направление

установленного

д в и ж е н и я

 

 

138


вой автоблокировки, отсутствие напряжения переменного тока, по­ ступающего от высоковольтной линии автоблокировки или резерв­ ной линии и др.) извещение подается миганием соответствующей лампочки. На конкретно возникшую неисправность указывает раз­ личное число повторяющихся вспышек ламп.

Затем информацию о занятии поездами блок-участков,

прие­

мо-отправочных путей и об открытии входных и выходных

свето­

форов устройства передают со всех станций на табло к поездному диспетчеру. Информация передается одновременно со всех стан­ ций. Каждая из станций ведет ее независимо от других на опре­ деленной частоте.

При

занятом блок-участке или

пути или

открытом светофоре

со станции извещение

посылается

в виде

импульса тока. Когда

участок

свободен или

светофор закрыт, ток

не

посылается.

55. Автоматическая переездная сигнализация

Пересечения железной дороги в одном уровне с автомобиль­ ными дорогами оборудуют следующими автоматическими устрой­ ствами: автоматической светофорной сигнализацией; автошлаг­ баумами; автоматической оповестительной переездной сигнализа­ цией с неавтоматическими шлагбаумами (ПТЭ, § 97).

Автоматическая светофорная переездная сигнализация предус­

матривает

установку

с обеих сторон

на автомобильной

дороге в

6 м перед

переездом с правой стороны

светофоров с двумя крас­

ными огнями (рис.

86). Переездной

светофор подает

сигналы

только в сторону автомобильной дороги, водителям транспорта. Нормально сигнальные огни переездного светофора не горят it движение автогужевого транспорта по переезду не запрещается.

Переездные светофоры управляются воздействием на рельсовые цепи, устраиваемые на путях перед переездами, самими движущи­ мися поездами. Запрещающий сигнал при подходе поезда к пере­ езду в момент вступления поезда на рельсовую цепь подается красными огнями двух фонарей (головок) переездного светофора, которые попеременно загораются и гаснут с частотой 40—45 ми­ ганий в минуту. Одновременно со световым сигналом звонком по­ дается звуковой сигнал. Сигнал в виде попеременно, загорающих­ ся красных огней является сигналом остановки для всех без исключения видов автомобилей и гужевого транспорта, так как дви­ жение по переезду перед проходом поезда должно быть прекра­ щено. *

Автоматические шлагбаумы дополняют автоматическую свето-1 форную переездную сигнализацию на охраняемых переездах. Ав­ тошлагбаумы в закрытом состоянии преграждают въезд авто­ гужевому транспорту на переезд, перекрывая заградительнымбрусом половину или всю проезжую часть дороги. Автошлагбаумы нормально открыты и при приближении поезда вначале подает запрещающий сигнал светофор, который останавливает движение

1-59



на

переезд.

По истечении 7—8 сек (после

того как

началась пода­

ча

сигналов

светофорами), необходимых

для того,

чтобы автомо­

биль, оказавшийся под шлагбаумом, успел проследовать его, на­ чнет опускаться постепенно в течение 10 сек брус шлагбаума.

Когда поезд проследует переезд и огни переездных светофоров гаснут, заградительный брус автоматического шлагбаума подни­ мается. '

Электродвигатель, который перемещает заградительный брус, включается автоматически для опускания бруса при подходе поезда и вторично — для поднятия бруса, когда поезд освобо­ дит переезд. На заградительных брусах шлагбаумов имеются три огня: два красных и один белый (на конце бруса).

Автоматическая оповестительная сигнализация служит для предупреждения дежурного по переезду о приближении поезда (звуковым и световым сигналом). Дежурный по переезду сам уп­ равляет неавтоматическими шлагбаумами. Обычно оповеститель­ ная сигнализация применяется на переездах, расположенных в пределах станции или в непосредственной близости от них, где час­ то невозможно автоматически связать работу устройств на пере­ езде с. движением поездов на станции. Шлагбаумы применяются двух видов: электрошлагбаумы, которые открываются и закрыва­ ются электродвигателем, управляемым дежурным по переезду, и

а)

,

Ю,

in

Рис. 86. Схема устройств на переезде:

а — ш л а г б а у м с полубрусом; б — ш л а г б а у м , полностью перекрывающий д о р о г у в — све­ тофорная переездная сигнализация

140

Рис. 87. Электрожезловая система

механические, управляемые рычагами, соединенными со шлагбаумами гибкими тяга­ ми.

К простейшим техни­ ческим средствам, приме­ няемым для разграничения поездов при движении на малодеятельных однопут­ ных участках, относится электрожезловая система. Разрешением занять пере­ гон служит жезл (рис. 87), вручаемый машинисту веду­ щего локомотива дежурным по станции. Нормально жез­ лы, принадлежащие данно­ му перегону, заперты в жез­ ловых аппаратах, установ­ ленных на станциях, огра­ ничивающих перегон. Аппа­ раты соседних станций электрически связаны меж­ ду собой. Станция, желаю­

щая отправить поезд, пользуясь связью, обращается за со­ гласием к соседней станции, которая, давая согласие, передавае­ мое электрическим током, отпирает замкнутый в аппарате жезл.

Вручением машинисту жезла — разрешения на занятие

перего­

на — обе станции до освобождения

перегона лишаются

возможно­

сти дать согласие на отправление,

так как система

не допускает

изъятия из жезловых аппаратов более одного жезла,

относящего­

ся к данному перегону. Прибытие

поезда

фиксируется

возвраще­

нием жезла машинистом прибывшего в

полном составе

поезда,

ГЛАВА 13.

УСТРОЙСТВА С И Г Н А Л И З А Ц И И , Ц Е Н Т Р А Л И З А Ц И И

 

И Б Л О К И Р О В К И Н А С Т А Н Ц И Я Х

56.Основы разграничения поездов на станциях

Кустройствам СЦБ, разграничивающим поезда во время их

движения по станциям,

относятся: электрическая, диспетчерская

и механическая централизации стрелок

и сигналов, маршрутно-

контрольные устройства

и станционная

блокировка.

Эти устройства предназначены для быстрого выполнения опе­ раций по приему, отправлению и пропуску поездов через стан­ цию и обеспечения безопасности их движения. Независимо от

141


вида устройств эти операции выполняются в определенной после­ довательности:

A. Установка маршрута.

1. Перевод стрелок в положение, в котором они должны на­ ходиться в устанавливаемом маршруте.

2. Замыкание прижатого остряка каждой стрелки с проверкой плотности прилегания его к рельсу (ПТЭ, § 88). Стрелка только тогда не нарушает непрерывность рельсового пути, когда один из

остряков плотно (с зазором

менее 4 мм) прижат к

рамному

рель­

су, а другой достаточно (не

менее 125 мм) отведен

от своего

рам­

ного рельса. В противном случае движение по стрелке опасно: может произойти сход подвижного состава с рельсов. Остряки

стрелок всегда

замкнуты в

одном

из крайних положений

стрелки

и освобождаются только на время

перевода.

 

3. Контроль фактического положения стрелки.

 

Б. Контроль установки и свободности маршрута.

 

4. Контроль

положения

всех

стрелок, входящих в

маршрут.

Если стрелки поставлены правильно, то подготовленный путь сле­ дования поезда по станции соответствует требуемому маршруту. При неправильной установке стрелок поезд может быть направ­ лен на другой путь, даже занятый подвижным составом или на который следует встречный поезд.

5. Проверка установленного маршрута (свободен ли маршрут от подвижного состава). В маршруте прибывающего на станцию поезда проверяется также, свободен ли входящий в него приемоотправочный путь, во избежание приема поезда на занятый путь.

6. Согласование установленного маршрута с другими маршру­ тами станции, одновременное движение по которым опасно для

поездов (враждебные маршруты).

 

B. Открытие светофора (семафора).

 

7. Запирание всех стрелок, входящих в маршрут, во

избежа­

ние изменения маршрута во время движения и перевода

стрелок

под подвижным составом.

 

8. Исключение враждебных маршрутов.

 

9. Открытие светофора, разрешающего движение по

маршру­

ту, с проверкой выполнения всех предыдущих действий.

 

Г.Отпирание маршрута.

10.Закрытие светофора (семафора).

11.Фиксирование действительного проследования поезда по стрелкам маршрута с отпиранием их для перевода и использо­ вания в других маршрутах.

Принудительное выполнение указанного порядка действий обеспечивается различными техническими средствами.

На станциях с ручным "управлением стрелок взаимную зави­ симость между положением стрелок, входящих в маршрут, и сиг­

налами светофоров (семафоров), разрешающих

следование по

маршруту

(ПТЭ, § 93),

обеспечивают

наиболее простые маршрут-,

по-контрольные устройства. При этом

на стрелках

устанавлива­

ют по два

стрелочных

контрольных

замка системы Мелентьева

142