Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
Рис. 8§. Маршрутно-контрольные устройства
(рис. 88, а). Из замков может быть вытащен любой из двух ключей, но только после установки стрелки в положение, соответ ствующее этому замку и после поворота ключа в нем, при усло
вии, что остряк стрелки окажется замкнутым |
в этом положении. |
|
Изъятый из контрольного замка ключ укажет, |
в каком |
положе |
нии находится и заперта стрелка и плотно ли |
прилегает |
остряк- к |
рамному рельсу. |
|
|
Если стрелки поставлены правильно в соответствии с устанав ливаемым маршрутом, то стрелочник сможет изъятыми па стрел ках ключами отпереть на аппарате стрелочного поста рукоятку маршрута, заданного по телефону дежурным по станции (рис. 88, б).'
Повернув отпертую |
маршрутную рукоятку, |
стрелочник |
запирает ключи стрелок |
в аппарате и фиксирует установку мар |
шрута. Дежурный по станции может теперь запереть маршрут и
дать разрешение, стрелочнику открыть семафор |
или сам |
открыть |
светофор, но только, если маршрутные рукоятки |
у него |
на аппа |
рате и стрелочном посту находятся в положении, |
соответствующем |
|
одному и тому же маршруту. |
|
|
Действиями стрелочных постов при приеме и отправлении по ездов командует дежурный по станции. На больших станциях не
обходимое ускорение |
приготовления |
маршрутов и |
сокращение |
числа стрелочников |
достигается |
сосредоточением |
управления |
стрелками и сигналами в одном месте с применением |
устройств, |
||
позволяющих переводить стрелки и управлять светофорами (сема |
форами) на расстоянии с одного |
пункта. Устройства для |
цент |
рального управления стрелками и |
сигналами называются |
ц е н т |
р а л и з а ц и е й с т р е л о к и с и г н а л о в . |
|
143
Различают электрическую централизацию стрелок и сигналов, когда для перевода остряков стрелки используется электрическая энергия, и механическую, при которой стрелки переводятся сигна листом с поста.
Стрелки и семафоры при механической централизации перево дятся при помощи проволочной гибкой передачи, которая соеди няет переводной стрелочный рычаг поста централизации со стре лочным приводом-замыкателем на стрелке. Дальность управления стрелками составляет 500—550 м, семафорами •— 1500 м. Меха ническая централизация применяется мало и больше не строится.
57. Электрическая централизация стрелок и сигналов
Современная электрическая централизация при большой даль ности управления позволяет сосредоточивать на одном посту станции управление сотнями стрелок и сигналов. Такая центра лизация управления значительно ускоряет приготовление-маршру тов, повышает безопасность движения и сокращает число работ ников, занятых на станции.
В релейной централизации |
электрическая энергия использует |
ся не только для перемещения |
остряков стрелок, питания ламп |
светофоров и рельсовых цепей, но также для управления и взаим ных замыканий между стрелками и сигналами при помощи элект рических реле.
На посту электрической централизации размещается |
пульт |
|||||||
управления и светосхема станции (табло), |
здесь |
же |
установлены |
|||||
аппаратура |
и |
приборы |
|
управ |
||||
ления, |
взаимных |
замыканий, |
||||||
рельсовых |
цепей |
и |
источни |
|||||
ки |
электрического |
питания |
||||||
(рис. 89). Управляемые с по |
||||||||
ста |
стрелки, |
остряки |
которых |
|||||
перемещаются |
электродвига |
|||||||
телями |
стрелочного |
электро |
||||||
привода, |
и |
светофоры |
разме |
|||||
щены |
по |
всей |
станции. |
Все |
они и другие путевые^ устрой ства соединены с постом элек трическими кабелями, которые представляют важную часть устройств централизации.
Рис. 89. Общий вид устройств элек трической централизации
Управление стрелками и сигналами светофоров, распо ложенных от поста центра лизации на больших расстоя ниях, требует от устройств электрической централизации, кроме обеспечения вза-
144
имного замыкания стрелок и сигналов, |
исключения. приема поез |
да на занятый путь, перевода стрелки |
под составом, непрерыв |
ного контроля положения стрелок, контроля занятости путей и
стрелок на аппарате управления (ПТЭ, § 86). |
|
|
||||
Для этого приемо-отправочные |
пути |
и |
стрелочные |
переводы |
||
на |
станции оборудованы |
электрическими |
рельсовыми |
цепями. |
||
Это |
дает возможность |
во время |
приема |
и отправления поезда |
||
автоматически проверять |
свободность от |
подвижного состава все |
го маршрута следования поезда в пределах станции, в том числе приемо-отправочного пути, а также указывать на аппарате управ ления свободны или заняты стрелки и пути. Непрерывный конт роль положения стрелок с обнаружением взреза стрелки, обеспе чивается стрелочным электроприводом, который не только переме щает остряки стрелки, но и надежно замыкает прижатый к рам
ному рельсу остряк, удерживая |
его с силой |
в тысячи килограммов, |
|
отводит другой остряк от рамного рельса |
на расстояние не менее |
||
125 мм, а также контролирует |
положение стрелки и плотное при |
||
легание остряка, не допуская замыкания |
стрелки при зазоре между |
||
прижатым остряком и рамным |
рельсом |
4 мм и более. Электриче |
ский привод непрерывно передает сведения на пост о положении, в котором находится стрелка. В момент перевода стрелки или от
хода остряка указание |
о положении стрелки пропадает, так же как |
||
и при взрезе стрелки. |
% |
|
|
Устройства электрической централизации автоматически не |
|||
допускают |
возможности перевода стрелок |
под составом путем |
|
проверки |
при помощи |
электрических цепей, |
которыми оборудова |
ны стрелки, отсутствия на них подвижного состава перед вклю чением электродвигателей стрелочного привода.
|
Чтобы обеспечить безопасность при маневрах, |
устанавливает |
||||||||
ся |
порядок, запрещающий |
машинисту |
приводить |
в |
движение |
|||||
локомотив после установки стрелок по заданному |
маршруту |
без |
||||||||
получения указания |
или сигнала |
руководителя маневров |
(ПТЭ, |
|||||||
§ |
192). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При электрической централизации стрелок и сигналов |
прика |
||||||||
зы |
машинистам о маневровых передвижениях, совершаемых |
час |
||||||||
то далеко от поста централизации, передаются сигналами |
манев |
|||||||||
ровых |
светофоров, |
обычно |
карликовых. |
Маневровые |
светофоры |
|||||
подают |
следующие |
сигналы: |
один |
или |
два белых |
огня |
— |
разре |
шающие производить маневры и один синий огонь — запрещаю щий производить маневры.
В маневровых маршрутах устройствами централизации пре дусматривается взаимная зависимость между стрелками и сиг налами как самих маневровых светофоров, так и с сигналами, подаваемыми поездам входными, выходными и маршрутными светофорами. Все это позволяет наилучшим образом сочетать ма
невровые передвижения с движением поездов |
в пределах |
станции |
с соблюдением высокой степени безопасности |
движения |
поездов. |
Выходные и маршрутные светофоры в этом |
случае выполняют |
|
еще и назначение маневровых. |
|
|
145
Для |
управления |
стрелками |
и сигналами на посту |
|
централиза |
||||||||||||||
ции |
устанавливаются |
пульты. |
При раздельном |
управлении |
па |
||||||||||||||
малых станциях каждая стрелка переводится раздельно |
и для уп |
||||||||||||||||||
равления ею имеются две кнопки |
(рис. 90). Положение |
стрелки, в |
|||||||||||||||||
котором |
она находится |
в данный |
момент, указывает |
на |
пульте |
||||||||||||||
горящая |
лампочка: зеленая |
над кнопкой при плюсовом |
|
положе |
|||||||||||||||
нии и желтая |
под кнопкой |
при минусовом. При нажатии |
верхней |
||||||||||||||||
из них стрелка |
переводится |
в нормальное (плюсовое) |
|
положение |
|||||||||||||||
из переведенного (минусового) |
и нижней — наоборот в переведен |
||||||||||||||||||
ное. После установки стрелок в положение, соответствующее |
мар |
||||||||||||||||||
шруту, светофор открывается нажатием сигнальной кнопки. |
|
||||||||||||||||||
Маршрут устанавливается последовательным нажатием двух |
|||||||||||||||||||
маршрутных |
кнопок на пульте, одна из которых |
соответствует на |
|||||||||||||||||
чалу, а другая — концу маршрута |
(рис. 91). |
Такое |
|
управление |
|||||||||||||||
будет называться маршрутным управлением, а |
централизация с |
||||||||||||||||||
таким управлением — маршрутной. Последовательное |
нажатие кно |
||||||||||||||||||
пок |
от начала |
к концу |
маршрута |
|
определяет |
направление и |
род |
||||||||||||
движения, так как начальная |
кнопка отвечает |
определенному |
све |
||||||||||||||||
тофору. Если светофор |
совмещает |
назначения |
поездного и манев |
||||||||||||||||
рового, то у него имеются две начальные кнопки, |
нажатием одной |
||||||||||||||||||
из |
которых |
|
дежурный |
определяет |
поездной или маневровый |
мар |
|||||||||||||
шрут. Нажатия двух кнопок начала и конца маршрута |
вполне |
||||||||||||||||||
достаточно, |
|
чтобы устройства сразу |
перевели в нужное |
|
положение |
||||||||||||||
все |
стрелки, |
входящие~в маршрут, |
и открыли |
светофор, |
|
соответ |
|||||||||||||
ствующий этому направлению и роду движения. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
У |
аппаратов -типа |
пульт-табло |
маршрутные |
кнопки |
разме |
|||||||||||||
щены |
непосредственно |
на табло |
у изображений |
входных, |
марш |
||||||||||||||
рутных, |
выходных и маневровых |
светофоров. Остальные |
кнопки |
||||||||||||||||
находятся |
на пульте. На крупных |
станциях маршрутные |
кнопки |
||||||||||||||||
находятся на отдельном |
от табло пульте-манипуляторе, |
т а м ж е р а с - |
|||||||||||||||||
| Прием |
[ |
\отпрабл. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
||||
|
|
|
|
|
|
|
о о о о о |
|
О О О О О |
|
|
|
|
0 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
О О О |
|
|
|
О О О |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
С |
О О П |
|
|
|
О О П |
а |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
О О О |
|
|
|
О О О |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
О О О |
|
|
|
О О О |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
С |
|
о о о о о о о о о о о |
|
|
а |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
a c z j i z z i a c r ^ r r ^ c z n r z z i r z ^ a r z z j |
|
|
|
|
0 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
о о о о о о о о о о о |
|
|
|
|
|
|
0 |
||||
Рис. |
|
90. |
Пульт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
раздельного |
уп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
равления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
146
Отправление^ Начало
Начало
Ненец
Ф Конец
Рис. 91. Маршрутное управление:
Б — белый; 3 — зеленый; Л' — красный
положены |
и другие кнопки |
и рукоятки |
управления |
централизаци |
|||||||
ей (рис. 92). Начальные |
|
кнопки с зеленой |
головкой |
входных, |
|||||||
маршрутных и выходных светофоров вместе с конечными |
кнопка |
||||||||||
ми с красной |
головкой |
(устанавливаются |
для приемо-отправоч- |
||||||||
ных |
путей, |
не |
имеющих |
выходных |
светофоров, |
и в |
начале |
||||
перегона |
для |
маршрутов |
отправления |
|
на двухпутных участках) |
||||||
образуют |
группу |
поездных |
кнопок. Во |
всех других случаях конеч |
|||||||
ными |
кнопками |
являются |
|
начальные |
кнопки |
встречных |
светофо |
ров. Кнопки размещены рядами и обозначаются: начальные — ли терами светофоров, конечные — номером пути.
Начальные кнопки (с белой головкой) всех маневровых свето форов и выходных и маршрутных, совмещенных с маневровыми, находятся ниже поездных. Они расположены рядами в порядке возрастания номеров светофоров, раздельно по горловинам стан
ций. Основные |
поездные и маневровые маршруты устанавливают |
|||||||
ся |
нажатием |
двух |
кнопок |
|||||
в своей |
группе. |
|
|
|
|
|||
|
Дежурный по |
станции |
||||||
может управлять с пуль- - |
||||||||
та, |
только |
получая |
изве |
|||||
щение о выполнении |
уст |
|||||||
ройствами |
своих |
команд |
||||||
и контролируя |
положение |
|||||||
управляемых |
|
стрелок |
н |
|||||
светофоров, |
а |
также |
пу |
|||||
тей |
и стрелочных |
перево |
||||||
дов |
(ПТЭ, |
§ |
86). |
|
Для |
|||
контроля |
на |
табло |
услов |
|||||
но |
изображена |
|
схема |
|||||
станции, |
на |
которой |
для |
|||||
указания |
состояния |
(сво |
||||||
бодны или заняты) |
под |
|||||||
вижным |
составом |
|
прие- |
мо-отправочных путей и стрелочных участков, по-
рИ с. 92. Выносное табло и пульт-манипулятор маршрутной централизации
147