Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8§. Маршрутно-контрольные устройства

(рис. 88, а). Из замков может быть вытащен любой из двух ключей, но только после установки стрелки в положение, соответ­ ствующее этому замку и после поворота ключа в нем, при усло­

вии, что остряк стрелки окажется замкнутым

в этом положении.

Изъятый из контрольного замка ключ укажет,

в каком

положе­

нии находится и заперта стрелка и плотно ли

прилегает

остряк- к

рамному рельсу.

 

 

Если стрелки поставлены правильно в соответствии с устанав­ ливаемым маршрутом, то стрелочник сможет изъятыми па стрел­ ках ключами отпереть на аппарате стрелочного поста рукоятку маршрута, заданного по телефону дежурным по станции (рис. 88, б).'

Повернув отпертую

маршрутную рукоятку,

стрелочник

запирает ключи стрелок

в аппарате и фиксирует установку мар­

шрута. Дежурный по станции может теперь запереть маршрут и

дать разрешение, стрелочнику открыть семафор

или сам

открыть

светофор, но только, если маршрутные рукоятки

у него

на аппа­

рате и стрелочном посту находятся в положении,

соответствующем

одному и тому же маршруту.

 

 

Действиями стрелочных постов при приеме и отправлении по­ ездов командует дежурный по станции. На больших станциях не­

обходимое ускорение

приготовления

маршрутов и

сокращение

числа стрелочников

достигается

сосредоточением

управления

стрелками и сигналами в одном месте с применением

устройств,

позволяющих переводить стрелки и управлять светофорами (сема­

форами) на расстоянии с одного

пункта. Устройства для

цент­

рального управления стрелками и

сигналами называются

ц е н т ­

р а л и з а ц и е й с т р е л о к и с и г н а л о в .

 

143


Различают электрическую централизацию стрелок и сигналов, когда для перевода остряков стрелки используется электрическая энергия, и механическую, при которой стрелки переводятся сигна­ листом с поста.

Стрелки и семафоры при механической централизации перево­ дятся при помощи проволочной гибкой передачи, которая соеди­ няет переводной стрелочный рычаг поста централизации со стре­ лочным приводом-замыкателем на стрелке. Дальность управления стрелками составляет 500—550 м, семафорами •1500 м. Меха­ ническая централизация применяется мало и больше не строится.

57. Электрическая централизация стрелок и сигналов

Современная электрическая централизация при большой даль­ ности управления позволяет сосредоточивать на одном посту станции управление сотнями стрелок и сигналов. Такая центра­ лизация управления значительно ускоряет приготовление-маршру­ тов, повышает безопасность движения и сокращает число работ­ ников, занятых на станции.

В релейной централизации

электрическая энергия использует­

ся не только для перемещения

остряков стрелок, питания ламп

светофоров и рельсовых цепей, но также для управления и взаим­ ных замыканий между стрелками и сигналами при помощи элект­ рических реле.

На посту электрической централизации размещается

пульт

управления и светосхема станции (табло),

здесь

же

установлены

аппаратура

и

приборы

 

управ­

ления,

взаимных

замыканий,

рельсовых

цепей

и

источни­

ки

электрического

питания

(рис. 89). Управляемые с по­

ста

стрелки,

остряки

которых

перемещаются

электродвига­

телями

стрелочного

электро­

привода,

и

светофоры

разме­

щены

по

всей

станции.

Все

они и другие путевые^ устрой­ ства соединены с постом элек­ трическими кабелями, которые представляют важную часть устройств централизации.

Рис. 89. Общий вид устройств элек­ трической централизации

Управление стрелками и сигналами светофоров, распо­ ложенных от поста центра­ лизации на больших расстоя­ ниях, требует от устройств электрической централизации, кроме обеспечения вза-

144


имного замыкания стрелок и сигналов,

исключения. приема поез­

да на занятый путь, перевода стрелки

под составом, непрерыв­

ного контроля положения стрелок, контроля занятости путей и

стрелок на аппарате управления (ПТЭ, § 86).

 

 

Для этого приемо-отправочные

пути

и

стрелочные

переводы

на

станции оборудованы

электрическими

рельсовыми

цепями.

Это

дает возможность

во время

приема

и отправления поезда

автоматически проверять

свободность от

подвижного состава все­

го маршрута следования поезда в пределах станции, в том числе приемо-отправочного пути, а также указывать на аппарате управ­ ления свободны или заняты стрелки и пути. Непрерывный конт­ роль положения стрелок с обнаружением взреза стрелки, обеспе­ чивается стрелочным электроприводом, который не только переме­ щает остряки стрелки, но и надежно замыкает прижатый к рам­

ному рельсу остряк, удерживая

его с силой

в тысячи килограммов,

отводит другой остряк от рамного рельса

на расстояние не менее

125 мм, а также контролирует

положение стрелки и плотное при­

легание остряка, не допуская замыкания

стрелки при зазоре между

прижатым остряком и рамным

рельсом

4 мм и более. Электриче­

ский привод непрерывно передает сведения на пост о положении, в котором находится стрелка. В момент перевода стрелки или от­

хода остряка указание

о положении стрелки пропадает, так же как

и при взрезе стрелки.

%

 

Устройства электрической централизации автоматически не

допускают

возможности перевода стрелок

под составом путем

проверки

при помощи

электрических цепей,

которыми оборудова­

ны стрелки, отсутствия на них подвижного состава перед вклю­ чением электродвигателей стрелочного привода.

 

Чтобы обеспечить безопасность при маневрах,

устанавливает­

ся

порядок, запрещающий

машинисту

приводить

в

движение

локомотив после установки стрелок по заданному

маршруту

без

получения указания

или сигнала

руководителя маневров

(ПТЭ,

§

192).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При электрической централизации стрелок и сигналов

прика­

зы

машинистам о маневровых передвижениях, совершаемых

час­

то далеко от поста централизации, передаются сигналами

манев­

ровых

светофоров,

обычно

карликовых.

Маневровые

светофоры

подают

следующие

сигналы:

один

или

два белых

огня

разре­

шающие производить маневры и один синий огонь — запрещаю­ щий производить маневры.

В маневровых маршрутах устройствами централизации пре­ дусматривается взаимная зависимость между стрелками и сиг­ налами как самих маневровых светофоров, так и с сигналами, подаваемыми поездам входными, выходными и маршрутными светофорами. Все это позволяет наилучшим образом сочетать ма­

невровые передвижения с движением поездов

в пределах

станции

с соблюдением высокой степени безопасности

движения

поездов.

Выходные и маршрутные светофоры в этом

случае выполняют

еще и назначение маневровых.

 

 

145


Для

управления

стрелками

и сигналами на посту

 

централиза­

ции

устанавливаются

пульты.

При раздельном

управлении

па

малых станциях каждая стрелка переводится раздельно

и для уп­

равления ею имеются две кнопки

(рис. 90). Положение

стрелки, в

котором

она находится

в данный

момент, указывает

на

пульте

горящая

лампочка: зеленая

над кнопкой при плюсовом

 

положе­

нии и желтая

под кнопкой

при минусовом. При нажатии

верхней

из них стрелка

переводится

в нормальное (плюсовое)

 

положение

из переведенного (минусового)

и нижней — наоборот в переведен­

ное. После установки стрелок в положение, соответствующее

мар­

шруту, светофор открывается нажатием сигнальной кнопки.

 

Маршрут устанавливается последовательным нажатием двух

маршрутных

кнопок на пульте, одна из которых

соответствует на­

чалу, а другая — концу маршрута

(рис. 91).

Такое

 

управление

будет называться маршрутным управлением, а

централизация с

таким управлением — маршрутной. Последовательное

нажатие кно­

пок

от начала

к концу

маршрута

 

определяет

направление и

род

движения, так как начальная

кнопка отвечает

определенному

све­

тофору. Если светофор

совмещает

назначения

поездного и манев­

рового, то у него имеются две начальные кнопки,

нажатием одной

из

которых

 

дежурный

определяет

поездной или маневровый

мар­

шрут. Нажатия двух кнопок начала и конца маршрута

вполне

достаточно,

 

чтобы устройства сразу

перевели в нужное

 

положение

все

стрелки,

входящие~в маршрут,

и открыли

светофор,

 

соответ­

ствующий этому направлению и роду движения.

 

 

 

 

 

 

 

У

аппаратов -типа

пульт-табло

маршрутные

кнопки

разме­

щены

непосредственно

на табло

у изображений

входных,

марш­

рутных,

выходных и маневровых

светофоров. Остальные

кнопки

находятся

на пульте. На крупных

станциях маршрутные

кнопки

находятся на отдельном

от табло пульте-манипуляторе,

т а м ж е р а с -

| Прием

[

\отпрабл. |

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

о о о о о

 

О О О О О

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

О О О

 

 

 

О О О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

О О П

 

 

 

О О П

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О О О

 

 

 

О О О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О О О

 

 

 

О О О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

о о о о о о о о о о о

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a c z j i z z i a c r ^ r r ^ c z n r z z i r z ^ a r z z j

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

о о о о о о о о о о о

 

 

 

 

 

 

0

Рис.

 

90.

Пульт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

раздельного

уп­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

146


Отправление^ Начало

Начало

Ненец

Ф Конец

Рис. 91. Маршрутное управление:

Б — белый; 3 — зеленый; Л' — красный

положены

и другие кнопки

и рукоятки

управления

централизаци­

ей (рис. 92). Начальные

 

кнопки с зеленой

головкой

входных,

маршрутных и выходных светофоров вместе с конечными

кнопка­

ми с красной

головкой

(устанавливаются

для приемо-отправоч-

ных

путей,

не

имеющих

выходных

светофоров,

и в

начале

перегона

для

маршрутов

отправления

 

на двухпутных участках)

образуют

группу

поездных

кнопок. Во

всех других случаях конеч­

ными

кнопками

являются

 

начальные

кнопки

встречных

светофо­

ров. Кнопки размещены рядами и обозначаются: начальные — ли­ терами светофоров, конечные — номером пути.

Начальные кнопки (с белой головкой) всех маневровых свето­ форов и выходных и маршрутных, совмещенных с маневровыми, находятся ниже поездных. Они расположены рядами в порядке возрастания номеров светофоров, раздельно по горловинам стан­

ций. Основные

поездные и маневровые маршруты устанавливают­

ся

нажатием

двух

кнопок

в своей

группе.

 

 

 

 

 

Дежурный по

станции

может управлять с пуль- -

та,

только

получая

изве­

щение о выполнении

уст­

ройствами

своих

команд

и контролируя

положение

управляемых

 

стрелок

н

светофоров,

а

также

пу­

тей

и стрелочных

перево­

дов

(ПТЭ,

§

86).

 

Для

контроля

на

табло

услов­

но

изображена

 

схема

станции,

на

которой

для

указания

состояния

(сво­

бодны или заняты)

под­

вижным

составом

 

прие-

мо-отправочных путей и стрелочных участков, по-

рИ с. 92. Выносное табло и пульт-манипулятор маршрутной централизации

147