Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мещены лампочки или светящиеся полосы, зажигаемые при заня­ тии подвижнымсоставом соответствующего пути или участка. Здесь же изображены светофоры (повторители) с лампочками зе­ леного, красного пли белого цвета для контроля только открытого или открытого и закрытого положения светофоров и другие ука­ затели.

Табло, у которого каждый путь или участок контролируется одной лампочкой (белого цвета), называют точечным, в отличие от желобковых табло, имеющих на изображениях путей и участков желобки со световыми ячейками. Освещение полосы, образован­ ной этими ячейками, белым или красным цветом используется при маршрутном управлении для указания: белым — на установ­ ку маршрута и положение стрелок, а красным — на занятие их подвижным составом. Нормально, когда путь или участок сво­ бодны и не входят в маршрут, они не освещены.

58. Диспетчерская централизация

Устройства, состоящие из автоблокировки и электрической централизации с управлением стрелками и .светофорами всех промежуточных станций участка с одного поста поездным дис­ петчером называются диспетчерской централизацией.

На станции при отсутствии коммерческой и маневровой ра­ боты действия при пропуске поездов состоят лишь в установке маршрутов и открытии светофоров для приема и отправления поездов в порядке, который указывает поездной диспетчер. Эти

действия, достаточно просты, если

участок оборудован

автобло­

кировкой, а станции — релейной электрической

централизацией.

Устройства централизации благодаря применению

рельсовых

цепей, электрическому управлению

стрелками

и светофорами и

строгому взаимному замыканию стрелок и сигналов требуют про­ стых действий только подсказывающих устройствам, что нужно сделать и далее автоматически выполняемых ими с соблюдением требований безопасности движения поездов. Автоблокировка и эта простота управления электрической централизацией позволяют со­

средоточить

управление

разъездами

и станциями

целого участка

на одном диспетчерском

посту у поездного диспетчера (рис.

93).

Управление

движением

дежурным

поездным

диспетчером

без

участия дежурных по станции и стрелочников ускоряет продви­ жение поездов по участку и сокращает численность работников движения на станциях. Диспетчер обычно управляет участком протяженностью 100—150 км с числом станций от 10 до 15.

Диспетчерская централизация должна обеспечивать (ПТЭ, § 90): управление из одного пункта стрелками и сигналами стан­ ций участка; контроль за положением стрелок, светофоров и изо­ лированных участков при помощи аппарата управления; возмож­ ность перехода при маневровой работе на местное управление стрелками на самой станции; автоматическую запись графика ис­ полненного движения поездов.

148


Л И Н Е Й Н Ы Й пункт

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й ПОСТ

Рис. 93. Общая схема диспетчерской централизации


Централизация предусматривает кодовое управление,

которое

передает на расстояние команды

управления поездного

диспет­

чера и а станции (телеуправление)

и обратно со станций диспетчеру

извещений о положении управляемых стрелок и светофоров, заня­ тости путей и стрелочных участков, месте нахождения и направ­

ления следования поездов (телесигнализация).

Без извещений

о положении объектов и исполнении своих команд диспетчер

был

бы лишен возможности регулировать движение

поездов на

уча­

стке.

 

 

На центральном диспетчерском посту у поездного диспетчера устанавливается аппарат управления, состоящий из пульта, све­ товой схемы (табло) и поездографа, а также центрального кодо­ вого устройства для передачи команд управления и приема из­ вещений со станций участка.

На каждой управляемой промежуточной станции помещается линейное кодовое устройство для избирательного приема команд диспетчера и передачи их на исполнение управляющей аппарату­ ре электрической централизации, а также для обратной передачи диспетчеру извещений на центральный пост. Команда с пульта подается нажатием диспетчером соответствующих кнопок уп­ равления.

У аппарата управления типа пульт-табло маршрутные кнопки

управления устанавливаются непосредственно на путях

светосхе-

мы по одной кнопке на каждом приемо-отправочном

пути

и у изо­

бражения входных светофоров,

где начинаются

маршруты прие­

ма и кончаются маршруты отправления

(рис.

94).

Маршрутные

кнопки самовозвращающиеся в

исходное

положение.

Маршрут с

Рис. 94, Размещение управляющих кнопок на светосхеме пульт-табло:

ВК, — вызов контроля; МУ

— местное управление; ВА — вызов акустический; ТК — ви ­

зой к телефону по кодовой

линии; ТС — вызов к телефону диспетчерской связи

150


открытием светофора

ус­

 

 

танавливается

последова­

 

 

тельным

нажатием: спер­

 

 

ва кнопки в начале марш­

 

 

рута — откуда,

затем в

 

 

конце

маршрута — куда,

 

 

что

определяет

путь

сле­

 

 

дования

поезда

(марш­

 

 

рут)

 

и

светофор,

кото­

 

 

рым

машинисту

будет

по­

 

 

дан

сигнал,

т. е. направ­

 

 

ление

движения'

поезда.

 

 

Немаршрутные

 

кнопки

 

 

(местное

управление,

вы­

 

 

зов

к

телефонам

и

др.)

Рис. 95. Пульт с манипулятором и выносным

размещаются

под

схемой

табло диспетчерской централизации

станции.

 

 

 

 

 

 

 

При аппарате управления в виде

пульта-манипулятора, когда

табло

отделено

от

пульта,

диспетчер,

чтобы послать команду, на

какую-нибудь из станций, нажимает на пульт-манипуляторе кноп­

ку, принадлежащую дайной станции,

как бы

перенося

станцию с

табло на манипулятор

и временно подключая

ее цепи

управления

к манипулятору, на что указывают освещенные названия

станций

на табло и манипуляторе, и далее маршрутными кнопками

наби­

рает маршрут.

 

 

 

 

 

На наклонной панели манипулятора

(рис. 95), кроме избираю­

щих и маршрутных размещены кнопки, которыми даются

другие

распоряжения (передача на местное управление, вызов

к телефо­

ну и т. д.).

 

 

 

 

 

На табло при пультах обоих типов указывается

положение

стрелок и светофоров,

свободны или заняты

станционные

пути,

стрелочные изолированные участки, а также перегоны, участки приближения и удаления, установленное направление движения, что дает возможность диспетчеру видеть место нахождения и про­ движение поездов.

Нормально, когда контролируемый участок пути свободен, его изображение на табло темное; как только поезд вступит на учас­ ток, загорается полоса красного цвета. Задание маршрута диспет­ чером указывается появлением белого мигающего цвета в кон­ цевых ячейках стрелочной секции по задаваемому маршруту. Как только получен контроль со станции об установке маршрута, за­ горается белая полоса по всему маршруту и зеленый огонь в изо­

бражении светофора. При вступлении головы

поезда

 

на стре­

лочную секцию

белый цвет

меняется

на красный

и

зеленый

огонь светофора гаснет. Вход поезда

на'

путь

приема

 

вызывает

появление красной полосы

на

изображении

пути,

со

стороны

хвоста

поезда

часть

пути

делается

темной,

как

бы

 

освобож­

денной

от поездов,

что

указывает

 

направление

 

следования

поезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Для

местного управления

стрелками,

например, при манев­

рах в каждой горловине станции, в ящиках на мачтах

выходных

светофоров

находятся

щитки

местного управления

стрелками.

Стрелки

на

местное

управление передает

диспетчер,

нажимая

кнопку разрешения маневров на своем пульте. О полученном раз­ решении работник станции или главный кондуктор узнает по за­ горевшейся лампочке белого цвета на маневровом щитке в ящике. Он извлекает из замка на щитке ключ управления стрелками, что

вызывает посылку об

этом известительного

кода к

диспетчеру.

При маневрах стрелки

переводятся изъятым

ключом

из

стоящих

около приводов ящиков.

После

окончания

маневров

ключ встав­

ляют обратно в замок щитка.

 

 

 

 

Для автоматической

записи

графика исполненного

движения

поездов на пульте устанавливается особый прибор — поездограф. Прозрачный лист, на котором записывают график, все время пере­ двигается через каждую У8 минуты на 0,1 мм. Сто его печатаю­ щих электромагнитов расположены на одной линии, перпендику­ лярной направлению движения бланка графика. Каждый электро­ магнит периодически один раз в минуту срабатывает, если поезд находится на рельсовой цепи, которой он принадлежит. Боек электромагнита при его срабатывании ударяет снизу по листу,

оставляя отпечаток в виде черточки длиной

3 мм,

видимой сверху

через

прозрачную бумагу.

Печатающие

электромагниты

вклю­

чены

в таком

же порядке

друг

за другом,

как

рельсовые

цепи

вдоль

участка.

При движении

поезд

занимает

рельсовые

цепи

и в такой же

последовательности на

листе будут наноситься

отметки.

 

 

 

 

 

 

 

Устройства кодового управления позволяют, пользуясь всего

двумя

проводами

(кодовой цепью),

подвешенными

на линии свя­

зи или

высоковольтной

сигнальной

линии

автоблокировки

вдоль

всего участка, управлять

станциями

и по этим же проводам пере­

давать

с них диспетчеру

извещения.

Хотя

число объектов

управ­

ления

(стрелок,

светофоров, приборов

местного

управления и

др.) может достигать нескольких сот

(800—900),

еще

больше

требуется извещений о положении управляемых и контролируемых объектов (650—1300).

Команды и извещения передаются по избирательному прин­ ципу. Это означает, что команда поездного диспетчера восприни­ мается, во-первых, только той станцией, на которую команда пе­

редается, а во-вторых, на самой

станции

только теми

объектами

стрелочно-сигнальной группы, к

которым

она относится. Ни одна

другая станция, включенная в линию,

не

должна

принимать

чужие команды. И обратно, когда со станции

к диспетчеру пере­

даются извещения, они должны восприниматься и воспроизводить­ ся на соответствующих этой станции лампочках табло.

Применяются три системы диспетчерской централизации: по­ лярно-частотная, частотная и циклическая «Нева».

Полярно-частотная диспетчерская централизация (ПЧДЦ) отличается от других систем тем, что в ней команды диспетчера

152