Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 4
посылаются комбинациями |
из импульсов постоянного тока разно |
||
го направления |
(полярности), а известительные передачи |
— пере |
|
менным током |
различной |
частоты. Продолжительность |
передачи |
от диспетчера 2,7—3,0 сек, |
а известительной 1 —1,2 сек. |
|
Частотная диспетчерская централизация (ЧДЦ) предусматри вает передачу как команд, так и извещений комбинациями из им пульсов переменного тока различной частоты. Время передачи командной комбинации 1,25 сек и известительной — 0,45 сек.
Циклическая диспетчерская централизация «Нева» имеет не прерывно повторяющуюся (циклическую) передачу извещений со
всех станций |
диспетчеру, в то время как |
у первых двух систем |
ПЧД и Ч Д Ц |
извещения передаются только тогда, когда изменяет |
|
ся положение |
какого-нибудь управляемого |
или контролируемого |
объекта и лишь со станции, где происходит изменение. Длитель ность передачи от диспетчера 1 сек, передача извещений со всех станций длится около 5,4 сек.
Горочная автоматическая централизация. Для централизован ного управления стрелками распределительной зоны подгорочного парка при роспуске составов с горки пользуются горочной электрической централизацией. В этом случае распределение ва гонов по путям подгорочного парка, сопровождаемое переводом стрелок, происходит во время движения отцепов по спускной части горки.
В горочной централизации стрелки в маршрутах не запи раются, чем обеспечивается быстрое управление стрелками, необ ходимое при сортировке вагонов.
Автоматическая горочная централизация позволяет переводить стрелки самими устройствами в соответствии с заранее задан ным маршрутом следования отцепа. Маршруты задаются опера тором поочередным, в порядке следования отцепов, нажатием со
ответствующих маршрутных |
кнопок или |
считыванием |
с перфо |
|
ленты или карты и фиксируются |
устройствами. Устройства цент |
|||
рализации могут работать |
при |
автоматическом переводе |
стрелок |
|
в маршрутном или программном |
режиме. |
При работе в маршрут |
ном режиме оператор задает маршрут каждому отцепу нажатием соответствующей его маршруту кнопки в момент прохода им го ловы горки. При программном режиме оператор нажатием марш рутных кнопок предварительно набирает определенное число мар шрутов, которые затем автоматически исполняются переводом стрелок впереди каждого отцепа по мере его продвижения при ска тывании.
Программный режим может осуществляться с помощью фиксирования порядка установки маршрутов на перфоленте или другом носителе информации с последующей дешифрацией для выдачи команд устройствам при роспуске состава. У оператора имеется возможность и во время роспуска вносить изменения в его программу, т. е. изменять маршруты, задавать новые и от менять их.
153
ГЛАВА 14. |
УСТРОЙСТВА С В Я З И . Х О З Я Й С Т В О С И Г Н А Л И З А Ц И И |
|
И С В Я З И |
59. Назначение и виды связи на железнодорожном транспорте
Весь процесс перевозок организуется в пределах отдельных станций, участков, отделений дорог, целой дороги и всей сети же лезных дорог. Это требует быстрой связи между различными ра ботниками для передачи распоряжений, согласования действий, обмена сведениями и прочего. Прежде всего рассмотрим виды связи, которые требуются для организации движения поездов. Дежурные по станции для приема, отправления и пропуска по ездов и маневров должны связываться по телефону со стрелоч
никами и сигналистами, давая им |
указания об установке |
марш |
||||||
рутов, открытии |
семафоров, |
прекращении |
маневров |
и др. Ис |
||||
пользуемая |
для |
этого |
телефонная |
связь |
называется |
с т р е л о ч |
||
н о й (рис. |
96). |
В сеть |
этой |
связи |
могут включаться только |
теле |
фоны стрелочных и исполнительных постов и дежурных по стан ции (ПТЭ, § 101).
Дежурные двух смежных станций ведут телефонные перегово ры по организации движения поездов на их перегоне только меж ду собой по замкнутой связи между двумя соседними станциями,
называемой |
п о е з д н о й |
м е ж с т а н ц и о н н о й |
с в я з ь ю . |
П е р е г о н н а я |
с в я з ь служит для переговоров |
с перегона |
локомотивных бригад, начальников восстановительных и пожар
ных |
поездов, руководителей |
|
путевых |
работ, работ |
по |
контакт |
|||||||
ной |
сети и |
электромехаников |
СЦБ |
с дежурным |
по |
станции. |
|||||||
|
|
|
|
|
Стрелочная связь |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Помещение |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
дежурного по станции |
|
|
|
|
|
||||
|
СтрелочныйУ\ |
_ |
_ _ _ _ |
J ^ t ^ — |
С |
т р е |
л поо чcmн |
ы й |
|
|
|||
|
пост |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
\CO-4 |
|
|
|
|
||
|
|
> - о о \ |
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Станция |
|
|
Межстанционная |
сВязь |
|
|
Станция |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Z7 |
NOP-" |
|
|
|
|
|
|
1—ОО |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Поездная |
диспетчерская |
сЧязь |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
поездной |
|
|
|
|
|
|
|
ДСП |
ДСП |
ДСП |
|
ДСП |
/^диспетчер |
|
Д С П |
д С П |
|
Дежурный |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по станции |
|
|
|
|
Станция |
|
|
|
|
|
• Станция |
|
|
|
|
Рис. |
96. Виды |
связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
154
Движением поездов на участке руководит дежурный поездной
диспетчер, дающий распоряжения по телефону |
. дежурным по |
||||||
станциям всего |
участка, |
для |
чего |
используется |
п о е з д н а я д и с |
||
п е т ч е р с к а я |
с в я з ь . |
К |
двум |
проводам |
этой |
связи подклю |
|
чены |
аппараты |
всех станций участка, но поездной диспетчер мо |
|||||
жет |
отдельно вызвать любого дежурного по станции. Дежурные |
по станции для передачи сообщений поездному диспетчеру вызыва
ют его |
голосом, |
так |
как диспетчер непрерывно |
находится |
на |
|
рабочем |
месте и |
его |
громкоговоритель |
постоянно |
включен |
в |
линию. |
|
|
|
|
|
|
Дежурный по станции ведет переговоры с машинистами локо мотивов поездов, движущихся на прилегающих к станции перего нах, по поездной радиосвязи. • По этой же радиосвязи через ра диостанцию дежурного по ближайшей станции поездной дис петчер может вызвать машиниста локомотива. Машинист в свою очередь может вести переговоры с поездным диспетчером и машинистами локомотивов, находящимися на перегоне.
Таким образом, у дежурного по станции имеется: стрелочная,
поездная |
межстанционная связь, поездная диспетчерская, |
поезд |
|
ная радиосвязь, а также может быть перегонная. |
|
||
Для руководства движением поездов в пределах дороги |
служит |
||
дорожная |
распорядительная связь, по |
которой ведут переговоры |
|
дежурные |
по распорядительному отделу |
службы движения |
дороги |
с дежурными по отделениям, координирующими работу поездных диспетчеров своих отделений. Такая же связь между ревизорамидиспетчерами МПС с дорогами называется магистральной распо рядительной связью.
Для организации поездной, маневровой, сортировочной и гру зовой работ на станциях используются следующие связи: диспет черская внутристанционная, маневровая и другие виды станцион ной радиосвязи, устройства громкоговорящего оповещения. Дис петчерская внутристанционная связь предназначается для манев рового диспетчера, дежурного по станции, дежурного по парку, горке, работников депо и пункта технического осмотра. Радиосвязь на станциях может быть маневровая, горочная, технической кон торы, пункта технического осмотра (ПТЭ, § 58).
Устройства громкоговорящего оповещения служат для руко водства работой станционных работников на горках, в парках сор
тировочных и крупных грузовых |
и |
пассажирских |
станций и депо, |
а также оповещения пассажиров |
на |
вокзалах и |
платформах. |
Виды связей, необходимых для данной станции, определяются объемом и технологическим процессом ее работы.
Сооружения и устройства хозяйств пути, электрификации и энергоснабжения, сигнализации и связи расположены на станциях и перегонах, на всем протяжении железнодорожных линий. Для
организации технического содержания |
и быстрого устранения |
|
задержек движения |
поездов из-за неисправности сооружений и |
|
устройств применяются несколько видов |
связи, предназначенных |
|
для работников этих |
хозяйств. |
|
165
Работники дистанций пути для переговоров |
используют |
л и- |
|||
н е й н о - п у г е в у ю т е л е ф о н н у ю |
с в я з ь , |
телефонные |
ап |
||
параты которой устанавливаются |
у начальника |
дистанции, |
дорож |
||
ных и мостовых мастеров, бригадиров |
пути, у путевых обходчиков |
||||
и дежурных по переездам. |
|
|
|
|
|
Э н е р г о д и с п е т ч е р с к а я |
с в я з ь предназначена |
для |
ра |
ботников хозяйства электрификации и энергоснабжения и служит для служебных переговоров энергодиспетчера с работниками тяголых подстанций, дистанций контактной сети, постов секционирова ния.
С л у ж е б н а я |
с в я з ь |
э л е к т р о м е х а н и к о в |
СЦБ и |
с в я з и служит для |
переговоров работников дистанции |
сигнализа |
|
ции и связи с линейными |
электромеханиками СЦБ и |
связи. |
На крупных станциях и узлах, в отделениях и управлениях дорог и Министерстве путей сообщения имеется общая служебная связь, называемая местной, обслуживаемой телефонными стан циями.
Местная телефонная связь позволяет работникам всех служб вести переговоры в пределах одного пункта. В то же время совер шенно очевидно, что их переговоры не могут ограничиваться толь ко пределами местной связи, а необходима также связь и между
абонентами |
различных пунктов, |
которые |
расположены |
в |
преде |
|||||
лах |
отделения дороги, целой дороги или сети железных дорог. Для |
|||||||||
таких |
переговоров существуют |
два |
вида прямой связи: |
м а г и с т |
||||||
р а л ь н а я |
т е л е ф о н н а я — для связи МПС с управлениями |
же |
||||||||
лезных дорог и управлений железных |
дорог |
между собой; |
до |
|||||||
р о ж н а я |
м а г и с т р а л ь н а я |
с в я з ь |
— для |
переговоров |
работ |
|||||
ников отделений и крупных станций и узлов |
с управлением |
дороги |
||||||||
и между собой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для переговоров промежуточных станций между собой и або нентами местной связи участковых станций, ограничивающих дан ный участок, служит п о с т а н ц и о н н а я с в я з ь . Магистраль ная, дорожная и местная связи применяются двух видов: телефон ная и телеграфная.
60. Технические средства связи
Телефонная и телеграфная связь осуществляется по линиям: проводным, радио и радиорелейным. Наиболее распространено применение технических средств проводной телефонной связи с воздушными и кабельными линиями. К ним относятся: автомати ческие и ручные телефонные станции, коммутаторы станцион ной связи, аппаратура избирательной связи, средства распоря дительной связи, дальней связи и связи совещаний.
Для телеграфной связи служат телеграфные станции с аппара турой каналов частотного телеграфирования, коммутирования и стартстопными телеграфными аппаратами. Радиорелейные линии связи предназначены для организации большого числа телефон ных переговоров и передачи телевизионных программ.
156
Технические средства радиосвязи широко представлены радио проводной связью с проводной диспетчерской аппаратурой, стацио нарными радиостанциями на промежуточных железнодорожных станциях и радиостанциями на локомотивах для поездной радио связи, а также системой стационарных и передвижных радиостан ций для станционной радиосвязи.
Во время телефонных переговоров для передачи речи на рассто яние звуковая энергия говорящего преобразуется в электриче скую энергию, которая затем по проводам направляется к другому абоненту, поступая там в его телефонный аппарат. Здесь элект рическая энергия вновь преобразуется в звуки передаваемой речи.
Для преобразования звуковой |
энергии в |
электрическую слу |
|
жит микрофон, а для обратного |
преобразования электрической |
||
энергии в звуковую — телефон. В |
микрофоне |
звуковые |
колебания |
воздуха, достигнув мембраны (очень тонкой |
круглой |
пластинки), |
приводят ее в колебательное движение, которое меняет величину электрического тока, создавая колебания электрического тока, со ответствующие звуковым колебаниям. Колебания электрического тока проходят в телефоне через обмотку электромагнита, который воздействует на стальную мембрану, заставляя ее колебаться и создавать звуковые колебания, которые были восприняты микро фоном.
Т е л е ф о н |
н ы е а п п а р а т ы |
с устройством для вызова |
дру |
|||
гого абонента |
для переговоров звонком его аппарата имеют |
руч |
||||
ной |
генератор |
переменного тока |
(индуктор), |
вращаемый абонен |
||
том |
во время |
посылки вызова. Микрофон у |
таких аппаратов |
пи |
тается от местной батареи; поэтому они называются аппаратами системы МБ. Аппараты МБ используются при стрелочной связи на малых станциях с одним или двумя стрелочными постами, а также поездкой межстанционной связи при полуавтоматической блокировке по ее проводам, а при автоблокировке по отдельной
паре проводов. |
|
|
|
К о м м у т а т о р ы |
с т а н ц и о н н о й |
с в я з и |
позволяют |
осуществлять прямую связь дежурного по станции со стрелочными
постами (стрелочная связь), дежурными смежных |
станций |
(меж |
||||||||
станционная) |
и другими |
абонентами, |
непосредственно |
участвую |
||||||
щими в оперативной работе станции |
(вагонные |
мастера, |
дежур |
|||||||
ные по подъездным |
путям и др.), |
с |
них также |
могут |
вестись |
|||||
переговоры |
по поездной |
диспетчерской |
связи, |
связи |
энергодис |
|||||
петчера, |
перегонной, |
постанционной и |
служебной |
связи электро |
||||||
механика |
(рис. 97). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммутатор уменьшает число телефонных аппаратов, устанав ливаемых у дежурного по станции, и, концентрируя все виды свя зи, позволяет ему вести переговоры с одного пульта, на котором дежурный, кроме того, видит, какой абонент его вызывает, а не определяет это по звонкам отдельных аппаратов. Коммутатор поз воляет любому из абонентов вызвать дежурного по станции сня тием трубки своего аппарата, что приводит к появлению сигнала вызова в виде загорающейся лампочки и звонка. Дежурный по
157