Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нированием импульсов тока различных частот. Приемное устройство у дежурного по станции отзывается только на пред­ назначенный ему сигнал, включая вызывной звонок.

В момент передачи разговора в линию включается только пе­ редающая часть аппарата или установки, а при приеме разговора включается только приемная часть: телефон или громкоговоритель (когда диспетчер говорит, он нажимает педаль). Дежурный по станции, сняв микротелефонную трубку, слышит голос диспетчера, а при ответе необходимо нажать клавишу трубки.

Подобные устройства избирательной связи применяются для связи энергодиспетчера, а также линейно-путевой, постанционной и служебной связи электромеханика с некоторыми отличиями, на­ пример, в отношении возможности вызова телефонистки комму­ татора местной связи.

Устройства местной телефонной связи у каждого из абонентов, расположенных на железнодорожном узле, крупной станции, уп­ равлении железной дороги и др. должны обеспечивать возмож­ ность ведения телефонных переговоров с любым другим абонентом. Для- этого аппараты всех абонентов двумя отдельными проводами каждый соединены с одним пунктом — центральной телефонной станцией, чем создается возможность на время переговора соеди­ нять друг с другом провода аппаратов этих абонентов. Абонен­ тов соединяет телефонистка на коммутаторе телефонной станции.

При автоматических телефонных станциях абоненты соеди­ няются без участия телефонистки приборами станции, которым абонент набором на номеронабирателе своего аппарата сообщает номер вызываемого им абонента, а далее устройства станции про­ веряют, свободен ли вызываемый абонент, соединяют, посылают вызов и разъединяют абонентов по окончании разговора.

Для связи между двумя абонентами требуется одна пара про­ водов, электрически соединяющая их во время разговора. Стои­ мость воздушных и кабельных линий связи очень высокая, поэтому только при небольших расстояниях, как, например, при местной связи, можно допустить, что по каждой паре проводов (цепи) ве­ дется только один разговор. При больших расстояниях, которые могут исчисляться тысячами километров, применяют способы, да­ ющие возможность по одним и тем же проводам одновременно и независимо вести несколько телефонных разговоров. Такое много­ кратное использование цепи делает экономически возможным при­ менение устройств дальней связи. В отличие от избирательной свя­ зи, тоже использующей одну пару проводов для связи одного-двух десятков пунктов, расположенных вдоль железнодорожной линии, по с поочередным разговором абонентов линии, многократная пе­ редача предусматривает одновременные переговоры нескольких пар абонентов, как'если бы они велись по отдельным парам про­ водов. Для одновременной независимой передачи по одной цепи колебаний электрических токов, соответствующих речи несколь­ ких абонентов, применяют системы телефонирования токами вы­ сокой частоты.

159:



Звуковые колебания передаваемой человеческой речи имеют частоты, лежащие в пределах 300—3400 колебаний в секунду, их называют тональными. Во время одновременной передачи элект­ рические колебания, относящиеся к речи каждого абонента, дол­ жны быть преобразованы так, чтобы они передавались раздельно. Для этого тональные частоты речи каждого абонента преобразу­ ются в присвоенные ему определенные колебания высокой частоты и затем все вместе посылаются по проводам к слушающим абонен­ там. Там они, пройдя электрические фильтры, разделяются и об­ ратно преобразуются в исходные тональные частоты.

Передача электрической энергии по проводам, в том числе и при телефонных разговорах, всегда сопровождается ее потерями, поэтому в дальней связи всегда применяют усилители для воспол­ нения потерь энергии не только в пунктах приема, но и по мере распространения энергии в промежуточных пунктах линий связи.

Радиотехнические

средства связи, применяемые для поездной

и внутристанционной

радиосвязи, представлены ириемо-передаю-

щими радиостанциями, устанавливаемыми на локомотивах и ста­ ционарных пунктах. При поездной радиосвязи диспетчер для связи с машинистом локомотива посылает избирательный вызов, воздей­ ствующий на подключающие устройства станции, вблизи которой находится локомотив. Устройства подключают радиостанцию к про­ водам диспетчерской связи, создавая возможность через эту радио­ станцию вести разговор с машинистом. Для установления связи с диспетчером машинист вызывает дежурного по станции и просит его соединить с диспетчером. Переговоры ведутся с переключением радиостанции на прием и передачу. При внутристанционной связи переговоры между распорядительным пунктом и локомотивами ве­ дутся непосредственно по радио. Для станционных работников, по­ стоянно передвигающихся по путям и поэтому нуждающихся в не­ прерывной оперативной связи со своими командными пунктами или другими работниками, например составители поездов с машиниста­ ми маневровых локомотивов, списчики вагонов с технической кон­ торой, осмотрщики вагонов с пунктом технического осмотра и др., все более широкое применение находят средства радиосвязи при помощи переносных радиостанций. При маневровой работе радио­

связь— основное средство передачи указаний

(ПТЭ,

§ 191). Пе­

реносные радиостанции работают на определенных,

выделенных

для каждой станции или узла радиоволнах,

что

обеспечивает

непрерывное действие каналов связи. Радиостанции имеют не­ прерывный контроль включенного состояния (ПТЭ, § 100).

Линии СЦБ и связи и их устройство. Для того чтобы от одного пункта до другого протянуть провода телефонной или телеграф­ ной связи, пользуются воздушными и кабельными линиями связи.

Воздушная линия состоит из деревянных или железобетонных опор с траверсами или крюками, на которых на изоляторах под­ вешены стальные, медные или биметаллические провода.

Кабельная линия состоит из кабеля, имеющего несколько изо­ лированных проводников (жил) скрученных вместе и помещенных

160


во влагонепроницаемую оболочку, кабельных сооружений (будки, киоски) и арматуры (кабельные ящики, муфты и др.).

На воздушной линии связи подвешивают, кроме телефонных и телеграфных проводов, провода полуавтоматической блокировки и электрожезловой системы. На участках дорог, оборудованных авто­ блокировкой или диспетчерской централизацией, имеется само­ стоятельная воздушная высоковольтно-сигнальная линия, на опо­ рах которой сверху подвешены провода трехфазной линии электро­ передачи с напряжением 6000 или 10 000 в для питания устройств автоблокировки и диспетчерской централизации, а ниже — сиг­ нальные провода автоблокировки.

Кабельные линии подразделяются на местные, магистральные линии связи и линии СЦБ. Провода на воздушных линиях связи подвешивают так, чтобы они не мешали передвижениям под ними людей, скота, а в местах пересечения дорог — соответствующего транспорта.

Правила технической эксплуатации (§ 102) требуют, чтобы рас­ стояние от нижней точки воздушных линий связи при максималь­ ной стреле провеса, т. е. в наиболее жаркую погоду, было не менее 2,5; 3,0 и 5,5 м соответственно на перегоне, станции и при пересе­ чении автомобильной дороги. Если линия пересекает железнодо­ рожные пути, то высота подвески не должна быть менее 7,5 м от уровня верха головки рельса.

При повреждениях линий СЦБ и связи, вызвавших нарушение связей, которые обычно являются результатом стихийных бедст­ вий (гололед, ураган и др.), восстановление цепей происходит по­ степенно. Прежде всего должны быть восстановлены связи, необ­ ходимые для организации движения поездов, поэтому Правилами технической эксплуатации (§ 103) установлено, что восстановление должно происходить в следующей очередности: 1) провода поезд­ ной диспетчерской связи; 2) провода путевой блокировки, энерго­

диспетчерской связи, электрожезловой

системы, поездной

меж­

станционной

и стрелочной связи; 3) провода магистральной

свя­

зи; 4) остальные провода СЦБ й связи.

 

 

Содержание устройств СЦБ и связи. Устройства и сооружения

СЦБ, связи

и вычислительной техники

в пределах всей сети

же­

лезных дорог находятся в ведении Главного управления сигнализа­ ции и связи Министерства путей сообщения, а в пределах дороги— службы сигнализации и связи управления дороги. На отделениях дорог основными хозяйственными единицами являются дистанции сигнализации и связи. Дистанция осуществляет техническое со­ держание сооружений и устройств СЦБ и связи на определенном участке дороги. Дистанция делится на участки (цехи) старших электромехаников, в свою очередь участки делятся на околотки,

обслуживаемые электромеханиками.

При бригадном

методе об­

служивания в участок входит несколько бригад.

 

 

Техническое

содержание должно

обеспечивать

бесперебойное

и правильное

действие устройств при строгом

соблюдении без­

опасности движения. Старшие электромеханики,

электромеханики

6—2940

161


и электромонтеры должны хорошо знать состояние обслуживае­ мых сооружений и устройств, систематически проверять их по графику и выполнять все работы по текущему содержанию и уст­ ранению появившихся неисправностей.

Устройствами СЦБ и связи пользуются работники различных служб, прежде всего движения, которые обучаются порядку поль­ зования ими. Устройства должны быть запломбированы и вскры­

вать их

могут только работники службы сигнализации и связи.

Так

как отступление от порядка в пользовании устройствами

СЦБ и связи или нарушение ими может иметь тяжелые послед­

ствия. Правила

технической

эксплуатации

(§ 6) категорически

запрещают

доступ посторонних

лиц к этим

устройствам,

а

также

в помещении, где они установлены.

 

 

 

 

 

 

61.

Совершенствование и развитие устройств

 

 

 

 

СЦБ и связи

 

 

 

 

 

 

Темпы

внедрения автоблокировки

и диспетчерской централи­

зации с каждым годом повышаются.

Этими прогрессивными

вида­

ми

автоматики

будут оборудованы

все железнодорожные

линии,

за

исключением

малодеятельных участков. Большинство

стрелок

на сети железных дорог намечается оборудовать электрической централизацией. Воздушные линии на основных направлениях за­

менятся

кабельными.

 

 

 

 

Самое

широкое

применение

во

всех областях железнодорож­

ного хозяйства

получит

радиосвязь.

 

 

Дальнейшая автоматизация различных процессов перевозок

будет проводиться

на

основе

развития и совершенствования

средств

автоматики

и

телемеханики. / Организация

скоростного

движения пассажирских поездов с максимальными

скоростями,

достигающими

200

км/ч и более

предусматривает

применение

вновь созданной системы частотной автоблокировки и многознач­

ной автоматической

локомотивной сигнализации с автоматиче­

ским регулированием

скорости.

Автоматизация управления на станциях предусматривает ав­ томатическую установку маршрутов при электрической центра­ лизации стрелок и сигналов с использованием различных техни­ ческих средств от простых до самых сложных, с применением электронно-вычислительных машин.

В системах диспетчерской централизации будет все шире при­ меняться бесконтактная кодовая аппаратура, повышающая на­ дежность устройств, вводится циклическая передача сигналов телесигнализации, увеличивается быстродействие передачи сигна­ лов и число управляемых и контролируемых объектов, автомати­ зируется задание маршрутов вплоть до автоматического регулиро­ вания движением поездов на участке.

Горочная электрическая централизация стрелок и сигналов предусматривает автоматическую, под действием скатывающихся

162