Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
нированием импульсов тока различных частот. Приемное устройство у дежурного по станции отзывается только на пред назначенный ему сигнал, включая вызывной звонок.
В момент передачи разговора в линию включается только пе редающая часть аппарата или установки, а при приеме разговора включается только приемная часть: телефон или громкоговоритель (когда диспетчер говорит, он нажимает педаль). Дежурный по станции, сняв микротелефонную трубку, слышит голос диспетчера, а при ответе необходимо нажать клавишу трубки.
Подобные устройства избирательной связи применяются для связи энергодиспетчера, а также линейно-путевой, постанционной и служебной связи электромеханика с некоторыми отличиями, на пример, в отношении возможности вызова телефонистки комму татора местной связи.
Устройства местной телефонной связи у каждого из абонентов, расположенных на железнодорожном узле, крупной станции, уп равлении железной дороги и др. должны обеспечивать возмож ность ведения телефонных переговоров с любым другим абонентом. Для- этого аппараты всех абонентов двумя отдельными проводами каждый соединены с одним пунктом — центральной телефонной станцией, чем создается возможность на время переговора соеди нять друг с другом провода аппаратов этих абонентов. Абонен тов соединяет телефонистка на коммутаторе телефонной станции.
При автоматических телефонных станциях абоненты соеди няются без участия телефонистки приборами станции, которым абонент набором на номеронабирателе своего аппарата сообщает номер вызываемого им абонента, а далее устройства станции про веряют, свободен ли вызываемый абонент, соединяют, посылают вызов и разъединяют абонентов по окончании разговора.
Для связи между двумя абонентами требуется одна пара про водов, электрически соединяющая их во время разговора. Стои мость воздушных и кабельных линий связи очень высокая, поэтому только при небольших расстояниях, как, например, при местной связи, можно допустить, что по каждой паре проводов (цепи) ве дется только один разговор. При больших расстояниях, которые могут исчисляться тысячами километров, применяют способы, да ющие возможность по одним и тем же проводам одновременно и независимо вести несколько телефонных разговоров. Такое много кратное использование цепи делает экономически возможным при менение устройств дальней связи. В отличие от избирательной свя зи, тоже использующей одну пару проводов для связи одного-двух десятков пунктов, расположенных вдоль железнодорожной линии, по с поочередным разговором абонентов линии, многократная пе редача предусматривает одновременные переговоры нескольких пар абонентов, как'если бы они велись по отдельным парам про водов. Для одновременной независимой передачи по одной цепи колебаний электрических токов, соответствующих речи несколь ких абонентов, применяют системы телефонирования токами вы сокой частоты.
159:
Звуковые колебания передаваемой человеческой речи имеют частоты, лежащие в пределах 300—3400 колебаний в секунду, их называют тональными. Во время одновременной передачи элект рические колебания, относящиеся к речи каждого абонента, дол жны быть преобразованы так, чтобы они передавались раздельно. Для этого тональные частоты речи каждого абонента преобразу ются в присвоенные ему определенные колебания высокой частоты и затем все вместе посылаются по проводам к слушающим абонен там. Там они, пройдя электрические фильтры, разделяются и об ратно преобразуются в исходные тональные частоты.
Передача электрической энергии по проводам, в том числе и при телефонных разговорах, всегда сопровождается ее потерями, поэтому в дальней связи всегда применяют усилители для воспол нения потерь энергии не только в пунктах приема, но и по мере распространения энергии в промежуточных пунктах линий связи.
Радиотехнические |
средства связи, применяемые для поездной |
и внутристанционной |
радиосвязи, представлены ириемо-передаю- |
щими радиостанциями, устанавливаемыми на локомотивах и ста ционарных пунктах. При поездной радиосвязи диспетчер для связи с машинистом локомотива посылает избирательный вызов, воздей ствующий на подключающие устройства станции, вблизи которой находится локомотив. Устройства подключают радиостанцию к про водам диспетчерской связи, создавая возможность через эту радио станцию вести разговор с машинистом. Для установления связи с диспетчером машинист вызывает дежурного по станции и просит его соединить с диспетчером. Переговоры ведутся с переключением радиостанции на прием и передачу. При внутристанционной связи переговоры между распорядительным пунктом и локомотивами ве дутся непосредственно по радио. Для станционных работников, по стоянно передвигающихся по путям и поэтому нуждающихся в не прерывной оперативной связи со своими командными пунктами или другими работниками, например составители поездов с машиниста ми маневровых локомотивов, списчики вагонов с технической кон торой, осмотрщики вагонов с пунктом технического осмотра и др., все более широкое применение находят средства радиосвязи при помощи переносных радиостанций. При маневровой работе радио
связь— основное средство передачи указаний |
(ПТЭ, |
§ 191). Пе |
реносные радиостанции работают на определенных, |
выделенных |
|
для каждой станции или узла радиоволнах, |
что |
обеспечивает |
непрерывное действие каналов связи. Радиостанции имеют не прерывный контроль включенного состояния (ПТЭ, § 100).
Линии СЦБ и связи и их устройство. Для того чтобы от одного пункта до другого протянуть провода телефонной или телеграф ной связи, пользуются воздушными и кабельными линиями связи.
Воздушная линия состоит из деревянных или железобетонных опор с траверсами или крюками, на которых на изоляторах под вешены стальные, медные или биметаллические провода.
Кабельная линия состоит из кабеля, имеющего несколько изо лированных проводников (жил) скрученных вместе и помещенных
160
во влагонепроницаемую оболочку, кабельных сооружений (будки, киоски) и арматуры (кабельные ящики, муфты и др.).
На воздушной линии связи подвешивают, кроме телефонных и телеграфных проводов, провода полуавтоматической блокировки и электрожезловой системы. На участках дорог, оборудованных авто блокировкой или диспетчерской централизацией, имеется само стоятельная воздушная высоковольтно-сигнальная линия, на опо рах которой сверху подвешены провода трехфазной линии электро передачи с напряжением 6000 или 10 000 в для питания устройств автоблокировки и диспетчерской централизации, а ниже — сиг нальные провода автоблокировки.
Кабельные линии подразделяются на местные, магистральные линии связи и линии СЦБ. Провода на воздушных линиях связи подвешивают так, чтобы они не мешали передвижениям под ними людей, скота, а в местах пересечения дорог — соответствующего транспорта.
Правила технической эксплуатации (§ 102) требуют, чтобы рас стояние от нижней точки воздушных линий связи при максималь ной стреле провеса, т. е. в наиболее жаркую погоду, было не менее 2,5; 3,0 и 5,5 м соответственно на перегоне, станции и при пересе чении автомобильной дороги. Если линия пересекает железнодо рожные пути, то высота подвески не должна быть менее 7,5 м от уровня верха головки рельса.
При повреждениях линий СЦБ и связи, вызвавших нарушение связей, которые обычно являются результатом стихийных бедст вий (гололед, ураган и др.), восстановление цепей происходит по степенно. Прежде всего должны быть восстановлены связи, необ ходимые для организации движения поездов, поэтому Правилами технической эксплуатации (§ 103) установлено, что восстановление должно происходить в следующей очередности: 1) провода поезд ной диспетчерской связи; 2) провода путевой блокировки, энерго
диспетчерской связи, электрожезловой |
системы, поездной |
меж |
|
станционной |
и стрелочной связи; 3) провода магистральной |
свя |
|
зи; 4) остальные провода СЦБ й связи. |
|
|
|
Содержание устройств СЦБ и связи. Устройства и сооружения |
|||
СЦБ, связи |
и вычислительной техники |
в пределах всей сети |
же |
лезных дорог находятся в ведении Главного управления сигнализа ции и связи Министерства путей сообщения, а в пределах дороги— службы сигнализации и связи управления дороги. На отделениях дорог основными хозяйственными единицами являются дистанции сигнализации и связи. Дистанция осуществляет техническое со держание сооружений и устройств СЦБ и связи на определенном участке дороги. Дистанция делится на участки (цехи) старших электромехаников, в свою очередь участки делятся на околотки,
обслуживаемые электромеханиками. |
При бригадном |
методе об |
||
служивания в участок входит несколько бригад. |
|
|
||
Техническое |
содержание должно |
обеспечивать |
бесперебойное |
|
и правильное |
действие устройств при строгом |
соблюдении без |
||
опасности движения. Старшие электромеханики, |
электромеханики |
6—2940 |
161 |
и электромонтеры должны хорошо знать состояние обслуживае мых сооружений и устройств, систематически проверять их по графику и выполнять все работы по текущему содержанию и уст ранению появившихся неисправностей.
Устройствами СЦБ и связи пользуются работники различных служб, прежде всего движения, которые обучаются порядку поль зования ими. Устройства должны быть запломбированы и вскры
вать их |
могут только работники службы сигнализации и связи. |
Так |
как отступление от порядка в пользовании устройствами |
СЦБ и связи или нарушение ими может иметь тяжелые послед
ствия. Правила |
технической |
эксплуатации |
(§ 6) категорически |
|||||
запрещают |
доступ посторонних |
лиц к этим |
устройствам, |
а |
также |
|||
в помещении, где они установлены. |
|
|
|
|
||||
|
|
61. |
Совершенствование и развитие устройств |
|
|
|||
|
|
СЦБ и связи |
|
|
|
|
|
|
|
Темпы |
внедрения автоблокировки |
и диспетчерской централи |
|||||
зации с каждым годом повышаются. |
Этими прогрессивными |
вида |
||||||
ми |
автоматики |
будут оборудованы |
все железнодорожные |
линии, |
||||
за |
исключением |
малодеятельных участков. Большинство |
стрелок |
на сети железных дорог намечается оборудовать электрической централизацией. Воздушные линии на основных направлениях за
менятся |
кабельными. |
|
|
|
|
||
Самое |
широкое |
применение |
во |
всех областях железнодорож |
|||
ного хозяйства |
получит |
радиосвязь. |
|
|
|||
Дальнейшая автоматизация различных процессов перевозок |
|||||||
будет проводиться |
на |
основе |
развития и совершенствования |
||||
средств |
автоматики |
и |
телемеханики. / Организация |
скоростного |
|||
движения пассажирских поездов с максимальными |
скоростями, |
||||||
достигающими |
200 |
км/ч и более |
предусматривает |
применение |
вновь созданной системы частотной автоблокировки и многознач
ной автоматической |
локомотивной сигнализации с автоматиче |
ским регулированием |
скорости. |
Автоматизация управления на станциях предусматривает ав томатическую установку маршрутов при электрической центра лизации стрелок и сигналов с использованием различных техни ческих средств от простых до самых сложных, с применением электронно-вычислительных машин.
В системах диспетчерской централизации будет все шире при меняться бесконтактная кодовая аппаратура, повышающая на дежность устройств, вводится циклическая передача сигналов телесигнализации, увеличивается быстродействие передачи сигна лов и число управляемых и контролируемых объектов, автомати зируется задание маршрутов вплоть до автоматического регулиро вания движением поездов на участке.
Горочная электрическая централизация стрелок и сигналов предусматривает автоматическую, под действием скатывающихся
162