Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 4
вагонов, установку стрелок в требуемое по программе положение, соответствующее маршрутам следования отцепа с автоматическим составлением программы роспуска состава. '
В области связи намечается широкое применение многочастот ной связи по кабельным линиям, использование коаксиальных ка белей и радиорелейных линий с организацией по ним многих со тен каналов, автоматизация дальней связи, организация связи для передачи данных в автоматизированных системах с электрон
но-вычислительными машинами |
и системы |
прямых |
соедине |
ний при автоматизации телеграфной связи, применение |
автома |
||
тических телефонных станций |
координатной |
системы, |
а также |
введение избирательной связи с тональным |
вызовом и |
многое |
|
другое. |
|
|
|
Применение электронной вычислительной техники. Непрерывно возрастающий объем перевозок и размеров движения требует дальнейшего совершенствования организации управления эксплуа тационной деятельности железных дорог, применения новых средств и методов управления. Все более широкое применение получают на транспорте математические методы, которые дают возможность, пользуясь современными электронными вычисли тельными машинами, автоматизировать весьма сложные транс портные процессы.
На железнодорожном транспорте создается комплексная авто матизированная система управления (АСУЖТ), включающая ряд подсистем по управлению железными дорогами, сортировочными станциями, узлами, заводами и другими крупными предприятиями для оптимального планирования и управления всем перевозочным процессом, а также для автоматизации основных производствен ных процессов. В МПС и на всех дорогах, крупных отделениях и узлах создаются вычислительные центры.
Автоматизированная система |
управления дороги состоит из |
|||||||
вычислительного |
центра |
(ВЦ) |
и |
низовых |
подсистем, |
управ |
||
ляющих |
эксплуатационной |
работой |
участков |
железной |
дороги, |
|||
крупных |
железнодорожных |
станций и |
узлов. |
Вычислительный |
||||
центр собирает |
информацию с. линейных |
подразделений, |
обраба |
тывает ее и выдает им основные плановые задания. Подсистемы имеют известную независимость и могут содержать в себе уст ройства автоматического управления как работой отдельных под разделений в целом (например, работой сортировочной станции), так и отдельными технологическими процессами. На горках авто матизируется роспуск составов с применением следующих уст ройств: автоматической горочной электрической централизации, автоматического регулирования скорости отцепов при роспуске (АРС), автоматического задания скорости роспуска (АЗРС) и автоматического управления маневровыми горочными локомоти вами; на пассажирских станциях применяется программное авто матическое управление установкой маршрутов и др. Автомати зированные системы будут выполнять также такую работу как
резервирование мест на дальние пассажирские поезда, |
билетно- |
6* |
163 |
кассовые операции, учет, связанный с материально-техническим снабжением и т. п.
Разрабатываются и" в будущем получат применение системы автоматического управления движением поездов. Этому предше ствует внедрение многозначной локомотивной сигнализации с ав томатическим регулированием скорости движения поездов, что обеспечит необходимое их разграничение и безопасность следо вания.
Подсистема комплексной автоматизации управления движени ем поездов на узлах и прилегающих участках обеспечит наилуч шее взаимодействие, начиная от планирования работы, и кончая автоматизированным исполнением планов. Эта система будет увя
зана в будущем |
с текущим управлением |
работой станций, узлов |
|
и диспетчерским |
регулированием движения поездов па участках и |
||
составит комплексную |
производственную |
подсистему управления |
|
движением на целых |
железнодорожных |
направлениях. |
Основой технического обеспечения системы будет автоматиче ское считывание информации с движущегося подвижного состава с оснащением его специальными датчиками. Это даст возможность автоматизировать контроль за продвижением на всей сети желез ных дорог каждого вагона.
П О Д В И Ж Н О Й С О С Т А В И Э Н Е Р Г О С Н А Б Ж Е Н И Е
Г Л А В А 15. |
О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я О Л О К О М О Т И В А Х |
62. Требования к локомотивам и моторвагонному
подвижному составу и их классификация
Локомотивы |
(электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паро |
||
возы, мотовозы) |
и моторвагонный |
подвижной состав (электро |
|
поезда, дизель-поезда, турбопоезда, |
автомотрисы) |
проектируются |
|
и строятся по техническим требованиям Главного |
управления ло |
комотивного хозяйства Министерства путей сообщения. Типы вновь
строящихся локомотивов и моторвагонного подвижного |
состава и |
их основные технические характеристики утверждаются |
порядком, |
установленным Правительством. Чертежи основных узлов и тех нические условия утверждаются поставщиком, по согласованию с Министерством путей сообщения, а чертежи остальных узлов и де талей — по согласованию с начальником или главным инженером Главного управления локомотивного хозяйства Министерства пу тей сообщения (ПТЭ, § 136).
Все локомотивы и моторвагонный подвижной состав после пост ройки обязательно проходят инспекторскую приемку, для чего на заводах-изготовителях имеются инспекторы-приемщики Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообще ния.
Правилами технической эксплуатации (§ 138) запрещается вно сить изменения в конструкцию основных узлов принятых в эксплуа тацию локомотивов и моторвагонного подвижного состава без раз решения Министерства путей сообщения, а в конструкцию осталь ных узлов и деталей — без разрешения начальника или главного инженера Главного управления локомотивного хозяйства министер ства.
Локомотивы и моторвагонный подвижной состав имеют отличи тельные четкие знаки и надписи (ПТЭ, § 141). На наружных боко вых стенах кабины машиниста локомотивов и на наружных стенах вагонов моторвагонных поездов наносят: государственный герб
СССР, инициалы дороги приписки, знак МПС, серию,, номер, таб личку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, да ту и место производства установленных видов ремонта. Серия и номер локомотива, а также моторвагонного поезда наносятся на торцовых стенах кабин машиниста локомотивов, на переднем и зад нем буферных брусьях маневровых тепловозов. На наружных боко-
165
вых стенах вагонов моторвагонных поездов наносится дата и мес то производства установленных видов ремонта и тара.
В кабинах машиниста обязательно должна быть табличка с указанием конструкционной скорости локомотива или моторвагонного подвижного состава. На паровозном котле устанавливают
табличку |
с указанием |
допускаемого давления пара в котле и да |
ты последнего осмотра |
котла. Около контрольно-измерительных |
|
приборов |
(манометры, |
вольтметры, амперметры и т. д.), а также |
воздушных резервуаров помещают таблички и надписи о послед них датах освидетельствования, или испытания.
В пассажирских салонах моторвагонного |
подвижного состава |
на табличках указывают число мест в вагоне |
для сидения. |
На тендерах паровозов обозначают: серию, номер тендера и ини
циалы дороги приписки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В процессе эксплуатации локомотивы |
и моторвйгонный |
|
подвиж |
||||||||
ной состав |
должны |
содержаться |
в исправном |
состоянии, |
|
обеспе |
|||||
чивающем |
их бесперебойную |
работу |
и |
безопасность |
движения. |
||||||
Предупреждение появления каких-либо неисправностей |
в |
работе |
|||||||||
локомотивов |
и моторвагонного |
|
подвижного состава |
и |
обеспечение |
||||||
длительных |
сроков |
их службы |
должно |
быть главным |
в работе лиц, |
||||||
ответственных за его содержание |
(ПТЭ, § 135). |
|
|
|
|
|
|||||
Исправное состояние подвижного состава обеспечивается ухо |
|||||||||||
дом за ним |
в процессе эксплуатации |
и ремонтом |
в |
установленные |
|||||||
сроки, выполняемым в локомотивных |
депо |
и на |
локомотиво-ре- |
||||||||
монтных заводах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Локомотивы, на |
которых установлен |
источник |
энергии |
(двига |
|||||||
тель внутреннего сгорания, газовая турбина), |
относятся к автоном |
||||||||||
ному подвижному |
составу (тепловозы, |
газотурбовозы, |
мотовозы, |
дизель-поезда, турбопоезда, автомотрисы). Электровозы и электро поезда получают электрическую энергию от постороннего источ ника и называются неавтономным подвижным составом.
Электровозом называется локомотив, источником энергии ко торого является электрический ток, получаемый через контактную сеть от электрических станций. Тяговые электродвигатели преоб разуют электрический ток в механическую энергию, вращающую колесные пары электровоза.
Электропоезд состоит из моторных и прицепных (головных) ва гонов и предназначен для перевозки пассажиров на электрифици рованных линиях железных дорог. Электрическую энергию электро поезд получает через контактную сеть. В электропоездах электри ческая энергия преобразуется в механическую, так же как и на электровозах тяговыми электродвигателями.
Тепловозом называется локомотив, на котором установлен дви
гатель внутреннего |
сгорания (обычно дизель), превращающий хи |
мическую энергию топлива в механическую. |
|
На паровозе роль силовой установки выполняет паровой котел, |
|
а пароваямашина |
преобразует тепловую энергию в механическую. |
Газотурбовозом |
называется локомотив, имеющий в качестве |
силовой установки |
газовую турбину. |
166
Мотовозом принято называть автономный локомотив с первич ным карбюраторным двигателем мощностью до 200 л. с. Иногда к мотовозам относят локомотивы мощностью до 50 л. с, вне зависи мости от типа первичного двигателя — карбюраторного или ди зельного.
Дизель-поезд — это подвижная единица с дизельным двигате лем, состоящая из моторных и прицепных вагонов, как правило, не менее трех, предназначенных для перевозки пассажиров, в основ ном на участках с автономными видами тяги.
Турбопоезд в отличие от дизель-поезда в качестве силовой установки имеет газовую турбину.
Автомотриса состоит из одного-двух пассажирских вагонов и имеет в одном из них — головном вагоне — в качестве силовой установки двигатель внутреннего сгорания. В последнее время на железных дорогах СССР появились в опытной эксплуатации акку муляторные моторвагонные поезда и турбомотрисы. Аккумулятор ные поезда относятся к автономным подвижным единицам, так как
вкачестве силовой установки они имеют тяговые аккумуляторы.
Взависимости от типа и системы передачи энергии от первично го двигателя к колесным парам различают локомотивы с электри ческой, гидравлической и механической передачами.
На магистральных локомотивах и электропоездах наибольшее распространение получила электрическая передача постоянного то ка. При этой передаче каждая колесная пара локомотива или мо торного вагона электропоезда приводится в движение электриче ским тяговым двигателем постоянного тока. В последнее время на магистральных тепловозах стала применяться передача переменнопостоянного тока.
Гидравлическая передача применяется главным образом на ма невровых тепловозах малой и средней мощности, а так же на ди зельных поездах. Исключение составляют грузо-пассажирский теп ловоз ТГ102 и тепловоз ТГ16, на которых применена гидропередача.
Механическая передача применяется на тепловозах и мотово зах малой мощности и на некоторых типах дизельных поездов. Раз личают два вида привода от двигателя к колесным парам локомо тивов: индивидуальный и групповой. К индивидуальному приводу относится электрическая передача (на каждой оси-установлен тя говый двигатель). Групповой привод используется в гидропередаче, электрической передаче с одним тяговым двигателем на две и более осей (мономоторный привод) и механической при помощи дышлового механизма.
По роду выполняемой работы локомотивы разделяются на ма гистральные и маневровые. Магистральные локомотивы в свою очередь делятся на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские.
Грузовые локомотивы предназначены для вождения грузовых поездов на магистральных линиях. Пассажирские локомотивы об служивают пассажирские поезда. Эти локомотивы могут исполь зоваться и для вождения рефрижераторных и контейнерных поез дов.
167
Грузо-пассажирскими локомотивами принято называть такие локомотивы, которые по своим характеристикам могут использо ваться как в грузовом, так и в пассажирском движении. На наших железных дорогах к таким локомотивам относятся тепловозы ТГ102, Т37 и электровозы ВЛ60П .
Маневровые локомотивы предназначены для маневровой рабо ты на станциях, пунктах погрузки и выгрузки, а также для работы на подъездных путях. При небольших весовых нормах поездов маневровые локомотивы могут использоваться в вывозной и пере даточной работах.
63. Серии и осевые характеристики локомотивов
Каждому вновь построенному локомотиву и моторвагонному поезду присваивается наименование или как принято говорить «се рия». Серия присваивается заводом-изготовителем вместе с заказ чиком. На наших железных дорогах принята буквенно-цифровая система обозначения серий.
Электровозы отечественного производства обозначаются буква ми «ВЛ» в честь В. И. Ленина и далее цифрой, которая выражает осевую нагрузку или порядковый заводской номер конструктор ского варианта электровоза. Затем через тире пишется порядковый номер электровоза. Так, например, шестиосный электровоз посто янного тока обозначается: ВЛ23—001. Восьмиосный электровоз пе ременного тока обозначается: ВЛ80К —050. Здесь цифра 23 — на грузка на ось локомотива в тоннах, цифра 80 — порядковый номер заводской конструкторской разработки. Буква (индекс) «к» пока зывает, что на электровозе установлены кремниевые полупроводни ковые выпрямители.
. В обозначениях электровозов встречаются и другие индексы: например, у серии ВЛ22М — буква «м» отмечает модернизацию локомотива, у серии ВЛ80Т — буква «т» ставится в том случае, когда на электровозе установлен реостатный тормоз, буква «п» указывает назначение локомотива — пассажирский, а буква «р» присваивается электровозам с рекуперацией и т. д.
Электровозам импортным серия устанавливается также по буквенно-цифровой системе, но с иным значением букв. Напри мер, шестиосные электровозы постоянного и переменного тока чехословацкого производства обозначаются: ЧС2-001 и ЧС4-0100. Здесь буквы указывают название страны, где электровоз построен, а цифры — порядковые номера заводских конструкторских вариан тов. Электровозы серии «Ф» построены во Франции.
Следует заметить, что в обозначении электровозов встречаются отклонения от приведенной выше системы. Так, импортные элект ровозы, построенные в США, ФРГ, Италии, имеют буквенное обозначение в виде одной заглавной буквы: С, К, Си . Здесь буква «С» означает «Сурамский» (название перевала на Закавказской
168