Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 4
линиях, а также в особо трудных условиях и на вновь электри
фицируемых линиях допускается расстояние |
от оси пути до внут |
|||
реннего края опор на станциях |
не менее 2450 мм и на перегонах |
|||
2750 мм. На |
кривых участках |
пути эти размеры увеличиваются |
||
в соответствии |
с |
габаритным |
уширением, |
установленным для |
опор контактной |
сети (ПТЭ, §§ 116—123)- |
|
Требования к устройствам энергоснабжения железных дорог.
Устройства энергоснабжения железных дорог обладают рядом
специфических |
особенностей. Например, |
контактная |
сеть прохо |
|
дит по территории городов и населенных |
пунктов, под |
мостами, |
||
вблизи жилых зданий и т. д. |
|
|
|
|
В связи с этим ПТЭ устанавливает обязательные |
требования |
|||
к устройствам |
энергоснабжения, касающиеся, главным |
образом, |
техники безопасности. В пределах искусственных сооружений рас стояние от токонесущих элементов токоприемника и частей кон тактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных ча
стей сооружений и подвижного состава |
должно |
быть |
не |
менее |
|||||
200 мм на линиях постоянного и 350 мм |
на линиях |
переменного |
|||||||
тока- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В исключительных |
случаях, для |
существующих |
сооружений |
||||||
с разрешения МПС эти |
расстояния |
(воздушные |
зазоры) |
могут |
|||||
быть 150 и 300 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все |
металлические |
конструкции |
(мосты, |
путепроводы, |
свето |
||||
форы, |
гидроколонки и т. п.), расположенные |
от токонесущих ча |
|||||||
стей контактной сети на расстоянии |
менее 5 м, должны |
быть за |
|||||||
землены. Так же подлежат заземлению металлические |
опоры и |
||||||||
детали крепления изоляторов контактной сети, если |
они установ |
||||||||
лены на железобетонных опорах, железобетонных |
и |
неметалли |
|||||||
ческих искусственных сооружениях. |
|
|
|
|
|
|
|
||
В зоне влияния контактной сети |
переменного |
тока |
обязатель |
||||||
но заземляются все металлические |
сооружения, |
на |
которых мо |
гут -возникнуть опасные напряжения. На путепроводах и пеше
ходных мостах, расположенных над контактной |
сетью, должны |
|
быть установлены предохранительные щиты и |
сплошной |
настил |
в местах прохода людей для ограждения частей контактной |
сети, |
|
находящихся под напряжением. |
|
|
69. Энергоснабжение устройств СЦБ и защита подземных сооружений
К нетяговым потребителям электрической энергии, которые пи таются от тяговых подстанций, кроме других объектов, относятся также и устройства СЦБ, являющиеся'потребителями первой ка тегории, т. е. к объектам, нарушение электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу без опасности движения, нарушение работы особо важных элементов железнодорожного хозяйства.
Поэтому отклонение напряжения переменного тока на уст ройствах СЦБ от установленных норм допускается в сторону
179
уменьшения |
не |
более |
10% |
и в сторону |
увеличения |
не |
|
более |
||||||
"5% |
(ПТЭ, § |
114). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устройства |
СЦБ |
и |
диспетчерской |
|
централизации |
получают |
|||||||
электропитание по специальным линиям. На участках |
переменно |
|||||||||||||
го тока для питания автоблокировки |
|
подвешивается |
на |
опорах |
||||||||||
контактной сети одна фаза напряжением 27,5 кв, |
а трансформа |
|||||||||||||
торы СЦБ включают между этой фазой |
и рельсами. |
Резервным |
||||||||||||
источником питания в этом случае служит система |
Д П Р |
(два про |
||||||||||||
вода — рельс). При этой системе на опорах подвешиваются |
про |
|||||||||||||
вода двух фаз напряжением 27,5 кв, а третьим |
проводом является |
|||||||||||||
рельс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На участке постоянного тока линией питания устройств |
СЦБ |
||||||||||||
служит трехфазная линия |
напряжением |
6—10 |
кв, |
подвешиваемая |
||||||||||
на опорах контактной сети. Воздушные высоковольтные |
|
линии |
||||||||||||
электропередачи, питающие |
устройства |
автоблокировки |
и диспет |
|||||||||||
черской централизации, |
должны |
иметь расстояние |
от |
нижней |
||||||||||
точки самого большого провеса провода |
до земли |
не |
менее 6 м |
|||||||||||
на |
перегонах, |
а при |
пересечении |
с |
автомобильными |
дорогами, |
||||||||
а также на станциях |
и в населенных |
пунктах |
не менее |
7 м. |
При |
пересечении такой высоковольтной линией железнодорожных пу тей расстояние от нижней точки провеса провода до головки рель са должно быть не менее 7,5 м (ПТЭ, § 124).
На железных дорогах, электрифицированных на |
постоянном |
токе, имеет место так называемая электролитическая |
коррозия, |
которая поражает металлические предметы и части сооружений,
находящиеся в земле, вблизи железнодорожного |
полотна. |
Это |
|||||||||
явление вызывается |
блуждающими |
токами, |
которые |
«утекают» |
|||||||
с рельсовых нитей, |
т. е. с обратного |
провода |
контактной сети. |
||||||||
Блуждающие токи могут вывести из строя, например |
нефтепро- |
||||||||||
водные трубы, арматуру железобетонных опор, |
металлические |
||||||||||
сваи мостов, фундаменты зданий и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Правила |
технической |
эксплуатации требуют, |
чтобы |
подзем |
|||||||
ные металлические |
сооружения |
(трубопроводы, |
кабели |
и |
т. |
п.), |
|||||
а также металлические и железобетонные мосты, |
путепроводы, |
||||||||||
опоры контактной |
сети, светофоры и др., находящиеся |
в |
районе |
||||||||
линий, электрифицированных на постоянном токе, |
были |
защище |
|||||||||
ны от действия блуждающих токов (§ 115). Трубопроводы и |
ме |
||||||||||
таллические части конструкций защищаются специальными |
по |
||||||||||
крытиями. Проводят борьбу с утечкой обратного |
тока |
с |
рельсо |
||||||||
вых нитей, сооружая специальные заграждения |
|
(ловушки) |
от |
||||||||
блуждающих токов и др. На участках переменного тока |
явление |
||||||||||
электролитической коррозии отсутствует. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Тяговый постоянный ток может отрицательно |
повлиять |
на |
|||||||||
электрические |
рельсовые |
цепи автоблокировки |
и |
диспетчерской |
|||||||
централизации, что |
привело бы |
к искажению |
показаний |
светофо |
ров. Чтобы не допустить этого, рельсовые цепи автоблокировки и диспетчерской централизации работают на переменном токе с ча стотой 50 гц.
При электрификации на переменном токе, в качестве ради-
180
кального средства по борьбе с влиянием тягового тока на устрой ство связи, воздушные линии связи заменяют на кабельные. Ка бель связи имеет защитную оболочку и не боится помех.
Тяговый ток образует также помехи в работе радио, телеви дения и других устройств с ионными приборами, если эти аппа раты и устройства находятся вблизи контактной сети или тяговой подстанции. Для устранения таких помех применяются специаль ные устройства (фильтры), которые устанавливаются на под станциях и на электроподвижном составе.
70. Стыкование различных систем электротяги
На отечественных железных дорогах электрификация осуще ствляется на переменном и на постоянном токе. Участки с раз личными видами тока обычно соединяются на сортировочных или участковых станциях. Такие станции называются станциями сты кования.
Участки обычно стыкуются путем секционирования путей прибытия и отправления поездов и переключения этих путей с центрального диспетчерского пульта на требуемый вид тока. Между маршрутами, подготавливаемыми для следования элек тровозов по путям станции, и родом напряжения, подаваемого на секции контактной подвески, существует автоматическая зависи мость.
На железных дорогах Советского Союза применяются |
элек |
||
тровозы, работающие как на постоянном, так и на |
переменном |
||
токе. Это восьмиосные электровозы двойного питания |
ВЛ82. Они |
||
могут «проходить» |
стыковые станции без изменения |
вида |
тока |
в контактной сети, |
переключая систему питания на |
электровозе- |
71. Структура управления энергоснабжением и энергетическим хозяйством
Руководство отраслью электрификации и энергетического хо зяйства всех железных дорог и промышленных предприятий же лезнодорожного транспорта осуществляет Главное управление электрификации и энергетического хозяйства Министерства путей сообщения.
Служба • электрификации и энергетического хозяйства управ ления дороги осуществляет руководство участками энергосна;бжения и приписанным к дороге парком передвижных электростан ций, подстанций и прочих технических средств. Одна из важней ших задач службы — бесперебойное снабжение электроэнергией
электрифицированных участков дороги и потребителей |
электри |
||
ческой |
энергии во всех отраслях хозяйства дороги, |
а |
. так |
же и не |
транспортных потребителей, подключенных |
к |
сетям |
дороги. |
|
|
|
181
Основным производственным предприятием хозяйства элек трификации и энергетики является участок энергоснабжения. Он подчиняется отделению дороги и службе электрификации и энер гетического хозяйства управления дороги.
Участок энергоснабжения — хозрасчетная единица. В его ве дении находятся тяговые подстанции, повышающие и понижаю щие устройства, высоковольтные и низковольтные линии и сети передачи электрической энергии, а также дистанции контактной сети.
Кроме этого, в ведении участка энергоснабжения находятся все устройства для наружного освещения железнодорожных стан
ций, продольные линии |
электропередачи |
и |
устройства |
телеуправ |
|
ления энергетическими |
системами. |
|
|
|
|
Развитие электрификации железных |
дорог. |
В |
Директивах |
||
XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану |
развития |
народного |
|||
хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. предусмотрено |
проведение ра |
бот по дальнейшей электрификации железных дорог. За этот пе риод намечается электрифицировать б—7 тыс. км железнодорож ных линий. Электрификация будет проводиться главным образом на переменном токе; на постоянном токе будут электрифициро ваться участки, тяготеющие к ранее электрифицированным по этой системе направлениям.
К концу текущей девятой пятилетки общая протяженность электрифицированных линий будет примерно 40 тыс. км. Грузо оборот, выполняемый электри-ческой тягой, будет составлять свы ше 53%.
ГЛАВА 17. Л О К О М О Т И В Ы И М О Т О Р В А Г О Н Н Ы Й П О Д В И Ж Н О Й С О С Т А В
72. Техническая характеристика |
основных серий |
электровозов |
|
На железных дорогах Советского Союза |
эксплуатируются |
электровозы постоянного и переменного тока. Основными сериями грузовых электровозов постоянного тока являются электровозы:
ВЛ10, В/123, ВЛ8, ВЛ22М (рис. |
102). Наиболее |
распространен |
|
ный пассажирский электровоз постоянного тока |
ЧС2, выпускает |
||
ся заводом им. В. И. Ленина в |
Чехословакии. |
На |
направлениях, |
электрифицированных на переменном токе, в грузовом движении эксплуатируются электровозы ВЛ60К , ВЛ80" (рис. 103, 104), ВЛ80Т . В пассажирском движении используются электровозы ЧС4 (рис 105) и ВЛ60П . Электровозы ВЛ60П по конструкции аналогич ны электровозам ВЛ60К . но имеют меньшее передаточное отно
шение тягового |
редуктора. |
На некоторых |
железных дорогах |
в пассажирском |
движении |
имеются четырехосные электровозы |
|
постоянного тока |
серий ЧС1 и ЧСЗ. |
|
182